Как ликвидирующемуся предпринимателю сдавать отчетность
Я - частный предприниматель. Перешел с единого налога на общую
систему налогообложения и нахожусь на общей системе
налогообложения (деятельности нет). В связи со сложившимися
семейными обстоятельствами я вынужден выехать на длительный
период времени в Россию. Уехать мне нужно срочно. Попытался
сняться с регистрации в качестве предпринимателя. В налоговой
мне сказали, что у них распоряжение временно никого с учета не
снимать. Когда придут на проверку, точно не говорят (как я
понял, они с этим не спешат). Есть ли какие-то сроки для
проведения такой проверки налоговиками и существуют ли
какие-либо ускоренные методы ее проведения, если у
налогоплательщика есть серьезные обстоятельства? Имею ли я
право прекратить сдавать отчетность после подачи заявления в
налоговую о снятии с учета или я должен ждать окончания
проверки, а до этого отчетность представлять обязан?
* * *
С уверенностью можно говорить о том, что снятие с учета в
налоговом органе предпринимателя в качестве налогоплательщика
является одним из основных (хоть и не единственным) этапов его
ликвидации в качестве субъекта предпринимательской деятельности.
В вопросах снятия с учета налогоплательщика в органах
налоговой службы представители налоговых органов руководствуются
Инструкцией о порядке учета налогоплательщиков, утвержденной
приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80 ( z0172-98 ), с изменениями и
дополнениями (далее - Инструкция № 80).
Как следует из этого документа, после подачи в налоговый орган
заявления о снятии с учета плательщика налогов по форме № 8-ОПП
налоговые органы должны принять решение о проведении
документальной проверки в течение месяца. Именно этот срок
налоговики дали себе на "раскачку". Объяснить это просто: проверка
ликвидирующегося предпринимателя у них не запланирована, для ее
проведения еще нужно найти время и высвободить часть инспекторов,
занятых другими проверками. Но все дело в том, что и этот срок
налоговики нередко нарушают, т. е. очень часто случается, что
ждать проверки ликвидирующемуся субъекту приходится намного больше
месяца.
Кроме того, никакого механизма "ускорения" этого процесса в
существующих на сегодняшний день документах нет. То есть те, кому
надо срочно ликвидироваться, должны договариваться с налоговиками
сами, кто как сумеет. В данном случае можно порекомендовать
написать заявление на имя начальника своей налоговой инспекции с
просьбой ускорить проведение проверки с изложением причин.
Как правило, сама проверка предпринимателя длится не так уж и
долго, всего несколько дней.
Что касается вопроса об отчетности, то обязанность
предпринимателя сдавать налоговую отчетность прекращается только с
момента снятия его с учета в налоговом органе, но ни в коем случае
не на момент подачи заявления о снятии с учета.
Если предпринимателю нужно срочно выехать за границу именно в
данный момент, а потом он сможет на какое-то время вернуться и
уладить свои предпринимательские дела, то в этом случае
предприниматель может воспользоваться возможностью продлить сроки
для представления налоговой декларации. Рассмотрим этот вопрос
подробнее.
Понятно, что, выехав за границу, предприниматель будет лишен
возможности представлять отчетность, в частности, ту, которая
подпадает под определение налоговой декларации с точки зрения
Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков
налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами"
от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181).
На этот случай в Законе № 2181 есть норма (п. 15.4 ст. 15)
согласно которой предельные сроки для представления налоговой
декларации подлежат продлению руководителем налогового органа (его
заместителем) по письменному запросу налогоплательщика, если такой
налогоплательщик, в частности, находился за пределами Украины.
При этом, как определено в Законе № 2181, штрафные санкции,
определенные подпунктом 17.1.1 п. 17.1 ст. 17 Закона № 2181, в
течение срока продления предельных сроков представления налоговой
декларации к налогоплательщику применяться не будут.
Иными словами, если частный предприниматель вынужден выехать
за границу, в связи с чем какой-то период он не сможет
представлять налоговые декларации, то, подав вовремя
соответствующее заявление, к нему за неподачу отчетности штрафы
применяться не будут. Под эту норму п. 15.4 ст. 15 ГНАУ своим
приказом от 19.03.2001 г. № 113 ( z0284-01 ) утвердила
соответствующий Порядок применения норм пункта 15.4 статьи 15
Закона Украины "О порядке погашения обязательств плательщиков
налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами"
(далее - Порядок № 113).
Согласно этому Порядку при наличии обстоятельств (в числе
которых и выезд за границу), дающих право на продление предельных
сроков представления деклараций, налогоплательщик может обратиться
в налоговый орган с письменным заявлением. При этом Порядком № 113
определено, что заявление подается в течение 30 календарных дней,
следующих за днем окончания указанных в нем обстоятельств (т. е. в
нашем случае в - течение 30 дней после приезда).
