ОТКРЫВАЕМ СЧЕТ В ИНОСТРАННОМ БАНКЕ: ШАГ N 1
------------------------------------------------------------------
В данной статье мы бы хотели рассмотреть вместе с читателем
весьма актуальную тему: открытие юридическими лицами-резидентами
Украины счетов в иностранных банках.
Для начала обратимся к действующему законодательству Украины,
регламентирующему данный вопрос. Согласно ст. 14 Закона Украины "О
внешнеэкономической деятельности" от 16.04.91 N 959-12 все
субъекты внешнеэкономической деятельности имеют право свободно
выбирать кредитно-банковские учреждения, которые будут вести их
валютные счета с иностранными субъектами хозяйственной деятельнос-
ти, пользоваться их услугами, с соблюдением при этом требований
действующих законов Украины. Таким образом, субъектам внешнеэконо-
мической деятельности (т.е. резидентам Украины) предоставлено
право самостоятельно определять конкретное кредитно-банковское
учреждение, в котором они желают иметь банковский счет.
Однако, согласно пункту 4 ст.5 Декрета КМУ "О системе
валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93,
установлена обязанность для резидентов Украины получения в
Национальном банке Украины (в дальнейшем - НБУ) индивидуальной
лицензии на осуществление разовой валютной операции на период,
необходимый для осуществления такой операции. Подпункт д) пункта 4
ст.5 вышеуказанного Декрета более четко регламентирует случаи, при
которых необходимо получение индивидуальной лицензии, в том числе
и на размещение валютных ценностей на счетах и во вкладах за
пределами Украины.
Во исполнение подпункта д) пункта 4 ст.5 Декрета Национальным
банком Украины было издано "Положение о порядке предоставления
индивидуальных лицензий на открытие резидентами счетов в иностран-
ных банках", утвержденное Постановлением Правления НБУ от 19.12.95
N 328, действовавшее до мая сего года.
Следует заметить, что три с половиной года для нормативного
документа в нашем государстве - это продолжительный срок. И все же
НБУ, движимый стремлением "урегулировать порядок открытия и
использования счетов в иностранных банках" (цитата из
постановления Правления НБУ) постановлением от 05.05.99 N 221
отменил ранее действовавший порядок предоставления индивидуальных
лицензий. Одновременно вышеуказанным Постановлением было утвержде-
но "Положение о порядке предоставления индивидуальных лицензий на
открытие юридическими лицами - резидентами Украины счетов в
иностранных банках" (в дальнейшем - Положение).
Сразу же хочется обратить внимание читателей на одну деталь.
В Постановлении Правления НБУ от 05.05.99 и в самом Положении в
констатирующей (мотивировочной) части содержится ссылка на то, что
указанные нормативные документы изданы "в соответствии с
подпунктом д) пункта 4 ст.5 Декрета КМУ от 19.02.93 N 15-93 "О
системе валютного регулирования и валютного контроля". Однако при
сопоставлении Декрета КМУ и Положения наблюдается некоторое их
несоответствие друг другу. Так, согласно Декрету индивидуальная
лицензия НБУ предоставляется резиденту Украины на размещение
валютных ценностей на счете в иностранном банке. Согласно же
Положению индивидуальная лицензия предоставляется на "открытие и
использование счета в иностранном банке".
При внимательном сопоставлении таких понятий как "размещение
валютных ценностей на счете" и "открытие счета в банке" сложно не
заметить имеющуюся разницу. Открытие счета в банке предполагает
осуществление лицом ряда мероприятий, необходимых для его ре-
гистрации банком как своего клиента, который в нем и будет в даль-
нейшем обслуживаться. Размещение же валютных ценностей на счете
подразумевает не что иное, как совершение действий по помещению
этих ценностей на банковский счет лица, которое уже является
клиентом этого банковского учреждения и прошло процедуру открытия
счета. Согласитесь, что вполне допустима ситуация, когда резидент,
пожелавший открыть счет в банковском учреждении за пределами
Украины, так никогда им и не воспользуется, однако он, согласно
действующему законодательству Украины, обязан получить лицензию в
НБУ на открытие счета.
Таким образом, возникает ситуация, когда требования подзакон-
ного акта, коим является Положение, не соответствуют требованиям
Декрета, имеющего высшую юридическую силу и во исполнение которого
оно было издано.
И все же, как бы там ни было, а резиденту Украины, имеющему
намерение открыть счет в иностранном банке, в настоящее время при-
дется получать индивидуальную лицензию в НБУ.
Рассмотрим более детально новый порядок, а также некоторые
моменты, с которыми придется столкнуться юридическому лицу-рези-
денту Украины при прохождении процедуры получения индивидуальной
лицензии.
