Частное предприятие в 2000 и 2001 годах приобрело телефон, кассовый аппарат, калькуляторы, столы и стулья для хозяйствен- ной деятельности. В учетной политике мы отразили, что стоимость приобретения до 1000 грн., срок полезного использования которых более года, предприятие относит к МБП с 100% методом погашения амортиза- ции. Таким образом, при передаче в эксплуатацию начисляем 100% амортизации (износа) и относим на валовые расходы, которые находят отражение в "Декларации по налогу на прибыль". Основа- нием для такого отражения послужило письмо ГНАУ от 12.01.2001 № 286/7/15-1117 "Об отражении в налоговом учете расходов на приобретение малоценных предметов". Просим дать разъяснение, правы мы или нет? * * * В соответствии с Инструкцией о применении Плана счетов бухгал- терского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минис- терства финансов Украины от 30.11.99 № 291 ( z0893-99 ) и заре- гистрированной в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 под № 893/ 4186, к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (МБП) относят- ся предметы, используемые в течение не более 1 года или нормально- го операционного цикла, если он более одного года. Таким образом, отнесение согласно приказу об учетной политике к МБП предметов, срок службы которых более 1 года, является нарушением действующего законодательства Украины в области бухгал- терского учета. В соответствии с п. 8.2.1 под термином "основные фонды" сле- дует понимать материальные ценности, используемые в хозяйственной деятельности налогоплательщика в течение периода, который превы- шает 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких мате- риальных ценностей, и стоимость которых постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом. Таким образом, перечис- ленные в письме предметы (срок службы которых более года) являются основными фондами и амортизируются в соответствии со статьей 8 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" от 22.05.97 № 283 ( 283/97-ВР ). В бухгалтерском учете данные предметы являются малоценными необоротными материальными активами (предметы, срок полезного использования которых более одного года, в частности, специальные инструменты и специальные приспособления, стоимость которых пога- шается начислением износа по установленной предприятием ставке (норме) с учетом ожидаемого способа использования таких объектов) и амортизируются с применением методов, предусмотренных Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 "Основные средства". Рекомендуем Вам во избежание нарушений в области бухгалтерско- го и налогового учета привести свои внутренние распорядительные документы в соответствие с действующим законодательством. Относительно ссылки в вопросе на письмо ГНАУ Хотим отметить, что многие предприятия, руководствуясь письма- ми налоговых органов, в которых изложено мнение, не соответст- вующее действующему законодательству, впоследствии попадают под финансовые санкции со стороны тех же налоговых органов. Именно такой случай и описан в данном письме. В соответствии с Указом Президента Украины "О государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти" нормативно-правовые акты органов централь- ной исполнительной власти, в том числе и акты Государственной налоговой администрации Украины, вступают в силу через 10 дней после их регистрации в Министерстве юстиции Украины, если ими не установлен более поздний срок вступления в силу. Нормативно-правовой акт - это принятый уполномоченным госу- дарственным или другим органом в пределах его компетенции офи- циальный письменный документ, который устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, носит всеобщий или локальный (местный) характер и применяется неоднократно. Нормативно-правовой акт обя- зателен к исполнению всеми лицами, на которых он распространяет свое действие. Письма ГНАУ не устанавливают, не изменяют и не прекращают нормы права, они лишь разъясняют эти нормы, выражая тем самым мнение налоговых органов по какому-либо вопросу. Письма ГНАУ не проходят регистрацию в Министерстве юстиции Украины. С учетом вышеизложенного, можно сделать вывод: письма Государственной нало- говой администрации Украины не являются нормативно-правовыми акта- ми, не имеют общеобязательной силы и не обязательны к исполнению. Таким образом, письмом ГНАУ от 12.01.2001 № 286/7/15-1117 "Об от- ражении в налоговом учете расходов на приобретение малоценных предметов" ( v0286225-01 ), не соответствующим действующему зако- нодательству Украины, не следует руководствоваться при ведении налогового и бухгалтерского учета на предприятии. ------------------------------------------------------------------ "Ориентир" № 22/01, стр. 48 [08.06.2001] И. Сокол Директор АФ "Капитал", г.Запорожье ------------------------------------------------------------------