Вексель налоговый -> капут полный

------------------------------------------------------------------

    О  несчастной   судьбе   налоговых   векселей   после   выхода
Постановления КМУ  от  10.01.2002 г. №  21 ( 21-2002-п ) (далее  -  
Постановление № 21) {1} мы уже писали  в "Бухгалтере" №  5'2002 на  
с. 64-65  ("Вексель капут?").  Там же  рассказывалось о  некоторых  
маленьких  уловках, на которые идут импортеры, чтобы  хоть  как-то  
выхитрить себе налоговый векселек в сложившейся ситуации.
    С  тех  пор  в  налогововексельном  поле  произошли  некоторые
изменения.  Каждое из них, в общем-то, не столь уж и  значительно,
однако в целом они довольно существенно  повлияли  на  эту  сферу.
Плательщики, понятно, тоже не дремали, а выдумывали новые  способы
обойти законодательные ограничения.  В общем, мы решили, что  пора
дать   обзор   связанных  с   налоговыми  векселями   новшеств,  а  
заодно  - по  причине   изменившихся  обстоятельств - кое  в   чем
подкорректировать свою позицию.  Если эта тема для вас  актуальна,
перечитайте указанную статью в  "Бухгалтере"  №  5'2002,  а  затем
возвращайтесь сюда.

    Надежды и разочарования

    Вначале  -  общее  замечание.  До  многих  из  вас,  вероятно,
доходили слухи о  том,  что  Киевский  хозяйственный  суд  признал
недействительным п. 9 Постановления № 21 (тот самый пункт, который
стал причиной ужесточения налогововексельного  режима).  Вынуждены
вас   разочаровать:  недавно  в  газете  "Бизнес"  №  21/2002  (с.  
9)  появилось  сообщение  о  том,   что   Киевский   апелляционный
хозяйственный суд
    "удовлетворил  апелляцию   правительства  и  отменил   решение
хозяйственного суда  г.  Киева  от  22  марта  <...>  о  признании
незаконным п. 9 Постановления Кабинета Министров Украины №  21  "О
мерах по обеспечению исполнения Государственного бюджета Украины в
I квартале  2002  года".  Тем  самым  суд  узаконил  неправомерное
действие Кабмина".

    Так что поводов для оптимизма  поубавилось.  И  хотя  компания
"Интерпайп", судившаяся с правительством,  по  сообщению  того  же
"Бизнеса", намерена продолжать борьбу в Высшем хозяйственном суде,
пока Постановление № 21 продолжает действовать.  А это значит, что
большинству  импортеров   не   видать   налоговых   векселей   как
собственных ушей.
    Зато пессимистичные прогнозы относительно  справки  из  ГНИ  о
наличии возмещения, похоже, не оправдались.  По  имеющимся  у  нас
сведениям, на практике таможни принимают справки с  полной  суммой
возмещения (имеющейся в лицевом счете импортера в ГНИ), то есть  с
учетом сумм, накопленных и в предыдущих отчетных  периодах.  Кроме
того, до 20-го числа текущего  месяца  таможенники  еще  принимают
справки о сумме возмещения по итогам  предпредыдущего  месяца  (до
20-го июня, скажем, принимаются справки  о  возмещении  по  итогам
апрельской декларации).

    Письма для всех и для избранных

    Теперь - о частностях.  С января месяца  на  интересующую  нас
тему появилось несколько писем, обзор которых мы предлагаем вашему
вниманию.
    1. ГТСУ  в   письмах  от  22.01.2002 г.  №  11/3-15-604-ЕП {2}
( v-604342-02 ) и от 19.02.2002 г.  № 11/3-15-1522 ( v1522342-02 )  
указала,  что под "ввозом товаров для собственных производственных 
нужд" следует понимать "ввоз товаров без последующей реализации".
    Затем появилось куда более мрачное письмо того же ведомства от
06.03.2002 г.:

|-----------------------------------------------------------------|
|   Из письма ГТСУ от 06.03.2002 г. № 11/3-15-2052                |
|                                                                 |
|                                   Северной региональной таможне |
|                                                                 |
|   <...>                                                         |
|                                                                 |
|   Под  ввозом  на  таможенную  территорию  Украины  товаров  для|
|собственных производственных нужд  признается  ввоз  товаров  без|
|последующей   реализации   с   использованием    в    собственном|
|производственном обороте.                                        |
|   При ввозе на таможенную территорию  Украины  сырья  требование|
|относительно   ввоза  для   собственных   производственных   нужд|
|выполняется при условии переработки такого сырья  на  собственных|
|производственных мощностях.                                      |
|   Таким образом, при передаче  на  переработку  импортированного|
|сырья  другому  субъекту  хозяйствования   указанное   требование|
|Постановления Кабинета Министров Украины от 10.01.2002 №  221  не|
|выполняется.                                                     |
|                                                                 |
|                              Заместитель председателя А. Шейко  |
|-----------------------------------------------------------------|

