Вексель налоговый -> капут полный ------------------------------------------------------------------ О несчастной судьбе налоговых векселей после выхода Постановления КМУ от 10.01.2002 г. № 21 ( 21-2002-п ) (далее - Постановление № 21) {1} мы уже писали в "Бухгалтере" № 5'2002 на с. 64-65 ("Вексель капут?"). Там же рассказывалось о некоторых маленьких уловках, на которые идут импортеры, чтобы хоть как-то выхитрить себе налоговый векселек в сложившейся ситуации. С тех пор в налогововексельном поле произошли некоторые изменения. Каждое из них, в общем-то, не столь уж и значительно, однако в целом они довольно существенно повлияли на эту сферу. Плательщики, понятно, тоже не дремали, а выдумывали новые способы обойти законодательные ограничения. В общем, мы решили, что пора дать обзор связанных с налоговыми векселями новшеств, а заодно - по причине изменившихся обстоятельств - кое в чем подкорректировать свою позицию. Если эта тема для вас актуальна, перечитайте указанную статью в "Бухгалтере" № 5'2002, а затем возвращайтесь сюда. Надежды и разочарования Вначале - общее замечание. До многих из вас, вероятно, доходили слухи о том, что Киевский хозяйственный суд признал недействительным п. 9 Постановления № 21 (тот самый пункт, который стал причиной ужесточения налогововексельного режима). Вынуждены вас разочаровать: недавно в газете "Бизнес" № 21/2002 (с. 9) появилось сообщение о том, что Киевский апелляционный хозяйственный суд "удовлетворил апелляцию правительства и отменил решение хозяйственного суда г. Киева от 22 марта <...> о признании незаконным п. 9 Постановления Кабинета Министров Украины № 21 "О мерах по обеспечению исполнения Государственного бюджета Украины в I квартале 2002 года". Тем самым суд узаконил неправомерное действие Кабмина". Так что поводов для оптимизма поубавилось. И хотя компания "Интерпайп", судившаяся с правительством, по сообщению того же "Бизнеса", намерена продолжать борьбу в Высшем хозяйственном суде, пока Постановление № 21 продолжает действовать. А это значит, что большинству импортеров не видать налоговых векселей как собственных ушей. Зато пессимистичные прогнозы относительно справки из ГНИ о наличии возмещения, похоже, не оправдались. По имеющимся у нас сведениям, на практике таможни принимают справки с полной суммой возмещения (имеющейся в лицевом счете импортера в ГНИ), то есть с учетом сумм, накопленных и в предыдущих отчетных периодах. Кроме того, до 20-го числа текущего месяца таможенники еще принимают справки о сумме возмещения по итогам предпредыдущего месяца (до 20-го июня, скажем, принимаются справки о возмещении по итогам апрельской декларации). Письма для всех и для избранных Теперь - о частностях. С января месяца на интересующую нас тему появилось несколько писем, обзор которых мы предлагаем вашему вниманию. 1. ГТСУ в письмах от 22.01.2002 г. № 11/3-15-604-ЕП {2} ( v-604342-02 ) и от 19.02.2002 г. № 11/3-15-1522 ( v1522342-02 ) указала, что под "ввозом товаров для собственных производственных нужд" следует понимать "ввоз товаров без последующей реализации". Затем появилось куда более мрачное письмо того же ведомства от 06.03.2002 г.: |-----------------------------------------------------------------| | Из письма ГТСУ от 06.03.2002 г. № 11/3-15-2052 | | | | Северной региональной таможне | | | | <...> | | | | Под ввозом на таможенную территорию Украины товаров для| |собственных производственных нужд признается ввоз товаров без| |последующей реализации с использованием в собственном| |производственном обороте. | | При ввозе на таможенную территорию Украины сырья требование| |относительно ввоза для собственных производственных нужд| |выполняется при условии переработки такого сырья на собственных| |производственных мощностях. | | Таким образом, при передаче на переработку импортированного| |сырья другому субъекту хозяйствования указанное требование| |Постановления Кабинета Министров Украины от 10.01.2002 № 221 не| |выполняется. | | | | Заместитель председателя А. Шейко | |-----------------------------------------------------------------| Понятно, что требования этого письма ставят крест на налоговых векселях в тех случаях, когда ввозимое используется импортером в давальческих схемах (о которых мы писали в "Бухгалтере" № 5'2002). На наш взгляд, таможенники здесь явно вышли за рамки Постановления № 21. 