Патенты и потенции ------------------------------------------------------------------ Поговорим о так называемых торговых патентах, необходимость приобретения которых регламентирована Законом Украины от 23.03.96 г. № 98/96-ВР "О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности" (со многими изменениями и дополнениями) (далее - За- кон о патентовании). Поведаем о них с точки зрения действующих нормативных актов в этой сфере. Итак, согласно пункту 1 статьи 2 Закона о патентовании торго- вый патент - это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта предпринимательской деятельности (для краткости ос- тавим в стороне его обособленные подразделения) заниматься опреде- ленными ее видами и, в частности, торговлей за "наличку". То есть, говоря о торговом патенте, для ясности ниже мы будем иметь в виду прежде всего "обычный" (не краткосрочный, не льготный и не спе- циальный) торговый патент на осуществление торговой деятельности или торговый патент на оказание бытовых услуг. Стоит также напомнить, что согласно пункту 5 статьи 3 (и пунк- ту 5 статьи 31) Закона о патентовании при первоначальном приобре- тении "обычного" торгового патента уплачивается как минимум сумма в размере стоимости патента за два месяца: одноразовая плата в размере стоимости патента за один месяц и оплата стоимости па- тента за первый месяц его действия. Уменьшение подлежащего Что касается вопросов налогообложения, то согласно пункту 1 статьи 9 Закона о патентовании подлежащий уплате в бюджет налог на прибыль такого субъекта (разумеется, плательщика этого налога) уменьшается на стоимость приобретенных им торговых патентов. С этой нормой (вопреки обыкновению) хорошо согласуется со- ответствующая норма пункта 16.3 статьи 16 Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", где определено, что налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет, равен сумме, рассчитанной согласно пункту 16.2 Закона о налоге на прибыль, уменьшенной на стоимость торговых патентов, приобретен- ных плательщиком налога на прибыль согласно Закону о патентовании (если опять же оставить в стороне предприятия общественных органи- заций инвалидов (пункт 7.12), отдельных плательщиков налога (пункт 7.13), инновационные центры (пункт 7.14), производителей сельхоз- продукции (пункт 14.1), нерезидентов (пункт 16.8) и страховщиков (пункт 16.9), то такой расчет опирается, по сути, лишь на статьи 3, 6 и 10 Закона о налоге на прибыль). Не станем напоминать о прежних инсинуациях относительно "опре- деленной" прибыли от "определенной" деятельности, но все же заме- тим, что потуги некоторых новоявленных налоговых фантазеров, стре- мящихся приплести к процессу уменьшения суммы налога на прибыль, процесс включения сумм налога в те или иные фонды согласно Закону Украины от 07.12.2000 г. № 2120-III ( 2120-14 ) "О Государственном бюджете Украины на 2001 год", абсолютно беспочвенны, поскольку и в пункте 16.3, и в пункте 16.4 Закона о налоге на прибыль говорится именно о сумме налога, подлежащей уплате в бюджет, а не о после- дующем ее зачислении, распределении, включении и т.д. Есть в Законе о налоге на прибыль и подпункт 5.3.4, согласно которому не включаются в состав валовых расходов, в частности, расходы на "уплату стоимости торговых патентов, которая учитывает- ся в уменьшение налоговых обязательств плательщика налога в поряд- ке, предусмотренном пунктом 16.3 настоящего Закона". В плане уменьшения налоговых обязательств нельзя также не на- помнить о важном факте: приказом ГНАУ от 13.10.2000 г. № 530 (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2000, № 69) Порядок составления декларации о прибыли предприятия (а именно часть "е" подпункта 7.1.2 Порядка) был дополнен новым абзацем: "Налог на прибыль, на- численный за отчетный (налоговый) год, уменьшается на стоимость приобретенных плательщиком налога торговых патентов, срок действия которых приходится на такой отчетный период". При этом нельзя не повторить, что этот абзац