Твори добро на всей земле. Твори добро другим во благо
------------------------------------------------------------------
I. О пользе благотворительности
В цивилизованном мире, как известно, благотворительность яв-
ляется распространенной формой легального налогоизбегания. В США,
например, многие крупные компании имеют при себе благотворительные
фонды (а то и сами контролируются ими), чтобы "сливать" туда
лишнюю прибыль.
Нам, конечно, до Америки еще далеко. В Украине аналогичная
система только складывается. Но некоторые более-менее легальные
"благотворительные" маневры возможны и у нас.
На сегодняшний день можно, выделить несколько законодательных
блоков, которые "работают" на благотворительную деятельность.
Во-первых, сформировалось наконец законодательство, определяю-
щее статус благотворительных организаций. Это тот блок, который
опирается на Закон "О благотворительности и благотворительных
организациях" ( 531/97-ВР ). Его нельзя сбрасывать со счетов,
поскольку нарушение требований Закона или других законодательных
актов благотворительности может повлечь исключение такой организа-
ции из Реестра неприбыльных организаций и лишение ее налоговых
льгот {1}. Кстати, существующие требования и ограничения в отноше-
нии благотворительных организаций мы попытаемся систематизировать
далее.
Во-вторых, действует Закон "О налогообложении прибыли пред-
приятий" ( 283/97-ВР ), согласно которому (п/п. 5.2.2) деньги или
имущество, добровольно переданные неприбыльным организациям (в
число которых входят и благотворительные фонды), включаются в
валовые затраты плательщика в пределах четырех процентов налого-
облагаемой прибыли предыдущего отчетного квартала.
Что касается самбй благотворительной организации, то она не
увеличивает валовые доходы на суммы денежных средств или стоимость
имущества, поступающие ей бесплатно, в виде безвозвратной финансо-
вой помощи или добровольных пожертвований (п/п. 7.11.2).
В-третьих, согласно п/п. 5.7.21 Закона "О налоге на добавлен-
ную стоимость" освобождаются от НДС товары (работы, услуги),
бесплатно предоставляемые благотворительным организациям, которые
соответствуют требованиям Закона О Прибыли. Пожертвование денежных
средств, само собой, не является объектом обложения НДС.
Правда, обложению НДС подлежат операции по предоставлению
благотворительной помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых
акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров
(работ, услуг), предназначенных для использования в предпринима-
тельской деятельности, перечень которых определяется Кабмином (тот
же п/п. 5,1.21). Впрочем, обещанный перечень до сих пор не разра-
ботан и остается лишь потенциальной угрозой.
В-четвертых, недавние изменения в Декрете "О подоходном налоге
с граждан" {2} определили условия освобождения от подоходного
налога граждан - получателей благотворительной помощи. Среди наз-
ванных в Декрете льготируемых направлений благотворительности
особое наше внимание должны привлечь два:
- целевая благотворительная помощь, направляемая на лечение,
образование, научные исследования, любительский спорт и т. п.
Обращаем внимание: такая помощь осуществляется не посредством
дарения денег, а путем оплаты благотворительной организацией рас-
ходов гражданина, необходимых для лечения, научных исследований и
т. п., в пользу продавцов товаров (работ, услуг);
- нецелевая благотворительная помощь для лиц, доходы которых
ниже прожиточного минимума. Ее назначение - восполнить до уровня
прожиточного, минимума доходы пенсионеров, инвалидов, детей-сирот
и других социально незащищенных слоев населения. В 2000 году
прожиточный минимум в Украине составлял 216,56-297,29 грн. {3}.
Таким образом, в виде благотворительной помощи ежемесячно можно
перечислять гривень 150-200 из расчета на одного пенсионера.
При этом обе названные подоходные льготы сопряжены с освобож-
дением от уплаты сборов на обязательное пенсионное и социальное
страхование (п. 2 ст. 5 Декрета), что в совокупности дает весьма
ощутимую экономию на налогах.
А теперь попытаемся построить модель движения зарплаты от
предприятия к работнику в обход налогов с использованием благотво-
рительной схемы. На ум приходят дваварианта - в соответствии с
двумя вышеназванными направлениями благотворительности.
1. Схема выглядит приблизительно так. Некие круги, близкие
предприятию, учреждают благотворительный фонд {4} или договари-
ваются с уже существующим. Последний приступает к реализации
разнообразных программ помощи работникам предприятия и членам их
семей: оплачивает лечение, медицинское страхование, обучение детей
в музыкальных школах, посещение спортивных секций, приобретение
спортинвентаря работниками предприятия и т.п.
Предприятие вносит пожертвования под эти программы, а фонд
использует их по целевому назначению.
|-----------| Деньги |-----------------|
|Предприятие|______________________|Благотворительный|
|-----------| | фонд |
|--------|--------|
|
Деньги |
|
|--------| |-----------|------------|
|Работник|______________________|Продавец товаров (услуг)|
|--------| |------------------------|
Товары (услуги)
2. У многих работников есть родители-пенсионеры, чьей пенсии
далеко до прожиточного минимума. Ничто не мешает работнику привес-
ти своих стариков в фонд, где те напишут заявление о предоставле-
нии каждому из них нецелевой благотворительной помощи. Затем
фонд откроет соответствующую программу, аккумулирует пожертвования
предприятия и предоставит пенсионерам благотворительную помощь.
