Старая добрая картотека... О новых наказаниях за несвоевременную
уплату налогов
------------------------------------------------------------------
И снова обратимся к Закону "О порядке погашения обязательств
плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми
фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон).
Поговорим об отмене картотеки. Сие эпохальное событие, как
известно, прошло в сопровождении не менее эпохальных перемен по
части штрафов и пени. Как это все отразится на деятельности
предприятий? Начнем со штрафов.
В Законе штрафным санкциям (они же штрафы) посвящена ст. 17
(определение штрафов - см. в п. 1.5). Причем из п. 1.3 Закона вы-
текает, что штрафы - наряду с пеней и самим налоговым обяза-
тельством - входят в состав "налогового долга (недоимки)".
Раньше, до 1 апреля, какая-нибудь заводская главбушка Марфа
Наумовна, когда наступал срок уплаты налогов-сборов, не позднее
установленных дней исправно относила в свой банк платежки и стави-
ла их в картотеку, где они и "висели", пока на счете не появлялись
деньги, которыми эти долги гасились. Подходили новые сроки - все
повторялось снова. Максимум, что грозило тогда предприятию,- так
это 10%-ная санкция, да и то лишь в том несчастном случае, когда
Марфа Наумовна забывала вовремя выставить в банк платежку или выс-
тавляла, но в меньшей сумме (тогда 10% "накручивались" на недовыс-
тавленную сумму). Ну и, конечно, пеня (это уж "дело святое").
Теперь же, если у заводика на дату уплаты налогов-сборов
деньжата на счете не водятся (или даже водятся, но отправлять их в
бюджет Марфа Наумовна по какой-то причине не спешит), каждая
просроченная гривня в соответствии с п/п. 17.1.7 Закона постепенно
будет набирать вес и к исходу третьего месяца (на 91-й день) прев-
ратится в 1 грн. 50 коп. Существенная разница - по сравнению с
прежними ("допервоапрельскими") 1 грн. 10 коп. (в самом худшем
случае)!
Такие вот "радости" принесла нам отмена картотеки.
Конечно, теперь предприятие вроде бы может распоряжаться
деньгами по своему усмотрению, а не отдавать все подчистую держа-
ве. Однако послабление это представляется нам откровенной фикцией,
причем не только в связи со штрафами. Государство ведь имеет и
другие, более серьезные рычаги для "извлечения" налогов из нало-
гоплательщиков: налоговый залог, админарест активов и т.д. Кстати,
не исключено, что подобные задержки налогов соответствующие органы
попытаются квалифицировать, как злоупотребление должностным поло-
жением в виде умышленной несвоевременной уплаты налогов. А это
уже - уголовная ответственность по ст. 165 УК (см. п. 4 Постанов-
ления Пленума Верховного Суда Украины от 26.03.99 г. № 5 "О неко-
торых вопросах применения законодательства об ответственности за
уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей"
в "Бухгалтере" № 12'99 на с. 17). Но этих и других "рычагов" мы в
данной статье касаться не будем.
Нормы п/п. 17.1.7 Закона продублированы в п/п. 6.7.7 Инструк-
ции о порядке применения и взыскания сумм штрафных (финансовых)
санкций органами государственной налоговой службы, утвержденной
приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110 и зарегистрированной в Минюс-
те 23.03.2001 г. за № 268/5459 ( z0268-01 ) (далее - Штрафная
инструкция). Указанный подпункт предусматривает при задержке упла-
ты согласованного налогового обязательства (СНО) на срок до 30
календарных дней применение 10%-ного штрафа от суммы СНО, при
задержке от 11 до 90 календарных дней - 20%-ного, а начиная с 91-
го дня - 50%-ного.
И кое-где на местах налоговики уже начали требовать от долж-
ников сразу при просрочке уплаты СНО самостоятельно начислять и
уплачивать эти штрафы в бюджет. По этому поводу отметим, что
выписывает штрафы, то есть принимает решение об их применении,
налоговый или другой контролирующий орган. Это прямо вытекает из
второго абзаца п. 17.1 Закона:
"Штрафные санкции налагаются контролирующими органами, а в
случае, предусмотренном пунктом 17.2 настоящей статьи {1}, само-
стоятельно начисляются и уплачиваются плательщиком налогов".
Поэтому налоговики в данном вопросе должны руководствоваться
нормами упомянутой Штрафной инструкции. То есть в общем случае
плательщик сам себе штрафы не начисляет и самостоятельно их не
уплачивает. Начисленный штраф становится налоговым долгом только
при неуплате его через 10 дней после вынесения налоговиками реше-
ния о его применении (для штрафов за несвоевременность оно состав-
ляется по форме приложения 2 к Штрафной инструкции). Так что до
получения решения ГНИ самостоятельно штрафы не платите, в налого-
вый долг их не включайте и пеню на них раньше времени не начисляй-
те. Пусть все будет по Закону. Да и вообще, не отбирайте у налого-
виков их работу!