Согласно п. 4 Положения для предоставления индивидуальной ли-
цензии юридическое лицо-резидент Украины обязано предоставить в
НБУ следующие документы:
1. Письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления
НБУ с обязательным указанием в нем названия и юридического адреса
иностранного банка, где должен быть открыт валютный счет.
2. Обоснование необходимости предоставления индивидуальной
лицензии НБУ на пользование счетом за пределами Украины.
3. Согласование налогового органа по местонахождению юриди-
ческого лица-резидента Украины о предоставлении индивидуальной
лицензии на открытие счета в иностранном банке. При этом, обращаем
Ваше внимание, что данное согласование должно иметь специальную
форму, определенную приложением к Положению.
4. Смету доходов от осуществления юридическим лицом-резиден-
том Украины хозяйственной деятельности за пределами Украины. Смета
должна разрабатываться на год лицензирования в соответствующей ва-
шему счету иностранной валюте.
5. Смету расходов на осуществление резидентом Украины
хозяйственной деятельности за пределами Украины. Однако к смете
расходов предъявляются более жесткие требования, чем к смете дохо-
дов. Она должна быть развернута помесячно на один год лицензирова-
ния в соответствующей иностранной валюте.
Особо хочется заострить внимание читателей на том, что к
предоставлению развернутой помесячной сметы расходов следует отно-
ситься весьма осторожно, так как в дальнейшем резиденту Украины
придется по ней отчитываться перед Нацбанком.
6. Справку уполномоченного коммерческого банка Украины о на-
личии у него валютного счета резидента Украины.
Таким образом, еще до предоставления вышеуказанных документов
резидент Украины должен открыть в уполномоченном банке Украины
валютный счет.
В обязательном порядке необходимо учитывать правовую систему
того государства, в котором юридическое лицо намерено открыть
счет. Нюанс здесь заключается в следующем: если юридическое лицо-
резидент Украины открывает счет своему структурному подразделению,
пусть даже предоставляя ему права юридического лица согласно
законодательству Украины, то вполне может оказаться, что согласно
законодательству страны иностранного банка, в котором открывается
счет, такое структурное подразделение не может быть признано
юридическим лицом. В этом случае для подтверждения правового
статуса резиденту Украины понадобится пакет копий легализированных
своих учредительных документов.
С учетом того, что процедура легализации данных документов
довольно продолжительна, было бы весьма рациональным подготовить
данный пакет документов заблаговременно, к моменту подачи письма-
обращения в НБУ. Кроме того, не исключено, что и НБУ может заинте-
ресоваться вопросом наличия данного пакета документов у резидента
Украины.
Документы, перечисленные в пунктах 1-6 настоящей статьи,
подаются непосредственно в Департамент валютного регулирования НБУ
с обязательной их регистрацией в Управлении делами НБУ. Именно с
момента поступления вышеуказанных документов в Департамент валют-
ного регулирования начинается течение срока рассмотрения докумен-
тов юридических лиц-резидентов Украины на получение индивидуальных
лицензий, который составляет 14 дней с даты их поступления.
Однако быть уверенным в том, что по истечении 14 - дневного
срока заявитель получит конкретный ответ невозможно, так как
Нацбанк оставил несколько неопределенным один момент. Так, п.5.1
Положения гласит: "...Если Национальному банку Украины для выдачи
соответствующей лицензии необходимы дополнительные документы, то
срок рассмотрения продлевается еще на 14 дней с даты поступления в
Департамент валютного регулирования Национального банка Украины
дополнительных документов". При этом, в Положении не содержится
исчерпывающего перечня документов, которые НБУ может затребовать.
А это означает, что при некоторой доли желания для того, чтобы
"уточнить" какую-либо деталь относительно предоставления индивиду-
альной лицензии, НБУ может запросить такие документы, что иначе
как "пойди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что" данную
ситуацию и не назовешь. Так что, казалось бы, новый и усовершенст-
вованный порядок получения индивидуальной лицензии, может затя-
нуться не на один месяц. И все "по вине самого же резидента
Украины" - вследствие непредоставления запрашиваемых НБУ дополни-
тельных документов!
После рассмотрения вышеуказанных документов НБУ может:
а) предоставить заявителю соответствующую индивидуальную ли-
цензию;
б) письменно отказать в предоставлении лицензии.
