Единый налог в 2004 году: чего ожидать?
------------------------------------------------------------------
Сохранится ли упрощенная система?
Правительство в лице высоких должностных лиц уже не раз
высказывало свое негативное отношение к упрощенной системе
налогообложения. В качестве оправдания такой "нелюбви" приводилось
множество аргументов: здесь и участие частных
предпринимателей-"единоналожников" в различных схемах по
оптимизации налогообложения, и недопоступление сборов в Пенсионный
фонд и фонды социального страхования, и еще много-много чего. В
общем, на "единоналожников" навесили "всех собак", обвинив чуть ли
не в подрыве финансовых основ государства (умалчивая при этом о
крайне неэффективной структуре самого государственного аппарата и
его непомерных аппетитах).
Напуганные многочисленными угрозами правительства и многих
законодателей ликвидировать упрощенную систему налогообложения,
или, по крайней мере, осложнить условия работы на ней, сегодня все
без исключения "единоналожники" (и юридические, и физические
лица), задаются вопросом:
"Сохранится ли упрощенная система налогообложения?".
К счастью для всех, уже сейчас на этот вопрос можно ответить
положительно - да, сохранится. Правда, она может существенно
видоизмениться, причем не обязательно в лучшую сторону, но это уже
второй вопрос. Главное, что Указ Президента Украины "Об упрощенной
системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого
предпринимательства" в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 ( 746/99 )
(далее - Указ о едином налоге) продолжает действовать в 2004 году.
И, смеем надеяться, будет действовать до принятия соответствующего
закона об упрощенной системе налогообложения (если таковой
все-таки будет принят).
Повод для такой уверенности дает принятый парламентом 27
ноября Закон Украины "О Государственном бюджете Украины на 2004
год" ( 1344-15 ) (далее - Госбюджет 2004), где в доходной части
местных бюджетов на первом месте стоит единый налог с субъектов
предпринимательской деятельности (кроме части единого налога,
которая зачисляется в Пенсионный фонд, и отчислений на
обязательное социальное страхование).
Ну еще бы, попробовали бы депутаты лишить местные бюджеты
такого источника поступлений, особенно на фоне значительно
сниженной (по сравнению с нынешним подоходным налогом) ставки
налога с доходов физических лиц.
Так что единый налог пока жив. А о том, сохранит ли он свою
привлекательность, читайте дальше.
Повысятся ли ставки?
Сразу сделаем оговорку: вопрос этот актуален лишь для
физических лиц-"единоналожников" {1}. Ведь именно им правительство
планировало поднять ставки единого налога: минимальную - до
200 грн., максимальную - до 600 грн. Да-да, именно такие цифры
фигурировали в статье 88 проекта Госбюджета 2004, принятого
парламентом в первом чтении. Расчет был прост: поднять ставки,
заставить дополнительно платить взносы в Пенсионный фонд (об этом
будет сказано отдельно), и ЧПЕНы {2} сами, как миленькие, перейдут
на общую систему налогообложения.
Но не тут-то было. Предприниматели, несмотря на свойственный
им, как "классу", врожденный индивидуализм, смогли объединиться и
провести под стенами парламента достаточно убедительные
общественные акции. Не обошлось без поддержки
Госкомпредпринимательства, который, впрочем, занял несколько
двойственную позицию: единый налог вроде бы и нужен, но в
несколько подкорректированном виде (схемы "оптимизации" с участием
ЧПЕНов не дают покоя даже защитникам интересов
предпринимательства). Результатом этих акций стало то, что министр
финансов (он же - первый вице-премьер) Н. Я. Азаров пообещал
исключить из правительственного проекта Госбюджета 2004
"злополучную" статью 88, и даже Президент (!!!) сказал, что не
подпишет Госбюджет, если он будет содержать повышенные ставки.
Правительство сдержало обещание, - в принятой парламентом
редакции Госбюджет 2004 не предусматривает повышения ставок
единого налога. Ставки пока что останутся прежние, установленные
Указом о едином налоге, - от 20 до 200 грн.
Однако это еще не гарантия, что "единоналожникам" не придется
платить больше. Почему - читайте дальше.
Что с пенсионными взносами?
Как вы уже знаете, с 1 января 2004 года вступает в силу Закон
Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном
страховании" от 09.07.2003 г. № 1058-IV ( 1058-15 ), (далее -
Закон о пенсионном страховании, см. "Бухгалтерская неделя", 2003,
№ 37). Этот Закон сильно повлияет на упрощенную систему
налогообложения, значительно снизив ее привлекательность для
плательщиков.
Дело в том, что все без исключения упрощенцы должны будут
начислять пенсионные взносы (32%) на фонд оплаты труда.
Что же касается физических лиц-"единоналожников", то,
поскольку проконтролировать их доходы Пенсионному фонду
проблематично, "за себя" они будут платить фиксированную сумму
взносов. На данный момент этот размер пока не установлен, но можно
предположить, что он будет привязан к минимальной заработной плате
и составит не меньше:
205 х 32 % = 66 грн.
