УКРАЇНА
Аудиторська фірма "Аналітик-Профіт"
Свідоцтво про внесення в Реєстр суб'єктів
аудиторської діяльності N 0580,
чинне до 26.01.2006р.
Тел.(044) 467-08-15
Относительно своевременности предоставления
налоговой отчетности по земельному налогу.
Ознакомившись с Актом проверки ГНИ относительно
несвоевременности предоставления неким предприятием налоговой
отчетности по земельному налогу, аудиторская фирма не согласилась
с выводами
проверки, результатом которой были наложены штрафные санкции на
предприятие, получившее согласно договора дарения земельный
участок. Предприятие подало в местные органы заявление на
государственную регистрацию и признание за ним права собственности
на этот земельный участок, но не подало Налоговый расчет
земельного налога в налоговую инспекцию до получения Акта
государственной регистрации.
Земельным кодексом Украины (ст. 1) N 2768-III ( 2768-14 ) от
25.10.2001 г. (далее - Закон N 2768 ( 2768-14 )) земля
определяется как основное национальное богатство, которое
пребывает под особенной охраной государства. Это определение
повторено и в Гражданском кодексе Украины (ст. 373) N 435-IV
( 435-15 ) от 16.01.2003 г.
Ст. 13 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) от 28.06.1996 г.
четко определяет, что земля есть объектом права собственности
Украинского народа. От имени Украинского народа право
собственности осуществляют органы государственной власти и органы
местного самоуправления в пределах, определенных этой
Конституцией.
Исходя из вышеуказанного, ст. 9 "Объекты права исключительной
собственности народа Украины" Закона Украины "О собственности"
N 697-ХII ( 697-12 ) от 07.02.1991 г. (с изменениями и
дополнениями) земля и ее недра являются объектами права
исключительной собственности.
Многие авторы подчеркивают, что специфика такого субъекта
права собственности, как народ Украины, связана с тем, что народ
Украины не является субъектом гражданского права и от его имени
должен кто-то выступать. Такие права имеют в соответствии с п. 2
ст. 10 "Осуществление народом Украины права исключительной
собственности" настоящего Закона ( 697-12 ) - государственные
органы, т.е. Верховная Рада Украины, а также местные советы
народных депутатов.
Вот почему п. 1 ст. 125 Закона N 2768 ( 2768-14 ),
регламентируется возникновение права собственности и права
постоянного пользования на земельный участок после государственной
регистрации.
Государственная регистрация земельных участков ведется через
государственный земельный кадастр. Ст. 193 п. 1 Закона N 2768
( 2768-14 ) государственный земельный кадастр - единственная
государственная система земельно-кадастровых работ,
устанавливающая процедуру признания факта возникновения или
прекращения права собственности и права пользования земельными
участками и содержащая совокупность сведений и документов о
месторасположении и правовом режиме этих участков, их оценку.
Ст. 194 Закона N 2768 ( 2768-14 ) "Назначение государственного
земельного кадастра" признано определение размера платы за землю.
Таким образом, предприятие приобретает право собственности на
земельный участок не после вступления в действие гражданско-
правового договора о дарении участка земли, а после внесения этого
участка в Государственный кадастр. Это внесение является
признанием факта права собственности на подаренный земельный
участок.
На этой основе действует ст. 13 Закона Украины "О плате за
землю" N 378/96-ВР ( 378/96-ВР ) от 19.09.1996 г. (далее - Закон
N 378 ( 378/96-ВР )), из которой следует, что основанием для
начисления земельного налога есть данные государственного
земельного кадастра. А ст. 15 Закона N 378 ( 378/96-ВР )
определяет, что собственники земельного участка платят земельный
налог со дня возникновения права собственности или права
пользования земельным участком, т.е. со дня внесения в
государственный земельный кадастр.
Поэтому, ГНИ, согласно ст. 14 Закона N 378 ( 378/96-ВР ),
должна была до 15 июля текущего года выдать предприятию платежное
уведомление об уплате налога. А предприятие ежеквартально до 15
числа следующего за отчетным кварталом месяца оплачивать земельный
налог согласно ст. 17 этого Закона ( 378/96-ВР ). И только в
случае несвоевременной уплаты земельного налога, определенной ст.
17, ст. 25 Закона N 378 ( 378/96-ВР ) предусматривает начисление
пени и штрафных санкций к должностным лицам, виновным в нарушении
требований этого Закона.
Таким образом, до внесения земельного участка в
государственный земельный кадастр у ГНИ нет никаких оснований
предъявлять претензии к предприятию о несвоевременном
предоставлении расчета по земельному налогу. Предприятием не были
нарушены ст. 14 Закона N 378 ( 378/96-ВР ), п. 5 "Порядка
предоставления налогового расчета земельного налога",
утвержденного приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. N 434 ( z0963-01 )
(в редакции приказа ГНАУ от 02.12.2003 г. N 582 ( z1159-03 ) ).
И потому наложение штрафных санкций в соответствии с п.п. 17.1.1
п.17.1 ст. 17 Закона Украины "О порядке погашения обязательства
плательщиков налога перед бюджетами и государственными целевыми
фондами" N 2181-III ( 2181-14 )от 21.12.2000 г. не правомочно.
Ген.директор
АФ "Аналитик-Профит" Леви Е.Б.
(сертификат N 000245, серия А,
выдан Аудиторской Палатой
Украины и действителен до
17.02.2008 г.)