В заявлении физического лица обязательно указываются: фамилия,
имя, отчество, идентификационный номер, место постоянного
проживания, номера телефонов (факсов, е-mail) - служебного и
домашнего (при наличии), место основной работы. Заявление
подписывается физическим лицом и должно иметь дату его
составления. Заявление подается физическим лицом в налоговый орган
по месту постоянного проживания или по месту государственной
регистрации, если физическое лицо зарегистрировано как субъект
предпринимательской деятельности. В заявлении физического лица,
зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, также указываются дата выдачи и номер свидетельства
о государственной регистрации субъекта предпринимательской
деятельности.
Кстати, плательщики налогов имеют право направить заявление в
налоговый орган по почте с уведомлением о вручении.
Как сказано в Порядке № 113, документальным подтверждением
отсутствия возможности у лица исполнять налоговые обязанности
(представлять налоговые декларации) в связи с пребыванием за
границей являются:
- заграничный паспорт лица с визами и соответствующими
отметками органов охраны государственной границы;
- письменный ответ Государственного комитета по делам охраны
государственной границы Украины на запрос налогового органа;
- письменный ответ Консульского управления Министерства
иностранных дел Украины на запрос налогового органа.
Как видим, в случае пребывания предпринимателя в России -
стране, с которой упрощен пограничный контроль (при въезде в эту
страну визы и загранпаспорта пока не нужны, да и миграционные
карты, которые выдаются при въезде в Россию, при выезде из России
пограничники забирают), могут возникнуть проблемы с подтверждением
факта пребывания за границей. А как сказано в Порядке № 113,
заявление на продление предельных сроков подается только вместе с
необходимым документальным подтверждением, в противном случае его
у предпринимателя могут не принять. То есть о таком документальном
подтверждении предпринимателю надо позаботиться самому.
К указанному хотелось бы добавить еще одно. Как следует из
нормы п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181, если налогоплательщик
документально подтверждает наличие определенных обстоятельств,
дающих право на продление сроков, такое продление сроков должно
происходить обязательно. От представителей налоговых органов
требуется только проверить легитимность представленных документов
и вынести соответствующее решение. В то же время Порядок № 113,
как это часто у нас бывает, построен таким образом, что решение о
продлении предельных сроков выносится исключительно по усмотрению
руководителя органа налоговой службы. Поэтому в случае отказа
предприниматель обязательно должен воспользоваться своим правом на
обжалование, но с соблюдением установленных сроков.
Так, если налоговый орган направит решение о полном или
частичном неудовлетворении заявления предпринимателя, он имеет
полное право обратиться в течение десяти календарных дней,
следующих за днем получения ответа, с повторным заявлением в
налоговый орган вышестоящего уровня, а при повторном полном или
частичном неудовлетворении заявления - в налоговый орган
вышестоящего уровня с соблюдением указанного десятидневного срока
для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока
для ответа на него.
Итак, предположим, проблемы с налоговыми декларациями, которые
представляются в налоговый орган, предприниматель решит. А как
быть с пенсионной отчетностью?
До 1 января 2004 года проблемы с пенсионной отчетностью
решаются так же, как и с налоговой. "Пенсионный" отчет
("приложение 4") вполне подпадает под определение налоговой
декларации и предельные сроки его представления продлеваются в
порядке, предусмотренном в п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181. На это
прямо указывает п. 12.4 "пенсионной" Инструкции 16-6 {1}.
Но ведь вся проблема в том, что с 1 января 2004 года
пенсионные вопросы будут уже регулироваться новым законом -
Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном
страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV. То есть к пенсионной
отчетности п. 15.4 ст. 15 Закона № 2181 уже не будет иметь
никакого отношения, а в новом пенсионном законе о продлении
предельных сроков представления пенсионной отчетности нет ни
слова. Вполне возможно, что эти нюансы будут учтены в подзаконных
документах, но на сегодняшний день трудно говорить о том, сможет
ли по приезде из-за границы (если этот приезд будет в 2004 году)
предприниматель продлить сроки представления пенсионной отчетности
и будут ли его штрафовать за ее непредставление.
Получается парадоксальная ситуация. Предприниматель уезжает в
период действия нормы, согласно которой у него есть шансы не быть
оштрафованным за непредставление декларации, а приезжает - и
правила игры круто изменяются.
Поэтому, если у предпринимателя есть возможность приехать
из-за границы к концу декабря, то лучше ею воспользоваться и по
приезде подать заявление в органы Пенсионного фонда с просьбой
продлить сроки представления пенсионной отчетности в связи с
выездом за границу. Если же такой возможности нет, то ситуация со
штрафами, как мы уже сказали, усложняется.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№46/03, стр. 42
[17.11.2003]
М.Пустовит, Ю.Цыганок, О.Кононенко, О.Чефранов
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------