Проверки в сфере защиты прав потребителей
------------------------------------------------------------------
(Продолжение.
Начало см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2003, № 95)
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОРЯДОК НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЙ
За нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей
предусмотрены одновременно и административная ответственность, и
штрафные санкции. Субъектами административной ответственности
являются работники и должностные лица предприятия, и админштрафы
взыскиваются из их личных доходов с воспитательной целью. Штрафные
санкции по Закону о защите прав потребителей ( 1023-12 ), Закону
№ 481/95-ВР ( 481/95-ВР ) и Закону о рекламе ( 270/96-ВР )
взыскиваются из средств предприятия-нарушителя.
Административная ответственность
Согласно ст. 244-4 главы 17 КоАП ( 80731-10 ) к
подведомственности дел об административных правонарушениях органов
исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (кроме
правонарушений по лекарственным средствам и нарушений
санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и
норм) относятся нарушения, перечисленные в таблице.
Прокомментируем практику применения админштрафов органами
Госпотребстандарта.
Таблица
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| № | Статья | Содержание нарушения | Размер штрафных |
|п/п| КоАП | | санкций |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 1 | 155 | Нарушение правил торговли: | |
| | | - нарушение правил торговли, | 1 - 10 ннмдг |
| | | выполнения работ и | (17 - 170 грн.) |
| | | предоставления услуг работниками| |
| | | торговли, общественного питания | |
| | | и сферы услуг, гражданами, | |
| | | занимающимися | |
| | | предпринимательской | |
| | | деятельностью | |
| | | - продажа товаров со складов, | 1 - 14 ннмдг |
| | | баз, подсобных помещений, а | (17 - 238 грн.) |
| | | также сокрытие товаров от | |
| | | покупателей, совершенное | |
| | | работниками, не являющимися | |
| | | должностными лицами | |
| | | - действия, предусмотренные | 5 - 27 ннмдг |
| | | частями первой и второй этой | (85 - 459 грн.) |
| | | статьи, совершенные лицом, | |
| | | которое в течение года | |
| | | подверглось административному | |
| | | взысканию за те же | |
| | | правонарушения | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 2 | 155-2 | Обман покупателя (заказчика): | |
| | | - обмер, обвес, обсчет, | 2 - 15 ннмдг |
| | | превышение установленных цен и | (34 - 255 грн.) |
| | | тарифов или другой обман | |
| | | покупателя либо заказчика | |
| | | работником торговли, | |
| | | общественного питания и услуг, | |
| | | если материальный ущерб, | |
| | | причиненный таким обманом, не | |
| | | превышает 3 ннмдг | |
| | | - действия, предусмотренные | 10 - 20 ннмдг |
| | | ч. 1 данной статьи, совершенные | (17 - 340 грн.) |
| | | лицом, которое в течение года | |
| | | подверглось административному | |
| | | взысканию за такие же | |
| | | нарушения | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 3 | 156, | Нарушение работником | 5 - 20 ннмдг |
| | ч. 2 | предприятия торговли или | (85 - 340 грн.) |
| | | общественного питания | |
| | | правил торговли алкогольными | |
| | | напитками и табачными | |
| | | изделиями, а именно: | |
| | | торговля в неприспособленных | |
| | | для этого местах, определенных | |
| | | сельскими, поселковыми, | |
| | | городскими советами такими, где | |
| | | розничная торговля | |
| | | алкогольными напитками и | |
| | | табачными изделиями запрещена | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 4 | 156-1 | Нарушение законодательства о | |
| | | защите прав потребителей: | |
| | | - отказ работников торговли, | 1 - 10 ннмдг |
| | | общественного питания и сферы | (17 - 170 грн.) |
| | | услуг и граждан, занимающихся | |
| | | предпринимательской | |
| | | деятельностью в этих отраслях, | |
| | | в предоставлении | |
| | | гражданам-потребителям | |
| | | необходимой, доступной и | |
| | | достоверной информации о | |
| | | товарах (работах, услугах), | |
| | | их количестве, качестве, | |
