Как списывать бензин?

------------------------------------------------------------------

    Вопросы, связанные с эксплуатацией арендованного автомобиля, в
частности списание бензина, занимают довольно значительное место в
почте редакции.  К сожалению, в вопросах не всегда указано,  какой
автомобиль арендует предприятие (грузовой, легковой, микроавтобус)
и с какой целью.  В зависимости от этого  и  расходы  в  налоговом
учете будут отражаться по-разному.
    Рассмотрим наиболее  типичный  случай,  когда  предприятие  не
является  транспортной  организацией,  но  автомобиль    взят    в
оперативный лизинг для обслуживания производственного процесса.

    Правила списания бензина

    При списании бензина следует руководствоваться Нормами расхода
топлива  и  смазочных  материалов  на  автомобильном   транспорте,
утвержденными приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98
№ 43 ( v0043361-98 ) {1} (далее - Нормы).
    В  соответствии  с  п.  1.9   указанных    Норм    нормативный
расход топлива (Qн) - это объем  топлива,  выраженный  в  объемных
единицах (л, м3), который  должен  расходоваться  автомобилем  при
осуществлении  определенного  пробега,  выполнении    определенной
транспортной или специальной работы с учетом определенных  условий
эксплуатации.
    Согласно п. 1.1 Норм для автомобилей устанавливаются следующие
виды норм расхода топлива:
    - базовая  линейная  норма  на  пробег  автомобиля (Нs)  -  на
100 км;
    - норма  на  выполнение  транспортной   работы,    учитывающая
дополнительные расходы топлива при движении автомобиля с грузом  -
на 100 тонно-километров (т/км);
    - норма на одну  тонну  снаряженной  массы  (Нд),  учитывающая
дополнительные расходы топлива  при  изменении  снаряженной  массы
автомобиля, прицепа или полуприцепа;
    - норма на  одну  поездку  с  грузом,  учитывающая  увеличение
расхода  топлива,  связанное  с  маневрированием  и    выполнением
операций погрузки и разгрузки;
    - норма  на  пробег  при  выполнении специальной работы  -  на
100 км;
    - норма на работу специального оборудования, установленного на
автомобилях (на час или на выполненную операцию);
    - норма на работу независимого обогревателя (на один  час  его
работы).
    При этом базовая линейная норма (Нs) устанавливается:
    - для грузовых автомобилей (кроме самосвала) -  в  снаряженном
состоянии;
    - для легковых автомобилей и автобусов (полная  масса  которых
не превышает 3,5 т), самосвалов - с половиной нагрузки;
    - для автобусов (полная  масса  которых превышает 3,5 т)  -  с
полной нагрузкой;
    - для грузопассажирских автомобилей - в снаряженном  состоянии
с половиной массы пассажиров.
    Кроме того, следует  учитывать,  что  базовые  линейные  нормы
расхода топлива установлены в определенных единицах измерения:
    - для автомобилей, работающих на бензине, дизельном топливе  и
сжиженном нефтяном газе, - в литрах на 100 км пробега (л/100 км);
    - для автомобилей, работающих на сжатом природном  газе,  -  в
нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);
    - для газодизельних автомобилей: сжатый  природный  газ,  -  в
м3/100 км, дизельное топливо, - в л/100 км.
    Норма на выполнение транспортной работы (Нw)  применяется  для
бортовых  грузовых  автомобилей  и  сидельных  тягачей  в  составе
автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей,
выполняющих работу, которая учитывается  в  тонно-километрах.  Эта
норма может применяться для легковых  автомобилей  и  автобусов  с
прицепами,  выполняющих  транспортную  работу,    учитываемую    в
тонно-километрах.
    Нормы на выполнение транспортной работы в зависимости от  вида
топлива составляют:

|------------------------|---------------|
|       Вид топлива      |     Нормы     |
|------------------------|---------------|
| бензин                 | 2,0 л/100 т/км|
|------------------------|---------------|
| дизельное топливо      | 1,3 л/100 т/км|
|------------------------|---------------|
| сжиженный нефтяной газ | 2,5 л/100 т/км|
|------------------------|---------------|
| сжатый природный газ   | 2,0 м3/100т/км|
|------------------------|---------------|
| при газодизельном питании двигателя    |
|------------------------|---------------|
| природного газа        | 1,2 м3/100т/км|
|------------------------|---------------|
| дизельного топлива     |0,25 л/100 т/км|
|------------------------|---------------|