содержит в себе, как говорится, две новости - одну плохую и одну хорошую. Плохую, потому что ни пункт 16.3 Закона о налоге на прибыль, ни пункт 1 статьи 9 Закона о патентовании ( 98/96-ВР ) не содер- жат ограничения в виде слов "... срок действия которых приходи- тся...", которое не очень-то согласуется с концепцией "первого события" Закона о налоге на прибыль. Хорошую, потому что знаменует отказ ГНАУ от своей прежней по- зиции, заключавшейся в ее согласии с "поквартальным" уменьшением и запрете на "годовое", приводившем к "потере" плательщиками стои- мости торговых патентов, приходящихся на отдельные убыточные кварталы прибыльного года. То есть теперь сумма налога на прибыль, подлежащая уплате за год в целом, уменьшается на общую стоимость торговых патентов, приобретенных на любые месяцы этого года. Между прошлым и будующим Что касается бухгалтерского учета торговых патентов, то на се- годняшний день следует считать действующим Положение о бухгал- терском учете финансовых результатов от осуществления операций, подлежащих патентованию, утвержденное в нынешней редакции приказом Минфина от 23.06.96 г. № 135. Разумеется, "действующим" - с учетом того, что согласно пункту 3 приказа Минфина от 31.03.99 г. № 87: "другие нормативные акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету действуют в части, не противоречащей вышеприведенным положениям (стандартам) бухгалтерского учета...". И пока остается лишь догадываться, какие же именно "части" Положения "не противоречат" (оставим этот разго- вор на потом), но здесь этот документ интересует нас лишь "в час- ти", касающейся бухгалтерского учета торговых патентов. А это пункты 11,13,15 и 16 Положения. При этом согласно пункту 3 приказа Минфина от 30.11.99 г. № 291 следует "признать утратившими силу с даты применения Плана счетов и Инструкции другие нормативные документы Министерства фи- нансов Украины по бухгалтерскому учету в части, содержащей коррес- понденцию счетов бухгалтерского учета" (упоминаются План счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйствен- ных операций предприятий и организаций и Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденные приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291). При рассмотрении вопросов бухгалтерского учета торговых патен- тов нас не должно смущать, что в характеристике субсчета 127, при- веденной в Инструкции, упоминаются некие "права на осуществление деятельности" (и в цитируемом выше определении торгового патента прямо сказано, что он удостоверяет подобное право): ведь имеется, по крайней мере, один формальный признак, по которому торговый па- тент не соответствует определению нематериального актива (см. П(С)БУ 8 "Нематериальные активы" ( z0750-99 )) - срок его действия составляет 12 месяцев, т.е. не более одного года (хотя Закон о патентовании и разрешает приобрести торговые патенты даже на три года вперед). Мы назвали этот признак формальным в данном случае потому, что все понимают, что слова "более одного года" из П(С)БУ 8 означают на самом деле "в течение более чем одного годового отчетного пе- риода", а 12 месяцев могут прийтись и на два последующих годовых отчетных периода (т.е. тоже "более одного"). Это с одной стороны. А с другой - не следует поддаваться соблазну списать всю стоимость торгового патента на расходы теку- щего отчетного периода (даже если оплата произведена сразу за 12 месяцев): это противоречит одному из основополагающих принципов учета - соответствия доходов и расходов. Тем более, что и стои- мость торгового патента определена Законом о патентовании "за ка- лендарный месяц" отдельно. Поэтому вполне обоснованно почти по-прежнему (см. пункт 11 По- ложения) учитывать суммы фактических предварительных платежей, связанных с приобретением торговых патентов на счете 39 "Расходы будущих периодов" (а согласно Закону о патентовании они и не могут не быть предварительными). Что же касается остальных из упомянутых выше пунктов Положе- ния, то их "конвертируемость" вызывает серьезные сомнения. Прежде всего эти сомнения касаются пункта 16 Положения, кото- рое предписывает, в частности, сумму одноразовой платы, внесенной при первоначальном приобретении торгового патента, в последнем ме- сяце его действия "отражать в бухгалтерской отчетности как факти- чески внесенную в бюджет сумму налога на прибыль"! При этом ссыл- ка, сделанная в пункте 16 Положения на пункт 14, и - соответствен- но - ссылка, сделанная в пункте 14 на пункт 13, с учетом содержа- ния последнего ("Дт 68"), по сути, позволяют распространить смысл процитированной нормы Положения и на отражение других сумм, сос- тавляющих "общую стоимость".торгового патента, - списываемых с кредита счета 39 ("бывшего" счета 31). Сомнения вызывает прежде всего то обстоятельство, что в статье 14 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-ХII ( 1251-12 ) "О системе налогообложения" налог на прибыль предприятий определен как один самостоятельный "налог, сбор (обязательный платеж)" в пункте 3, а плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности - как другой: в пункте 19 той же статьи 14 того же Закона. Что же это за "достоверный" учет, в котором один обязательный платеж выдается за уплату - да еще "фактическую" - другого налога? По нашему мнению, правильнее поступать следующим образом. Предварительно уплаченные суммы (а они все должны уплачиваться предварительно: по крайней мере, до 15 числа предыдущего месяца) отражаются в учете проводкой Дт 39 - Кт 311. При "использовании" стоимости торгового патента в соответст- вующем месяце сумма в размере стоимости патента за этот месяц списывается проводкой Дт 92 - Кт 39 (и в последнем месяце его действия - тоже). Что касается этого последнего месяца, то он может быть не обя- зательно двенадцатым: с одной стороны, согласно пункту 3 статьи 2 Закона о патентовании владелец торгового патента вправе вернуть патент до истечения этого срока (с письменным уведомлением о прек- ращении патентуемой деятельности), с другой - на практике такой "последний месяц" трактуется не как последний из двенадцатимесяч- ного срока действия торгового патента, а как последний месяц, так сказать, "непрерывно патентуемой деятельности" (при продлении па- тента одноразовая плата автоматически "переносится" дальше). Кстати, нельзя не отметить наличие следующей "помарки в букве закона": во-первых, очевидно, что во втором предложении второ- го абзаца пункта 5 статьи 3 (и статьи 31) Закона о патентовании имеется в виду не вся "сумма, уплаченная во время приобретения торгового патента", а именно одноразовая плата, упомянутая в пре- дыдущем предложении (это можно исправить, вставив между словами "на" и "сумму" слово "такую"); во-вторых, поскольку минимальный срок, за который может быть оплачена стоимость такого (не краткос- рочного) торгового патента, составляет один месяц и этой сумме как раз и соответствует размер одноразовой платы, то о каком "уменьше- нии" может идти речь? - эта сумма попросту засчитывается в оплату за последний месяц его действия; в-третьих, именно так и должно завершаться второе предложение второго абзаца пункта 5 статьи 3 (и статьи 31) Закона о патентовании: не "в последний", а "за послед- ний", поскольку плата за определенный месяц (в первом абзаце он назван "отчетным") должна вноситься заранее, т.е. в предыдущем месяце за последующий. Что же касается порядка, благодаря которому стоимость приобре- тенных торговых патентов (или ее часть) засчитывается в уменьшение подлежащего уплате налога на прибыль, то эта стоимость (сумма уменьшения) явным образом никак не отразится в финансовой отчет- ности. Дело в том, что, отражая в течение года согласно пункту 15 П(С)БУ 17 ( z0047-01 ) "Налог на прибыль" в строке 180 промежу- точного отчета о финансовых результатах сумму текущего налога на прибыль, полученную на основании данных декларации о прибыли пред- приятия и отраженную в учете в качестве текущего обязательства по налогу на прибыль, тем самым