Предприятие "А" является структурным подразделением предприя-
тия "Б". Предприятие А предоставляет услуги предприятию Б (его
сотрудники проживают в общежитии предприятия А). Оплату за
проживание вносят жильцы ниже себестоимости. Для возмещения
расходов предприятие Б перечисляет предприятию А денежные
средства из централизованного фонда или осуществляет возмеще-
ние расходов путем перераспределения дохода. Как при этом
отражаются валовые расходы предприятия А? Может ли возмещение
от предприятия Б быть без НДС?
* * *
Во-первых, услуги предприятие А оказывает физическим лицам по
тарифам, установленным Кабинетом Министров Украины по согласованию
с Верховной Радой Украины в соответствии со ст. 9 Закона о
ценах ( 507-12 ) {1}.
Кабинет Министров Украины Постановлением № 1548 ( 1548-96-п )
утвердил полномочия центральных органов исполнительной власти,
Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и
Севастопольской городских государственных администраций относи-
тельно регулирования, установления фиксированных и предельных
уровней цен (тарифов).
В соответствии с п. 12 Постановления № 1548 Совет министров
Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская
городские государственные администрации регулируют (устанавли-
вают), в частности:
- цены на топливно-энергетические ресурсы (уголь, угольные
брикеты, топливо печное бытовое, керосин осветительный, торф топ-
ливный кусковой, дрова, торфяные брикеты, газ сжатый), отпускаемые
населению для бытовых нужд;
- тарифы на тепловую энергию (услуги теплоснабжения) для всех
групп потребителей, отпускаемую энергопоставщиками независимо от
форм собственности;
- тарифы на услуги водоснабжения и водоотвода, предоставляемые
всем потребителям предприятиями коммунальной формы собственности и
населению - предприятиями независимо от форм собственности;
- тарифы на услуги по уборке, вывозу и обезвреживанию твердых
бытовых отходов и жидких нечистот, предоставляемые всем потребите-
лям предприятиями независимо от форм собственности;
- предельные размеры платы за проживание в общежитиях рабочих
и служащих.
Например, распоряжением Киевской городской государственной
администрации от 26.09.2000 г. № 1727 во исполнение Постановления № 1548 утвержден предельный размер платы за проживание граждан в
общежитиях за койко-место в месяц (в т. ч. НДС) с 01.04.2001 г.:
- до 31 грн. - в общежитиях, оборудованных лифтами (кроме 1
этажей);
- до 30 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на 1
этажах общежитии с лифтами.
Граждане, проживающие в отдельных комнатах общежитии, оплачи-
вают стоимость коммунальных услуг по тарифам, установленным
Киевской городской государственной администрацией и вносят плату
за пользование жилой площадью за 1 кв. м (в т. ч. НДС):
- 0,50 грн. - в общежитиях, оборудованных лифтами (кроме 1-х
этажей);
- 0,40 грн. - в общежитиях, не оборудованных лифтами, и на 1-х
этажах общежитии с лифтами.
Если граждане проживают в общежитии одной организации (пред-
приятия), а работают в другой, плата за проживание в общежитии
начисляется им в общем порядке. Разницу (размер которой опреде-
ляется по договоренности) между расходами на содержание общежития
и платой за проживание собственнику общежития компенсирует органи-
зация (предприятие), где работают проживающие.
Граждане, временно (не более одного года) проживающие в обще-
житии, вносят плату по договоренности, т.е. им цены рассчитываются
исходя из себестоимости содержания общежития.
Во-вторых, отражение валовых доходов у предприятия А зависит
от решения вышестоящего (головного) предприятия об уплате им
консолидированного налога на прибыль, так как в соответствии с п.
2.1.3 п. 2.1 ст. 2 Закона о прибыли ( 283/97-ВР ) предприятие,
имеющее филиалы, может принять решение об уплате консолидированно-
го налога в бюджеты территориальных общин по местонахождению
филиалов, и в бюджет территориальной общины по своему местонахож-
дению.
Выбор порядка уплаты консолидированного налога на прибыль осу-
ществляется головным предприятием самостоятельно до 1 июля года,
который предшествует отчетному. Изменение порядка уплаты налога в
течение отчетного года не разрешается.
Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций для определения
суммы консолидированного налога на прибыль головным предприятием
ведется учет валовых расходов филиалов и амортизационных отчисле-
ний в соответствии с порядком, установленным Законом о прибыли.
Сумма налога на прибыль филиала за отчетный (налоговый) период
определяется расчетно исходя из общей суммы налога, начисленного
головным предприятием, распределенного пропорционально удельному
весу суммы валовых расходов филиалов и амортизационных отчислений,
начисленных по основным фондам, расположенным по местонахождению
филиала, в общей сумме валовых расходов и амортизационных отчисле-
ний головного предприятия в целом.