    Нормативные расходы топлива для каждого конкретного автомобиля
рассчитываются  по  формулам,  приведенным  в  данных  Нормах    в
зависимости от его типа  (легковой,  автобус,  грузовой  бортовой,
специальный и т. п.) с учетом коэффициентов корректирования.
    Учет  дорожных,  климатических   и   других   эксплуатационных
факторов производится при помощи ряда  поправочных  коэффициентов,
приведенных в форме  процентов  повышения  или  снижения  базового
значения нормы (р. 3 Норм).
    Конкретные  величины  коэффициентов    в    регламентированных
пределах  и  период  их  действия  устанавливаются   руководителем
предприятия и утверждаются приказом (распоряжением).
    В случае  применения  одновременно  нескольких  корректирующих
коэффициентов    рассчитывается       суммарный        коэффициент
корректирования,  равный  сумме   этих    надбавок    (уменьшающие
корректирующие коэффициенты являются отрицательными):

    К = К1 + К2 + ... + Кn

    Однако при этом следует учитывать, что некоторые  коэффициенты
применять одновременно запрещается, например:
    - при работе, требующей сниженной скорости (до 20 км/час)  при
перевозке крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных,  хрупких  и
подобных  грузов;  при  выполнении  с/х    работ;    при    работе
киносъемочных и аналогичных специальных  автомобилей,  движении  в
колоннах, и т. п. (пп. 3.1.6);
    - при работе в  тяжелых  дорожных  условиях  (в  карьерах,  на
полях, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и
т. п.) (пп. 3.1.7);
    - при работе  в  очень  тяжелых  дорожных  условиях  в  период
сезонного бездорожья, снеговых или песчаных  заносов,  паводков  и
других стихийных бедствий (пп. 3.1.8).
    В соответствии с п. 4.4 Норм для бортовых грузовых автомобилей
и сидельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов  и
грузопассажирских  автомобилей,  выполняющих    работу,    которая
учитывается  в  тонно-километрах,  нормативные  расходы    топлива
рассчитываются по формуле:

    Qн = 0,01 - (Нsan - S + Нw - W - (1 + 0,01 - К),           (1)

    где:  Нsan  -  линейная  норма  расходов  топлива  на   пробег
автопоезда л/100 км (м3/100 км):

    Нsan = Нs + Нg - Gnp,                                      (2)

    где Нs - базовая линейная норма  расходов  топлива  на  пробег
автомобиля, л/100 км (м3/100 км);
    Нg - норма расходов топлива на одну  тонну  снаряженной  массы
прицепа  или  полуприцепа  в  соответствии  с  п. 1.4,  л/100 т/км
(м3/100 т/км);
    Gnp - снаряженная масса прицепа или полуприцепа, т;
    Нw - норма на транспортную  работу в  соответствии  с  п. 1.3,
л/100 т/км (м3/100 т/км);
    W - объем транспортной работы, т/км:

    W = Gван - Sван,                                           (3)

    где Gван - масса груза,
    Sван - Пробег с грузом.

    Пример

    Предприятие,  торгующее   стиральными    машинами,    арендует
автомобиль-фургон ГАЗ-2705 "Газель" для доставки их покупателям  в
пределах Киева.  Рассчитаем расход бензина по норме за месяц, если
ежедневно развозится 8 стиральных машин, масса каждой 70 кг.  Если
в месяце 20 рабочих дней, то масса груза,  перевезенного за месяц,
составит 11200 кг (8 х 70 х 20).

|----------------------------------------------|-----------------|
|                   Сведения                   |    Показатели   |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| базовая линейная норма расхода топлива       |  Hs   |  15,0   |
| на пробег автомобиля, л/100 км               |       |         |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| норма расходов топлива на одну тонну         |  Hg   |    -    |
| снаряженной массы прицепа, л/100 т/км        |       |         |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| снаряженная масса прицепа, т                 |  Gnp  |    -    |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| норма на транспортную работу, л/100 т/км     |  Hw   |   2,0   |
| (п. 1.4)                                     |       |         |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| масса груза, т                               |  Gван |  11,2   |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| пробег с грузом, км                          |  Gван |   780   |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| общий пробег, км                             |  S    |  1400   |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| работа в условиях города с населением более  |  K1   |    15   |
| 1,0 млн. чел., % (3.1.4)                     |       |         |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| при пробеге первой тысячи километров         |  K2   |     8   |
| а/м после капремонта, 10% (3.1. 9)           |       |         |
|----------------------------------------------|-------|---------|
| суммарный коэффициент                        |  К    |    23   |
|----------------------------------------------|-------|---------|

