По волнам нашей памяти

  Зачем нужен реестр розничных цен; "воспоминания" при возврате
                               товара

------------------------------------------------------------------

    Продолжая обсуждение проблемы, затронутой нами в  "Бухгалтере"
№ 26'2002 на с. 27-29, отметим, что автором за  год  было,  скажем
так,   продиагностировано  состояние  учета  на  11   предприятиях
торговли.  Так вот:  проблемы  с  правильным  отражением  в  учете
продажной цены возникли у четырех предприятий, что составляет 36%.
Надо  сказать,  это  очень  большой  процент.  Однако  еще   более
проблемным  оказалось  ведение  реестра   розничных    цен.    Как
выяснилось,  ни  на  одном  из  обследованных  предприятий  реестр
розничных цен не велся, ответить, что это такое и зачем нужно,  ни
один бухгалтер внятно не смог. Вот о нем, реестре, и поговорим.

    1. Реестр розничных цен

    Понятие  и  состав  реестра  розничных  цен  определены  п.  5
Инструкции о порядке обозначения розничных цен на товары народного
потребления в  предприятиях  розничной  торговли  и  общественного
питания,  утвержденной  приказом  МВЭСторга от 04.01.97 г. № 2  и
зарегистрированной в Минюсте 20.01.97 г. за № 4/1808 {1}:

    "Розничные цены фиксируются субъектом хозяйствования в реестре
    розничных цен, где указываются: наименование товара,  артикул,
    марка,  тип,  оптовая  отпускная  цена  (цена  поставщика)  со
    ссылкой на документ, который ее удостоверяет, размер  торговой
    надбавки, установленная розничная цена".

    Чтобы  понять,  для  чего  сей  реестр  нужен  на    практике,
рассмотрим его форму.  Поскольку, к сожалению, в самой  Инструкции
форма реестра не приведена, самостоятельно зададим форму реестра в
следующем виде:

|-|---------------------|-------|-----|----------------------|---------|---------|
|№| Наименование товара |  Тип, | Ед. |    Цена поставщика   | Торговая|Розничная|
| |                     |артикул| изм.|                      | наценка |   цена  |
| |                     |       |     |-----|-----|----------|---|-----|         |
| |                     |       |     |  с  | без | документ | % |сумма|         |
| |                     |       |     | НДС | НДС |поставщика|   |     |         |
| |                     |       |     |     |     |---|------|   |     |         |
| |                     |       |     |     |     | № | дата |   |     |         |
|-|---------------------|-------|-----|-----|-----|---|------|---|-----|---------|
|1|          2          |   3   |  4  |  5  |  6  | 7 |   8  | 9 |  10 |    11   |
|-|---------------------|-------|-----|-----|-----|---|------|---|-----|---------|
| Месяц                                                                          |
|-|---------------------|-------|-----|-----|-----|---|------|---|-----|---------|
| |                     |       |     |     |     |   |      |   |     |         |
|-|---------------------|-------|-----|-----|-----|---|------|---|-----|---------|

    Основными функциями реестра можно считать такие:
    Первая - информационная.  Здесь собирается  полная  информация
обо всех установленных розничных ценах и наценках.
    Вторая  -  контрольная.    Наглядность    реестра    позволяет
контролировать правильность установления цены: достаточно сравнить
цену поставщика и розничную.  Если бы предприятие, задавшее вопрос
о наценке  и  убытках,  на  который  мы  отвечали  в  "Бухгалтере"
№ 26'2002,  вело  реестр  розничных  цен,  то  даже при абсолютном
доверии к компьютеру только слепой  не  увидел  бы,  что розничная
цена установлена неправильно.  А  следовательно, ошибки можно было
избежать.
    Представленная форма реестра  не  является  догмой.  Ее  можно
сократить, оставив, в частности, только цену  поставщика  без  НДС
(то есть так, как товар первоначально оприходован в учете);  можно
расширить, добавив, к примеру,  данные  по  внутреннему  документу
предприятия, на основании которого  товар  передается  в  розницу.
Главное,  чтобы  реестр  розничных  цен  сохранил  свои   основные
функции.
    Следует отметить не только важность этих функций, но и то, что
наличие реестра розничных цен на предприятии позволяет в отдельных
случаях  избежать  определенных  проблем  с  отражением  в   учете
возврата товаров.