Эта схема выглядит еще проще:
|-----------| Деньги |----------------------|
|Предприятие|___________________|Благотворительный фонд|
|-----------| |----------|-----------|
|
Деньги |
|
|----|----|
|Пенсионер|
|---------|
Экономический эффект от предложенных схем рассчитать достаточ-
но просто. Для удобства представим себе, что работнику ежемесячно
начисляется 200 грн. зарплаты на руки, а еще 100 ему оформляются в
виде либо той же зарплаты, либо оплаты услуг пли добавки к пенсии
родителей.
Как это отразится на налогообложении предприятия и работника
в каждом случае - показано в виде сравнительной таблицы:
|--------|----------------------------|--------------------------|
| | Налоги предприятия | Налоги работника |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
| |Уменьшение|Пенсион-|Социаль-|Подоход-|Пенсион-|Социаль-|
| |налога на |ное |ное |ный |ное |ное |
| |прибыль |страхо- |страхо- |налог |страхо- |страхо- |
| | |вание |вание | |вание |вание |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
|В виде | - 41,25 *| 32 | 5,5 | 20 | 2 | 0,5 |
|зарплаты| | | | | | |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
|В виде | | | | | | |
|благо- | от - 30 | | | | | |
|твори- | до О ** | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
|тельной | | | | | | |
|помощи | | | | | | |
|--------|----------|--------|--------|--------|--------|--------|
_______________________
* 41,25 грн. - уменьшение (на что и указывает минус) налога
на прибыль за счет включения в валовые затраты заработной платы и
начислений: (100 + 32 + 5,5) x 30% = 41,25.
** В зависимости от того, в какой части впишутся благотвори-
тельные пожертвования предприятия в 4% прибыли предыдущего кварта-
ла.
Несложно подсчитать, что даже если у предприятия окажется не-
достаточно прибыли, чтобы отнести благотворительные пожертвования
на валовые затраты, все равно на подоходном налоге плюс начисле-
ниях на зарплату оно сэкономит.
Справедливости ради отметим, что благотворительность - дело
как минимум хлопотное. В этом можно будет убедиться, читая чуть
дальше. Не всегда описанные выше схемы можно поставить "на поток":
во-первых, мешают ограничения относительно видов целевой благотво-
рительной помощи, а во-вторых, не дают особенно разгуляться разме-
ры той нецелевой помощи, которая не облагается подоходным налогом.
И все же благотворительности вполне по силам занять определен-
ную нишу среди способов цивилизованного налогоизбегания.
II. Не всё коту масленица, или Памятка для начинающих мецена-
тов
Чтобы полноправно участвовать в представленных выше схемах,
благотворительным фондам надо соблюдать ряд требований и ограниче-
ний, содержащихся:
- в Законе "О благотворительности и благотворительных органи-
зациях" (далее - Закон); "
- в Законе О Прибыли;
- в Законе об НДС;
- в Декрете "О подоходном налоге с граждан" (далее - Декрет).
Ниже мы попытаемся вобщих чертахсистематизировать эти требова-
ния и ограничения. Отметим, что некоторые из них, зафиксированные
в трех последних актах, представляют собой собственно условия
получения налоговых льгот. То есть благотворительная организация,
в принципе, не потеряет своего статуса, если не будет их соблю-
дать, но тогда применение тех или иных льгот по налогам станет
невозможным.
1. О регистрации в органах налоговой службы
Благотворительные организации обязаны зарегистрироваться в
органах налоговой службы в качестве неприбыльных (п/п. 7.11.10
Закона О Прибыли, п/п. 5.1,21 Закона об НДС, п. 3 ст. 5 Декрета).
Порядок регистрации определен приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232
( z0291-97 ).
2. О содержании учредительных документов
Учредительные документы неприбыльных организаций должны содер-
жать исчерпывающий перечень видов их деятельности (п/п. 7.11.13
Закона О Прибыли). Там должны быть зафиксированы обязанность
периодического, но не реже одного раза в год обнародования полных
отчетов об источниках привлечения денежных средств (имущества) для
осуществления благотворительной деятельности и направлениях их
использования, а также обязанность представления таких отчетов
любому благотворителю такой благотворительной организации по его
запросу (п. 3 ст. 5 Декрета).
3. О видах деятельности
Благотворительная организация не должна принимать прямое или
косвенное участие в выборах или рекламировании какой-либо полити-
ческой партии (партийного блока, объединения) или отдельного
физического лица на какие-либо выборные должности (п. 3 ст. 5
Декрета - для целей этого же Декрета),
4. О поступлении и расходовании денежных средств
Источником формирования имущества и денежных средств благотво-
рительной организации не могут быть кредиты. Имущество и деньги
благотворительной организации не могут быть предметом залога
(ст. 19 Закона).
