О проверках санстанцией
------------------------------------------------------------------
Основополагающими нормативными документами относительно
осуществления проверок у субъектов хозяйствования представителями
СЭС (периодичность; необходимость уведомления за 10 дней перед
проверкой; документы, которые должен предъявить проверяющий;
оформление результатов проверки), а также требований, которые
могут предъявить работники СЭС к предприятиям розничной и оптовой
торговли, являются:
ЗАКОНЫ УКРАИНЫ
Закон № 4004 - "Об обеспечении санитарного и эпидемического
благополучия населения" от 24.02.94 г. № 4004 ( 4004-12 ).
ПОСТАНОВЛЕНИЯ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
Постановление № 1109 - "Об утверждении Положения о
государственном санитарно-эпидемиологическом наблюдении в Украине"
от 22.06.99 г. № 1109 ( 1109-99-п ).
Порядок № 108 - Порядок занятия торговой деятельностью и
правила торгового обслуживания населения, утвержденный
постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п ).
ПРИКАЗЫ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ
Правила № 294 - Приказ МВЭС и торговли Украины от 27.05.96 г.
№ 294 ( z0298-96 ) "Об утверждении Правил продажи
непродовольственных товаров".
Порядок № 135 - Приказ МОЗ Украины от 20.07.95 г. № 135
( z0452-95 ) "Об утверждении Порядка применения финансовых санкции
за нарушение санитарного законодательства".
Инструкция № 67 - Приказ МОЗ Украины от 14.04.95 г. № 67
( z0298-95 ) "Об утверждении Инструкции о порядке применения
государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины мер
административных пересечений (ограничение, временное запрещение,
прекращение, остановка).
Инструкция № 64 - Приказ МОЗ Украины от 14.04.95 г. № 64
( z0291-95 ) "Об утверждении Инструкции о порядке наложения и
взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства".
Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
устанавливаются в разных сферах человеческой деятельности и
являются обязательными для соблюдения всеми государственными
органами, общественными организациями, субъектами хозяйствования и
гражданами (ст. 1, 5, 7 Закона № 4004).
Право контроля по соблюдению санитарных норм предоставлено
органам государственной санитарно-эпидемиологической службы (далее
- СЭС).
Должностные лица СЭС осуществляют текущий
санитарно-эпидемиологический надзор по соблюдению физическими
лицами, в том числе субъектами предпринимательской деятельности,
санитарного законодательства путем обследования и проверок
объектов надзора относительно соблюдения требований безопасности
для жизни и здоровья людей.
Обследования и проверки объектов надзора должностными лицами
СЭС бывают плановые и внеплановые.
Плановые обследования и проверки объектов по соблюдению
санитарных норм и правил проводятся выборочно по планам, которые
разрабатываются территориальными органами государственной СЭС
согласно Постановлению № 1109. Планы утверждаются соответствующим
главным государственным санитарным врачом (п. 9 Постановления
№ 1109).
При проведении плановых обследований и проверок объектов по
соблюдению санитарного законодательства должностные лица СЭС не
обязаны за 10 дней уведомлять предпринимателя о предстоящей
проверке, так как государственные органы СЭС не включены в
перечень контролирующих органов, осуществляющих проверку
финансово-хозяйственной деятельности субъектов
предпринимательства, и на них не распространяется действие Указа
Президента Украины от 23.07.98 г. № 817/98 ( 817/98 ) "О некоторых
мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности".
Внеплановые проверки и обследования объектов осуществляются в
зависимости от санитарной и эпидемиологической ситуации, а также
по заявке предприятий, учреждений и по заявлениям граждан. Они
проводятся по решению соответствующего главного государственного
санитарного врача.
Периодичность обследований и проверок объектов надзора
устанавливается главным государственным врачом на основании
результатов государственной эпидемиологической экспертизы, с
учетом степени их влияния на состояние здоровья и жизни человека,
и утверждается вышестоящим главным государственным врачом.
Обследования и проверки проводятся должностными лицами СЭС. В
соответствии с Постановлением № 1109 проверяющий обязан предъявить
субъекту хозяйствования служебное удостоверение и направление на
проверку, подписанное главным государственным врачом или его
заместителем, в противном случае проверяемый вправе не допустить
проверяющего к проверке.
По итогам проверки составляется акт по форме согласно
приложению № 2 к Инструкции № 64. Акт в обязательном порядке
должен содержать следующую информацию:
- фамилию, имя, отчество, должность лица, составляющего акт;
- данные о свидетелях, в присутствии которых проведена
проверка;
- основания проведения и вид проверки (плановая, внеплановая,
по заявлению гражданина и т. п.);
- выявленные при проверке факты и оценка их соответствия
санитарному законодательству;
- предложения по устранению нарушений санитарного
законодательства.