2. Следующая прелесть - письмо ГТСУ от 25.03.2002 г.: |-----------------------------------------------------------------| | Письмо ГТСУ от 25.03.2002 г. № 11/3-15-2706-ЕП | | | | Начальникам региональных таможен,| | начальникам таможен | | | | В случае обращений субъектов внешнеэкономической деятельности| |по поводу срока действия Постановления Кабинета Министров Украины| |от 10.01.2002 № 21 "О мерах по обеспечению исполнения| |Государственного бюджета Украины в I квартале 2002 года"| |указываем, что ограничение времени действия данного Постановления| |не предусмотрено. | | | | Заместитель председателя А. Шейко | |-----------------------------------------------------------------| Итак, Постановление № 21, несмотря на название и преамбулу (где тоже говорится о I квартале сего года), рамками I квартала не ограничивается. Что сильно разочаровало тех немногих оптимистов, которые решили, будто неприятности закончатся уже в апреле. 3. Совместное письмо Минэкономики и ГТСУ слегка "скорректиро- вало" ограничения, установленные в письме от 06.03.2002 г., пойдя на уступки магнатам нефтебизнеса: |-----------------------------------------------------------------| | Письмо Минэкономики и по вопросам европейской интеграции| |Украины от 25.03.2002 г. № 72-3/36 и ГТСУ от 26.03.2002 г. №| |11/1-03-2734-ЕП | | | | Учитывая особенности операций по ввозу на таможенную| |территорию Украины нефти сырой, предназначенной для переработки| |на украинских нефтеперерабатывающих заводах (далее - НПЗ),| |установить, что с 1 апреля 2002 года при осуществлении таких| |операций ввоз для собственных производственных нужд определяется| |при условии: | | | | 1. Ввоза нефти сырой непосредственно НПЗ для переработки. | | | | 2. Наличия у импортера нефти сырой контракта (договора) с| |украинским НПЗ на ее переработку. Срок действия такого контракта| |не может быть менее б месяцев, а объем переработки нефти сырой| |- не менее 25000 тонн в месяц. | | | | 3. Наличия у импортера нефти сырой договора аренды| |оборудования продолжительностью не менее чем на 6 месяцев для ее| |переработки. | | Для применения вексельной формы расчетов по уплате НДС при| |таможенном оформлении нефти сырой достаточно одного из указанных| |в п. 1-3 условий. Перепродажа нефти сырой, ввезенной с целью| |переработки и оформленной с применением вексельной формы расчетов| |по уплате НДС, не допускается. | | С целью контроля за соблюдением указанных условий импортер| |нефти сырой представляет в таможенный орган следующие| |дополнительные документы: | | а) при таможенном оформлении - гарантийное письмо -| |обязательство об использовании нефти сырой исключительно для| |переработки на украинском НПЗ; | | б) в 15-дневный срок после завершения таможенного оформления -| |отчет в 2-х экземплярах о фактическом использовании нефти сырой.| | | | Министр экономики и по вопросам| | европейской интеграции Украины А. Шлапак| | | | Председатель Государственной таможенной| | службы Украины Н. Каленский| | | | Согласовано:| | Государственная налоговая администрация Украины | |-----------------------------------------------------------------| Это письмо может пригодиться не только нефтедельцам, но и обычным предприятиям, использующим давальческие схемы. Ведь нельзя же утверждать, что в одном случае "давал" - это "собственные производственные", а в другом - не "собственные производственные" нужды. Подход должен быть единым. Следовательно, если дело дойдет до суда, то данное письмо может послужить аргументом в защиту импортера-"давальца". 