    Сначала  определим  объем   выполненной   транспортной  работы
(ф. 3):

    11,2 х 780 = 8736 т/км

    Так как автомобиль используется без прицепа, то линейная норма
расходов  топлива  на  пробег  автопоезда  (Нsan)  равна   базовой
линейной норме расходов топлива  на  пробег автомобиля (Нs), т. е.
15 л/100 км.
    Нормативный расход топлива за месяц (по формуле 1) составит:

    0,01 х (15 х 1400 + 2 х 8736) х (1 + 0,01 х 23) = 473,2 л

    В бухгалтерском и налоговом учете списание бензина  отражается
следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет   |
|   |                         |-------|-------|       |----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Перечислена предоплата  |  631  |  311  | 780,00|  - |650,00|
|   | за бензин (марки А-76)  |641/ндс|  644  | 130,00|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Оприходован бензин      |  203  |  631  | 650,00|  - |   -  |
|   | (500 л)                 |  644  |  631  | 130,00|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | По акту списаны         |   84  |  203  | 615,16|  - |п. 5.9|
|   | фактические расходы ГСМ |   93  |   84  | 615,16|    |  {2} |
|   | (473,2л х 1,30 грн.)    |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|

    В налоговом  учете  ограничение  абз. 3  пп. 5.4.10  Закона  о
Прибыли ( 334/94-ВР ),касающееся расходов предприятия, связанных с
приобретением ГСМ, стоянкой и парковкой  автомобилей,  применяется
только относительно легковых автомобилей.  Стоимость ГСМ, парковки
и стоянки грузовых автомобилей  включается  в  валовые  расходы  в
полном объеме.
    Однако могут возникнуть проблемы, если  используемый  грузовой
автомобиль  работает  на  базе  шасси  легкового  автомобиля   или
предприятие арендует грузопассажирский автомобиль.
    Избежать подобных недоразумений,  по  мнению  автора,  поможет
правильное оформление единой первичной транспортной  документации:
путевых  листов  грузового  автомобиля   и    товарно-транспортных
накладных.

    Оформление путевых листов грузового автомобиля

    Первичными  документами   учета    транспортной    работы    и
использования горючего является единая  транспортная  документация
утвержденной формы.  Согласно п. 2.1 Инструкции № 228 ( z0483-96 )
предприятия, эксплуатирующие  собственные  или  арендованные  (без
водителя) грузовые автомобили, обязаны при выпуске  автомобиля  на
линию выдать водителю путевой  лист  грузового автомобиля  ф. № 2.
Должным образом оформленный путевой  лист  выдается  водителю  под
расписку - только на один рабочий день (смену), при условии  сдачи
им путевого листа за предыдущий день работы.  На более  длительный
срок путевые листы грузового автомобиля выдаются в  случаях,  если
водитель выполняет  перевозку  грузов  в  междугороднем  сообщении
более одних суток в  соответствии  с  приказом  или  распоряжением
перевозчика.  Заполнение   путевого   листа  грузового  автомобиля
(ф. № 2)  проводится ответственным  лицом  предприятия-перевозчика
в соответствии с  п. 3.2 Инструкции № 228 ( z0483-96 ) в следующей
последовательности (сведения, необходимые для списания горючего):