| | | ассортименте, а также об их | |
| | | производителе (исполнителе, | |
| | | продавце), в обучении | |
| | | безопасному и правильному их | |
| | | использованию, а также | |
| | | ограничение прав | |
| | | граждан-потребителей на | |
| | | проверку качества, | |
| | | комплектности, веса и цены | |
| | | приобретенных товаров | |
| | | - отказ лицами, указанными | 1 - 18 ннмдг |
| | | в ч. 1 этой статьи, | (17 - 306 грн.) |
| | | гражданину-потребителю в | |
| | | реализации его права в | |
| | | случае приобретения им | |
| | | товара ненадлежащего качества | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 5 | 156-2 | Нарушение установленного порядка| 20 - 50 ннмдг |
| | | промышленной переработки, | (340 - 850 грн.)|
| | | хранения, транспортировки или | |
| | | уничтожения конфискованных | |
| | | спирта этилового, коньячного и | |
| | | плодового, алкогольных напитков | |
| | | или табачных изделий | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 6 | 167 | Реализация продукции, не | 3 - 88 ннмдг |
| | | соответствующей требованиям | (51 - 1496 грн.)|
| | | стандартов, сертификатам | |
| | | соответствия, норм и образцов | |
| | | эталонов) в отношении качества, | |
| | | комплектности и упаковки | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 7 | 168 | Выпуск в продажу продукции, | 1 - 18 ннмдг |
| | | которая не соответствует | (17 - 306 грн.) |
| | | требованиям стандартов, | |
| | | технических условий и | |
| | | образцов эталонов) относительно | |
| | | качества, комплектности и | |
| | | упаковки | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 8 | 168-1 | Выполнение работ, предоставление| 1 - 18 ннмдг |
| | | услуг гражданам-потребителям, | (17 - 306 грн.) |
| | | не отвечающих требованиям | |
| | | стандартов, норм и правил | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 9 | 170 | Несоблюдение стандартов и ТУ при| 3 - 40 ннмдг |
| | | транспортировании, хранении и | (51 - 680 грн.) |
| | | использовании (эксплуатации) | |
| | | продукции, если это повлекло за | |
| | | собой снижение качества, порчу | |
| | | или сверхнормативные потери | |
| | | продукции | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 10| 170-1 | Введение производителем или | 3 - 88 ннмдг |
| | | поставщиком в обращение | (51 - 1496 грн.)|
| | | продукции (в том числе | |
| | | импортной), которая подлежит | |
| | | обязательному подтверждению | |
| | | соответствия, но в отношении | |
| | | которой нет сертификата | |
| | | соответствия или свидетельства | |
| | | о признании соответствия либо | |
| | | декларации соответствия, а | |
| | | также неправомерное применение | |
| | | национального знака соответствия| |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 11| 172 | Нарушение правил применения | 3 - 30 ннмдг |
| | | средств измерительной техники, | (51 - 510 грн.) |
| | | на которые распространяется | |
| | | государственный метрологический | |
| | | надзор | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
| 12| 188-2 | Уклонение от выполнения законных| 3 - 5 ннмдг |
| | | требований должностных лиц | (51 - 85 грн.) |
| | | органов исполнительной власти | |
| | | в сфере защиты прав | |
| | | потребителей: | |
| | | - невыполнение должностными | |
| | | лицами законных требований о | |
| | | проведении проверки деятельности| |
| | | по продаже товаров, выполнению | |
| | | работ, предоставлению услуг | |
| | | гражданам-потребителям или | |
| | | о предоставлении необходимых | |
| | | для этого материалов | |
| | | - уклонение от своевременного | 1 - 18 ннмдг |
| | | исполнения предписаний об | (17 - 306 грн.)|
| | | устранении нарушений прав | |
| | | потребителей | |
|---|--------|---------------------------------|-----------------|
Административные штрафы согласно части 1 статьи 155 КоАП
( 80731-10 ) (см. п. 1 табл.) - самые применяемые. Штрафы по части
2 ст. 155 КоАП ( 80731-10 ) сейчас применяются очень редко. Это
положение осталось с тех времен, когда товары еще были дефицитом.
Также почти не применяются и админштрафы за повторные нарушения
согласно части 3 ст. 155 и других аналогичных статей КоАП.
