Как правильно рассчитать авансовый взнос налога на прибыль (за
первый и второй месяцы квартала), чтобы не получилась перепла-
та налога?
* * *
Методика расчета аванса налога на прибыль в условиях примене-
ния предыдущей редакции Закона о прибыли ( 334/94-ВР ) была доста-
точно проста. Сумму фактического налога на прибыль за предыдущий
квартал делили на 3 месяца и уплачивали ее либо один раз до 20
числа, либо в два приема 15 и 28 числа.
Такая методика вынуждала предприятия, у которых в результате
хозяйствования получался убыток, уплачивать платежи в обязательном
порядке.
Законом о прибыли в редакции, действующей с 01.07.97 г.,
предусмотрен другой алгоритм определения сумм авансовых платежей
налога на прибыль Правильный расчет этой суммы и, соответственно,
ее начисление и заполнение Уведомления о результатах расчета аван-
сового взноса налога на прибыль, утвержденного приказом ГНАУ
от 04.08.97 г. № 279 ( z0301-97 ), является крайне важным для то-
го, чтобы при составлении декларации о прибыли предприятий нарас-
тающим итогом не возникло проблем с заполнением приложения "П".
Анализ действий предприятий при расчете авансов и заполнении
Уведомления привел к необходимости дать несколько практических
советов.
Как следует из положений п. 16.7. ст. 16 Закона о прибыли,
налогоплательщики уплачивают в бюджет за первый и второй месяцы
квартала авансовые взносы налога на прибыль, рассчитанные согласно
п. 16.3 этой статьи нарастающим итогом с начала года.
Расчеты авансовых платежей осуществляются налогоплательщиком
самостоятельно, однако в налоговую инспекцию представляется уве-
домление, в котором указывается только подлежащая уплате сумма по
результатам отчетного месяца.
Исходя из этих положений, при расчете авансовых платежей, нап-
ример за май, предприятие должно исходить из валовых доходов и
расходов в течение 5 месяцев, за август - в течение 8 месяцев, за
ноябрь - 11 месяцев.
Исходя из требований п.п. 16.2, 16.3 ст. 16 объект налогообло-
жения (налогооблагаемая прибыль) рассчитывается путем уменьшения
откорректированного валового дохода на сумму валовых расходов
и амортизационных отчислений с учетом положений ст. 6 Закона о
прибыли.
Итак, смею дать совет первый: обязательно учитывайте убытки
предыдущих периодов. Зачем платить больше? Как раз в этом случае
разница есть!
Очень часто бухгалтеры задают вопрос о необходимости расчета
прироста (убыли) товаров и материалов по п. 5.9 Закона о прибыли.
Совет второй: при расчете авансовых взносов этого делать не
следует, т.к. согласно требованиям данного пункта сравниваются ос-
татки материальных ресурсов только на начало и конец квартала.
Рассчитав сумму прибыли и авансового платежа на основании
п. 16.7, предприятие имеет право уменьшить указанный платеж на
сумму торговых патентов. Это третий совет.
Кроме того, в случае выплаты дивидендов своим акционерам сог-
ласно пп. 7.8.2 Закона о прибыли предприятия-эмитенты корпоратив-
ных прав уплачивают налог на дивиденды, который, в свою очередь,
уменьшает сумму начисленного налога на прибыль.
Совет четвертый: уменьшайте сумму авансового взноса на сумму
уплаченного налога на дивиденды.
Воспользовавшись этими советами, предприятие не заплатит
больше, чем ему положено по законодательству, а главное - не будет
мучений при заполнении приложения "П" к Декларации о прибыли.
Неучтенные суммы торговых патентов и уплаченных налогов на диви-
денды в квартальный, полугодовой и другие отчеты нарастающим
итогом превращают заполнение этой формы в труднейший налогово-ма-
тематический ребус, разрешить который не смогут интернетовские по-
мощники.
Конечно, утвержденная форма отчетности по авансовым взносам не
позволит предприятию учесть эти рекомендации. Существующая форма
после окончания действия понижающего коэффициента 0,8 к нормам
амортизации вообще утратила свой смысл.
Поэтому совет пятый и последний: воспользуйтесь правом, пре-
доставленным пп. 4.4.2 "з" Закона № 2181 ( 2181-14 ) и представьте
в налоговую инспекцию свою форму Уведомления, в которой можно бу-
дет учесть и стоимость патентов, и сумму налога на дивиденды {1}.
Самостоятельно разработанную форму уведомления следует
представлять одновременно с объяснением мотивов ее составления.
Ну, а для написания такого объяснения советы предприятиям, пожа-
луй, уже не нужны.
{1} В соответствии с пп. 4.4.2 "з" Закона № 2181 если налогопла-
тельщик считает, что форма налоговой отчетности, определен-
ная центральным налоговым органом, не соответствует нормам
и содержанию соответствующего налога или сбора (обязательного
платежа) и увеличивает или уменьшает его налоговые обяза-
тельства вопреки нормам закона, то он имеет право представить
налоговый отчет по другой форме. (Ред.)
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№28/01, стр. 59
[16.07.2001]
Николай Нерода
Аудитор
------------------------------------------------------------------