Частное предприятие в 2000 и  2001  годах  приобрело  телефон,
    кассовый аппарат, калькуляторы, столы и стулья для хозяйствен-
    ной деятельности.
    В учетной политике мы отразили, что стоимость приобретения  до
    1000 грн., срок полезного использования  которых  более  года,
    предприятие относит к МБП с 100% методом  погашения  амортиза-
    ции.
    Таким образом, при  передаче  в  эксплуатацию  начисляем  100%
    амортизации (износа) и  относим  на валовые  расходы,  которые
    находят отражение в "Декларации по налогу на прибыль". Основа-
    нием для такого отражения  послужило письмо ГНАУ от 12.01.2001
    № 286/7/15-1117 "Об отражении в налоговом  учете  расходов  на
    приобретение малоценных предметов".
    Просим дать разъяснение, правы мы или нет?

    * * *

    В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгал-
терского учета активов,  капитала,  обязательств  и  хозяйственных
операций предприятий и организаций, утвержденной  приказом  Минис-
терства  финансов  Украины от 30.11.99  № 291 ( z0893-99 ) и заре-
гистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 под №  893/
4186, к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) относят-
ся предметы, используемые в течение не более 1 года или нормально-
го операционного цикла, если он более одного года.
    Таким образом, отнесение согласно приказу об учетной  политике
к МБП  предметов,  срок  службы  которых  более 1  года,  является
нарушением действующего законодательства Украины в области бухгал-
терского учета.
    В соответствии с п. 8.2.1 под термином "основные  фонды"  сле-
дует  понимать материальные ценности, используемые в хозяйственной
деятельности налогоплательщика в течение периода,  который  превы-
шает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких  мате-
риальных ценностей, и стоимость которых постепенно  уменьшается  в
связи с физическим или моральным износом.  Таким образом, перечис-
ленные в письме предметы (срок службы которых более года) являются
основными фондами и амортизируются в  соответствии  со  статьей  8
Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97
№ 283 ( 283/97-ВР ).
    В бухгалтерском  учете  данные  предметы  являются малоценными
необоротными  материальными  активами  (предметы,  срок  полезного
использования которых более одного года,  в частности, специальные
инструменты и специальные приспособления, стоимость которых  пога-
шается начислением износа  по  установленной  предприятием  ставке
(норме) с учетом ожидаемого способа использования таких  объектов)
и амортизируются с применением методов, предусмотренных Положением
(стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства".
    Рекомендуем Вам во избежание нарушений в области бухгалтерско-
го и налогового учета привести  свои  внутренние  распорядительные
документы в соответствие с действующим законодательством.

    Относительно ссылки в вопросе на письмо ГНАУ

    Хотим отметить, что многие предприятия, руководствуясь письма-
ми налоговых органов, в которых  изложено  мнение,  не  соответст-
вующее  действующему законодательству, впоследствии  попадают  под
финансовые  санкции  со стороны  тех же  налоговых органов. Именно
такой случай и описан в данном письме.
    В соответствии с Указом Президента Украины "О  государственной
регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов
исполнительной власти" нормативно-правовые акты органов  централь-
ной  исполнительной  власти,  в том числе  и акты  Государственной
налоговой  администрации  Украины,  вступают в силу  через 10 дней
после их регистрации в Министерстве юстиции Украины, если  ими  не
установлен более поздний срок вступления в силу.
    Нормативно-правовой акт - это  принятый  уполномоченным  госу-
дарственным или другим органом в  пределах  его  компетенции  офи-
циальный письменный документ, который устанавливает, изменяет  или
отменяет  нормы  права,  носит  всеобщий  или локальный  (местный)
характер и применяется неоднократно. Нормативно-правовой акт  обя-
зателен к исполнению всеми лицами, на  которых  он  распространяет
свое действие.  Письма ГНАУ не устанавливают,  не  изменяют  и  не
прекращают нормы права, они лишь разъясняют эти нормы, выражая тем
самым мнение налоговых органов по какому-либо вопросу. Письма ГНАУ
не проходят регистрацию в Министерстве юстиции Украины.  С  учетом
вышеизложенного, можно сделать вывод: письма Государственной нало-
говой администрации Украины не являются нормативно-правовыми акта-
ми, не имеют общеобязательной силы и не обязательны к  исполнению.
Таким образом, письмом ГНАУ от 12.01.2001 № 286/7/15-1117 "Об  от-
ражении в налоговом  учете  расходов  на  приобретение  малоценных
предметов" ( v0286225-01 ), не соответствующим  действующему зако-
нодательству  Украины,  не  следует  руководствоваться при ведении
налогового и бухгалтерского учета на предприятии.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№ 22/01, стр. 48
[08.06.2001]
И. Сокол
Директор АФ "Капитал", г.Запорожье
------------------------------------------------------------------