Решение 
                      Экономического совета 
                Содружества Независимых Государств 
              о ходе выполнения Решения Совета глав 
   правительств СНГ от 29 ноября 2001 года о Межгосударственной 
   программе создания сети информационно-маркетинговых центров 
      для продвижения товаров и услуг на национальные рынки 
         государств-участников СНГ на период до 2005 года 
 
                  (Москва, 27 декабря 2006 года) 
 
 
     Экономический совет Содружества Независимых Государств 
 
     решил: 
 
     1. Принять  к  сведению  Информацию о ходе выполнения Решения 
Совета  глав  правительств  СНГ  от  29   ноября   2001   года   о 
Межгосударственной         программе         создания         сети 
информационно-маркетинговых  центров  для  продвижения  товаров  и 
услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 
2005 года ( 997_375  ),  отметив  практические  результаты  по  ее 
осуществлению,   достигнутые  в  Республике  Беларусь,  Российской 
Федерации и Украине. 
 
     2. Просить     правительства    государств-участников    СНГ, 
принимающих  участие   в  реализации  Межгосударственной программы 
( 997_375 ): 
 
     завершить выполнение   внутригосударственных   процедур    по 
вступлению  в  силу  Решения  Совета  глав  правительств СНГ от 29 
ноября 2001 года ( 997_375 ); 
 
     определить организации,  выполняющие   функции   национальных 
информационно-маркетинговых центров  в  рамках  Межгосударственной 
программы ( 997_375 ); 
 
     содействовать созданию          информационно-технологической 
инфраструктуры,  необходимой  для  осуществления предусмотренных в 
Межгосударственной программе     (     997_375      )      функций 
информационно-маркетинговых центров, а также разработке и принятию 
регламентов их взаимодействия. 
 
     3. Государственному     заказчику-координатору      указанной 
Межгосударственной программы ( 997_375 ) совместно с национальными 
государственными  заказчиками  Республики   Беларусь   и   Украины 
завершить  в  2007  году  процедуру  интеграции национальных сетей 
информационно-маркетинговых       центров        и        создания 
информационно-технологической  инфраструктуры  Межгосударственного 
информационно-маркетингового центра государств-участников СНГ. 
 
                                                         (Подписи) 
 
                            ИНФОРМАЦИЯ 
        О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТА ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ 
    СНГ ОТ 29 НОЯБРЯ 2001 ГОДА О МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ 
      СОЗДАНИЯ СЕТИ ИНФОРМАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ДЛЯ 
        ПРОДВИЖЕНИЯ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ 
          ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ 
                ГОСУДАРСТВ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА 
 
     Решением Совета глав правительств СНГ от 29 ноября 2001  года 
утверждена     Межгосударственная    программа    создания    сети 
информационно-маркетинговых  центров  для  продвижения  товаров  и 
услуг  на  национальные  рынки  государств-участников  Содружества 
Независимых Государств на период до 2005 года ( 997_375 ) (далее - 
Программа), а Решением Совета глав правительств СНГ от 3 июня 2005 
года сроки ее реализации продлены до 2008 года. 
 
     В реализации вышеуказанной Программы ( 997_375  )  сроком  до 
2008  года  принимают участие девять государств Содружества (кроме 
Грузии,  Туркменистана и Республики  Узбекистан).  Решение  Совета 
глав правительств   СНГ   от  29  ноября  2001  года  подписано  с 
оговорками  государств  Содружества  относительно   финансирования 
Программы. 
 
     Данное Решение  СГП  СНГ  от  29 ноября 2001 года ( 997_375 ) 
вступило в силу  для  7  из  9  государств-участников  СНГ  (кроме 
Армении   и   Молдовы).   До   настоящего   времени  не  определен 
национальный государственный заказчик в Республике Молдова. 
 
     Принимая во      внимание,      что      для      большинства 
государств-участников СНГ, в том числе и для Российской Федерации, 
данное Решение ( 997_375 ) вступило в силу,  Мининформсвязи России 
в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 
2010 годы)" открытым конкурсом  определило  исполнителя  работ  по 
теме    "Разработка    пилотного    проекта    межгосударственного 
информационно-маркетингового центра государств-участников СНГ". Им 
стал Институт системного анализа Российской академии наук. 
 
     На национальном уровне приняты и реализуются: государственная 
программа  "Электронная  Беларусь",  федеральная целевая программа 
"Электронная  Россия",  государственная   программа   "Электронная 
Украина",  в  рамках  которых создаются и развиваются национальные 
сети информационно-маркетинговых центров (далее - ИМЦ).  В  других 
государствах  разрабатываются и реализуются национальные стратегии 
развития информационно-коммуникационных технологий. 
 
