Сборник из 17 анекдотов от Кабинета Министров Украины ------------------------------------------------------------------ Перед летними отпусками Кабинет Министров решил немного "поднять" настроение банкирам и их клиентам, выпустив презабавней- ший "сборник анекдотов" под названием "Об определении критериев отнесения финансовых операций к сомнительным и необычным" (постановление КМ Украины № 700 от 29.05.2002 г. ( 700-2002-п )). Критериев сомнительных и необычных операций всего семнадцать и каждый из них - большая удача юмориста-экономиста. А теперь несколько комментариев к этим критериям-анекдотам с точки зрения банкира. Кабмин решил, что финансовые операции, которые осуществляются клиентами финансовых учреждений, могут быть отнесены к сомнитель- ным и непривычным по одному из таких критериев: Анекдот № 1 - обстоятельства осуществления операции свиде- тельствуют об отсутствии связи между операцией и характером деятельности хотя бы одного из ее участников или о сокрытии или искажении сведений о происхождении денежных средств или об их владельце. Каким образом банк может установить связи между операцией и характером деятельности хотя бы одного из ее участников, если клиент отправляет денежные средства своим партнерам в другие банки? Запрашивать коллег из этих банков о характере деятельности их клиента. Тогда обычный денежный перевод из банка в банк займет недельку-другую. Или же считать все переводы из одного банка в другой подозрительными уже изначально. Анекдот № 2 - использование во время осуществления операции денежных средств без подтверждения источника их происхождения. Вообще-то у всех субъектов предпринимательской деятельности именно их деятельность и является источником происхождения денежных средств. Это только у нашего Кабинета Министров деньги возникают из ниоткуда и исчезают в никуда. Видимо поэтому он и хочет узнать у всех остальных предпринимателей, откуда же в государстве денежные средства берутся. Анекдот № 3 - осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных условиях (по ряду признаков такая операция существенным образом отличается от характерных операций, которые осуществляются субъектами хозяйствования в одних и тех же областях и сферах деятельности с аналогичными группами товаров (работ, услуг). Вот мы и вернулись к армейской мудрости - пусть все будет безобразно, но единообразно. То есть, если ваша отрасль находится в упадке, не пытайтесь выйти из кризиса самостоятельно, да еще с применением таких необычных инструментов, как, например, банковский факторинг. Поменьше необычного, господа, разоряйтесь как все, и вы не попадете на заметку в контролирующие органы. Анекдот № 4 - наличие обоснованного подозрения, что операция осуществляется в соответствии с соглашением, которое противоречит законодательству. В этом месте нам стоит попрощаться с цивилизованным понятием презумпции невиновности. Теперь не судебные инстанции, а банки должны принимать решение о соответствии соглашений действующему законодательству. Впервые в мире Фемида ушла на работу в банк. Анекдот № 5 - сумма, на которую осуществлена операция, не отвечает финансовому и имущественному состоянию хотя бы одного из ее участников. Теперь к каждому платежному документу в банк необходимо будет прилагать экспертное заключение оценщика о стоимости имущества и бизнеса вашего и того, кому вы отправляете свои денежные средства. Отсюда вывод, профессия оценщика станет самой популярной и востребованной в Украине. Анекдот № 6 - осуществление операции во внешнеэкономической деятельности, по которой уровень цен не отвечает уровню цен на аналогичную продукцию (товары, работы, услуги), установившийся на мировом рынке. Вот мы в приказном порядке и достигли уровня мировых цен на нашу украинскую продукцию. Это ничего, что украинское качество не всегда соответствует требованиям мировых стандартов качества. Мы будем продавать свою продукцию по мировым ценам, несмотря на то, что по этим ценам за рубежом ее никто не собирается покупать. Да, бывает женская логика, бывает мужская логика, а теперь еще и логика Кабмина. А это новое явление никаким объяснениям не поддается, приходится принимать все как есть. Анекдот № 7 - суммарная номинальная стоимость операции с ценными бумагами определенного эмитента превышает 25 процентов уставного фонда этого эмитента. С учетом того, что у большинства украинских предприятий уставный фонд не такой уж и большой, а у частных предприятий его нет вовсе, можно смело отнести большинство операций на украинском новорожденном рынке ценных бумаг к разряду сомнительных и необычных. Вот и прикроет Кабмин весь этот рынок ценных бумаг, как крайне подозрительный. Анекдот № 8 - перечисление суммы денежных средств на счет лица, который открыт в банке, зарегистрированном в оффшорной зоне, или на счет анонимного владельца за границей. Теперь мы, благодаря Кабмину, точно знаем, что в оффшорных зонах работают только сомнительные банки и клиенты. Анекдот № 9 - осуществление предварительной оплаты по импортным контрактам, предметом которых является импорт товаров (работ, услуг), на сумму, превышающую 30 процентов стоимости товара (работ, услуг), который импортируется. Вот здесь наши импортеры попали между молотом и наковальней. С одной стороны зарубежные партнеры нашим украинским импортерам, мягко говоря, не совсем доверяют. А с другой стороны, чего же им доверять, если даже наш собственный Кабмин своим импортерам