Следующий момент, на который хотелось бы обратить внимание. В
п/п. 17.1.7 говорится, что плательщик уплачивает "один из указан-
ных в настоящем подпункте штрафов в соответствии с общим сроком
задержки независимо от того, были применены штрафы, определенные в
подпунктах 17.1.1 - 17.1.6 настоящего пункта, или нет".
Как мы понимаем эту норму?
Во-первых, если к вам уже применили 10%-ный или 20%-ный штраф,
а вы по истечении 90 дней все-таки не уплатили СНО, то очередной
штраф налоговики выпишут вам не на 50%, а только на "оставшиеся"
40% или 30% соответственно. В случае перехода с 10%-ного штрафа на
20%-ный должен соблюдаться аналогичный подход, то есть уже "оштра-
фованная" сумма СНО, которая осталась неуплаченной, должна "штра-
фоваться" на разницу в ставках (20% - 10% = 10%).
Обращаем также внимание на тот факт, что под упомянутые 10-20-
50%-ные штрафы попадает именно сумма согласованного налогового
обязательства - СНО, а не сумма налогового долга (который, как уже
говорилось, включает в себя и штрафы, и пеню). А то, чего доброго,
налоговики начнут "крутить" последующие штрафы не только на СНО,
но и на предыдущие начисленные плательщику штрафы.
Во-вторых, как видно из приведенной цитаты, эти штрафы за
несвоевременность применяются, даже если налоговики за то же самое
налоговое обязательство уже "одарили" вас другими штрафами, пре-
дусмотренными в п/п. 17.1.1 - 17.1.6.
К примеру, вы согласно п/п. 17.1.3 Закона уже схлопотали по
акту штраф в размере 25% от суммы доначисленного налогового обя-
зательства. Затем, если вы не уплатили это обязательство в течение
10 дней с даты получения решения по акту {2} - то есть с того
момента, когда доначисленное по акту налоговое обязательство стало
согласованным, - у вас появился налоговый долг и налоговики смогут
применить упомянутые санкции за несвоевременность из п/п. 17.1.7.
Но опять же эти санкции должны "крутиться" только на сумму
СНО, а не на всю сумму налогового долга, возникшую по итогам акта
и включающую в себя в нашем примере кроме СНО еще и 25%-ный штраф
(по п/п. 17.1.3) с пеней. Самый серьезный - двукратный - штраф
предусмотрен в п/п. 17.1.9 Закона:
"В случае если плательщик налогов осуществляет продажу (отчуж-
дение) товаров (продукции) или осуществляет денежные выплаты без
предварительного начисления и уплаты налога, сбора (обязательного
платежа), если в соответствии с законодательством такие начисление
и уплата являются обязательным условием такой продажи (отчуждения)
или выплаты, такой плательщик налогов уплачивает штрафе двойном
размере от суммы обязательства по такому налогу, сбору (обяза-
тельному платежу)".
Обратите особое внимание на слова "без предварительного начис-
ления и уплаты"! То есть необходимо выполнить и то, и другое,
иначе - штраф.
По нашему мнению, под двукратный штраф из этого подпункта
могут угодить всяческие разновидности налога на прибыль: налог
на дивиденды (п. 7.8 Закона О Прибыли), налог с распределяемых
доходов совместной деятельности (п. 7.7), (ст. 13), с выигрышей
(п. 10.2). Кроме того, двукратный штраф грозит подоходному налогу,
сборам в ПФУ, связанным с выплатами гражданам зарплаты и прочих
доходов (причем как в денежной, так и в натуральной форме), а так-
же другим налогам и сборам, если на предприятие законом возложена
ответственность за их начисление-удержание. Таким образом, отдель-
ные "околоприбыльные" штрафы, а также штрафы по подоходному и
пенсионному (которых раньше и вовсе не было) - теперь самые доро-
гие.
В связи с этим напомним, что в терминах Закона (см. п. 1.1)
в разряд "плательщиков" попали не только плательщики как таковые,
но и лица, на которых соответствующими законами возложена обязан-
ность удерживать налоги и сборы. Поэтому не исключено, что налого-
вики попытаются в части упомянутых налогов-сборов параллельно
применять штрафы из п/п. 17.1.9 и, например, из 17.1.3. Так что
будьте предельно осторожны!
Кстати, штрафы (и пени) по новым соцстраховским взносам регу-
лируются соответствующими соцстраховскими Законами, а не Законом
№ 2181-III (см. "Бухгалтер" № 11'2001, с. 44-45, а также с. 12
настоящего выпуска).
На пока - всё. В ближайших номерах "Бухгалтера" мы поговорим о
том, как теперь в свете этого Закона обстоят дела с пеней и как
Марфа Наумовна будет маяться с ее расчетами и платежами.
{1} В п. 17.2 речь идет о случае самостоятельного выявления
плательщиком занижения налогового обязательства.- А. П.
{2} После 01.10.2001 г.- с даты получения налогового уведомле-
ния.
------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 12/01, стр. 18
[01.04.2001]
Алексей Павленко
------------------------------------------------------------------