Не 101, а 1. 
   Штраф за нерегистрацию кредита, полученного от нерезидента

------------------------------------------------------------------

    Иногда случается, что какая-нибудь фирма забывает  зарегистри-
ровать  в НБУ кредитный договор с нерезидентом.  Когда  налоговики
это обнаруживают, они тут  же  принимаются  штрафовать  забывчивую
фирму, причем сразу двумя штрафами: на  1%  от  суммы  полученного
кредита (за его нерегистрацию) и на 100% от той же суммы (за  осу-
ществление валютной операции без лицензии).
    При этом работники  ГНИ обычно  свято уверены в  правомерности
собственных действий.  Да и как может быть иначе, если их  старшие
товарищи  в самом "Вестнике налоговой службы  Украины"  учат,  что
штрафовать в такой ситуации нужно дважды? Еще и  примерчики  соот-
ветствующие приводят. {1}
    Если проштрафившиеся склонны безоговорочно  доверять  опыту  и
квалификации сотрудников налоговой службы, они покорно идут  пере-
числять свой кредит на счета Казначейства. Те же, кто предпочитает
на слово налоговикам не верить,- обращаются к  первоисточникам, то
есть к законодательству.  Системное его изучение может дать  очень
неплохие результаты.
    Собственно, для того чтобы усомниться в законности  притязаний
налоговиков, на наш взгляд, достаточно одной лишь ст. 61 Конститу-
ции (насчет того, что нельзя наказывать дважды за одно и то же).
    Но поскольку некоторые наши чиновники заявляют, будто всё  хо-
рошее, что есть в Конституции, -  писано  не  для  юрлиц,  давайте
отвлечемся от Конституции и остановимся на  процедуре  регистрации
кредитов и мерах ответственности за отсутствие таковой.
    По сей день в ст. 5 Декрета "О системе валютного регулирования
и  валютного контроля"  существует п/п. "в" п. 4, который  требует
наличия индивидуальной лицензии при получении кредитов в иностран-
ной валюте, если сроки и суммы таких кредитов  превышают  установ-
ленные законодательством пределы.  За нарушение этого правила  ст.
16 Декрета предусматривает штраф в  размере,  эквивалентном  сумме
полученных валютных ценностей.
    В то же время Указ Президента от 27.06.99 г. № 734/99 "Об уре-
гулировании  порядка  получения  резидентами  кредитов,  займов  в
иностранной валюте от нерезидентов и применения  штрафных  санкций
за нарушение  валютного  законодательства" ( 734/99 ) предусмотрел
регистрацию кредитных контрактов  (а  не  лицензирование  валютных
кредитов  {2}) и установил штраф за  нарушение  этих  требований в
размере 1% от суммы полученного кредита.
    Да и Нацбанк еще в 1997 году заменил  лицензирование  кредитов
их регистрацией "с целью создания резидентам Украины  условий  для
оперативного получения иностранных кредитов и осуществления проек-
тов за их счет". {3}
    С тех пор отменены все ведомственные нормативы, касающиеся ли-
цензирования указанных операций. Соответственно, на практике никто
не требует лицензию у предприятий, получающих кредиты в инвалюте.
    Ситуацию  "лицензирование  -  регистрация"   можно  трактовать
двояко, но конечный результат в любом случае должен быть в  пользу
заемщика.
    Во-первых, можно утверждать, что с 1997 года операции по полу-
чению  валютных кредитов лицензированию не подлежат вообще. Ведь в
существующем законодательстве не установлены сроки и суммы  креди-
тов,  для  превышения  которых требуется  лицензия.  А раз так, то
ничего не превышается, ничего не нарушается и, стало быть,  не  за
что штрафовать. {4}
    Во-вторых, возможен и такой подход, что регистрация контрактов
есть разновидность или форма лицензирования валютных операций.  Мы
сами склоняемся именно к такому пониманию перемен.  Кстати, подоб-
ный подход к лицензирования лежит и в основе  умозаключений работ-
ников налоговой службы. В упомянутой статье Ю. Беспалого содержит-
ся вывод о том, что  "индивидуальная  лицензия  и  регистрационное
свидетельство Нацбанка Украины - это один и тот же документ".
    Но тогда и установленный Указом штраф за  нерегистрацию  конт-
ракта  следует воспринимать как частный случай ответственности  за
нарушение порядка лицензирования валютных операций.
    Иными словами, существуют общий 100%-ный штраф  за  отсутствие
лицензии вообще и частный 1%-ный - только для того сектора  лицен-
зирования, который касается получения кредитов  в  инвалюте.  Пос-
кольку "президентский" штраф - более специальный, да и  установлен
он позже, чем "декретный", нарушители должны платить только 1%.
    А 100% налагаются за любое другое нарушение в сфере  валютного
лицензирования.  Например, за использование  инвалюты  в  качестве
средства платежа на территории Украины при отсутствии лицензии  на
данную операцию.
    Некоторые специалисты  утверждают,  что  нерадивые  получатели
кредитов штрафуются сразу за  два  нарушения:  за  отсутствие  ре-
гистрации и за отсутствие лицензии. Но если мы продолжим их мысль,
то без труда убедимся в ее ошибочности. Ведь из их логики следует,
что даже если субъект внешнеэкономической деятельности  надлежащим
образом  зарегистрировал  договор, его все равно нужно оштрафовать
в размере 100% от суммы кредита.  У него же нет бумаги с  надписью
"лицензия"!.  До таких "радикальных" выводов не додумались даже в
ГНАУ.
    А то, что налоговики не разбираются в конкуренции общей и спе-
циальной норм права - это, в общем-то, понятно и простительно.  Их
в институтах этому не учили. На то и существуют ушлые юристы, что-
бы время от времени поправлять этих в целом хороших и  патриотично
настроенных людей.


    {1} См., например, публикацию заместителя начальника  Управле-
ния по контролю  за  валютными  операциями  ГНАУ  Ю.  Беспалого  в
"Вестнике налоговой службы Украины" № 8/2000 на с. 15.
    {2} Но если получение кредита сопряжено с  совершением  опера-
ций, лицензируемых в силу  других  подпунктов  Декрета  (например,
когда резидент с целью получения кредита открывает за рубежом бан-
ковский счет), то на эти операции нужна лицензия.
    {3} См. постановление Правления НБУ от 07.05.97 г. № 144.
    {4} Более подробно обоснование этой  точки зрения см. в статье
А. Ефимова в "Бухгалтерии" № 38/2000 на с. 122-123.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 12/01, стр. 20
[01.04.2001]
Дмитрий Михайленко
                                                                                                                                                                                                     
------------------------------------------------------------------