Доколе?.. О продолжительности проверок
------------------------------------------------------------------
Предприятия, на которых проводится проверка, нередко интере-
суются: существуют ли ограничения по сроку ее проведения? В смыс-
ле - через сколько дней (месяцев, лет) после ее начала можно уже
подступаться к инспектору с деликатной просьбой валить на все
четыре стороны?
Во-первых, советуем обратить внимание на сроки, которые опре-
делит для проверки сама ГНИ. Эту информацию можно почерпнуть:
- из удостоверения на проверку (там есть слова "действительно
до..."). Напомним, что работники ГНИ без надлежаще оформленного
удостоверения не имеют права принимать участие в проверках (п. 3
распоряжения ГНАУ от 20.05.97 г. № 89-р ( v0089225-97 ));
- из журнала регистрации проверок. В графе 8 журнала указы-
вается дата окончания проверки. Причем попытки инспектора укло-
ниться от проставления этой даты в журнале (ввиду того что точный
срок окончания проверки заранее не может быть определен) не имеют
под собой правовых оснований. Согласно п. 7 Порядка ведения журна-
ла регистрации проверок {1} представитель контролирующего органа
перед началом проверки обязан заполнить все предусмотренные в
журнале графы.
По идее, даты в удостоверении и в журнале должны совпадать.
Если этого нет - значит, работник ГНИ неправильно заполнил графы
журнала и отталкиваться надо от даты в удостоверении.
Когда работники ГНИ "пересидят" указанный срок, можно потребо-
вать от них либо завершить проверку, либо представить решение
начальства о ее продлении.
Во-вторых, кое-какие гарантии в отношении предельного срока
проверки все-таки в законодательстве существуют. В Постановлении
КМУ от 29.01.99 г. № 112 "О Порядке координации проведения плано-
вых выездных проверок финансово-хозяйственной деятельности субъек-
тов предпринимательской деятельности контролирующими органами"
( 112-99-п ) зафиксировано, что установленные ГНИ сроки плановых
проверок не должны превышать 30 рабочих дней.
Исключение составляют субъекты предпринимательской деятельнос-
ти с годовым совокупным' валовым доходом 20 млн грн. и более,
срок проверки которых может превышать 30 рабочих дней,
Продление сроков проведения проверки осуществляется по решению
руководителя государственной налоговой администрации, которой под-
чинена соответствующая государственная налоговая инспекция.
Итак, по истечении 50-ти дней предприятия с валовым доходом
менее 20 млн могут просить проверяющих либо уйти, либо предъявить
решение вышестоящей ГНА. Предприятиям с большим оборотом повезло
куда меньше: теоретически их могут проверять бесконечно.
Сама ГНАУ не издала никакого документа, регламентирующего про-
должительность проверок. Не любит Азаров попусту ограничивать
подчиненных. {2}
Но для проверяемых существует еще одна зацепка. Согласно ст.
32 Закона "О предприятиях в Украине" ( 887-12 ) предприятие имеет
право на получение информации о результатах (!) инспектирования и
проверок в течение 30-ти дней от их начала. Действия должностных
лиц, проводивших инспектирование и проверку, могут быть обжалованы
собственником предприятия (руководителем - для "госа") в порядке,
предусмотренном законодательством Украины.
На наш взгляд, эту мутноватую норму следует понимать таким об-
разом: по истечении 30 дней после начала проверки у предприятия
возникает право требовать от проверяющих информацию. А не наобо-
рот: в течение первых 30 дней проверки право есть, а затем - нет
(что было бы абсурдно).
Кстати, в "Бухгалтере" № 3'97 в статье "Юрист - бухгалтеру"
отмечалось, что "результатом проверки", логично считать составле-
ние акта проверки (решения о применении санкций).
Таким образом, даже если проверка по истечении 30 дней еще не
завершена, предприятие все равно может потребовать от проверяющих
отчет о том, чем они занимались битый месяц, а ГНИ обязана ему
ответить. Это по крайней мере дисциплинирует сотрудников ГНИ, даст
им прочувствовать, что проверка - это не только права ("подай то,
убери это"), но и кое-какие обязанности. Ну а если отчет из ГНИ
так и не поступит или окажется откровенно неубедительным, прове-
ряемый может писать жалобы "наверх" или сразу в прокуратуру о том,
что нет ни отчета о результатах, ни самих результатов, поскольку
проверка все еще продолжается, а проверяющие необоснованно ее
затягивают, чем дезорганизуют хозяйственную деятельность предприя-
тия, нанося тем самым урон экономике Украины.
Интересен также такой вопрос: признает ли суд недействительным
акт проверки, если проверяющие на ее начало все надлежащие полно-
мочия имели, но затем (когда не уложились в график) эти полномочия
не были продлены?
На наш взгляд, шансов здесь на благоприятный исход не очень
много. Ведь существует разъяснение ВАС от 26.01.2000 г. № 02-5/35
( v5_35800-00 ), согласно которому нарушения процедуры принятия
акта проверки не влекут его недействительности, если он верен "по
сути".
Если же предприятие перестало пускать таких проверяющих "на
объект" или отказалось представлять им документы, а ГНИ приняла
решение о приостановлении операций на счете, то обжаловать такое
решение можно и нужно. Известны случаи, когда плательщики в подоб-
ных ситуациях выигрывали судебные тяжбы. {3}
Конечно, не все из приведенных выше советов могут быть приняты
проверяемыми как руководство к действию. Но знать арсенал своих
возможностей - как минимум не вредно. Может, когда и доведется
использовать что-нибудь из него в кризисной ситуации.
Подводя итоги нашего обзора, отметим, что указанный арсенал на
самом деле не так уж и велик. Проверки в Украине зачастую длятся
дольше, чем тропические ливни в южных широтах. В этом смысле было
бы очень неплохо почетче урегулировать вопросы продолжительности и
основания продления сроков проверок в специальном законе. Или -
внести изменения в действующий Указ Президента "О некоторых мерах
по дерегулированию предпринимательской деятельности". Или - хотя
бы в Постановление № 112.
Кстати, Президент еще в июле 2000 года поручил Кабмину разра-
ботать порядок проведения проверок субъектов предпринимательства
(см. Указ от 15.07.2000 г. № 906/2000 ( 906/2000 )).
Дождемся ль?
{1} Утвержден приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98
№ 18 - см. "Бухгалтер" № 6'2000, с. 66.
{2} Кстати, контрольно-ревизионная служба оказалась (в этом
отношении) более порядочной и установила-таки срок "КРУшной"
ревизии в Инструкции, утвержденной приказом ГлавКРУ от 03.10.97 г.
№ 121 ( z0497-97 ). Как правило, он составляет те же 30 дней,
причем без ограничения по оборотам проверяемого. Этот срок может
быть продлен в особых случаях руководителем КРУ на основании
докладной записки руководителя ревизионной группы.
{3} См., например, решение арбитражного суда г. Киева от
11.04.2000 г. по делу № 20/146 в "Юридической практике" № 36/2000,
атакже в "Бухгалтерской газете" № 37-38'2000 на с. 28-29.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 23/00, стр. 41
[01.12.2000]
Дмитрий Михайленко
------------------------------------------------------------------