Не забудьте, кстати, подписаться...
Расходы на подписку в налоговом учете
------------------------------------------------------------------
Подписная кампания на периодические издания постепенно
приближается к завершению (хотя самые выдержанные, как обычно,
подписываются в последний день). Так что пора уже от уточнения
перечня выписываемых изданий переходить к нюансам отражения
соответствующих расходов в учете. Очень кратко остановимся на
самых важных моментах, которые нужно не упустить из виду в связи с
налогообложением прибыли (напомним, что в отношении НДС действует
п/п. 5.1.2 Закона об НДС ( 168/97-ВР ), освобождающий от
налогообложения операции по продаже (подписке) и доставке
периодических изданий печатных средств массовой информации
отечественного {1} производства).
В Законе О Прибыли ( 334/94-ВР ) "подписным" расходам
посвящены в основном п/п. 5.4.2, п/п. 7.10.12, а с 2003 года - в
известной степени и п/п. 11.2.3. Освежим их в памяти.
"Базовый" п/п. 5.4.2 (точнее - его второй абзац) позволяет
относить в состав валовых затрат расходы
"на приобретение литературы для информационного обеспечения
хозяйственной деятельности плательщика налога, в том числе по
вопросам законодательства, и подписку специализированных
периодических изданий".
Поскольку в п/п. 5.4.2 (наряду с другими подпунктами п. 5.4)
речь идет о расходах двойного назначения, то следует со всей
серьезностью отнестись к содержащемуся в нем указанию возлагать
обязанности по доказыванию связи таких расходов с основной
деятельностью плательщика на самого плательщика {2}. В связи с
этим отдельного внимания заслуживает отстаивание названной связи
не только и не столько в отношении изданий по профилю деятельности
предприятия (скажем, "Строительной газеты" для строительного
предприятия), сколько в отношении "общехозяйственных" изданий -
бухгалтерских, рекламных и т. п.
К счастью, практика пошла преимущественно по пути признания
валовозатратности расходов на подписку периодики
бухгалтерско-налоговой или рекламно-информационной направленности
(во многом благодаря началу процитированного абзаца, где говорится
об информационном обеспечении хозяйственной деятельности - пусть и
в отношении приобретаемой литературы, а не периодики). Если же в
отношении вашего предприятия все-таки случится рецидив (в том
смысле, что снова придется, как некогда, доказывать связь расходов
на подписку журнала об учете и налогах с основной деятельностью),
то весьма полезным окажется материал из "Бухгалтера" № 9'2002,
с. 34-35 (где эта проблема обсуждалась довольно обстоятельно).
Некоторую настороженность традиционно вызывал у подписчиков
п/п. 7.10.12 Закона О Прибыли ( 334/94-ВР ), распространяющий
"долгосрочные" подпункты 7.10.3-7.10.8, в частности, и на
определение
"доходов и затрат соответствующих отчетных периодов от
операций по подписке периодических изданий".
Появившееся сравнительно недавно письмо ГНАУ (от 26.09.2003 г.
№ 8109/6/15-1116 ( v8109225-03 )) вполне логично объяснило, что
п/п. 7.10.12 писан не для подписчиков:
"Законом предусмотрен особый порядок определения валовых
доходов и валовых затрат при осуществлении операций по
подписке периодических изданий. Однако с учетом того что в
подпунктах 7.10.3-7.10.8 п. 7.8 ст. 7 Закона речь идет
исключительно об исполнителе долгосрочного контракта, а не о
заказчике, плательщики налога - подписчики периодических
изданий относят стоимость подписки таких изданий в состав
валовых затрат в полном объеме при условии доказательства
связи этих расходов с собственной хозяйственной деятельностью
в соответствии с Законом".
Кроме основной мысли, посвященной неприменимости
"долгосрочных" правил к подписчику, обратим внимание еще на два
момента, связанных с вышеприведенным фрагментом.
Момент первый. В этом письме налоговики говорят о
необходимости связи расходов на подписку с "собственной
хозяйственной деятельностью" плательщика, каковую доказать проще,
чем связь с основной деятельностью (это аргумент в пользу
превалирования здравого смысла над формальностью п/п. 5.4.2, о чем
уже говорилось выше).
Момент второй. Обратите внимание на слова "относят стоимость
подписки таких изданий в состав валовых затрат в полном объеме". В
контексте обсуждения (не)применимости правил налогообложения
долгосрочных контрактов это звучит вполне оправданно. Однако в
данной ситуации нельзя забывать о существовании п/п. 11.2.3 Закона
О Прибыли ( 334/94-ВР ) и воспринимать это положение буквально.
Ведь согласно п/п. 11.2.3 предоплата только тогда попадет в
валовые затраты, когда в соответствующем договоре будет указано,
что сторона, берущая на себя обязательства по осуществлению
подписки (доставки), имеет статус плательщика налога на общих
условиях, предусмотренных Законом О Прибыли. При отсутствии такого
указания или при отсутствии письменного договора вообще считается,
что товары (услуги) предоставлены лицами, освобожденными от
обложения налогом на прибыль. Следствием этого будет возникновение
у подписчика валовых затрат не по факту совершения предоплаты, а
по дате фактического получения услуг (приходования товаров).
Сказанное не означает, что, подписавшись на год, предприятие,
не получившее в соответствии с требованиями п/п. 11.2.3 право
сразу включить предоплату в валовые затраты, должно будет для
ее "овалово-затрачивания" дожидаться окончания года. Это вполне
можно будет делать поквартально, по мере представления деклараций
по налогу на прибыль: ведь услуги-то уже начнут
предоставляться-потребляться (товары приходоваться). Если при этом
из условий договора вытекает, что у "нестандартного" плательщика
покупаются именно подписные издания (то есть имеет место
приходование товаров, а не потребление услуг), то при отсутствии
накладных, сопровождающих этот своеобразный товар, уделите особое
внимание документальному подтверждению приходования {3}.
{1} НК по расходам на издания зарубежных СМИ будет иметь место,
если основная сумма попадет в ВЗ.
{2} В противном случае, то есть при отсутствии у плательщика
доказательств, налоговые органы обязаны обратиться в
Министерство образования и науки, решение которого послужит
основанием для принятия соответствующего решения по этому
вопросу.
{3} Определив срок полезного использования бухгалтерско-налоговой
литературы меньшим года, вы отнесете ее в категорию
"малосрочки" (счет 22), списываемой на счета учета расходов
уже при передаче в эксплуатацию ("в чтение").
Таким образом, газеты-журналы в балансе отражаться не будут,
что избавит от необходимости производить в налоговом учете
перерасчет по п. 5.9 Закона О Прибыли.
Подобный подход предлагался еще в "Бухгалтере" № 19'2000 на
с. 34.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 44(236), стр. 38
[01.11.2003]
Александр Ключник
------------------------------------------------------------------