Повторные проверки в течение года проводятся в исключительных
случаях, в основном по жалобам граждан.
Административная ответственность согласно ст. 155-2 КоАП
( 80731-10 ) (обман покупателя путем обвеса, обмера, обсчета и
т. п.) применяется, только если сумма ущерба не превышает 51 грн.
За умышленные обвес, обмер, обсчет покупателя на сумму 51 грн. и
более предусмотрена уголовная ответственность согласно ст. 225
Уголовного кодекса Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III ( 2341-14 )
(с изменениями и дополнениями).
Управления по делам защиты прав потребителей
Госпотребстандарта проверяют правила торговли. За нарушение правил
торговли алкогольными напитками и табачными изделиями они и
налагают админштрафы согласно части второй ст. 156 КоАП
( 80731-10 ) (см. п. 3 табл.). Административную ответственность за
нарушения, предусмотренные частью первой ст. 156 КоАП (торговля
без лицензии или без марок акцизного сбора), налагают Департамент
по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за
производством и обращением подакцизных товаров ГНА, его
региональные управления и их территориальные подразделения.
Админштрафы, предусмотренные частью третьей ст. 156 КоАП (торговля
алкогольными напитками и табачными изделиями с рук), - прерогатива
органов МВД.
В статье 156-1 КоАП ( 80731-10 ) указана ответственность за
непредставление необходимой и достоверной информации о товарах
(работах, услугах) и о их продавце. Эта статья применяется, как
правило, по результатам проверки по жалобам граждан.
Админштраф по ст. 156-2 КоАП ( 80731-10 ) налагается обычно по
результатам повторной проверки ранее выданного предписания об
изъятии из оборота некачественной алкогольной и табачной
продукции.
Админштраф по ст. 167 КоАП ( 80731-10 ) предусмотрен за
реализацию продукции, изготовленной, к примеру, кулинарными цехами
предприятий торговли, или той продукцией, которая реализуется
через фирменную торговую сеть предприятий-изготовителей. В
ст. 168 КоАП ( 80731-10 ) предусмотрена ответственность за выпуск
нестандартной продукции в продажу. По этой статье несут
ответственность должностные лица предприятий торговли, не
обеспечившие надлежащий входной контроль качества товаров. По
ст. 168-1 КоАП ( 80731-10 ) несут ответственность должностные
лица предприятий бытового обслуживания и предприятий,
предоставляющих коммунальные услуги.
Статья 170 ( 80731-10 ) также входит в КоАП с давних времен,
штрафы по этой статье применяются исключительно редко. Трудно
представить собственника предприятия, который сознательно допустил
бы порчу партии закупленного за свои деньги товара из-за
ненадлежащих условий хранения.
Статья 170-1 ( 80731-10 ) сейчас приобретает особую
актуальность, остановимся на ней подробнее. Обязательной
сертификации подлежат те товары, которые указаны в Перечне
продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине,
утвержденном приказом Государственного комитета Украины по
стандартизации, метрологии и сертификации от 30.08.2002 г. № 498
( z0782-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002, спецвыпуск
№ 22). В пункте 39 Порядка занятия торговой деятельностью и правил
торгового обслуживания населения, утвержденных постановлением
КМ Украины от 08.02.95 г. № 108 ( 108-95-п ) (с изменениями и
дополнениями), указано, что товары у СПД должны быть снабжены
сертификатами соответствия или копиями сертификатов, заверенными
поставщиком этого товара. Импортные ликеро-водочные изделия
должны сопровождаться копиями сертификатов, выполненными на
защищенных бланках и выданными Госпотребстандартом. У многих
предприятий торговли одновременно находится несколько тысяч копий
сертификатов, это создает большие трудности при проверке. С 1
февраля 2004 года все вновь выданные копии сертификатов должны
быть выполнены на защищенных бланках. Порядок реализации товаров,
полученных до 1 февраля 2004 года, остается прежним.
Админштраф по ст. 172 КоАП ( 80731-10 ) налагается за
нарушение Правил пользования средствами измерительной техники в
сфере торговли, общественного питания и предоставления услуг (ПМУ
21 - 2001), утвержденных приказом Госстандарта от 24.12.2001 г.