     К настоящему времени проведены следующие мероприятия: 
 
     - подготовлен   проект   Положения    о    Межгосударственном 
информационно-маркетинговом   центре   государств-участников   СНГ 
(далее - МИМЦ); 
 
     - прорабатываются  типовые  проектные  решения  в  управлении 
электронным  документооборотом  и  организации защиты информации в 
сети  ИМЦ  и  предложения  по  формированию  методик   страхования 
торговых, финансовых и информационных рисков; 
 
     - Рабочей  группой  высокого  уровня  по реализации Программы 
( 997_375  )  (далее  -  РГВУ)  рассмотрены  проекты документов по 
учреждению МИМЦ; 
 
     - создана  специальная  страница   на   сайте   Регионального 
содружества  в  области  связи,  на которой ведется информационное 
сопровождение реализации Программы ( 997_375 ) (www.rss.org.ru). 
 
     На заседании  РГВУ  3  июля  2006  года  в  Москве  проведена 
презентация   информационно-технологической  инфраструктуры  МИМЦ, 
сайтов  МИМЦ,  национальных  информационно-маркетинговых   центров 
(далее - НИМЦ) Республики Беларусь и Российской Федерации. Принято 
решение  рекомендовать  представителям  Белорусской  и  Российской 
Сторон  организовать  подготовку  к  сдаче  в опытную эксплуатацию 
инфраструктуры МИМЦ. 
 
     Координационный совет    государств-участников     СНГ     по 
информатизации при Региональном содружестве в области связи 23 мая 
2006 года на 9-м заседании в г. Ташкенте рассмотрел ход реализации 
Программы (  997_375  ).  Утвержден План мероприятий по реализации 
Программы в 2006 году. 
 
     В Азербайджанской Республике  национальными  государственными 
заказчиками   являются   Министерство  экономического  развития  и 
Министерство связи и информационных технологий. 
 
     В Республике Армения,  по предварительной информации,  услуги 
НИМЦ, созданного под эгидой Министерства торговли и экономического 
развития, не востребованы субъектами хозяйствования, в связи с чем 
в   настоящее  время  указанный  Центр  подлежит  расформированию. 
Дальнейшее   участие   Республики Армения в  реализации  Программы 
( 997_375 ) не предусматривается. 
 
     В Республике  Беларусь  РУП  "Национальный центр маркетинга и 
конъюнктуры цен" (далее - Центр) осуществляет реализацию Программы 
( 997_375  )  в  соответствии  с  Постановлением  Совета Министров 
Республики  Беларусь  от  27  декабря  2002   года   N   1819   "О 
Государственной  программе  информатизации  Республики Беларусь на 
2003 - 2005 годы  и  на  перспективу  до  2010  года  "Электронная 
Беларусь"  с  учетом  внесенных  Постановлением  Совета  Министров 
Республики Беларусь от 6 декабря 2005  года  N  1387  изменений  и 
дополнений. 
 
     В настоящее время  завершены  два  этапа  работы:  на  первом 
разработаны  разделы технического проекта,  макетный образец сайта 
ИМЦ,  базы данных маркетинговой информации,  на  втором  -  создан 
опытный образец сайта ИМЦ и базы данных маркетинговой информации. 
 
     Работа по реализации Программы ( 997_375 ) активизировалась в 
2006    году.   Центром   отработана   технология   взаимодействия 
белорусско-российской межгосударственной сети,  разработана задача 
автоматизации        функционирования        белорусско-российской 
межгосударственной сети с обеспечением доступа к информации  более 
6000    государственных    предприятий    и    25000   предприятий 
негосударственного сектора.  Создан  опытный  образец  сайта  ИМЦ, 
сформированы  базы  данных  маркетинговой информации.  На ресурсах 
сайта   представлена   актуальная   информация   более   5    тыс. 
производителей товаров и услуг в соответствии с их территориальным 
расположением,  а  также  более  20  тыс.  изготавливаемых   видов 
продукции.   Информационный   массив   формируется   на  основании 
официальных баз данных министерств и ведомств Республики  Беларусь 
с использованием для структуризации информации общегосударственных 
классификаторов: 
 
     - виды экономической деятельности; 
 
     - товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности; 
 
     - государственные стандарты; 
 
     - промышленная и сельскохозяйственная продукция. 
 
     В рамках  отработки  технологического  взаимодействия  прошли 
испытания белорусско-российской межгосударственной сети ИМЦ. 
 