4. Наконец, письмом от 22.04.2002 г. № 11/2-15-3641-ЕП ( v3641342-02 ) таможенники отозвали ряд старых писем, не соответствующих требованиям Постановления № 21 (в том числе письмо от 26.12.2000 г. № 15/2-5111-ЕП ( v1511342-00 ) {3}). Подведем итоги. Как видите, самые большие неприятности принесло письмо от 06.03.2002 г. (см. выше п. 1), "зарубившее" налоговые векселя в ситуациях, когда сырье перерабатывается импортером не на собственных производственных мощностях. Оно подкосило не только давальческие схемы, но и деятельность по переработке ввозимого сырья на арендуемом оборудовании! Теперь при ввозе сырья-материалов помимо справки из ГНИ о возмещении НДС и гарантийного письма о целевом использовании (неотчуждении) местные таможни требуют от импортера прилагать к налоговому векселю еще и справку (подписанную руководителем и главбухом) о наличии на балансе импортера собственного оборудования и помещения. Если собственного помещения нет, то проходит и договор аренды чужого помещения {4} (но не оборудования!). Кое-где вдобавок требуют еще и статформу № 1-П. Маневры и опасности В целом ситуация, конечно, плачевная: редкий импортер долетит до налогового векселя. Поэтому те, кому без векселя - крышка (ведь зачастую иным путем возмещение из бюджета не вытянуть), находят свои лазейки, пусть не всегда законные. Вот некоторые из них: 1. При ввозе представляются документы о наличии собственного оборудования и т. п., а затем работа идет по давальческой схеме. Оправдываются такие импортеры тем, что, дескать, свое оборудование резко забарахлило (сломалось, не укомплектовано, украдено и т. д., и т. п.), поэтому - чтобы не простаивать - сырье передано в переработку. Но это может проходить до поры, до времени: если вдруг таможня будет поставлена перед фактом обмана {5} - налогововексельная лавочка может тут же захлопнуться. Особо вредные таможенники при этом еще и "настучат" на такого не в меру шустрого импортера в налоговую милицию, а та, в свою очередь, может и уголовное дело завести, если уличит импортера в умышленной лжи... {6} 2. Заключается договор о совместной деятельности импортера и предприятия-производителя, в рамках каковой ввозится сырье. Но, по имеющимся сведениям, такой вариант проходит далеко не на всякой таможне. Да и сам по себе такой договор выглядит не слишком привлекательно - с его отдельным СД - учетом и множеством налоговых заморочек. {7} 3. Иногда идут и на такую крайнюю меру: в тех случаях, когда это возможно, производители и импортеры реорганизуются, образуя единое юрлицо (путем присоединения или слияния). Но этим занимаются лишь самые солидные фирмы, которые предполагают, что п. 9 Постановления № 21 пришел к нам всерьез и надолго, а потому стремятся обезопасить себя на будущее. Конечно, все еще остается надежда на Высший хозяйственный, а то и на Верховный суд. Однако надежда эта - весьма слабая. Скорее помощь может прийти от новых депутатов, если они, поделив наконец портфели, таки примутся за свои прямые обязанности и обратят внимание на царящее в налоговых векселях беззаконие. Р.S. Напомним, кстати, что предприятия с иностранными инвестициями уже ни при каких раскладах оформить налоговый вексель на таможне не смогут (см. изменения, внесенные в п. 11.5 Закона об НДС Законом от 20.12.2001 г. № 2899-III ( 2899-14 ), в "Бухгалтере" № 3'2002 на с. 9). {1} Напомним, что пунктом 9 этого Постановления (см. "Бухгалтер" № 4'2002, с. 6) были введены дополнительные ограничения, требующие наличия у импортера НДСного возмещения по итогам предыдущего периода, а также ввоза по прямым договорам для собственных производственных нужд. {2} См. "Бухгалтер" № 6'2002, с. 9. {3} См. "Бухгалтер" № 32'2001, с. 84. {4} Спасибо, что хоть на арендованных площадях пока разрешают... {5} А мир не без "добрых" людей. {6} Тем, кто на этом попадется, можно порекомендовать воспользоваться совместным письмом Минэкономики и ГТСУ (см. выше). {7} Естественно, если договор не фиктивный, то есть заключен не только для того, чтобы показать его на таможне. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 21/02, стр. 32 [01.06.2002] Алексей Павленко ------------------------------------------------------------------