Перечень оснований для отказа в предоставлении лицензии
"строго" определен пунктом 5.2 Положения:
1) "отсутствие одного из документов, указанных в п.5 этого
Порядка" (подпункт б) п.5.2 Положения);
В данном случае обратим внимание читателей на то, что сам
документ, регламентирующий порядок получения индивидуальных лицен-
зий, называется "Положение о порядке предоставления индивидуальных
лицензий", а не "Порядок предоставления индивидуальных лицензий".
Получается, что ссылка делается на нормативный акт, которого нет в
природе вообще, и уж тем более в нем не могут быть указаны
необходимые документы. С позиции права данные понятия не являются
тождественными, так как п.5 - составная часть нормативного доку-
мента, именуемого "Положение", а не "Порядок". Последний в данном
случае не является нормативно-правовым актом. Подобного рода
ошибки, на наш взгляд, являются непозволительными для нормативных
документов такого уровня.
Помимо этого, если даже допустить, что вместо слова "Порядка"
в тексте должно быть слово "Положения", то все равно ничего не
проясняется, так как весь перечень документов, предоставляемый в
НБУ, указан в п.4 Положения, а в п. 5 Положения не содержится
требований о предоставлении конкретного перечня документов. В
п.5.1 Положения имеется лишь общее определение "указанных докумен-
тов", но какие это должны быть документы:
1) документы, о которых ведется речь в п.4 Положения; либо
2) документы, о которых вообще имеется упоминание в Положе-
нии; либо
3) документы, указанные во втором предложении п.5.1 Положения
(имеются в виду дополнительные документы, о которых шла речь выше)?
По всей видимости, речь идет именно о п. 4 Положения. Однако
при буквальном прочтении подпункта б) п.5.2 Положения однозначного
ответа дать невозможно. Вот вам, уважаемые коллеги юристы, и осно-
вание для обжалования каждого из отказов в предоставлении лицензии
по подпункту б) пункта 5.2 Положения!
И все же, это еще цветочки по сравнению с тем, что предусмот-
рено следующим подпунктом п.5.2 Положения как основание для отказа
в предоставлении лицензии. Подпунктом в) пункта 5.2 Положения
установлено, что основанием для отказа могут быть "другие причины,
связанные с финансовым положением иностранных банков, законода-
тельством иностранных государств и законодательством Украины".
Это, как минимум, еще три основания для отказа в предостав-
лении индивидуальной лицензии - причины, связанные с:
а) финансовым положением иностранных банков;
б) законодательством иностранных государств;
в) законодательством Украины.
Если относительно "причин, связанных с законодательством
Украины", хотя и смутно, но все же имеется надежда на то, что
как-то удастся определить случаи отказа в предоставлении лицензии,
то относительно "причин, связанных с финансовым положением
иностранных банков", и уж тем более "причин, связанных с
законодательством иностранных государств" вообще сложно чтото
конкретное предположить. Учитывая же "менталитет наших родных
украинских чиновников", вырисовывается весьма мрачная картина от-
носительно трактовки рассматриваемых положений.
Наше глубокое убеждение: подобные "неопределенности" вообще
недопустимы в таких случаях, как определение оснований для отказа
в предоставлении лицензии. Здесь норма должна быть прежде всего
четкой и максимально определенной, выражаясь языком юристов -
выписанной.
Отбросив в сторону нахлынувший пессимизм, предположим, что
резидент Украины получил индивидуальную лицензию на открытие и
использование счета в иностранном банке. Какими же основными
правами и обязанностями она наделяет своего владельца?
Данная лицензия предоставляет право покупать и перечислять
иностранную валюту исключительно для выполнения тех валютных
операций, которые предусмотрены условиями самой лицензии, с учетом
требований действующего законодательства Украины. В лицензии также
определяется режим поступления и использования валютных средств
именно на тот банковский счет, который указан в индивидуальной
лицензии. В обязанности обладателя лицензии входит также и предос-
тавление отчетности о валютных операциях в объемах и сроки, опре-
деленные условиями индивидуальной лицензии.
Отметим также и тот факт, что Нацбанк не забыл и тех
юридических лиц-резидентов Украины, которые уже получили индивиду-
альные лицензии на открытие счета в иностранных банках на 1999
год. Так, согласно п.4 вышеуказанного Постановления НБУ, все пре-
доставленные на 1999 год индивидуальные лицензии на право открытия
юридическим лицами-резидентами Украины счетов в иностранных бан-
ках, с введением в действие Положения, подлежат обязательной про-
лонгации. При этом, согласно п. 3 Положения документы на пролон-
гацию должны быть предоставлены НБУ не позднее 20 декабря 1999г.