    Понятно, что требования этого письма ставят крест на налоговых
векселях в тех случаях, когда ввозимое используется  импортером  в
давальческих схемах (о которых мы писали в "Бухгалтере" № 5'2002).
На наш взгляд, таможенники здесь явно вышли за рамки Постановления
№ 21.
    2. Следующая прелесть - письмо ГТСУ от 25.03.2002 г.:

|-----------------------------------------------------------------|
|   Письмо ГТСУ от 25.03.2002 г. № 11/3-15-2706-ЕП                |
|                                                                 |
|                                Начальникам региональных таможен,|
|                                             начальникам таможен |
|                                                                 |
|   В случае обращений субъектов внешнеэкономической  деятельности|
|по поводу срока действия Постановления Кабинета Министров Украины|
|от   10.01.2002  №  21  "О  мерах  по   обеспечению    исполнения|
|Государственного  бюджета   Украины  в  I  квартале  2002   года"|
|указываем, что ограничение времени действия данного Постановления|
|не предусмотрено.                                                |
|                                                                 |
|                               Заместитель председателя А. Шейко |
|-----------------------------------------------------------------|

    Итак, Постановление № 21, несмотря  на  название  и  преамбулу
(где тоже говорится о I квартале сего года), рамками I квартала не
ограничивается.  Что сильно разочаровало тех немногих  оптимистов,
которые решили, будто неприятности закончатся уже в апреле.
    3. Совместное письмо Минэкономики и  ГТСУ слегка "скорректиро-
вало"  ограничения,   установленные в   письме  от  06.03.2002 г., 
пойдя на уступки магнатам нефтебизнеса:

|-----------------------------------------------------------------|
|   Письмо  Минэкономики  и  по  вопросам  европейской  интеграции|
|Украины от 25.03.2002 г. № 72-3/36 и  ГТСУ  от  26.03.2002  г.  №|
|11/1-03-2734-ЕП                                                  |
|                                                                 |
|   Учитывая  особенности   операций   по  ввозу   на   таможенную|
|территорию Украины нефти сырой, предназначенной  для  переработки|
|на  украинских   нефтеперерабатывающих  заводах  (далее -   НПЗ),|
|установить, что с 1 апреля  2002  года  при  осуществлении  таких|
|операций ввоз для собственных производственных нужд  определяется|
|при условии:                                                     |
|                                                                 |
|   1. Ввоза нефти сырой непосредственно НПЗ для переработки.     |
|                                                                 |
|   2. Наличия у импортера  нефти  сырой  контракта  (договора)  с|
|украинским НПЗ на ее переработку.  Срок действия такого контракта|
|не может быть менее б месяцев, а объем  переработки  нефти  сырой|
|- не менее 25000 тонн в месяц.                                   |
|                                                                 |
|   3.  Наличия  у   импортера   нефти   сырой   договора   аренды|
|оборудования продолжительностью не менее чем на 6 месяцев для  ее|
|переработки.                                                     |
|   Для применения вексельной формы расчетов  по  уплате  НДС  при|
|таможенном оформлении нефти сырой достаточно одного из  указанных|
|в п. 1-3 условий.  Перепродажа нефти  сырой,  ввезенной  с  целью|
|переработки и оформленной с применением вексельной формы расчетов|
|по уплате НДС, не допускается.                                   |
|   С целью контроля за  соблюдением  указанных  условий  импортер|
|нефти   сырой   представляет   в   таможенный   орган   следующие|
|дополнительные документы:                                        |
|   а)  при   таможенном   оформлении  -  гарантийное   письмо   -|
|обязательство об  использовании  нефти  сырой  исключительно  для|
|переработки на украинском НПЗ;                                   |
|   б) в 15-дневный срок после завершения таможенного оформления -|
|отчет в 2-х экземплярах о фактическом использовании нефти  сырой.|
|                                                                 |
|                                  Министр экономики и по вопросам|
|                         европейской интеграции Украины А. Шлапак|
|                                                                 |
|                          Председатель Государственной таможенной|
|                                      службы Украины Н. Каленский|
|                                                                 |
|                                                     Согласовано:|
|   Государственная налоговая администрация Украины               |
|-----------------------------------------------------------------|

    Это письмо может пригодиться  не  только  нефтедельцам,  но  и
обычным предприятиям, использующим давальческие схемы. Ведь нельзя
же утверждать, что в  одном  случае  "давал"  -  это  "собственные
производственные", а в другом - не "собственные  производственные"
нужды. Подход должен быть единым.
    Следовательно, если дело дойдет  до  суда,  то  данное  письмо
может послужить аргументом в защиту импортера-"давальца".