|----------|----------|------------------------------|-----------|
|   Этапы  |  Раздел  |       Запись в графе         | Основание |
|заполнения|          |                              |           |
|----------|----------|------------------------------|-----------|
| Перед    | Движение | Остаток горючего при выезде  | пп. 3.2.1 |
| выдачей  | горючего,| автомобиля по данным         |           |
| водителю | литров   | предыдущего путевого листа и |           |
|          |          | общее количество горючего,   |           |
|          |          | выданного водителю при выезде|           |
|          |          | (находящегося в баках        |           |
|          |          | автомобиля) (гр. 10)         |           |
|----------|----------|------------------------------|-----------|
| После    | Работа   | Показания спидометра при     | пп. 3.2.2 |
| выдачи   | водителя | выезде автомобиля на линию   |           |
| водителю | и        | (гр. 5)                      |           |
|          |автомобиля|                              |           |
|          |          |------------------------------|           |
|          |          | Фактические число, месяц,    |           |
|          |          | время (часы, минуты) выезда  |           |
|          |          | автомобиля (гр. 6)           |           |
|          |----------|------------------------------|           |
|          | Движение | Марка, код и количество      |           |
|          | горючего,| выданного горючего во время  |           |
|          | литров   | выполнения перевозок (в      |           |
|          |          | соответствующих строках      |           |
|          |          | гр. 7 - 9)                   |           |
|----------|----------|------------------------------|-----------|
| При      | Движение | Остаток при возвращении в    | пп. 3.2.4 |
| возвраще-| горючего,| гараж по данным замера       |           |
| нии авто-| литров   | (ф. 11)                      |           |
| мобиля в |----------|------------------------------|           |
| гараж    | Работа   | Фактическое время возвращения|           |
|          | водителя | автомобиля в гараж (число,   |           |
|          | и        | месяц, часы, минуты) (гр. 6) |           |
|          |автомобиля|------------------------------|           |
|          |          | Показания спидометра (гр. 5) |           |
|          |          |                              |           |
|----------|----------|------------------------------|-----------|
| После    | Движение | Время работы спецоборудования| пп. 3.2.5 |
| сдачи    | горючего,| и двигателя на основании     |           |
| водителем| литров   | данных граф 15-22 р.         |           |
|          |          | "Погрузо-разгрузочные        |           |
|          |          | операции", прилагаемых к     |           |
|          |          | путевому листу ТТН. Эти      |           |
|          |          | реквизиты нужны для          |           |
|          |          | определения нормы расходов   |           |
|          |          | горючего (гр. 12, 13)        |           |
|----------|----------|------------------------------|-----------|

    Достоверность заполнения этих  данных  утверждает  собственной
подписью под указанными графами ответственное лицо.
    Оформленный  должным  образом  путевой  лист   передается    в
обработку для дальнейших расчетов,  учета  транспортной  работы  и
определения ее  стоимости  (р.  "Результаты  работы  автомобиля  и
прицепов").
    Расходы горючего по  норме  определяют  по  общему  пробегу  и
выполненным тонно-километрам для определенной марки автомобиля,  с
учетом коэффициента изменения  нормы  горючего  в  зависимости  от
условий эксплуатации  автомобиля (гр. 32).  При  этом  фактические
расходы горючего (гр. 33) равны сумме показателей остатка горючего
при  выезде (гр. 10)  и  выданного  горючего  (гр. 9)  за  вычетом
остатка  горючего  при  возвращении автомобиля  в  гараж  (гр. 11)  
р. "Движение горючего, литров".
    Аналогично общий  пробег  автомобиля  (гр. 40)  равен  разнице
между показаниями спидометра при возвращении в гараж автомобиля  и
выезда его из гаража (гр. 5 р. "Работа водителя и автомобиля").
    Достоверность расчетов по обработке путевого листа  после  его
проверки утверждает подписью бухгалтер.
    На  бланки   путевых  листов  грузового  автомобиля   (ф. № 2,
действующая в  пределах  Украины)  распространяются  нормы  учета,
получения, хранения и использования их в качестве бланков  строгой
отчетности:
    - выдача бланков и журналов работнику, на  которого  возложены
обязанности регистрации выданных и  возвращенных  путевых  листов,
ТТН по расходной накладной;
    - ведение журналов регистрации выдачи бланков путевых листов и
ТТН,  пронумерованных,  прошнурованных,  скрепленных  печатью    и
подписями  руководителя  и  главного    бухгалтера    предприятия,
организации;
    - списание использованных бланков путевых листов, ТТН по акту.
    В  соответствии с  п. 1.3  Инструкции  № 228 ( z0483-96 ) и  в
контексте Инструкции о  применении  Плана  счетов  бланки  путевых
листов в бухгалтерском учете отражаются по стоимости, состоящей из
расходов на их изготовление или приобретение и доставку, по дебету
субсчета 209  "Прочие  материалы".  Одновременно  на  забалансовом
счете 08 "Бланки строгого учета"  отражается  сумма,  рассчитанная
исходя из цены за 1 бланк путевого листа.  В  аналитическом  учете
приводятся  данные  о  месте  хранения,  нумерации,  количестве  и
стоимости таких бланков.
    Передача бланков путевых листов с места хранения (как правило,
из бухгалтерии) работнику, ответственному за выписку и регистрацию
выданных и возвращенных бланков, осуществляется по  документам  на
отпуск ценностей (требование, накладная и т. п.).
    Израсходованные бланки путевых листов списываются не реже, чем
один  раз  в  квартал  по  акту,    утвержденному    руководителем
предприятия  с  указанием  их  номеров  и  количества.   Стоимость
использованных  бланков   списывается    с    субсчета    209    в
корреспонденции со счетами учета расходов на производство и сбыт и
одновременно со счета 08.
    Операции приобретения, применения, хранения  единой  первичной
транспортной  документации  (бланков  путевого  листа    грузового
автомобиля), а также их списание в бухгалтерском и налоговом учете
отражаются следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет   |
|   |                         |-------|-------|       |----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Перечислена предоплата  |  631  |  311  |  51,00|  - | 42,50|
|   | за бланки (2 блока по   |641/ндс|  644  |   8,50|    |      |
|   | 50 коп.)                |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Оприходованы бланки     |209/хрн|  631  |  42,50|  - |   -  |
|   |                         |  {3}  |  631  |   8,50|    |      |
|   |                         |  644  |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | Одновременно на         |   08  |   -   |  42,50|  - |   -  |
|   | забалансовом счете      |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 4 | Бланки выданы работнику,|209/рег|209/хрн|  42,50|  - |   -  |
|   | ответственному за их    |  {4}  |       |       |    |      |
|   | выписку и регистрацию   |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 5 | Отражена себестоимость  |   80  |209/рег|  17,00|  - |п. 5.9|
|   | использованных бланков  |   23  |   80  |       |    |      |
|   | (20 коп.)               |(91-93)|       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 6 | Одновременно на         |   -   |   08  |  17,00|  - |   -  |
|   | забалансовом счете      |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|