вообще не доверяет. Так что импорт теперь тоже становится делом крайне подозрительным. Анекдот № 10 - участником операции является нерезидент, зарегистрированный в стране (на территории), которая признана Группой по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (РАТР), не сотрудничающей с указанной Группой по вопросам предотвращения отмыванию денежных средств, или при отсутствии соглашения с этой страной о взаимодействии между органами, ответственными за противодействие легализации (отмыванию) поступ- лений, полученных преступным путем; Вот здесь наш Кабмин пошел даже дальше РАТР, отнеся к сомнительным на всякий случай даже те страны, которые не вошли в "черный список" этой организации. Анекдот № 11 - резкое увеличение на счете клиента в финансовом учреждении суммы денежных средств, внесенных в наличной форме, с дальнейшим переводом этих денежных средств лицу, не связанному с клиентом договорными отношениями. В данном случае речь может идти просто об открытии розничной торговой точки, а вдруг с большим оборотом, внесением наличных в банк, необходимостью оплаты поставок по счетам, а не договорам. Все это, по мнению Кабмина, крайне подозрительно в наше время. Анекдот № 12 - зачисление в течение дня на открытый клиентом в банке счет денежных средств от нескольких участников рынка финансовых услуг, которые в течение одного и того же дня различными способами переводятся в наличные или переводятся на другой счет, вследствие чего на конец операционного дня на таком счете не остается денежных средств или их сумма существенным образом уменьшается. То есть теперь для нормальной, а не сомнительной деятельности предприятия, денежные средства надо накапливать в течение одного дня, и только в течение следующего - тратить. Анекдот № 13 - зачисление на счет или списание со счета лица денежных средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим договорам (контрактам), которые фактически этим лицом не выполняются. Каким образом банк узнает выполнялись ли фактически внешнеэкономические контракты, Кабмин не написал, по-видимому, рассчитывая на сообразительность и чувство юмора банковских работников. Анекдот № 14 - списание со счета или зачисление на счет юридического лица денежных средств в наличной форме, не связанное с характером деятельности этого юридического лица. То есть, если юридическое лицо расширяет сферу своей деятельности по предложению товаров или услуг в розницу, это уже само по себе сомнительно и подозрительно. Ну не любит наш Кабмин наличные денежные средства и точка. Анекдот № 15 - осуществление операций, по которым одни и те же корпоративные права, ценные бумаги и прочие финансовые инструменты неоднократно продаются и выкупаются одним и тем же лицом. По-видимому, Кабмин просто не знает, что финансовые инструменты для того и предназначены, чтобы неоднократно продаваться и выкупаться, и в том числе одним и тем же лицом. Поэтому Кабмин и считает все операции с финансовыми инструментами крайне подозрительными. Анекдот № 16 - осуществление операций с нарушением законода- тельно установленных сроков расчетов по экспортно-импортным операциям. В данном случае Кабмин, по-видимому, не изучил полностью наше валютное законодательство, достаточно четко регламентирующее все случаи нарушения сроков расчетов, не относя их при этом к сомнительным и необычным. Анекдот № 17 - осуществление операций при условии, если безналичные расчеты по ним превышают эквивалент 50000 евро или наличные расчеты превышают эквивалент 10000 евро (по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком) по: - обмену банкнот, в особенности иностранной валюты низкого номинала на банкноты высокого номинала; - открытию вклада (депозита) в пользу третьего лица с внесением на него денежных средств в наличной или безналичной форме; - заключению клиентом соглашений, связанных с покупкой (продажей) чеков, дорожных чеков или иных подобных платежных средств за наличные; - зачислению на счет денежных средств в наличной форме с переводом их в один и тот же операционный день другому лицу; - переводу клиентом денежных средств на определенный счет за незначительный промежуток времени; - переводу денежных средств в наличной форме за границу с требованием выдать получателю денежные средства наличными; - зачислению денежных средств на только что открытый счет; - зачислению или списанию денежных средств (в том числе с выплатой их наличными) лицом, операции по счетам которого, как правило, являются незначительными и не осуществлялись на протяжении продолжительного времени (три месяца и более), или недавно созданным юридическим лицом; - погашению сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя ранее предусмотренного договором срока; - досрочному погашению векселей с дисконтом 20 процентов номинала и более по операциям выполнения работ и предоставления услуг нематериального характера. Здесь Кабмин разом относит к сомнительным и необычным самые что ни на есть обычные операции по расчетно-кассовому обслуживанию клиентов и вексельному обращению. Резюмируя содержание этого сборника, можно сказать одно - любая нормальная деятельность любого нормального многопрофильного предприятия у нас в Украине изначально является необычной. И с этим выводом Кабмина нельзя не согласиться. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71 № 22/02, стр. 32 [07.06.2002] М. Стрельников ------------------------------------------------------------------