Может ли руководитель предприятия уменьшать размер суточных по сравнению с установленными действующим законодательством? Можно ли устанавливать разные размеры суточных разным работни- кам, командированным за границу (например, в Россию)? * * * Прежде всего отметим, что подпунктом 5.4.8 Закона О Прибыли собственнику или уполномоченному им лицу предоставлено право вводить дополнительные ограничения в отношении сумм и целей использования денежных средств в командировке. Инструкция о служебных командировках в пределах Украины и за границу (в редакции приказа Минфина от 10.06.99г. N146) конкрети- зирует данную норму Закона, предусматривая, что указанные ограни- чения устанавливаются приказом (распоряжением) руководителя пред- приятия. В связи с возможностью введения дополнительных ограничений Постановление КМУ от 23.04.99 г. N 663 для предприятий внебюджет- ного сектора устанавливает предельные, а не фиксированные суммы суточных расходов: 6 гривень - при командировке на территории Украины и 160 гривень - при командировке за границу. Впрочем, руководитель предприятия может разрешить выдавать командированным работникам суммы и больше предельных норм. Однако в части превышения над 6 (160) Гривнями эта сумма не будет считаться суточными (и вообще компенсационными выплатами) и потому пройдет мимо валовых затрат, а заодно обложится подоходным и всеми начислениями на фонд оплаты труда. Что касается минимального размера суточных, то Закон О Прибы- ли его не устанавливает, в связи с чем особо скупой руководитель на основании Закона может даровать коллективу (не дай Бог, конечно) суточные за рубеж в размере 1 грн. В этой ситуации нельзя оставить без внимания мнение авторов Научно-практического комментария к законодательству Украины о труде, среди которых - заместитель министра юстиции Украины Б.С.Стычинский (а научный редактор - руководитель Научно- экспертного управления Секретариата Верховной Рады Украины, доктор юридических наук, профессор А. Р. Мацюк, а рецензент - Министр труда и социальной политики Украины И.Я.Сахань)*. Они считают, что для загранкомандировок минимальный размер суточных все-таки установлен, и ссылаются при этом на п.4 Постановления КМУ от 05.01.98 г. N 10, согласно которому предприятие обязано выдать работнику аванс "на текущие расходы в размерах, обусловленных реальными нуждами в стране пребывания"**. Заметим, что при командировках в пределах Украины те же авторы считают минимальными 6 гривень (без питания). Правда, на достаточно оригинальном основании: "поскольку никакой иной минимум не установлен". Однако вернемся к загранкомандировкам. Поскольку такой крите- рий, как "реальные нужды", весьма расплывчат, помочь бухгалтеру в этом вопросе решил Минфин Украины, который в разъяснении, опубликованном в "Урядовому кyp'єpi" N 228-229 за 28.11.98 г., заявил, что "указанные нормы должны быть не ниже норм суточных, установ- ленных для работников предприятий, полностью или частично содержащихся (финансируемых) за счет бюджетных средств". Остается лишь выразить сожаление, что свое мнение Минфин не счел нужным закрепить в собственной Инструкции о служебных командировках. Это окончательно поставило бы точку в споре по данному вопросу***. Поскольку в настоящее время норма суточных при командировке в Россию для "бюджетников" составляет 61 Гривню, руководитель негосударственного предприятия вправе устанавливать суточные в Россию в размере не менее 61 Гривни и не более 160 гривень. Интересен и вопрос о том, могут ли устанавливаться разные нормы суточных при командировках в одну и ту же страну для разных категорий работников. На наш взгляд, такую практику нельзя считать дискриминационной - ведь реальные потребности руководящего состава вполне могут отличаться от нужд вспомогательного персонала. (Последние, к примеру, не обязаны подъезжать на деловую встречу на машине в свежевычищенном костюме от Кардена или еще кого.) Так что дифференциация при возмещении командировочных расходов имеет право на жизнь, и это не противоречит ни Инструкции о служебных командировках, ни Закону О Прибыли. Так же считает и замначальника Валютно-экономического управ- ления Минфина Украины А. Пугачев****, который утверждает, что ограничительный приказ руководителя может распространяться как на все командировки и всех командированных лиц, так и на конкретную командировку и конкретное лицо. Важно, чтобы этот приказ был доведен до сведения работников. Обратим внимание и еще на один нюанс. Норма Инструкции, согласно которой ограничение размера суточных и прочих командиро- вочных расходов устанавливается приказом (распоряжением) руководи- теля предприятия, не вполне соответствует статье 15 Закона "Об оплате труда". Напомним: нормы компенсационных выплат, предусмот- ренных законодательством, устанавливаются в коллективном договоре. Конечно, налоговый инспектор вряд ли поставит под сомнение законность подобного приказа руководителя, но лучше всетаки размер суточных и т. п. закрепить в колдоговоре (или хотя бы делегировать в нем руководителю право этот размер устанавливать), поскольку обиженный Вами работник может обратиться в суд, и что предпочтет судья - Закон О Прибыли или Закон "Об оплате труда" - вопрос спорный. ------------------- * См. Стычинский Б. С., Зуб И. В., Ротань В. Г. Научнопрактический комментарий к законодательству Украины отруде.-Т1.- Симферополь, 1998. c. 708. ** Аналогичная норма содержится и в п. 4 Постановления КМУ от 23.04.99 г. N 663, которое пришло на смену Постановлению N 10. *** А спор действительно имеет место. Например, аналитический от- дел журнала "Бухгалтерский учет и аудит" считает, что дополни- тельные ограничения вообще не могут касаться суточных (см. "Бухгалтерский учет и аудит" N 6/98, с. 6-7). **** См. "Бизнес" N 27/99 ("Бухгалтерия. Право. Налоги. Консуль- тации", с. 42-45). ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" N13/99, стр. 38 июль 1999 г. [01.07.99] Алла Погребняк ------------------------------------------------------------------