И это при том, что никак не решена судьба 42% сумм единого
налога, которые, согласно Указу о едином налоге, направляются в
Пенсионный фонд. Так что не исключено, что "единоналожники" будут
платить пенсионные взносы дважды: как обычно, в составе единого
налога, и отдельно от него - фиксированные взносы. Остается лишь
надеяться, что справедливость восторжествует, и пенсионные взносы
будут выведены из состава суммы единого налога, тем самым уменьшив
его.
Каково будущее отношений "единоналожников" с предприятиями?
Этот вопрос в наибольшей степени интересует именно тех, против
кого направлены реформаторские усилия правительства - против
ЧПЕНов, задействованных в схемах "оптимизации". А еще больше он
интересует предприятия, которые активно используют такие схемы (а
кто же их не использует?) в своей хозяйственной практике. Для них
совместными усилиями законодателей и ГНАУ заготовлены две
"напасти", которые могут заставить предприятия удерживать из сумм
доходов, выплачиваемых ЧПЕНам, налог с доходов по ставке 13%,
предусмотренный Законом Украины "О налоге с доходов физических
лиц" ( 889-15 ) (далее - Закон о налоге с доходов).
Первая "напасть" - то, что Инструкция о налогообложении
доходов физических лиц от занятия предпринимательской
деятельностью {3} не делает никаких исключений в части удержания
налога с выплачиваемых ЧПЕНам доходов. Раньше (до 01.01.2004 г.)
ведь как было: если ЧПЕН показал свидетельство "единоналожника",
то у бухгалтера были все основания не удерживать с него подоходный
налог (благодаря абз. третьему п.п. 14.1.1 п. 14 Инструкции). Но с
1 января в Инструкции больше не будет такого исключения.
Правда, против такой напасти есть весомый аргумент,
приведенный в письме Госкомпредпринимательства от 31.10.2003 г.
№ 6264 ( v6264563-03 ) "О выплате налоговыми агентами доходов
частным предпринимателям - плательщикам единого налога" (см.
"Бухгалтерская неделя", 2003, № 100). Как правильно указано в
письме, в общем случае Закон о налоге с доходов не регулирует
вопросы налогообложения доходов граждан от занятия
предпринимательской деятельностью, отсылая плательщиков к
специальному законодательству (см. п. 9.12 Закона о налоге с
доходов). В отношении частных предпринимателей - плательщиков
единого налога таким специальным законодательством как раз и
является Указ о едином налоге, согласно статье 6 которого субъект
малого предпринимательства, уплачивающий единый налог, не является
плательщиком на доходы физических лиц. К тому же и в п.п. 4.3.25
ст. 4 Закона о налоге с доходов прямо говорится о необложении этим
налогом доходов "упрощенцев".
Вторая "напасть" - пункт 1.8 Закона о налоге с доходов,
который, напомним, при определенных условиях приравнивает частных
предпринимателей к наемным работникам с соответствующим
налогообложением выплачиваемых доходов как зарплаты. Такое
"приравнивание" имеет место, если выполняются одновременно два
условия:
- предприниматель предоставляет предприятию услуги или
выполняет для него работы (то есть ЧПЕНам, реализующим
предприятиям товары, "приравнивание" к "наемникам" не грозит);
- условия договора предусматривают выполнение таких работ
(предоставление услуг) на постоянной и регулярной основе в течение
более одного месячного отчетного периода.
Напомним также, что не будет приравниваться к "наемнику"
частный предприниматель, который перепоручает выполнение работ
(услуг) другому лицу. Более подробные рекомендации о том, как
предпринимателям избежать участи наемных работников, мы писали в
статье "Туманное будущее взаимоотношений предпринимателей и
предприятий" (см. "Бухгалтерская неделя", 2003, № 42). В ближайшее
время мы подготовим для вас ряд более подробных материалов о том,
как бороться со "злополучным п. 1.8".
Завершая статью, еще раз повторим: более-менее определенно
сейчас можно говорить лишь о ставках единого налога - они пока
остаются на прежнем уровне (хотя, опять же, не исключено, что в
той или иной форме правительство попытается реализовать свои
первоначальные планы). Также можно быть уверенными, что
"единоналожников" заставят начислять взносы в Пенсионный фонд. Что
же касается размера таких взносов, подождем - увидим. До нового
года осталось совсем немного. "Единоналожники", крепитесь!
{1} Для юридических лиц все по-прежнему: 10 или 6% (при условии
уплаты НДС).
{2} Частные предприниматели - "единоналожники".
{3} Напомним, именно так с 1 января 2004 года будет называться
обновленная Инструкция о подоходном налоге с граждан,
утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12, с учетом
изменений и дополнений, предусмотренных приказом ГНАУ
от 16.07.2003 г. № 352 (см. "Бухгалтерская неделя", 2003,
№ 36).
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерская неделя"
№ 49(101), стр. 16
[08.12.2003]
Юрий Цыганок, Мирослава Пустовит
Экономисты-аналитики Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------