     Прорабатываются вопросы создания сети ИМЦ Республики Беларусь 
путем открытия филиалов Центра в областных городах  республики,  а 
также  проводятся  работы  по доработке предложений,  выявленных в 
ходе проведения испытаний.  Для  дальнейшего  продвижения  проекта 
необходимо  наличие  соответствующей  технической базы,  которая в 
основном будет создана в октябре  -  ноябре  текущего  года  после 
закупки   и   ввода   в   эксплуатацию   необходимого   серверного 
оборудования. 
 
     В Республике    Казахстан    национальным     государственным 
заказчиком определено Министерство индустрии и торговли. Агентство 
Республики Казахстан по статистике на основе имеющихся баз  данных 
на  отдельные  виды  продукции  готовит необходимые информационные 
ресурсы,  которые   при   соответствующей   доработке   могли   бы 
обеспечивать потребность национального ИМЦ. 
 
     В Кыргызской  Республике  в рамках создания национальной сети 
ИМЦ Министерством транспорта и коммуникаций  проводится  работа  в 
регионах  по  созданию  Центров общественного доступа к информации 
(далее - ЦОД).  По республике  создано  более  90  таких  центров. 
Основными  направлениями  их  деятельности являются предоставление 
доступа  к  информационным  ресурсам,  обучение,  оказание  других 
информационно-телекоммуникационных    услуг    жителям    регионов 
Кыргызской Республики. 
 
     В соответствии с планом действий по  реализации  национальной 
стратегии  "Информационно-коммуникационные технологии для развития 
Кыргызской Республики" планируется создание ЦОД во всех населенных 
пунктах  и  организация сети ЦОД.  На базе сети ЦОД предполагается 
создание информационно-технологической инфраструктуры национальной 
сети   ИМЦ   и   ее   интеграции  в  межгосударственную  сеть  ИМЦ 
государств-участников СНГ. 
 
     В Республике  Молдова,  принимая  во  внимание  изменения   в 
структуре органов государственной власти за последний год, а также 
то обстоятельство что реализация Программы (  997_375  )  попадает 
под  компетенцию Министерства экономики и торговли,  в состав РГВУ 
включен  представитель   Управления   торговых   режимов   и   ВТО 
Министерства  экономики  и торговли.  Министерство информационного 
развития  будет  оказывать  представителю  Республики  Молдова   в 
составе   РГВУ  консультативную  поддержку  по  технологическим  и 
информационно-аналитическим вопросам реализации данной Программы. 
 
     Учитывая тот   факт,   что   Республика   Молдова   подписала 
Соглашение об  участии  в  реализации  Программы  (  997_375  )  с 
оговоркой "Республика Молдова в настоящее время воздерживается  от 
участия  в  указанной  Программе  из-за финансовых трудностей",  а 
также особое мнение Министерства финансов  Республики  Молдова  по 
данному   вопросу  относительно  нехватки  бюджетных  средств  для 
финансирования  Программы,  в  настоящее   время   прорабатываются 
возможности привлечения внебюджетных средств и зарубежных грантов. 
Кроме того,  Министерство  информационного  развития  совместно  с 
другими   заинтересованными   ведомствами  и  частными  компаниями 
рассматривают  возможные  пути  создания   единой   информационной 
системы, которая позволит объединить уже существующие и работающие 
национальные информационно-маркетинговые порталы (к примеру, такие 
как: http:\\\\www.agravista.md, www.agroinform.md, www.kompass.md). 
 
     В Плане  действий  по  реализации  национальной  стратегии по 
созданию   информационного   общества   в    Республике    Молдова 
"Электронная  Молдова",  утвержденной Постановлением Правительства 
Республики Молдова от 9 марта 2005 года N  225,  предусматриваются 
работы по созданию НИМЦ. 
 
     В Российской   Федерации  национальным  заказчиком  Программы 
( 997_375 ) определено Министерство  информационных  технологий  и 
связи.  В рамках Федеральной целевой программы "Электронная Россия 
(2002 - 2010 годы)" ведутся работы по созданию ИМЦ. 
 
     Национальная сеть ИМЦ Российской  Федерации  является  частью 
интегрированной информационной инфраструктуры электронной торговли 
и предназначена для скоординированной  информационно-маркетинговой 
и  консалтинговой  деятельности на территории России,  в том числе 
для  осуществления  государственных  закупок  на   федеральном   и 
региональном уровнях. 
 
