Как документально оформить приход товара
Частный предприниматель - плательщик единого налога
осуществляет торговлю бытовой техники. Нужно ли такому
частному предпринимателю требовать приходные документы от
поставщика?
* * *
В соответствии с п. 8 Порядка выдачи Свидетельства об уплате
единого налога, утвержденного приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599
( z0752-99 ) (далее - Порядок № 599), для определения результатов
собственной предпринимательской деятельности на основании
хронологического отображения осуществленных хозяйственных и
финансовых операций плательщик единого налога ведет Книгу учета
доходов и расходов в соответствии с приложением 10 к Инструкции
о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГНАУ
от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ) (далее - Инструкция № 12). При
этом обязательному заполнению подлежат только графы "Период
учета", "Расходы на производство продукции", "Сумма выручки
(дохода)", "Чистый доход".
В то же время Порядком № 599 и Указом Президента Украины "Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов
малого предпринимательства" от 03.07.98 г. № 727/98 ( 727/98 ) не
предусмотрено, чтобы данные, которые отражаются в ф. № 10,
подтверждались документально, а также нет каких-либо разъяснений
относительно заполнения графы "Расходы".
Заметим, что юридические лица, уплачивающие единый налог,
должны заполнять Книгу учета доходов и расходов исключительно на
основании первичных документов.
Кроме того, согласно ст. 2 Закона Украины "О бухгалтерском
учете и финансовой отчетности в Украине" от 16.07.99 г. № 996-ХIV
( 996-14 ) (далее - Закон № 996) вести бухгалтерский учет и
представлять финансовую отчетность обязаны все субъекты
хозяйственной деятельности - юридические лица независимо от их
организационно-правовых форм и форм собственности.
Как видим из формулировки Закона № 996, на субъектов
предпринимательской деятельности - физических лиц подобные
обязанности не возлагаются.
К тому же порядок оприходования товаров в розничной и оптовой
торговле для субъектов предпринимательской деятельности -
физических лиц, которые не обязаны вести бухгалтерский учет, не
определен ни одним нормативным документом.
На основании этого можно заключить, что частные
предприниматели - физические лица не будут нести ответственность
за неоприходование товаров.
Такое же мнение по данному вопросу высказывает ГНАУ в своем
письме № 6990/7/23-3117 ( v6990225-99 ) от 14.05.99 г.
Следовательно, можно сделать вывод, что частный
предприниматель - физическое лицо, уплачивающий единый налог,
может и не иметь в наличии приходные документы, выданные
поставщиком при получении товара.
Это объясняется тем, что наличие или отсутствие таких
документов никак не повлияет на доходы и расходы плательщика
единого налога.
Однако чтобы не возникло конфликтных ситуаций с
контролирующими органами при перевозке приобретенного товара,
рекомендуем все-таки иметь в наличии документы, подтверждающие
факт приобретения данного товара.
К вышеизложенному не лишним будет добавить, что иметь в
наличии приходные документы от поставщика будет в интересах самого
частного предпринимателя - физического лица.
Так, в соответствии с п. 9 ст. 14 Закона Украины "О защите
прав потребителей" от 12.05.91г. № 1023-ХII ( 1023-12 ) возвратить
приобретенный товар ненадлежащего качества покупатель имеет право
только при наличии у него расчетного документа (квитанции,
товарного или кассового чека и т. д.), подтверждающего факт
продажи товара.
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№57/03, стр. 53
[17.07.2003]
Н. Дзюба, Е. Верховая, А. Свириденко, Е. Костюк
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------