№ 633 ( z0018-02 ) (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2002,
№ 11). Напомним, что средства измерительной техники в торговле
должны поверяться один раз в год.
В части 1 ст. 188-2 КоАП ( 80731-10 ) установлена
ответственность за уклонение от проверки. Избежать проверки путем
уклонения от нее и уплаты админштрафа по этой статье вряд ли
удастся. У органов Госпотребстандарта хватит полномочий для того,
чтобы провести проверку "уклониста". Тема совместной работы с
правоохранительными органами включается во все квартальные планы
проверок Госпотребстандарта. Представитель правоохранительных
органов вправе составить протокол о злостном неповиновении, что по
ст. 185 КоАП ( 80731-10 ) влечет за собой наложение штрафа от 8 до
15 ннмдг (136 - 255 грн.), или исправительные работы на срок от
одного до двух месяцев, или административный арест на срок до 15
суток. Кроме того, согласно абзацу девятому ст. 23 Закона о защите
прав потребителей субъект хозяйственной деятельности, уклоняющийся
от проведения проверки органами Госпотребстандарта, будет
оштрафован на сумму от 1 до 10 процентов от товарооборота за
предыдущий месяц.
Субъектами административной ответственности по статьям 155,
155-2, 156 ч. 2, 156-1 ( 80731-10 ) являются работники торговли.
Административная ответственность по статьям 156-2, 167, 168,
168-1, 170, 170-1, 172, 188-2 КоАП ( 80731-10 ) налагается на
должностных лиц предприятий. Согласно ст. 255 КоАП ( 80731-10 ),
органы по делам защиты прав потребителей имеют право составлять
протоколы об административных правонарушениях при выявлении
правонарушений, указанных в следующих статьях КоАП:
- в статье 42-2 ( 80731-10 ). Заготовка, переработка или сбыт
радиоактивно загрязненных продуктов питания либо другой продукции;
- в статье 156. Нарушение правил торговли алкогольными
напитками и табачными изделиями (в части торговли без лицензии или
без марок акцизного сбора);
- в статье 164-6 ( 80731-10 ). Демонстрация и распространение
фильмов без государственного свидетельства на право
распространения и демонстрации фильмов;
- в статье 164-7 ( 80731-10 ). Нарушение условий
распространения и демонстрации фильмов, предусмотренных
государственным свидетельством на право распространения и
демонстрации фильмов.
Составленные по этим нарушениям протоколы передаются для
вынесения решения другим компетентным органам.
Административное правонарушение оформляется протоколом, в
котором фиксируется факт нарушения. Требования к содержанию
протокола изложены в ст. 256 ( 80731-10 ), права нарушителя - в
ст. 268 КоАП ( 80731-10 ). По статьям, приведенным в таблице,
присутствие нарушителя при рассмотрении его дела не обязательно.
Дело может быть рассмотрено в его отсутствие, если имеются данные
о своевременном уведомлении правонарушителя о времени и месте
рассмотрения дела и от нарушителя не получено ходатайство об
отсрочке его рассмотрения. Права нарушителя при рассмотрении дела
может защищать юрист.
Согласно ст. 36 КоАП ( 80731-10 ) при совершении одним лицом
нескольких правонарушений административное взыскание налагается за
каждое из них отдельно. Если лицо совершило несколько
административных правонарушений, дела о которых рассматриваются
одним и тем же органом (уполномоченным лицом), взыскание
налагается в пределах санкции, предусмотренной за наиболее
серьезное правонарушение из числа совершенных.
К основному взысканию в этом случае может быть добавлено одно
из дополнительных взысканий, предусмотренных статьями об
ответственности за какое-либо из совершенных правонарушений.
Срок наложения административного взыскания согласно ст. 38
КоАП ( 80731-10 ) - не более двух месяцев со дня совершения
правонарушения или со дня его выявления. Дата совершения (либо
выявления) правонарушения фиксируется в протоколе.
(Продолжение следует)
------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№ 101(659), стр. 36
[18.12.2003]
Павел Пичугин
Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------