Предприятие заказало печать прайс-листов в полиграфической
фирме (которая не занимается каким-либо видом рекламной
деятельности). Готовые прайс-листы предприятие самостоятельно
раздает своим покупателям (заказчикам). Является ли услуга
печатания прайсов объектом обложения налогом с рекламы? Кто в
таком случае должен уплачивать налог с рекламы и представлять
расчет?
* * *
Согласно ст. 11 Декрета о местных налогах ( 56-93 ) объектом
налога с рекламы является стоимость услуг за установление и
размещение рекламы. Органы местного самоуправления самостоятельно
должны устанавливать и определять только порядок уплаты налога с
рекламы в границах установленных предельных размеров ставок, а не
определять объект налогообложения. Правда, это не везде
выполняется. Так, в р. III Положения о налоге с рекламы,
утвержденного решением Киевского городского совета от 17.05.94 г.
№ 96, установлено, что объектом обложения налогом с рекламы
является изготовление и распространение рекламы собственной
продукции, что противоречит нормам указанного выше Декрета.
Поэтому в данном вопросе следует руководствоваться именно
положениями Декрета о местных налогах.
Тем не менее ГНА Украины придерживается другого мнения в
письме от 11.12.2001 г. № 3178/8/31-1051 ( v3178225-01 ), ссылаясь
в нем на вышеупомянутое решение Киевсовета. В этом письме
ГНАУ разъясняет: если рекламодатель непосредственно заключает
соглашение с предприятием, которое изготовляет рекламную продукцию
(плакаты, буклеты, каталоги), включая изготовление оригинал-макета
и полиграфические услуги, то налог с рекламы должен учитываться
при оплате услуг и перечисляться предприятием, выполняющим
заказ рекламодателя, в бюджет в сроки, определенные действующим
законодательством. В Декрете о местных налогах услуги по
изготовлению рекламной продукции не упоминаются в качестве объекта
налогообложения. Странно, что Государственная налоговая
администрация ссылается в своем письме на местное решение,
которое, в свою очередь, противоречит Декрету КМУ.
Таким образом, по мнению автора, которое основывается на
нормах ст. 11 Декрета о местных налогах ( 56-93 ), услуги
полиграфической фирмы (которая только предоставляет услуги по
печатанию) не являются объектом обложения налогом с рекламы.
Предприятие-заказчик в данном случае осуществляет саморекламу,
а самореклама налогом с рекламы не облагается, т. к. нет объекта
налогообложения (ведь никаких услуг по установлению или
размещению рекламы предприятие себе не предоставляет).
Суммируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что в
рассмотренной ситуации налог с рекламы уплачивать не нужно и,
соответственно, расчет налога с рекламы представлять также не
нужно.
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№49/02, стр. 63
[09.12.2002]
Наталия Радченко
Бухгалтер-консультант еженедельника "ГлавБух"
------------------------------------------------------------------