    2. Возврат товаров

    В аспекте отражения в учете  возврат  товара  не  представляет
сложности, да и во многих публикациях  это  описано.  Основная  же
проблема заключается вот в чем: как  при  возврате  вспомнить  или
определить, с какой же наценкой товар передавался  в  розницу  или
продавался? Тем более что эта проблема затрагивает уже  и  вопросы
налогообложения, поскольку неправильное  определение  наценки  при
возврате может повлиять на размер валовых затрат через  перерасчет
остатков  по  п.  5.9  Закона  о  Прибыли ( 334/94-ВР ):   завысим    
наценку - следовательно, занизим стоимость товара  и,  само собой,  
завысим валовые затраты; занизим наценку - всё наоборот.
    Если товар возвращается на склад в том же месяце, в котором он
передавался в  розницу,  то  никаких  проблем  ни  с  определением
торговой наценки, ни с определением себестоимости этого товара  не
будет.  Достаточно заглянуть в  реестр  розничных  цен  за  данный
месяц,  чтобы  получить  оттуда  всю  нужную  информацию.  И   нет
необходимости  на  момент  возврата  определять  средний   процент
торговой наценки, так как возврат товара  на  склад  в  месяц  его
передачи в розницу никоим образом не повлияет на  расчет  среднего
процента по итогам данного месяца.  В этом случае реестр розничных
цен является прямым помощником бухгалтера.
    Порядок  определения  торговой  наценки  на  товар,    возврат
которого произошел в месяце, отличном от месяца  передачи  данного
товара  в  розницу,  хорошо  описан  в  "Бухгалтере"  № 26'2001 на
с. 39 - 41 (в статье  с  почти таким  же  названием,  как  наша из
№ 26'2002).  Полностью можно согласиться с тем положением,  что  в
такой ситуации реальный размер наценки на непроданный товар  ведет
к нарушениям "наценочных" пропорций.  Но и предложенные там методы
расчета  торговой  наценки,  то  есть  с  использованием  среднего
процента торговой наценки  или  за  прошлый  месяц,  или  на  дату
передачи на склад, могут вызвать проблемы.
    Например, в свое время товар был передан в розницу  со  склада
по цене 4200 грн., наценка сделана в размере  1800  грн.  А  потом
вследствие изменения уровня наценки  этот  же  товар  вернулся  на
склад  по  цене  3400  грн.  Не  всякий  инспектор  при   проверке
перерасчета по п. 5.9 сможет понять, как такое получилось.
    Но из этого не следует, что данные методы  здесь  не  годятся:
даже наоборот! Но в таком случае можно воспользоваться и  реальным
размером торговой наценки.  {2} Конечно, определенная  погрешность
всегда будет существовать. Поэтому выбор остается за бухгалтером.
    Единственное, не надо забывать:  если  хотите  воспользоваться
реальным размером торговой наценки,  предварительно  проверьте,  а
хватает ли у вас для этого кредитового сальдо по счету 285.  И  уж
если хватает - пользуйтесь,  тем  более  что  в  этой  ситуации  у
предприятия, с одной стороны, имеются все подтверждающие документы
(записи в реестре розничных цен, документы  поставщика,  документы
на передачу товара со склада в розницу и обратно), а  с  другой  -
цифирь совпадает.

{1} См. "Бухгалтер" № 13'2002, с. 33т-34т.
{2} Правда, реальный размер тоже не всегда удается определить даже
    при наличии реестра розничных цен.  Например,  было  3  партии
    одного и того же товара с разными наценками.  Ну и  откуда  вы
    знаете, из какой конкретно партии возвращаемый товар и какая у
    него была наценка, если до этого его не индивидуализировали?


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№29/02, стр. 34
[01.08.2002]
Игорь Погорелов

------------------------------------------------------------------