     Сеть ИМЦ  представляет  собой  совокупность взаимосвязанных и 
взаимодействующих    ИМЦ,    объединенных     общим     алгоритмом 
функционирования,          и          имеет         многоуровневую 
территориально-распределенную структуру.  Пользователями сети  ИМЦ 
являются   органы   государственной   власти  и  юридические  лица 
различных форм собственности. 
 
     В настоящее время региональные ИМЦ (далее - РИМЦ)  развернуты 
и   функционируют  в  следующих  субъектах  Российской  Федерации: 
Белгородская,  Владимирская,  Калужская,  Костромская и Тамбовская 
области,  Республика Мордовия и Ханты-Мансийский автономный округ. 
До конца 2006 года число РИМЦ возрастет до 15. 
 
     Функционирование сети ИМЦ поддерживается единой базой  данных 
о  продуктах  и  услугах,  которая  через  компьютерные сети будет 
доступна для  всех  граждан,  хозяйствующих  субъектов  и  органов 
государственной  власти.  Фактически  создается  межрегиональная и 
межотраслевая   интегрированная   информационной   инфраструктура, 
элементы  которой организационно и экономически являются базой для 
развития электронной торговли,  в том числе для государственных  и 
муниципальных нужд. 
 
     Сеть ИМЦ   представляет  собой  территориально-распределенную 
двухуровневую структуру взаимодействующих ИМЦ, состоящую из НИМЦ и 
РИМЦ в каждом субъекте России. 
 
     Для поддержки  реализации  целей  и задач сети ИМЦ Российской 
Федерации   образована    Национальная    ассоциация    участников 
электронной торговли, имеющая статус некоммерческого партнерства и 
являющаяся добровольным объединением юридических и физических лиц. 
Образование   Ассоциации   отвечает   назревшим   потребностям   в 
организации электронной торговли в стране. 
 
     В настоящее  время  идет  работа   по   формированию   единых 
функциональных   стандартов   и   созданию   системы  добровольной 
сертификации профессиональных участников электронной  коммерции  и 
торговли. 
 
     В Республике  Таджикистан  внутригосударственные процедуры по 
вступлению в силу Решения  Совета  глав  правительств  СНГ  от  29 
ноября  2001  года  о  Межгосударственной  программе создания сети 
информационно-маркетинговых  центров  для  продвижения  товаров  и 
услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 
2005 года  (  997_375  )  завершены  Постановлением  Правительства 
Республики Таджикистан от 31 марта 2003 года N 115 "Об утверждении 
Решения   о    Межгосударственной    программе    создания    сети 
информационно-маркетинговых  центров  для  продвижения  товаров  и 
услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 
2005 года". 
 
     Национальным государственным заказчиком Программы ( 997_375 ) 
определено Министерство экономики и торговли. 
 
     В Украине национальным государственным  заказчиком  Программы 
( 997_375  )  определено  Министерство  аграрной  политики  в лице 
государственного предприятия "Расчетно-клиринговый центр". 
 
     В рамках выполнения Программы (  997_375  )  в  2006  году  в 
Украине  были закончены все проектно-технологические работы,  идет 
развертывание национального сегмента  сети  ИМЦ  и  осуществляется 
практическое  подключение  участников  рынка к электронным услугам 
сети. 
 
     Создание национального  сегмента  сети ИМЦ в Украине в данный 
момент осуществляется на основе  практического  внедрения  готовых 
технологических решений,  которые охватывают следующий круг задач: 
развертывание электронных рынков,  электронного документооборота и 
электронной цифровой подписи; подключение предприятий к глобальным 
электронным бизнес-сервисам; создание электронного информационного 
пространства,  обеспечивающего развертывание различных электронных 
услуг   и   приложений;   развертывание   социальных   электронных 
информационных  сетей  для  обеспечения  социального и культурного 
развития  на   базе   информационно-коммуникационных   технологий; 
развитие  информационного общества,  а также вопросы подключения к 
украинскому сегменту сети ИМЦ стран СНГ. 
 
     В аграрном    секторе,    кроме     подключения     субъектов 
предпринимательства,   осуществляется   подключение   областных  и 
районных  управлений   агропромышленного   развития   (более   600 
управлений) и размещение информации о продаже сельскохозяйственной 
продукции на сайтах и торговых площадках (аукционах) сети ИМЦ. Как 
результат, в аграрном секторе сеть ИМЦ   может рассматриваться как 
масштабный        совместный        инфраструктурный        проект 
государств-участников  СНГ  по созданию информационно-операционной 
платформы для функционирования общих товарных и  ресурсных  рынков 
(зерна, сахара, лизинга и пр.). 
 
