Какие затраты частного предпринимателя включаются в его
расходы
Я - частный предприниматель, использую труд двух наемных
работников. Вид моей деятельности - автотранспортные перевозки
грузов. Расходы, исключаемые из полученного валового дохода, я
подтверждаю документально.
Прошу разъяснить:
- могу ли я при наличии командировочного удостоверения отнести
в состав расходов суточные в размерах установленных норм и
суммы по счетам гостиницы, если я согласно договору с фирмой о
предоставлении транспортных услуг направляю свой автомобиль и
водителя в командировку в другой город;
- могу ли я включить в состав расходов средства, перечисленные
газете за объявление, при помощи которого я ищу заказчиков;
- включается ли в состав расходов стоимость текущего ремонта
транспортного средства;
- как правильно определяется чистый доход?
* * *
Прежде чем ответить на поставленные вопросы, обратимся к
ст. 13 раздела IV Декрета Кабинета Министров Украины "О подоходном
налоге с граждан" от 26.12.92г. № 13-92 ( 13-92 ) (далее - Декрет)
и Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом
ГГНИ Украины от 21.04.93 г. № 12 ( z0064-93 ).
Согласно ст. 13 Декрета в состав расходов, непосредственно
связанных с получением доходов физическими лицами от осуществления
предпринимательской деятельности, относятся расходы, которые
включаются в состав валовых расходов производства (обращения) или
подлежат амортизации в соответствии с Законом Украины "О
налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 г. № 283/97-ВР
( 283/97-ВР ) (далее - Закон). Валовые расходы, связанные с
осуществлением предпринимательской деятельности физического лица,
включают расходы, определенные статьями 5 и 8 Закона, с учетом
соответствующих ограничений и особенностей, в частности,
касающихся физических лиц - субъектов предпринимательской
деятельности.
На основании п. п. 5.4.8 Закона в состав валовых расходов
предпринимателя включаются командировочные расходы физических лиц,
находящихся с ним в трудовых отношениях, в пределах фактических
расходов командированного лица на проезд (включая перевозку
багажа) как к месту командировки и обратно, так и по месту
командировки, оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях),
а также включенных в такие счета расходов на питание или
предоставление услуги (стирка, чистка, ремонт и глаженье одежды,
обуви или белья), наем других жилых помещений, телефонных счетов,
оформление заграничных паспортов, разрешений на въезд (виз),
обязательного страхования, расходов на устный и письменный
переводы, других документально оформленных расходов, связанных с
правилами въезда и пребывания в месте командировки, включая
какие-либо сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с
осуществлением таких расходов.
Таким образом, можно отнести в состав расходов суточные, а
также суммы по счетам гостиницы в размерах установленных норм при
наличии документов, которые подтверждают стоимость этих расходов.
Вместе с тем обращаем внимание на то, что если в договоре между
частным предпринимателем и предприятием обусловлено, что
направление в командировку водителя осуществляется предприятием,
то в таком случае все документы на командировку оформляются
указанным предприятием и в составе расходов частного
предпринимателя не учитываются. Чтобы не иметь осложнений при
оформлении каждого отдельного договора, связанного с перевозкой
товаров (продукции) в другую местность, следует четко обусловить,
какая из сторон направляет водителя в командировку, для избежания
возможности двойного отнесения указанных расходов у предприятия и
частного предпринимателя.
Подпунктом 5.4.4 Закона определено, что в состав валовых
расходов включаются расходы плательщика налога на проведение
предпродажных и рекламных мероприятий относительно товаров (работ,
услуг), продаваемых (предоставляемых) такими плательщиками налога.
Выполняя требования действующего законодательства, частный
предприниматель имеет право включить в состав валовых расходов
денежные средства, которые были перечислены газете за объявление,
потому что расходы непосредственно связаны с получением дохода.
Отвечая на третий вопрос, разъясняем, что плательщики налога
имеют право в течение отчетного периода отнести в валовые расходы
любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, подлежащих
амортизации, в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой
стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало такого
отчетного периода (п. 8.7 Закона).
Расходы, превышающие указанную сумму, увеличивают балансовую
стоимость групп 2, 3 и 4 или отдельных объектов основных фондов
группы 1 пропорционально совокупной балансовой стоимости таких
групп и таких отдельных объектов основных фондов группы 1 на
начало расчетного квартала.
Поэтому расходы на текущий ремонт основных фондов
(транспортного средства), принадлежащих вам и используемых в
процессе осуществления предпринимательской деятельности,
исключаются из валового дохода на основании первичных документов,
подтверждающих проведение ремонта (акт выполненных работ,
платежное поручение, ведомости на выплату заработной платы и
т. д.) в сумме, не превышающей 10% совокупной балансовой стоимости
групп основных фондов на начало отчетного года. Если же расходы
превышают указанную сумму, то в этом случае они подлежат
амортизации согласно установленным нормам. В случае отсутствия
первичных документов указанные расходы не могут исключаться из
валового дохода субъекта предпринимательской деятельности -
физического лица.
Отвечая на последний вопрос о правильности определения чистого
дохода, заметим, что налогооблагаемым доходом считается совокупный
чистый доход, определяемый как разница между валовым доходом
(выручка в денежной и натуральной форме) и суммой документально
подтвержденных расходов, непосредственно связанных с получением
дохода в соответствующем отчетном периоде (квартале, календарном
году) (ст. 13 Декрета).
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 47(99), стр. 45
[24.11.2003]
Анна Мудрик
Ст. гос. нал. инспектор ГНИ в Деснянском районе г. Киева
------------------------------------------------------------------