    На  момент  подготовки  материала  действие  Инструкции  № 228
( z0483-96 ) приостановлено  решением Госпредпринимательства,  но,
по  мнению  других Министерств,  соблюдение ее положений  остается
обязательным для всех субъектов предпринимательской  деятельности,
осуществляющих  перевозку  грузов  автомобильным  транспортом   на
коммерческой  основе  или  для  собственных  нужд.  Поэтому    при
перевозке  грузов  правомерно   применение    товарно-транспортной
накладной (ТТН)  на  бланках  без  соответствующей  нумерации  (не
строгой отчетности).

    Списание бензина легкового автомобиля

    Путевой  лист  служебного  легкового  автомобиля  не  является
бланком  строгого  учета  и  оформляется   согласно    требованиям
Инструкции  о  порядке  применения  путевого   листа    служебного
легкового автомобиля и  учета  транспортной  работы,  утвержденной
приказом  Государственного комитета статистики Украины от 17.02.98
г. № 74 ( z0149-98 ).
    Путевой лист типовой формы № 3 является основанием  для  учета
транспортной работы и списания израсходованного горючего на  общий
пробег служебных  легковых  автомобилей,  оформляется  и  выдается
водителю также на каждый рабочий день или смену при условии  сдачи
путевого листа  за  предыдущий  день.  На  более  длительный  срок
путевой лист  выдается  в  случаях  транспортного  обслуживания  в
междугородном  сообщении  более  одних  суток  по   приказу    или
распоряжению директора предприятия, например  для  обслуживания  в
командировке. В разделе IV "Результаты работы автомобиля" путевого
листа отражаются:
    - расход горючего по норме (гр. 13),  определяемый  исходя  из
общего  пробега  автомобиля,  норм  расхода  ГСМ  на   пробег    и
коэффициента изменения нормы расходов  в  зависимости  от  условий
эксплуатации автомобиля;
    - фактический расход горючего (гр. 14), равный  сумме  остатка
горючего при выезде из гаража и выданного горючего  минус  остаток
горючего при возврате автомобиля в гараж;
    - общий  пробег  (гр. 15),   определяемый  как  разница  между
показаниями спидометра при возврате автомобиля в гараж  и  до  его
выезда из гаража;
    - время  в  наряде  (гр. 16),  равное  разнице  между  данными
фактического времени возврата автомобиля в гараж и выезда  его  из
гаража  за  вычетом  времени  на  обеденный   перерыв    водителя.
Круглосуточные простои  автомобиля,  технические  неисправности  и
прочие подобные причины не учитываются;
    - расчет стоимости услуг (гр. 17) и расчет зарплаты  водителю,
определяемые согласно действующим расценкам на основании данных  о
результатах  работы  автомобиля  (гр.  15  и  16)  и  утверждаемые
подписью таксировщика, выполнившего расчет. Достоверность расчетов
в  путевом  листе  после  их  проверки    утверждается    подписью
бухгалтера.
    При списании ГСМ  следует  руководствоваться  Нормами  № 43  с
учетом дорожных, климатических и других эксплуатационных факторов,
для расчета которых применяются поправочные коэффициенты к базовым
линейным  нормам.   Право    установления    конкретных    величин
коэффициентов и  срок  их  действия  предоставляется  руководителю
предприятия  и  утверждается  приказом  или    распоряжением    по
предприятию.
    Нормативные  расходы  топлива  для  легковых  автомобилей    в
соответствии с п. 4.1 указанных Норм рассчитываются по формуле:

    Qн = 0,01 х Нs х 5 х (1 + 0,01 х К) (4)

    где: Qн - нормативный расход топлива, литры (м3);
    Нs  -  базовая  линейная   норма   расхода  топлива,  л/100 км  
(м3/100 км);
    5 - пробег автомобиля, км;
    К - суммарный корректирующий коэффициент, %.

    Пример

    Предприятие  арендует  легковой  автомобиль   модели    "Skoda
Felicia"  для  служебных  поездок  в  пределах  Киева  и  Киевской
области.
    Базовая линейная норма расхода топлива - 7,8 л на 100 км.
    Работа в условиях города с населением более 1,0 млн. чел. - до
15%.
    Общий пробег за месяц - 4800 км.
    Нормативный расход бензина за месяц составит:
    0,01 х 7,8 х 4800 х (1 + 0,01 х 15) = 430,56 л
    При эксплуатации легковых автомобилей с прицепами, выполняющих
транспортную  работу,  которая  учитывается  в   тонно-километрах,
нормативные расходы топлива  рассчитываются  так  же,  как  и  для
грузовых автомобилей с прицепами.  Если  транспортная  работа  для
таких автомобилей не учитывается, к  ним  применяется  коэффициент
повышения  линейной  нормы  расхода  топлива  для  автомобиля    с
прицепом,  рассчитанного   с   учетом  снаряженной  массы  прицепа
(п. 3.1.11 Норм).
    В налоговом учете платежи  по  договору  аренды  включаются  в
валовые  расходы  в  соответствии  с  пп. 5.2.1 Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР )  как   суммы   оплаченных   (начисленных)  расходов,
связанных  с  подготовкой,  организацией,  ведением  производства,
продажей  продукции  (работ,  услуг).  Арендная  плата  автомобиля
входит  в  состав  прочих  расходов   операционной    деятельности
соответствующего  отчетного  периода  и  учитывается   по    счету
расходов.
    В   соответствии  с  абз.  3  пп.  5.4.10   Закона  о  Прибыли
( 334/94-ВР )  не  включаются  в  состав  валовых расходов затраты
предприятия  (кроме  расходов  на  оплату  труда),  связанные    с
приобретением ГСМ, стоянкой и парковкой легковых автомобилей.
    В бухгалтерском и  налоговом  учете  расходы  по  эксплуатации
легкового автомобиля отражаются следующим образом:

