Предприятие приобрело и изготовило несколько рекламных щитов сроком службы более 1 года. Время от времени они перевозятся с одного места на другое. Куда относятся расходы на транспор- тировку, монтаж и демонтаж этих щитов? * * * Поскольку срок службы ваших щитов превышает 1 год, они - как в налоговом учете, так и в бухгалтерском - относятся к основным фондам (средствам) в соответствии с п/п. 8.2.1 Закона О Прибыли ( 283/97-ВР ) (далее - Закон) и п. 4 П(С)БУ 7 "Основные средства". Согласно п/п. 8.4.1 Закона "в случае осуществления расходов на приобретение основных фондов балансовая стоимость соответствующей группы увеличивается на сумму стоимости их приобретения с учетом транспортных и страховых платежей, а также других расходов, поне- сенных в связи с таким приобретением, без учета уплаченного налога на добавленную стоимость, в случае если плательщик налога на прибыль предприятий зарегистрирован в качестве плательщика налога на добавленную стоимость". Как видите, из п/п. 8.4.1 следует, что последующие расходы, связанные с перевозками и установками приобретенных щитов, балан- совую стоимость группы 3 ОФ (к которой относятся рекламные щиты) не увеличивают, поскольку они не являются расходами, понесенными в связи с приобретением щитов. То же самое, в принципе, касается и самостоятельно изготовленных щитов. Согласно п/п. 8.4.2 Закона "в случае осуществления расходов на самостоятельное изготовление основных фондов плательщиком налога для собственных производствен- ных нужд балансовая стоимость соответствующей группы основных фондов увеличивается на сумму всех производственных расходов, понесенных плательщиком налога, связанных с их изготовлением и вводом в эксплуатацию, а также расходов на изготовление таких основных фондов, имеющих другие источники финансирования, без учета уплаченного налога на добавленную стоимость, в случае если плательщик налога на прибыль предприятий зарегистрирован в качест- ве плательщика налога на добавленную стоимость". Конечно, случай с самостоятельным изготовлением несколько сложнее случая с приобретением, поскольку фискально настроенный инспектор в расходах на монтаж этих ОФ может усмотреть расходы на ввод их в эксплуатацию. Дескать, каждый монтаж - это ввод в эксплуатацию на новом месте. Сколько монтажей - столько и вводов. Насколько правомерен такой подход? Понятное дело, когда речь идет об ОФ, которые спокойно переме- щаются на другое место без монтажа (например, о письменных сто- лах), говорить о вводе их в эксплуатацию в связи с каждым переме- щением из комнаты в комнату просто смешно. В отношении же более громоздких ОФ, перемещение которых связано с монтажом-демонтажом, хотелось бы отметить следующее. Даже когда предприятие со всеми своими ОФ, ТМЦ и т. п. меняет местонахождение, никто не заставляет его сначала ликвидироваться, а затем открываться заново по новому местонахождению. Так давайте не будем доводить ситуацию до абсурда. По нашему мнению, в п/п. 8.4.2 Закона речь идет только о первоначальном вводе ОФ в эксплуатацию. Применив буквоедство, заметим, что законодатель в п/п. 8.4.2 упомянул ввод в эксплуатацию в единственном числе, а не во множественном. Кроме того, он предусмотрел порядок обратного ввода ОФ в эксплуатацию только в том случае, если они были выведе- ны из эксплуатации в связи с их ликвидацией, капитальным ремонтом, реконструкцией, модернизацией и консервацией (п/п. 8.4.5 и 8.4.6 Закона). И кроме первоначального ввода в эксплуатацию и вышеупомя- нутых обратных вводов - никаких других вводов Закон не предусмат- ривает. В конце концов, переезд ОФ с одного места на другое нельзя считать выводом и вводом в эксплуатацию. Исходя из всего вышеизложенного мы считаем, что упомянутые в вашем вопросе расходы не увеличивают балансовую стоимость группы 3 ОФ, а относятся на валовые затраты на основании первого абзаца п/п. 5.4.4 Закона (то есть без ограничений 2%), если вы реклами- руете на этих щитах свои товары (работы, услуги), или на основании общего п. 5.1, если выполняете функции рекламного агентства. В бухгалтерском учете эти расходы, по нашему мнению, тоже могут претендовать на включение в состав расходов на основании п. 15 П(С)БУ 7: "Расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначально определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов". ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 24/00, стр. 50 [15.12.2000] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------