Акт должен быть подписан составившим его должностным лицом
СЭС, лицами, участвовавшими в проведении проверки, и
предпринимателем или его работником, отвечающим за соблюдение
санитарного законодательства.
Если в акте зафиксировано нарушение санитарного
законодательства или факт невыполнения постановлений,
распоряжений, предписаний или заключений должностных лиц СЭС,
составляется протокол (пп. 2.2 п. 2 Инструкции № 64). Один
экземпляр протокола остается у должностного лица, второй - в
трехдневный срок передается на рассмотрение в СЭС, третий -
передается предпринимателю. Если должностное лицо СЭС, проводившее
проверку, уполномочено рассматривать дела о нарушении санитарного
законодательства, протокол составляется в двух экземплярах.
Протокол должен быть составлен на специальном бланке в
соответствии с приложением № 1 к Инструкции № 64. При отсутствии
бланка протокол может быть составлен на обычном листе бумаги с
указанием обязательных реквизитов:
- даты и места его составления;
- должности, фамилии, имени, отчества лица, которое его
составило;
- сведений о нарушителе;
- места, времени совершения и сути административного
правонарушения;
- нарушенных норм Закона, других актов законодательства об
обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения
или конкретного постановления (распоряжения, предписания,
заключения) должностного лица СЭС, которое не выполняется;
- нормативного акта, предусматривающего административную
ответственность за такое правонарушение (часть первая ст. 46
Закона № 4004 или соответствующая статья Кодекса Украины об
административных правонарушениях);
- фамилий, адресов свидетелей и пострадавших, если таковые
имеются;
- объяснений нарушителя;
- других сведений, необходимых для решения дела.
Протокол подписывается составившим его лицом и
предпринимателем. При наличии свидетелей и пострадавших протокол
подписывается также и этими лицами.
Если предприниматель отказывается от подписания протокола, в
нем делается запись об этом. Однако фиксация данного факта с
указанием свидетелей не требуется. Предприниматель имеет право
подать объяснения и замечания по содержанию протокола, а также
изложить мотивы своего отказа от его подписания. Объяснения,
замечания, а также мотивы отказа от подписания протокола,
собственноручно изложенные предпринимателем, прилагаются к
протоколу.
На основании протокола главный государственный санитарный врач
определяет размеры штрафных санкций за нарушение санитарных норм и
правил субъектом хозяйственной деятельности.
Статьей 1 Закона № 4004 предусмотрено наложение штрафа на
граждан за нарушение санитарного законодательства в размере от
одного до двенадцати не облагаемых налогом минимумов доходов
граждан (от 17 до 204 грн.).
В свою очередь, субъекты хозяйственной деятельности во
избежание применения финансовых санкций за нарушение ними
санитарного законодательства обязаны соблюдать требования
соответствующих нормативных документов. Так, раздел "Основные
санитарные требования к торговому предприятию и его работникам"
Порядка № 108 предусматривает, что:
- п. 44. Субъект хозяйственной деятельности должен обеспечить
санитарное состояние торговых и складских помещений в соответствии
с требованиями санитарных норм и правил и чистоту на прилегающей
территории, границы которой определяются исполкомами местных
Советов народных депутатов.
Во время продажи товаров и по завершении выездной (выносной)
торговли субъект хозяйственной деятельности обязан принять меры
для соблюдения чистоты на прилегающей к торговому месту
территории.
Работники субъекта хозяйственной деятельности должны быть
одеты в форменную или другую одежду, которая отвечает санитарным
требованиям.
Для хранения верхней одежды и личных вещей работников
оборудуют места в отдельном помещении;
- п. 45. Санитарное состояние торговых и складских помещений
субъекта хозяйственной деятельности должно отвечать требованиям,
установленным органами государственного санитарного наблюдения, а
для торговли продовольственными товарами - и специальным
санитарным правилам;
- п. 46. В случае хранения товаров в подсобных помещениях и
размещения их в торговых залах или пунктах мелкорозничной сети
работники субъекта хозяйственной деятельности обязаны
придерживаться принципа товарного соседства, санитарных правил,
норм складирования и требований противопожарной безопасности;
- п. 47. Торговое помещение субъекта хозяйственной
деятельности оборудуется согласно требованиям охраны труда и
здоровья, защиты окружающей природной среды, противопожарной
безопасности, санитарным и другим требованиям, предусмотренным
соответствующими нормативными актами;
- п. 48. Работники субъекта хозяйственной деятельности,
осуществляющего продажу продовольственных товаров, проходят
медицинское обследование в установленном порядке, результаты
которого отражаются в их личных медицинских книжках. Эти книжки
предъявляются по требованию представителей контролирующих органов.
------------------------------------------------------------------
"Адвокат бухгалтера"
№18/03, стр. 3
[22.09.2003]
Виктор Шевченко
Адвокат
------------------------------------------------------------------