|---|-------------------------|---------------|-------|-----------|
| № |   Содержание операции   | Бухгалтерский | Сумма,| Налоговый |
|п/п|                         |     учет      |  грн. |    учет   |
|   |                         |-------|-------|       |----|------|
|   |                         |  Д-т  |  К-т  |       | ВД |  ВР  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 1 | Получен легковой        |   01  |   -   |  22800|  - |   -  |
|   | автомобиль по акту      |       |       |       |    |      |
|   | приемки-передачи        |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 2 | Перечислена предоплата  |  631  |  311  |    972|  - |   -  |
|   | за бензин А-95, в т. ч. |       |       |       |    |      |
|   | НДС - 162 грн. {5}      |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 3 | Оприходован бензин      |  203  |  631  |    972|  - |   -  |
|   | (450 л)                 |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 4 | Перечислена предоплата  |  377  |  311  |     18|  - |  15  |
|   | за бланки путевых листов|641/ндс|  644  |      3|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 5 | Получены бланки путевых |  209  |  377  |     15|  - |   -  |
|   | листов легкового        |  644  |  377  |      3|    |      |
|   | автомобиля 300 шт. по   |-------|-------|-------|----|------|
|   | 0,05 грн.               |   08  |   -   |     15|  - |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 6 | Оплачена страховка на   |  377  |  311  |    230|  - |   -  |
|   | период аренды           |-------|-------|-------|----|------|
|   |                         |   84  |  377  |    230|    |      |
|   |                         |   92  |   84  |    230|  - |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 7 | На основании данных     |   81  |  661  |    500|  - |  500 |
|   | путевого листа начислена|   92  |   81  |    500|    |      |
|   | зарплата                |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 8 | Отражены начисления на  |   82  |   65  |    191|  - |  191 |
|   | зарплату водителя       |   92  |   82  |    191|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 9 | По акту списаны         |   80  |  203  |    930|  - |   -  |
|   | фактические расходы ГСМ |   92  |   80  |    930|    |      |
|   | (430,56 л х 2,16 грн.)  |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 10| По акту списаны бланки  |   80  |  209  |      1|  - |п. 5.9|
|   | путевых листов (20 шт.) |   92  |   80  |      1|    |  {6} |
|   |                         |-------|-------|-------|----|------|
|   |                         |   -   |   08  |      1|  - |   -  |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 11| Начислены арендные      |   84  |  685  |    460|  - |  460 |
|   | платежи                 |   92  |   84  |    460|    |      |
|   |                         |641/ндс|  685  |     92|    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 12| Выплата арендных        |  685  |  301  |    552|  - |   -  |
|   | платежей                |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 13| Предъявлен водителем    |   84  |  372  |     19|  - |   -  |
|   | авансовый отчет за      |   92  |   84  |     19|    |      |
|   | парковку                |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|
| 14| Возмещены расходы за    |  372  |  301  |     19|  - |   -  |
|   | парковку автомобиля     |       |       |       |    |      |
|---|-------------------------|-------|-------|-------|----|------|

    Если договор аренды  предусматривает  страхование  арендатором
легкового автомобиля, то такие затраты  не  относятся  на  валовые
расходы.  Это  связано  с  тем,  что  согласно  пп.  5.4.6  Закона
о  Прибыли  ( 334/94-ВР )  в  валовые  расходы  включается  только
стоимость страхования собственного имущества, а также  страхование
гражданской    ответственности,    связанной    с    эксплуатацией
транспортных средств, находящихся на балансе  предприятия.  А  при
аренде легковой автомобиль является собственностью арендодателя, а
у предприятия числится на забалансовом счете 01.

    Перечень  сокращенных  обозначений  нормативных    документов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон о Прибыли -  Закон  Украины  "О  налогообложении  прибыли
   предприятий" от 28.12.94  г.  № 334/94-ВР,  в  редакции  Закона
   Украины   от   22.05.97  г.   № 283/97-ВР,  с  изменениями    и
   дополнениями.
2. Инструкция  №  228  -  Инструкция  о  порядке  изготранспортной
   документации для перевозки грузов автомобильным  транспортом  и
   учета транспортной работы,  утвержденная  приказом Министерства
   статистики Украины, Министерства транспорта Украины от 07.08.96
   № 228/253,    с    изменениями    и    дополнениями   (действие
   приостановлено).

{1} См.  приложение  № 13  к  еженедельнику  "ГлавБух"  № 27/2001,
    стр. 17 (Ред.)
{2} Учет прироста (убыли) материальных  ресурсов  ведется согласно
    п. 5.9 Закона о Прибыли.
{3} 209/хрн - бланки строгого учета, хранящиеся в бухгалтерии.
{4} 209/рег  -  бланки  строгой  отчетности,  выданные  работнику,
    ответственному за их выписку и регистрацию.
{5} Возмещаются за счет  соответствующих  источников  и  в  состав
    налогового кредита не включаются (пп. 7.4.4 Закона о НДС).
{6} Учет прироста (убыли)  материальных  ресурсов ведется согласно
    п. 5.9 Закона о Прибыли.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№29/02, стр. 39
[22.07.2002]
Елена Бондаренко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------