Не 101, а 1. Штраф за нерегистрацию кредита, полученного от нерезидента ------------------------------------------------------------------ Иногда случается, что какая-нибудь фирма забывает зарегистри- ровать в НБУ кредитный договор с нерезидентом. Когда налоговики это обнаруживают, они тут же принимаются штрафовать забывчивую фирму, причем сразу двумя штрафами: на 1% от суммы полученного кредита (за его нерегистрацию) и на 100% от той же суммы (за осу- ществление валютной операции без лицензии). При этом работники ГНИ обычно свято уверены в правомерности собственных действий. Да и как может быть иначе, если их старшие товарищи в самом "Вестнике налоговой службы Украины" учат, что штрафовать в такой ситуации нужно дважды? Еще и примерчики соот- ветствующие приводят. {1} Если проштрафившиеся склонны безоговорочно доверять опыту и квалификации сотрудников налоговой службы, они покорно идут пере- числять свой кредит на счета Казначейства. Те же, кто предпочитает на слово налоговикам не верить,- обращаются к первоисточникам, то есть к законодательству. Системное его изучение может дать очень неплохие результаты. Собственно, для того чтобы усомниться в законности притязаний налоговиков, на наш взгляд, достаточно одной лишь ст. 61 Конститу- ции (насчет того, что нельзя наказывать дважды за одно и то же). Но поскольку некоторые наши чиновники заявляют, будто всё хо- рошее, что есть в Конституции, - писано не для юрлиц, давайте отвлечемся от Конституции и остановимся на процедуре регистрации кредитов и мерах ответственности за отсутствие таковой. По сей день в ст. 5 Декрета "О системе валютного регулирования и валютного контроля" существует п/п. "в" п. 4, который требует наличия индивидуальной лицензии при получении кредитов в иностран- ной валюте, если сроки и суммы таких кредитов превышают установ- ленные законодательством пределы. За нарушение этого правила ст. 16 Декрета предусматривает штраф в размере, эквивалентном сумме полученных валютных ценностей. В то же время Указ Президента от 27.06.99 г. № 734/99 "Об уре- гулировании порядка получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и применения штрафных санкций за нарушение валютного законодательства" ( 734/99 ) предусмотрел регистрацию кредитных контрактов (а не лицензирование валютных кредитов {2}) и установил штраф за нарушение этих требований в размере 1% от суммы полученного кредита. Да и Нацбанк еще в 1997 году заменил лицензирование кредитов их регистрацией "с целью создания резидентам Украины условий для оперативного получения иностранных кредитов и осуществления проек- тов за их счет". {3} С тех пор отменены все ведомственные нормативы, касающиеся ли- цензирования указанных операций. Соответственно, на практике никто не требует лицензию у предприятий, получающих кредиты в инвалюте. Ситуацию "лицензирование - регистрация" можно трактовать двояко, но конечный результат в любом случае должен быть в пользу заемщика. Во-первых, можно утверждать, что с 1997 года операции по полу- чению валютных кредитов лицензированию не подлежат вообще. Ведь в существующем законодательстве не установлены сроки и суммы креди- тов, для превышения которых требуется лицензия. А раз так, то ничего не превышается, ничего не нарушается и, стало быть, не за что штрафовать. {4} Во-вторых, возможен и такой подход, что регистрация контрактов есть разновидность или форма лицензирования валютных операций. Мы сами склоняемся именно к такому пониманию перемен. Кстати, подоб- ный подход к лицензирования лежит и в основе умозаключений работ- ников налоговой службы. В упомянутой статье Ю. Беспалого содержит- ся вывод о том, что "индивидуальная лицензия и регистрационное свидетельство Нацбанка Украины - это один и тот же документ". Но тогда и установленный Указом штраф за нерегистрацию конт- ракта следует воспринимать как частный случай ответственности за нарушение порядка лицензирования валютных операций. Иными словами, существуют общий 100%-ный штраф за отсутствие лицензии вообще и частный 1%-ный - только для того сектора лицен- зирования, который касается получения кредитов в инвалюте. Пос- кольку "президентский" штраф - более специальный, да и установлен он позже, чем "декретный", нарушители должны платить только 1%. А 100% налагаются за любое другое нарушение в сфере валютного лицензирования. Например, за использование инвалюты в качестве средства платежа на территории Украины при отсутствии лицензии на данную операцию. Некоторые специалисты утверждают, что нерадивые получатели кредитов штрафуются сразу за два нарушения: за отсутствие ре- гистрации и за отсутствие лицензии. Но если мы продолжим их мысль, то без труда убедимся в ее ошибочности. Ведь из их логики следует, что даже если субъект внешнеэкономической деятельности надлежащим образом зарегистрировал договор, его все равно нужно оштрафовать в размере 100% от суммы кредита. У него же нет бумаги с надписью "лицензия"!. До таких "радикальных" выводов не додумались даже в ГНАУ. А то, что налоговики не разбираются в конкуренции общей и спе- циальной норм права - это, в общем-то, понятно и простительно. Их в институтах этому не учили. На то и существуют ушлые юристы, что- бы время от времени поправлять этих в целом хороших и патриотично настроенных людей. {1} См., например, публикацию заместителя начальника Управле- ния по контролю за валютными операциями ГНАУ Ю. Беспалого в "Вестнике налоговой службы Украины" № 8/2000 на с. 15. {2} Но если получение кредита сопряжено с совершением опера- ций, лицензируемых в силу других подпунктов Декрета (например, когда резидент с целью получения кредита открывает за рубежом бан- ковский счет), то на эти операции нужна лицензия. {3} См. постановление Правления НБУ от 07.05.97 г. № 144. {4} Более подробно обоснование этой точки зрения см. в статье А. Ефимова в "Бухгалтерии" № 38/2000 на с. 122-123. ------------------------------------------------------------------ "Бухгалтер" № 12/01, стр. 20 [01.04.2001] Дмитрий Михайленко ------------------------------------------------------------------