Мы размещаем внешнюю рекламу на фасадах домов.  При этом  наше
    агентство заключает с собственниками или  арендаторами  зданий
    {1} договоры о передаче нам во временное  пользование  опреде-
    ленной площади фасада  здания или его стены. Недавно налоговые
    инспектора  стали  требовать  от  собственников  (арендаторов)
    зданий уплаты налога на рекламу. Насколько это правомерно?

    * * *

    Требования инспекторов абсолютно неправомерны. Согласно ст. 11
Декрета "О местных налогах и сборах" объектом  налога  на  рекламу
является стоимость услуг  за установку и размещение  рекламы.  Эти
услуги  рекламодателям  предоставляет  ваше  рекламное  агентство.
Стало быть, оно  и является сборщиком налога на рекламу, но  вовсе
не собственник (арендатор) здания,  который  предоставляет  совсем
другую услугу - по предоставлению во временное пользование опреде-
ленной площади здания.  Когда собственник какой-нибудь вещи  сдает
ее в аренду, его обычно не интересует, что вы будете делать с  его
вещью: устраивать на ней  танцы,  оклеивать  обертками  от  конфет
"Мишка  на севере" или  носить  на руках  перед  зданием областной
налоговой {2} - главное, чтобы вы ее вернули в целости  и  сохран-
ности.
    Поэтому глупо было бы заявлять,  что  собственник-арендодатель
размещает рекламу.  Он, может,  ни сном ни духом не ведает  о том,
что собственность, сданная им в аренду: 1) стена, 2) автомобиль  и
3) фонарный столб - оклеена плакатами и стала "источником"  рекла-
мы.  Хотя, конечно, старайтесь в  договоре  аренды  писать  четко:
"аренда площади", а не "размещение рекламы".
    Между прочим, то, что собственник (арендатор) здания вовсе  не
предоставляет услуги по размещению рекламы, видно и из п.2 Типовых 
правил размещения внешней рекламы, утвержденных Постановлением КМУ 
от  23.09.98 г.  № 1511  ( 1511-98-п ).  Там  сказано,  что  место 
размещения  специальной конструкции, которая используется для раз-
мещения  рекламоносителей,- это, в частности, определенная площадь 
поверхности здания, которая предоставляется распространителю внеш-
ней рекламы во временное пользование  собственником  (арендатором) 
здания.  А  распространителем  внешней  рекламы  называется  лицо, 
осуществляющее  размещение  внешней рекламы.  Как  видите,  Кабмин 
отделил муху (лицо, осуществляющее размещение  внешней рекламы) от 
котлеты (собственника (арендатора) здания,  такого  размещения  не 
осуществляющего).


    {1} Под арендаторами зданий здесь и далее  понимаются лица, на
которых согласно п. 5 ст. 48 Закона "О собственности"  распростра-
няются  положения о защите  права  собственности,  хотя  они  и не
являются собственниками  зданий. Таковыми, в частности,  считаются
арендаторы.
    {2} Иначе он оговорит в договоре целевое назначение.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 01/01, стр. 16
[01.01.2001]
Леонид Карпов

------------------------------------------------------------------