Мы размещаем внешнюю рекламу на фасадах домов. При этом наше агентство заключает с собственниками или арендаторами зданий {1} договоры о передаче нам во временное пользование опреде- ленной площади фасада здания или его стены. Недавно налоговые инспектора стали требовать от собственников (арендаторов) зданий уплаты налога на рекламу. Насколько это правомерно? * * * Требования инспекторов абсолютно неправомерны. Согласно ст. 11 Декрета "О местных налогах и сборах" объектом налога на рекламу является стоимость услуг за установку и размещение рекламы. Эти услуги рекламодателям предоставляет ваше рекламное агентство. Стало быть, оно и является сборщиком налога на рекламу, но вовсе не собственник (арендатор) здания, который предоставляет совсем другую услугу - по предоставлению во временное пользование опреде- ленной площади здания. Когда собственник какой-нибудь вещи сдает ее в аренду, его обычно не интересует, что вы будете делать с его вещью: устраивать на ней танцы, оклеивать обертками от конфет "Мишка на севере" или носить на руках перед зданием областной налоговой {2} - главное, чтобы вы ее вернули в целости и сохран- ности. Поэтому глупо было бы заявлять, что собственник-арендодатель размещает рекламу. Он, может, ни сном ни духом не ведает о том, что собственность, сданная им в аренду: 1) стена, 2) автомобиль и 3) фонарный столб - оклеена плакатами и стала "источником" рекла- мы. Хотя, конечно, старайтесь в договоре аренды писать четко: "аренда площади", а не "размещение рекламы". Между прочим, то, что собственник (арендатор) здания вовсе не предоставляет услуги по размещению рекламы, видно и из п.2 Типовых правил размещения внешней рекламы, утвержденных Постановлением КМУ от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ). Там сказано, что место размещения специальной конструкции, которая используется для раз- мещения рекламоносителей,- это, в частности, определенная площадь поверхности здания, которая предоставляется распространителю внеш- ней рекламы во временное пользование собственником (арендатором) здания. А распространителем внешней рекламы называется лицо, осуществляющее размещение внешней рекламы. Как видите, Кабмин отделил муху (лицо, осуществляющее размещение внешней рекламы) от котлеты (собственника (арендатора) здания, такого размещения не осуществляющего). {1} Под арендаторами зданий здесь и далее понимаются лица, на которых согласно п. 5 ст. 48 Закона "О собственности" распростра- няются положения о защите права собственности, хотя они и не являются собственниками зданий. Таковыми, в частности, считаются арендаторы. {2} Иначе он оговорит в договоре целевое назначение. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 01/01, стр. 16 [01.01.2001] Леонид Карпов ------------------------------------------------------------------