В этом случае резиденту Украины необходимо предоставить в
Департамент валютного регулирования НБУ:
а) письмо-обращение на имя заместителя Председателя Правления
НБУ с указанием номера счета и наименования валюты, в которой
открыт валютный счет;
б) оригинал индивидуальной лицензии НБУ на право открытия и
использования счетов в иностранных банках;
в) заключение регионального управления НБУ о соблюдении юри-
дическими лицами-резидентами Украины требований индивидуальной ли-
цензии.
Для некоторых заявителей предоставление заключения региональ-
ного управления НБУ может оказаться роковым при решении вопроса о
пролонгации, так как согласно подпункту а) п.5.2 Положения для
этих лиц предусмотрено еще одно основание для отказа - системати-
ческое нарушение (три и более раза в течение года, предшествующего
подаче заявления) сроков предоставления или искажение отчетности
по операциям по счетам в иностранных банках.
В связи с этим, думаем, что для читателей будет весьма
полезен краткий обзор установленной действующим законодательством
юридической ответственности за нарушение установленных правил
открытия счетов в иностранных банках и использования валютных
средств. Мы бы хотели остановиться в настоящей статье лишь на
некоторых наиболее типичных случаях нарушения действующего законо-
дательства Украины при открытии и использовании счетов в иностран-
ных банках резидентами Украины:
1. Осуществление операций с валютными ценностями без индиви-
дуальной лицензии.
Согласно абзацу третьему п. 2 ст. 16 Декрета КМУ "О системе
валютного регулирования и валютного контроля" от 19.02.93 N 15-93,
п. 2 раздела первого Положения о порядке применения ст. 16 Декрета
КМУ от 19.02.93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и
валютного контроля" за осуществление операций с валютными ценнос-
тями, которые требуют получения индивидуальной лицензии Националь-
ного банка Украины, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 Декрета,
без получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины
к резиденту применяются финансовые санкции в виде штрафа. Размер
штрафа составляет сумму, эквивалентную сумме валютных ценностей,
пересчитанных в валюту Украины по обменному курсу НБУ на день
осуществления таких операций.
2. Несвоевременная подача, сокрытие либо перекручивание от-
четности о валютных операциях.
Согласно п. 7 Положения о порядке применения ст. 16 Декрета
КМУ от 19.02.1993г. N 15-93 "О системе валютного регулирования и
валютного контроля" несвоевременная подача, сокрытие либо перекру-
чивание установленной НБУ отчетности о валютных операциях влечет
за собой наложение штрафа в размере 20-ти необлагаемых налогом
минимумов доходов граждан.
3. Невыполнение требований относительно порядка и сроков
декларирования валютных ценностей.
Согласно п.6 Положения о порядке применения ст. 16 Декрета
КМУ от 19.02,93 N 15-93 "О системе валютного регулирования и
валютного контроля" невыполнение резидентами требований относи-
тельно порядка и сроков декларирования валютных ценностей и иного
имущества влечет за собой:
- за нарушение сроков декларирования - наложение штрафа в
размере 1-го необлагаемого налогом минимума доходов граждан за
каждый день нарушения;
- за нарушение порядка декларирования - наложение штрафа в
размере 20-ти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
При этом, под нарушением порядка декларирования понимается
подача информации либо перекручивание данных, которые отражаются в
соответствующей декларации, если такие действия свидетельствуют о
сокрытии резидентом валютных ценностей и имущества, которые нахо-
дятся за пределами Украины.
Помимо санкций, перечисленных в пунктах 1-3, резиденту Украи-
ны придется расстаться и с индивидуальной лицензией, которая под-
лежит аннулированию согласно п.11 Положения. В этом случае индиви-
дуальная лицензия теряет свою силу со времени принятия об этом
отдельного решения НБУ об аннулировании индивидуальной лицензии, а
юридическое лицо обязано в 15-дневный срок закрыть счет за
пределами Украины, перечислить в Украину все валютные средства с
открытого за границей счета и возвратить НБУ оригинал индивидуаль-
ной лицензии.
В заключение настоящей статьи нам хочется сделать акцент на
том, что у каждого предпринимателя после принятия принципиального
решения об открытии счета в иностранном банке, следующим шагом
должно быть обращение за помощью к квалифицированному юристу по
вопросам лицензирования при получении необходимой лицензии, так
как в ходе процесса предоставления лицензии возникает масса
юридических нюансов. И в этом случае многое уже зависит от того,
какими профессиональными знаниями будет обладать тот юрист, к
которому Вы обратились за помощью, - как сможет он отстоять Ваши
интересы в многочисленных чиновничьих инстанциях.
------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
N 34/99, стр. 20
[10.09.1999]
С.Довганчук
юрист, тел.: 33-04-44