Каков в настоящее время  порядок  планирования  средств  Фонда
    социального страхования по временной  утрате  трудоспособности
    по статье  бюджета  Фонда  "Оздоровительные  мероприятия"?  На
    какие мероприятия предусмотрены эти расходы  и  почему изменен
    действующий ранее порядок их планирования и расходования?

    * * *

    Руководствуясь  статьями  47,  48  и  49  Закона  Украины  "Об
общеобязательном государственном социальном страховании в связи  с
временной утратой  трудоспособности  и  расходами,  обусловленными
рождением и погребением" от 18.01.2001 г.  № 2240-III ( 2240-14 ),
за  счет  средств  Фонда  в   пределах    ассигнований,    которые
определяются ежегодно при утверждении бюджета Фонда  на  следующий
финансовый  год,  предусматриваются   ассигнования    по    статье
"Оздоровительные  мероприятия"  для  обеспечения    финансирования
санаторно-курортного лечения застрахованных лиц и членов их семей,
частичного финансирования санаториев-профилакториев,  предприятий,
учреждений  и  организаций,  детских   оздоровительных    лагерей,
детско-юношеских спортивных школ и внешкольного обслуживания.
    Планирование  средств  по  данной  статье  на  указанные  цели
осуществляется пропорционально численности работающих  из  расчета
расходов  на  одного  работающего  в  соответствии  с  Инструкцией
о  порядке  составления  и  исполнения  бюджета Фонда  социального
страхования  по  временной  утрате трудоспособности,  утвержденной
постановлением правления Фонда от 26.06.2001 г. № 15.
    Общие ассигнования по статье "Оздоровительные мероприятия"  на
следующий  бюджетный  год  планируются  в  объеме,  обеспечивающем
предоставление социальных услуг, прежде всего, санаторно-курортное
лечение и оздоровление застрахованных и членов их семей на  уровне
не ниже уровня предыдущего бюджетного года.
    Последнее очень важно, учитывая то, что расходы по этой статье
раньше планировались по остаточному принципу.
    Это означало, что размер  тарифа  страховых  взносов  в  Фонд,
утверждаемый  Верховной    Радой    Украины    ежегодно,    должен
гарантированно обеспечивать в системе Фонда лишь выплаты помощи, в
то время, как  расходы  на  оздоровительные  мероприятия  (лечение
больных, содержание санаториев-профилакториев, оздоровление  детей
и т. п.) могли осуществляться каждый год  лишь  в  зависимости  от
наличия остатка средств в бюджете Фонда.
    Такая ситуация существенно ухудшала предоставление  социальных
услуг застрахованным лицам и членам их семей.
    Наконец,  планирование  средств  Фонда   на    оздоровительные
мероприятия по остаточному принципу не соответствовало требованиям
ст. 22 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ), которой определено, что
при принятии новых  законов или внесении изменений  в  действующие
законы не допускается  сужение  содержания  и  объема существующих
прав и свобод.
    Анализ расходования средств на оздоровительные  мероприятия  в
предыдущих  годах  по  остаточному  принципу  их  планирования   и
расходование выявил  дополнительные  отрицательные  стороны  этого
механизма.
    Прежде всего, не соблюдался основной принцип  функционирования
средств  социального  страхования  -  принцип    их    солидарного
использования.
    Так,  средства  на  оздоровительные  мероприятия  в  отдельных
регионах и областях в 4-6 раз  превышали  расходы  из  расчета  на
одного работающего по сравнению с другими.  Этим нарушались  права
граждан относительно  равных  возможностей  их  социальной  защиты
путем предоставления социальных услуг за счет средств Фонда.
    Тем не менее  в  течение последнего  времени  в  органы  Фонда
социального  страхования  по  временной  утрате   трудоспособности
поступают отдельные обращения о возврате к  предыдущему  механизму
формирования средств Фонда на оздоровительные мероприятия.
    Как  показала  практика,  такие  обращения  поступают  от  тех
учреждений и организаций, а также профсоюзных органов,  в которых,
как отмечалось выше,  расходы  на  оздоровление одного работающего
ранее были значительно больше  по  сравнению  с  другими областями
или  организациями,   что  являлось  определенной   дискриминацией
относительно  прав  застрахованных  на   пользование    средствами
социального страхования.
    Вернемся еще раз к прежнему механизму использования средств на
оздоровительные мероприятия.
    Предыдущей Инструкцией о порядке  планирования  бюджета  Фонда
социального  страхования  Украины,  утвержденной    постановлением
правления  Фонда  социального  страхования  Украины от 02.12.99 г.
№ 18 ( v8149225-99 ), (срок действия ее истек  26.06.2001 г.)  был
предусмотрен  механизм, который  в   отдельных    случаях    давал
возможность  на  оздоровление  работающих  и  членов   их    семей
увеличивать или уменьшать расходы сумм, утвержденных бюджетом.
    Уменьшение  ассигнований  на  указанные  цели   должно    было
осуществляться при условии уменьшения по сравнению с планом  суммы
общих   поступлений  в  Фонд  или  при  росте   по   сравнению   с
запланированными расходами связанными с выплатой помощи.
    Увеличение ассигнований на оздоровление работающих и членов их
семей осуществлялось соответственно при возрастании поступлений  в
Фонд и экономии средств на выплату помощи.
    После выполнения  указанных  требований  Фонд  можно  было  бы
рассматривать  как  предпринимательскую  структуру,  которая    не
соответствует  требованиям  действующего    законодательства    по
социальному страхованию.  В частности, потому, что средства  Фонда
формируются как целостная система и  используются  по  солидарному
принципу,  который  достигается  путем  их  перераспределения  для
обеспечения страховых лиц и членов их семей одинаковыми  условиями
относительно предоставления материального обеспечения и социальных
услуг.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№18/02, стр. 65
[07.05.2002]
В. П. Москаленко
Нач. бюдж. упр. Фонда соц. страх. по врем. утрате трудоспособности
------------------------------------------------------------------