Поступления или активы благотворительной организации не могут
использоваться для получений выгод или преимуществ каким-либо
физическим или юридическим лицом, кроме получения выгод получате-
лями благотворительной помощи (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей его
же).
Поступления от финансовой деятельности благотворительной орга-
низации направляются исключительно на благотворительность и обес-
печение хозяйственной деятельности в размерах и порядке, предус-
мотренных ст. 21 Закона.
Благотворительная организация должна расходовать свои денежные
средства, поступившие в пользу определенного получателя благотво-
рительной помощи, по целевому назначению (ст. 12 Декрета). Более
того, благотворительная организация должна следить за надлежащим
использованием целевой благотворительной помощи ее, получателем
(п/п."i" п. 2 ст. 5 и ст. 12 Декрета).
На финансирование благотворительных программ должна использо-
ваться вся сумма, поступившая за финансовый год от предприятий и
организаций, находящихся в собственности благотворительной органи-
зации, за исключением административно-хозяйственных расходов, свя-
занных с функционированием благотворительной организации. При
реализации долгосрочной программы деньги используются в соответст-
вии со сроками, определенными данной программой (ст. 15 Закона).
Желательно в течение года (и квартала, следующего за отчетным
годом) истратить все поступившие пожертвования, чтобы не платить
налог с нераспределенной прибыли согласно п/п. 7.11.9 Закона О
Прибыли. Подробнее о проблемах, связанных с применением этого
подпункта,- см. "Бухгалтер" № 12'99, с. 31.
Учредители и работники благотворительной организации не имеют
права получать материальные преимущества и дополнительные денежные
средства в связи со своим положением в данной организации, кроме
предусмотренных ст. 14 Закона. Доходы или имущество неприбыльных
организаций не подлежат распределению между их учредителями или
участниками и не могут использоваться для выгоды какого-либо
отдельного учредителя или участника такой неприбыльной организа-
ции, ее должностных лиц, кроме оплаты их труда и отчислений на
социальные мероприятия (п/п. 7.11.8 Закона О Прибыли).
Размер расходов на содержание благотворительной организации
не может превышать 20 процентов сметы данной организации в текущем
году (ст. 20 Закона).
5. О налоговой отчетности
Благотворительные организации обязаны ежеквартально представ-
лять отчеты об использовании своих денежных средств (п/п. 7.11.12
Закона О Прибыли).
Благотворительная организация представляет отчеты о привлече-
нии денежных средств (имущества) для осуществления благотворитель-
ной деятельности и о направлениях их использования в сроки и в
порядке, которые установлены Декретом для представления налоговой
отчетности по подоходному налогу (п. 3 ст. 5 Декрета - для целей
много же Декрета).
6. Об отчетности благотворительной организации перед спонсора-
ми
Благотворители, передавшие свое имущество, денежные средства и
другие материальные ценности в благотворительную организацию,
получают по своему требованию отчет об использовании указанных
имущества, денежных средств и матценностей. Если имущество, денеж-
ные средства и другие матценности переданы по целевому назначению,
то отчет об их использовании представляется благотворительной
организацией благотворителю в обязательном порядке (ст. 22 Зако-
на).
7. Об отчетности получателей благотворительной помощи
Получатели благотворительной помощи в форме благотворительных
взносов и пожертвований, имеющих целевой характер (благотворитель-
ных грантов), должны отчитываться перед благотворителями и благо-
творительными организациями об их использовании (ст. 22 Закона).
8. О реорганизации и ликвидации
Благотворительная организация не может быть реорганизована в
юридическое лицо, целью деятельности которого является получение
прибыли (ст. 10 Закона). В случае ликвидации неприбыльной органи-
зации ее активы должны быть переданы другой неприбыльной организа-
ции соответствующего вида или зачислены в доход бюджета (п/п.
7.11.11 Закона О Прибыли).
Как видите, ограничений предостаточно. Но если вас это не
пугает, может, все-таки стоит заняться благотворительностью? Хотя
бы для своих работников...
{1} См. п. 5.1 Положения о Реестре неприбыльных организаций и
учреждений, утвержденного приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232
( Z0291-97 ).
{2} См. Закон от 07.12.2000 г. № 2136-III - в "Бухгалтерской
газете" № 3'2001 на с. 14.
{3} См. Закон от 05.10.2000 г. № 2025-III ( 2025-14 ) в "Бух-
галтерской газете" № 44'2000 на с. 18.
{4} Исходя из нового п. З ст. 5 Декрета "О подоходном налоге с
граждан" (внесенного Законом от 07.12.2000 г. № 2136-III) для этих
целей подойдет также профсоюз или религиозная организация. Но их
мы касаться не будем.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 03/01, стр. 43
[01.01.2001]
Дмитрий Михайленко
------------------------------------------------------------------