     Развертывание национального  сегмента  сети  ИМЦ в Украине на 
сегодняшний день охватывает три категории пользователей: 
 
     - органы    государственной    власти    и    государственные 
организации; 
 
     - предприятия и бизнес-структуры; 
 
     - организации    социального    сектора   (школы,   больницы, 
библиотеки, музеи, учреждения культуры). 
 
     Подключение к сети  ИМЦ  социальных  категорий  пользователей 
(школ,  больниц, библиотек, музеев, учреждений культуры) в Украине 
осуществляется бесплатно в рамках проведения  гуманитарной  акции, 
направленной  на  обеспечение  широкого  доступа  к информационным 
технологиям в  соответствии  с  решениями  Всемирного  саммита  по 
вопросам информационного общества (Женева, 2003; Тунис, 2005). 
 
     Обеспечение взаимодействия  различных информационных систем и 
шлюзование   электронных   сервисов   в   сети   ИМЦ   в   Украине 
осуществляется   под  торговой  маркой  ContentNet  (www.c2n.info, 
www.content.net.ua) на базе использования международных стандартов 
(ebXML, UDDI, UN/EDIFACT). 
 
     Организационно сеть ИМЦ в Украине складывается из независимых 
сегментов - отраслевых и региональных  информационно-маркетинговых 
систем,  функционирующих  автономно  и  при  этом  информационно и 
операционно  связанных  воедино  через   сервисы   распределенного 
электронного регистра и репозитария. 
 
     Организациям, участвовавшим  в 2005 году в проведении опытной 
эксплуатации  услуг  ИМЦ,  были  выданы  лицензии  на  подключение 
предприятий Российской Федерации,  Республики Беларусь, Республики 
Армения,  Азербайджанской Республики к украинскому  сегменту  сети 
ИМЦ. 
 
                       Выводы и предложения 
 
     Для более  эффективной  реализации  Программы  (  997_375   ) 
необходимо  в  первоочередном  порядке  активизировать  работу  по 
следующим направлениям: 
 
     - пересмотреть   и   детализировать   План   мероприятий   по 
реализации Программы  (  997_375  )  на  период  до  2008  года  с 
привлечением  к  его  формированию  национальных   государственных 
заказчиков; 
 
     - согласовать  правила  и стандарты обмена информацией в сети 
ИМЦ для формирования  МИМЦ  по  единым  техническим  стандартам  с 
участием специалистов национальных ИМЦ Беларуси, России и Украины; 
 
     - изучить   предложение  Украины  о  создании  МИМЦ  в  форме 
международного консорциума с участием национальных  ИМЦ  Беларуси, 
России и Украины. 
 
     Представляется целесообразным рассмотреть предложение Украины 
по  бесплатному  подключению  к  сети  ИМЦ  социальных   категорий 
пользователей (школы,  больницы,  библиотеки, краеведческие музеи, 
учреждения  культуры)  в  государствах-участниках  СНГ   в   целях 
углубления  социально-экономического  сотрудничества,  преодоления 
"цифрового   разрыва"   и   создания   цифровых   возможностей   в 
соответствии с международными стратегиями развития информационного 
общества. 
 
     Для реализации Программы ( 997_375  )  назрела  необходимость 
решения   ряда   организационных   вопросов.   Это   прежде  всего 
определение предприятий в государствах  Содружества  -  участниках 
Программы,  во взаимодействии с которыми осуществлялась бы опытная 
эксплуатация  пилотного  проекта  межгосударственной   сети,   что 
позволило  бы  в  дальнейшем  отработать принципы ценообразования, 
тарифные       планы,       методики       расчета       стоимости 
информационно-маркетинговых работ (услуг) сети ИМЦ и др. 
 
     Координационному совету    государств-участников    СНГ    по 
информатизации при Региональном содружестве  в  области  связи  на 
своих  заседаниях  следует  постоянно рассматривать ход реализации 
указанного Решения Совета глав правительств СНГ от 29 ноября  2001 
года (   997_375   )   и   всячески  содействовать  его  успешному 
выполнению. 
 
     Департаментом экономического  сотрудничества  Исполнительного 
комитета  СНГ  осуществляется  наблюдение  за   ходом   выполнения 
заинтересованными  государствами Содружества внутригосударственных 
процедур по вступлению  в  силу  названного  Решения  Совета  глав 
правительств СНГ и Плана, предусмотренного Программой ( 997_375 ). 
 
                                       Министерство информационных 
                                                технологий и связи 
                                              Российской Федерации