ДЕРЖАВНА ПОДАТКОВА АДМІНІСТРАЦІЯ УКРАЇНИ
Л И С Т
N 5406/10/16-1118 від 11.05.98
м.Київ
vd980511 vn5406/10/16-1118
Про податок на додану вартість
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела
вопрос, вынесенный на рассмотрение ОАО относительно возможности
консолидированного порядка проведения расчетов с бюджетом по
налогу на добавленную стоимость, а также заключения областных
государственных налоговых администраций по этому вопросу и
сообщает следующее.
В состав ОАО в соответствии с уставом входят 43 структурные
единицы, которые расположены в 5 областях Украины и в г.Киеве. На
данный момент все структурные единицы самостоятельно проводят
расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, поскольку
каждая из них зарегистрирована плательщиком налога на добавленную
стоимость, так как подпадают под требования Закона Украины "О
налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ). При этом имеют
банковские счета, валютные счета, статистические коды, составляют
отдельный законченный бухгалтерский баланс, собственные печати и
др.
В предложениях ОАО планируется централизовать только расчеты
за нефть и газ 6 нефтегазодобывающих управлений и 3
газоперерабатывающих завода, у которых общий объем реализованной
продукции в целом по обществу занимает более 91 процента. В общем
объеме уплачиваемых налогов удельный вес налогов, уплачиваемых
данными предприятиями, составляет более 82 процентов, в том числе
по налогу на добавленную стоимость - 77%.
Все другие 34 структурные единицы ОАО выполняют
вспомогательную роль и обеспечивают деятельность по добыче нефти и
газа и по предложениям ОАО не планируется проведение ими
централизованных расчетов, каждая из них индивидуально остается
плательщиком налога на добавленную стоимость согласно требованиям
Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" ( 168/97-ВР ).
Указанным Законом консолидированный порядок проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость определен
только для лиц, которые предоставляют услуги связи, а по объектам
налогообложения на железнодорожном транспорте ответственными
лицами в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, по
поручению которого и было приказом Минтранспорта Украины по
согласованию с ГНА Украины определено Управление железных дорог
(Донецкая, Львовская, Одесская, Приднепровская, Северо-западная,
Южная). Централизованный порядок уплаты налога на добавленную
стоимость Управлениями железных дорог обусловлен спецификой
проведения расчетов за транспортные перевозки грузов и пассажиров,
поскольку Украина не вышла из Международной системы (стран СНГ)
"Экспресс".
Государственная налоговая администрация Украины считает
недопустимым осуществлять централизованные расчеты по налогу на
добавленную стоимость ОАО и предлагает продолжать расчеты с
бюджетом автономно нефтегазодобывающими управлениями и
газоперерабатывающими предприятиями, поскольку при разных формах
проведения расчетов за добытый газ и нефть не возникают проблемные
вопросы по непосредственному проведению их через банковские счета
производителей, а не через счет центрального аппарата.
Исходя из заключений областных государственных налоговых
администраций по месту регистрации нефтегазодобывающих управлений
и газоперерабатывающих предприятий и проанализировав их положения,
которые переутверждены в соответствии с приказом от 12.12.97 г.
N 207а, в соответствии с которыми структурные единицы не являются
юридическими лицами, установлено, что они имеют все признаки
юридического лица (расчеты в банках, зарегистрированы в местных
органах исполнительной власти, в статистических управлениях,
составляют баланс, штамп, печать).
Нефтегазодобывающие управления по кодам деятельности, кроме
добычи природного газа, нефти, имеют статистические коды на
выращивание зерновых культур, геодезической службы, проведение
транспортно-экспедиционных услуг по заказу населения и внешней
торговой деятельности негосударственных организаций.
Консолидированная уплата налога на добавленную стоимость
практически сделает невозможным проведение контрольной работы над
правильностью исчисления и уплаты налога в бюджет и приведет к
необходимости принятия отдельных решений относительно ведения
налогового учета, выписки налоговой накладной, поскольку
консолидированная форма расчетов, как правило, приводит к такой
ситуации, при которой у главного предприятия будут возникать
налоговые обязательства, а налоговый кредит по приобретенным
материально-техническим ресурсам - у большинства
нефтегазодобывающих управлений и газоперерабатывающих предприятий.
Исходя из указанного, а также учитывая то, что
централизованный порядок уплаты налога приведет к отвлечению
бюджетных средств, Государственная налоговая администрация Украины
не может дать согласие ОАО на централизованную форму проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость, а считает,
что налог на добавленную стоимость должен начисляться и
уплачиваться отдельно каждой структурной единицей ОАО, как
вспомогательными, так и газоперерабатывающими предприятиями и
нефтегазодобывающими управлениями.
Только при условии ликвидации во всех структурных
подразделениях ОАО банковских счетов без исключений, а также
наличия идентичного статистического кода, то есть при условии, что
все структурные подразделения будут выступать в целом промышленном
комплексе как производственные цеха, можно будет вернуться к
рассмотрению вопроса о консолидированном порядке проведения
расчетов с бюджетом по налогу на добавленную стоимость ОАО.
Одновременно сообщаем, что Указом Президента Украины от
04.03.98 г. N 167/98 "О мерах по повышению ответственности за
расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами", который
вступил в силу с 22.04.98 г., налогоплательщиком определяется
юридическое лицо, его филиалы, отделения и другие обособленные
подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также
физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности.
Заместитель Председателя Г.Оперенко
"Бизнес" N 28(287), 13 июля 1998 года