мы уже "выводим за скобки" сумму, "сыгравшую" в уменьшение текущего налога на прибыль согласно пунк- ту 16.3 статьи 16 Закона о налоге на прибыль. Что же касается годовой отчетности, в которой должны найти свое отражение суммы отсроченных налоговых обязательств или отсро- ченных налоговых активов согласно нормам П(С)БУ 17, то поскольку соответствующие суммы (стоимость торговых патентов, "сыгравшая в уменьшение" налога на прибыль), полученные по данным годовой дек- ларации о прибыли предприятия (с учетом упомянутой выше "годовой" нормы, внесенной приказом № 530), не имеют отношения к временным разницам, они также останутся "за скобками" финансовой отчетности. Говоря о льготном торговом патенте, можно заметить, что "одно- разовые" 25 гривень уменьшают подлежащую уплате сумму налога на прибыль, так сказать, на общих основаниях. А если так, то истинный "налоговый педант" вправе говорить о пропорциональном распределе- нии этой суммы по соответствующим отчетным налоговым периодам (если верить приказу № 530). Тем более справедливо скурпулезно распределить эту мизерную сумму по отчетным периодам составления финансовой отчетности. Бесплатно - не значит даром В заключение нельзя не посвятить несколько слов Закону Украины от 17.05.2001 г. № 2410-III ( 2410-14 ) "О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения" (см. "Налоги и бухгалтерский учет", 2001, № 49), открывшему новые потенциальные возможности перед продавцами издательской продукции. Как известно, Закон о патентовании, измененный согласно Закону № 2410, теперь имеет более широкий перечень продукции, торговля которой за наличные средства обусловлена наличием не "обычного", а более дешевого - льготного торгового патента. Соответственно ока- залось, что ряд субъектов предпринимательства располагает "обыч- ным" торговым патентом, тогда как им уже вполне достаточно иметь льготный. Законодатель о них не забыл и разрешил бесплатно обме- нять (переоформить) их "обычный" торговый патент на льготный. Но уплаченное ранее за "обычный" торговый патент им не вернут. Это значит, что если такой субъект узнал о приятной новости в лучшем случае 12 июня (дата опубликования Закона № 2410) и не внес плату за июль, то одноразовая плата, внесенная при приобретении "обычно- го" патента, будет, по сути, зачтена не в оплату последнего месяца его действия (для льготного торгового патента эта норма тем более не действует), а в оплату "бесплатного" переоформления. То есть, в отличие от обыкновенного (платного) оформления за 25 гривень, "бесплатное" обойдется до 320 гривень. Щедро... И это в "лучшем" случае - если субъекта не угораздило заплатить вперед. Но смысл воспользоваться правом обмена конечно есть: ведь за следующие 12 месяцев периода действия льготного патента (если не найдется "беспредельщик", который предложит обменять "обычный" торговый па- тент на льготный, имеющий тот же срок действия, что и замененный "обычный", а не на "новый" - в смысле срока действия - льготный торговый патент) или меньше (если он найдется) платить все равно не придется. И далее тоже: ведь у этой нормы Закона № 2410, в от- личие от других, нет временного ограничения. В уже имеющийся льготный патент тем более есть все основания дописать те виды продукции, которые стали достойны упоминания в таком документе. Тоже бесплатно. Жаль только, что по продукции, которая раньше "сопутствовала" льготному патенту, теперь "бесплат- но" или "льготно" не отделаешься... При этом "бесплатный обмен" нельзя считать эквивалентным "бесплатному льготному патенту", и если уж педантично и скрупулез- но распределять, как описано выше, то те же 25 гривень. Пора бы и Минфину поведать что-нибудь. Или хоть проведать о недореформированном им учете... ------------------------------------------------------------------ "Налоги и бухгалтерский учет" №51/01, стр. 42 [25.06.2001] А. Големко Бухгалтер-эксперт Издательского дома "Фактор" ------------------------------------------------------------------