Атака клонов
Грядущие изменения в налоговом законодательстве
и особенно - в Законе об НДС
"Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй".
"Тилемахида", том II, кн. XVIII, стих 514 {1}
------------------------------------------------------------------
Поскольку рубрика "Будущее" помещает в основном материалы
астрологические, а конкурировать с Ляной Светловой - бессмысленно,
то будущее налоговое, видимо, надо бы давать в "Налогах и пр.",
тем более что мы так и делаем (см., например, № 21'02, с. 28-29, и
№ 22'02, с. 29).
Из прошлых наших заметок читатель уже знает, во что собираются
превратить единый налог и как "совершенствуют" налог на
прибыль. {2} Впрочем, о прибыли было рассказано не всё. Добавим
еще несколько штришочков.
Основные фонды - в процессе претворения в жизнь
президентских пожеланий относительно стабилизации амортизационной
политики хотят в целях налогообложения поделить на 5 (пять) групп,
переподелив бывшие (то есть сегодняшние) гр. 2 и 3 между новыми
(то есть будущими) гр. 3, 4 и 5 с по-объектно-групповым учетом в
гр. 1 и 2 и только групповым учетом в гр. 3, 4 и 5. При этом
годовые нормы амортизации должны составить: гр. 1 (здания,
сооружения) - 5%, гр. 2 (передаточные устройства) - 8%, гр. 3
(мебель, бытприборы, конторское оборудование) - 25%, гр. 4
(информсистемы, в том числе компьютеры) - 40%, гр. 5 (прочее, в
том числе автомобили и другой транспорт) - 15%.
Отклонение от находящихся в глубоком тумане "обычных" цен
более чем на 10% должно будет влечь применение этих
самых "обычных", туман вокруг которых сгущается еще больше.
Налоговые органы планируется наделить правом контроля за
"правильностью цен" - причем не только при бартере и "связанных"
сделках, но и при любых внешнеэкономических операциях, а также при
всё тех же "необычных" ценах, которые отличаются от неведомых
"обычных" на 10% и более.
То же отношение к "обычным" ценам демонстрирует и НДСный
собрат прибыльного законопроекта. {3} В совокупности с прибыльными
новациями он выглядит достаточно устрашающе: атака близнецов на
налогоплательщиков готовится мощнючая. Особенно - если вспомнить,
что пути к отступлению (то бишь к "единоналожию") будут тогда
отрезаны. К тому же НДСный близнец настолько монстроват, что
прибыльное чудище кажется в сравнении с ним ласковым лапушкой -
такие вот "близнецы" получились...
В общем, судите сами. Изменения по НДС предполагают следующее:
- при отклонении цены приобретения от "обычной" (в сторону
увеличения, разумеется) более чем на любимые 10% в налоговый
кредит засчитывается НДС с "обычной" цены;
- "налоговая накладная считается недействительной, если она
оформлена с нарушением порядка ее заполнения или выдана лицом, не
зарегистрированным в качестве плательщика налога на добавленную
стоимость и/или не имевшим права на выдачу налоговой накладной"
(ага, вот и опять попались! Значит, сейчас, как полагает
законопроектант, этого пока нет, иначе б чего было менять?);
- для получения права на налоговый кредит при
сверходинмиллионных сделках нужно заплатить поставщику, причем
деньгами (то есть при бартере сверх 1 млн. никакого налогового
кредита вроде как вообще не будет?!), а на первом событии для
налогового кредита у тех, кто свои договоры не догадается
раздробить, ставится жирный крест (впрочем, для налоговых
обязательств оно, разумеется, остается);
- при тех же крупных сделках дополнительным условием для
получения налогового кредита - причем даже для обычного его
зачета, а не только возмещения - необходимо отсутствие у
поставщика (?!) налогового долга (а как его, поставщика, проверить
и - главное - как на него повлиять???);
- (внимание!) для получения же не просто зачета, а именно
возмещения необходимо - уже независимо от "крупности" сделки -
отсутствие налогового долга у самого плательщика, претендующего на
возмещение, при этом даже микродолг бюджету спасет этот обиженный
бюджет от необходимости возмещать;
- (особое внимание!) возмещение НДС в любом случае
откладывается дополнительно как минимум на год (для
"квартальщиков" - на 3 года!);
- для получения экспортного возмещения необходимо не только
оплатить своему поставщику, но и получить оплату от нерезидента
(причем полностью!);
- исключается уйма всяческих льгот.
Еще одно планируемое нововведение словами не излагается (в
смыле пересказу не поддается), поэтому приведем его как есть:
"В статье 9:
1) пункт 9.2 изложить в следующей редакции:
"9.2. Любое лицо, которое занимается предпринимательской
деятельностью на постоянной/регулярной основе и деятельность
которого подлежит налогообложению, получает индивидуальный
налоговый номер для целей налогообложения.
В постоянной регистрации может быть отказано при отсутствии
убедительных доказательств осуществления предпринимательской
деятельности на регулярной/постоянной основе. В таком случае
производится временная регистрация. Постоянная регистрация
отменяется налоговым органом при отсутствии достаточных
доказательств со стороны плательщика налога по требованию
налогового органа "...".
Достаточными доказательствами осуществления
предпринимательской деятельности на постоянной/регулярной
основе являются:
- представление подтверждений о начале подготовительной
деятельности и количестве осуществленных закупок на момент
подачи заявления о регистрации, наличие соответствующего
помещения и оборудования для осуществления предпринимательской
деятельности и подтверждения о принадлежности их лицу,
осуществляющему предпринимательскую деятельность (или
использование их на правах аренды), наличие
материально-технических запасов, ежедневного учета проведенных
операций, налоговых накладных, выписанных на имя лица,
осуществляющего операции приобретения товаров, юридической
ответственности лица - субъекта предпринимательской
деятельности, банковского счета на имя субъекта
предпринимательской деятельности и выплаты заработной платы,
взносов в Пенсионный фонд"".
(Далее говорится об... аудите регистрации и о ее отмене
налоговым органом.)
Комментировать - не будем. Зачем?
Может, оно всё, конечно, и правильно - хотя, конечно, вряд
ли, - но при чем тут Закон об НДС ( 168/97-ВР )? Сдается, такими
вещами надо "обогащать" Законы о предпринимательстве, о
предприятиях, о государственной налоговой службе и т. д. - с
предварительным изучением политических последствий столь явных
проявлений нового курса страны на удушение предпринимательства в
зародыше и перераспределение полномочий.
Ну а те, кто уже не в зародыше, выдержат и это. И не таких
клонов мы видали (угадайте, где).
{1} Эпиграф украден у А. Н. Радищева, который использовал его для
"Путешествия из Петербурга в Москву".
{2} Между прочим, многие новации закреплены не в "простом"
законопроекте, а в кабминовском и параллельно при этом
законопроект имеет в виду не только текущие изменения, но и
соответствующие главы готовящегося Налогового кодекса.
{3} См. предыдущую сноску.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№23/02, стр. 44
[01.06.2002]
Александр Кирш
Главный редактор
------------------------------------------------------------------