ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ

                             Л И С Т

 N 5406/10/16-1118 від 11.05.98
     м.Київ

 vd980511 vn5406/10/16-1118


                  Про податок на додану вартість


     Государственная налоговая  администрация  Украины рассмотрела
вопрос,  вынесенный на рассмотрение ОАО  относительно  возможности
консолидированного  порядка  проведения  расчетов  с  бюджетом  по
налогу на добавленную  стоимость,  а  также  заключения  областных
государственных   налоговых   администраций  по  этому  вопросу  и
сообщает следующее.
     В состав  ОАО  в соответствии с уставом входят 43 структурные
единицы, которые расположены в 5 областях Украины и  в г.Киеве. На
данный  момент  все  структурные  единицы  самостоятельно проводят
расчеты с бюджетом по налогу на добавленную  стоимость,  поскольку
каждая  из них зарегистрирована плательщиком налога на добавленную
стоимость,  так как подпадают под  требования  Закона  Украины  "О
налоге на  добавленную  стоимость"  ( 168/97-ВР ).  При этом имеют
банковские счета,  валютные счета, статистические коды, составляют
отдельный  законченный бухгалтерский баланс,  собственные печати и
др.
     В предложениях ОАО планируется централизовать только  расчеты
за   нефть   и   газ   6   нефтегазодобывающих   управлений   и  3
газоперерабатывающих завода,  у которых общий объем  реализованной
продукции в целом по обществу занимает более 91 процента.  В общем
объеме уплачиваемых налогов  удельный  вес  налогов,  уплачиваемых
данными предприятиями,  составляет более 82 процентов, в том числе
по налогу на добавленную стоимость - 77%.
     Все другие    34    структурные    единицы    ОАО   выполняют
вспомогательную роль и обеспечивают деятельность по добыче нефти и
газа   и   по  предложениям  ОАО  не  планируется  проведение  ими
централизованных расчетов,  каждая из них  индивидуально  остается
плательщиком  налога на добавленную стоимость согласно требованиям
Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ).
     Указанным Законом    консолидированный   порядок   проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную  стоимость  определен
только для лиц,  которые предоставляют услуги связи, а по объектам
налогообложения  на  железнодорожном   транспорте   ответственными
лицами  в порядке,  установленном Кабинетом Министров Украины,  по
поручению  которого  и  было  приказом  Минтранспорта  Украины  по
согласованию  с  ГНА  Украины определено Управление железных дорог
(Донецкая,  Львовская,  Одесская, Приднепровская, Северо-западная,
Южная).  Централизованный  порядок  уплаты  налога  на добавленную
стоимость  Управлениями  железных  дорог   обусловлен   спецификой
проведения расчетов за транспортные перевозки грузов и пассажиров,
поскольку Украина не вышла из Международной  системы  (стран  СНГ)
"Экспресс".
     Государственная налоговая   администрация   Украины   считает
недопустимым  осуществлять  централизованные  расчеты по налогу на
добавленную  стоимость  ОАО  и  предлагает  продолжать  расчеты  с
бюджетом    автономно    нефтегазодобывающими    управлениями    и
газоперерабатывающими предприятиями,  поскольку при разных  формах
проведения расчетов за добытый газ и нефть не возникают проблемные
вопросы по непосредственному проведению их через банковские  счета
производителей, а не через счет центрального аппарата.
     Исходя из  заключений  областных  государственных   налоговых
администраций  по месту регистрации нефтегазодобывающих управлений
и газоперерабатывающих предприятий и проанализировав их положения,
которые  переутверждены  в  соответствии с приказом от 12.12.97 г.
N 207а,  в соответствии с которыми структурные единицы не являются
юридическими  лицами,  установлено,  что  они  имеют  все признаки
юридического лица (расчеты в банках,  зарегистрированы  в  местных
органах   исполнительной  власти,  в  статистических  управлениях,
составляют баланс, штамп, печать).
     Нефтегазодобывающие управления  по кодам деятельности,  кроме
добычи  природного  газа,  нефти,  имеют  статистические  коды  на
выращивание  зерновых  культур,  геодезической службы,  проведение
транспортно-экспедиционных услуг по  заказу  населения  и  внешней
торговой деятельности негосударственных организаций.
     Консолидированная уплата  налога  на  добавленную   стоимость
практически  сделает невозможным проведение контрольной работы над
правильностью исчисления и уплаты налога  в  бюджет и  приведет  к
необходимости  принятия  отдельных  решений  относительно  ведения
налогового   учета,   выписки   налоговой   накладной,   поскольку
консолидированная  форма расчетов,  как правило,  приводит к такой
ситуации,  при которой  у  главного  предприятия  будут  возникать
налоговые  обязательства,  а  налоговый  кредит  по  приобретенным
материально-техническим     ресурсам     -      у      большинства
нефтегазодобывающих управлений и газоперерабатывающих предприятий.
     Исходя из   указанного,   а   также    учитывая    то,    что
централизованный  порядок  уплаты  налога  приведет  к  отвлечению
бюджетных средств, Государственная налоговая администрация Украины
не  может  дать  согласие ОАО на централизованную форму проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, а считает,
что   налог   на   добавленную   стоимость  должен  начисляться  и
уплачиваться  отдельно  каждой  структурной  единицей   ОАО,   как
вспомогательными,  так  и  газоперерабатывающими  предприятиями  и
нефтегазодобывающими управлениями.
     Только при    условии    ликвидации   во   всех   структурных
подразделениях ОАО  банковских  счетов  без  исключений,  а  также
наличия идентичного статистического кода, то есть при условии, что
все структурные подразделения будут выступать в целом промышленном
комплексе  как  производственные  цеха,  можно  будет  вернуться к
рассмотрению  вопроса  о  консолидированном   порядке   проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость ОАО.
     Одновременно сообщаем,  что  Указом  Президента  Украины   от
04.03.98  г.  N  167/98  "О  мерах по повышению ответственности за
расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами",  который
вступил  в  силу  с  22.04.98 г.,  налогоплательщиком определяется
юридическое лицо,  его филиалы,  отделения и  другие  обособленные
подразделения,  не  имеющие  статуса  юридического  лица,  а также
физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности.

 Заместитель Председателя                               Г.Оперенко

 "Бизнес" N 28(287), 13 июля 1998 года