    4.  Наконец,  письмом  от  22.04.2002  г.  №   11/2-15-3641-ЕП
( v3641342-02 )  таможенники  отозвали   ряд   старых   писем,  не  
соответствующих требованиям Постановления № 21 (в том числе письмо  
от 26.12.2000 г. № 15/2-5111-ЕП ( v1511342-00 ) {3}).
    Подведем  итоги.  Как  видите,  самые   большие   неприятности
принесло письмо от 06.03.2002 г. (см.  выше  п.  1),  "зарубившее"
налоговые  векселя  в  ситуациях,  когда  сырье   перерабатывается
импортером  не  на  собственных  производственных  мощностях.  Оно
подкосило не только  давальческие  схемы,  но  и  деятельность  по
переработке ввозимого сырья на арендуемом оборудовании!
    Теперь при ввозе сырья-материалов  помимо  справки  из  ГНИ  о
возмещении НДС  и  гарантийного  письма  о  целевом  использовании
(неотчуждении) местные таможни требуют от  импортера  прилагать  к
налоговому векселю еще  и  справку  (подписанную  руководителем  и
главбухом)  о   наличии   на    балансе   импортера   собственного
оборудования и помещения.  Если  собственного  помещения  нет,  то
проходит  и   договор   аренды   чужого  помещения   {4}  (но   не
оборудования!). Кое-где вдобавок требуют еще и статформу № 1-П.

    Маневры и опасности

    В целом ситуация, конечно, плачевная: редкий импортер  долетит
до налогового векселя. Поэтому те, кому без векселя - крышка (ведь
зачастую иным путем возмещение из бюджета  не  вытянуть),  находят
свои лазейки, пусть не всегда законные. Вот некоторые из них:
    1. При ввозе представляются документы о  наличии  собственного
оборудования и т. п., а затем работа идет по  давальческой  схеме.
Оправдываются такие импортеры тем, что, дескать, свое оборудование
резко забарахлило (сломалось, не укомплектовано, украдено и т. д.,
и т. п.), поэтому -  чтобы  не  простаивать  -  сырье  передано  в
переработку.
    Но это может проходить до поры, до времени: если вдруг таможня
будет поставлена перед  фактом  обмана  {5}  -  налогововексельная
лавочка может тут же захлопнуться.  Особо вредные таможенники  при
этом еще и "настучат" на такого не в  меру  шустрого  импортера  в
налоговую милицию, а та, в свою очередь, может  и  уголовное  дело
завести, если уличит импортера в умышленной лжи... {6}

    2. Заключается договор о совместной деятельности  импортера  и
предприятия-производителя, в рамках каковой ввозится сырье. Но, по
имеющимся сведениям, такой вариант проходит далеко  не  на  всякой
таможне.  Да и сам по  себе  такой  договор  выглядит  не  слишком
привлекательно  -  с  его  отдельным  СД  -  учетом  и  множеством
налоговых заморочек. {7}

    3. Иногда идут и на такую крайнюю меру: в тех  случаях,  когда
это возможно, производители и  импортеры  реорганизуются,  образуя
единое  юрлицо  (путем   присоединения  или  слияния).   Но   этим
занимаются лишь самые солидные фирмы, которые предполагают, что п.
9 Постановления № 21 пришел к нам  всерьез  и  надолго,  а  потому
стремятся обезопасить себя на будущее.
    Конечно, все еще остается надежда на Высший  хозяйственный,  а
то и на Верховный суд.  Однако надежда эта - весьма слабая. Скорее
помощь может прийти от новых депутатов, если они, поделив  наконец
портфели, таки примутся  за  свои  прямые  обязанности  и  обратят
внимание на царящее в налоговых векселях беззаконие.

    Р.S.  Напомним,  кстати,  что  предприятия   с    иностранными
инвестициями уже ни при каких раскладах оформить налоговый вексель
на таможне не смогут (см. изменения,  внесенные  в п.  11.5 Закона 
об  НДС   Законом  от  20.12.2001  г.  №  2899-III ( 2899-14 ),  в
"Бухгалтере" № 3'2002 на с. 9).




    {1}  Напомним,  что  пунктом  9   этого   Постановления   (см.
"Бухгалтер"   №  4'2002,  с.  6)   были   введены   дополнительные
ограничения, требующие наличия у импортера НДСного  возмещения  по
итогам предыдущего периода, а также ввоза по прямым договорам  для
собственных производственных нужд.
    {2} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 9.
    {3} См. "Бухгалтер" № 32'2001, с. 84.
    {4}  Спасибо,  что  хоть   на   арендованных   площадях   пока
разрешают...
    {5} А мир не без "добрых" людей.
    {6}  Тем,  кто  на  этом   попадется,  можно   порекомендовать
воспользоваться совместным письмом Минэкономики и ГТСУ (см. выше).
    {7} Естественно, если договор не фиктивный, то  есть  заключен
не только для того, чтобы показать его на таможне.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 21/02, стр. 32
[01.06.2002]
Алексей Павленко

------------------------------------------------------------------