Филиалы самостоятельно не уплачивают налог на прибыль, а
расчеты с бюджетом производит юридическое лицо по консолидирован-
ному балансу с перечислением соответствующей части налога в бюджет
территориальной общины по местонахождению филиала. Ответственность
за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет террито-
риальных общин по местонахождению филиалов так же возлагается на
предприятие, в составе которого находятся такие филиалы.
Допустим, что предприятие Б ведет консолидированный учет нало-
га на прибыль, а предприятие А, в свою очередь, не является юриди-
ческим лицом.
В этом случае получение средств в бухгалтерском учете пред-
приятию А следует отражать по субсчету 683 "Внутрихозяйственные
расчеты".
В налоговом учете (пп. 5.4.9 п. 5.4 ст. 5 Закона о прибыли) к
валовым расходам относятся расходы на содержание и эксплуатацию
объектов социальной инфраструктуры, состоящих на балансе пред-
приятия и содержащихся за его счет на момент вступления в силу
Закона о прибыли (кроме капитальных расходов, подлежащих амортиза-
ции), в частности, многоквартирного жилищного фонда, включая обще-
жития, одноквартирного жилищного фонда в сельской местности и
объектов жилищно-коммунального хозяйства, состоящих на балансе
юридических лиц, по которым предприятием принято документально
оформленное решение о передаче на баланс местных советов.
Если предприятие приняло документально оформленное решение о
передаче на баланс местных советов общежития, которое состояло на
балансе предприятия, то только тогда расходы на его содержание
включаются в состав валовых расходов предприятия.
В соответствии с пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС в налого-
вый кредит отчетного периода включаются суммы НДС, оплаченные
(начисленные) в связи с приобретением работ и услуг, стоимость
которых относится в состав валовых расходов ( 168/97-ВР ).
Если стоимость приобретенных работ и услуг не включается в
валовые расходы, то суммы НДС, возмещаются за счет соответствующих
источников и в состав налогового кредита не включаются (пп. 7.4.4
п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС).
Бухгалтерский и налоговый учет описанных операций выглядит
следующим образом:
|---|---------------------|----------------|--------|------------|
| № |Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |--------|-------| |------|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 1 |Начислена зарплата | 81 | 661 | 800 | - | 800|
| |обслуживающего | | | | | |
| |персонала | 94 | 81 | 800 | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 2 |Отражены начисления | 82 | 65 | 292 | - | 292|
| |на зарплату | | | | | |
| | | 94 | 82 | 292 | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 3 |Отражены коммунальные| 84 | 631 | 2000 | - | 2000|
| |услуги (отопление, | | | | | |
| |водоснабжение, | 94 | 84 | 2000 | | |
| |энергоснабжение) | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 4 |Отражен НДС | 641/ндс| 631 | 400 | - | - |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 5 |Оплачены счета за | 311 | 685 | 1800 | 1500*| - |
| |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----|
| |тии по утвержденному | 685 | 713 | 1800 | | |
| |тарифу | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 6 |Отражен НДС | 713 |641/ндс| 300 | - | - |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 8 |Отражена себестои- | 94 | 683 ||------|| | |
| |мость, не возмещенная| | || 1592 || - | - |
| |проживающими | | ||------|| | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 9 |Получены деньги от | 311 | 683 | 1592 | - | - |
| |предприятия Б (после | | | | | |
| |перераспределения | | | | | |
| |доходов) | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|10 |Отражен финансовый | 713 | 791 | 1500 | - | - |
| |результат |--------|-------|--------|------|-----|
| | | 791 | 94 | 1500 | - | - |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
______________________
* Налогооблагаемая прибыль определяется головным предприятием
в целом по предприятию и распределяется между головным предприя-
тием и филиалами пропорциональна удельному весу в сумме валовых
расходов и амортизационных отчислений. Окончательная сумма валовых
доходов известна только по окончании отчетного периода.
Прежде чем рассматривать пример, когда предприятие Б не ведет
консолидированный учет налога на прибыль и предприятие А уплачи-
вает его самостоятельно, разберемся с НДС.
ГНАУ в письме от 09.04.2001 № 1642/6/16-1217 ( v1642225-01 )
разъясняет, что действующим законодательством установлен отдельный
порядок оплаты стоимости жилищно-коммунальных услуг. Первая часть
состоит из тарифа на услуги, оплачиваемые населением, а вторая
часть - из дотации бюджета на возмещение убытков от продажи услуг
по тарифу. Оплата стоимости коммунальных услуг, предоставленных
населению по тарифу, может осуществляться в два этапа:
- оплата непосредственно населением;
- оплата за счет бюджетных субсидий, предоставленных в преде-
лах тарифа.
Поэтому жилищно-коммунальные хозяйства при приобретении това-
ров (работ, услуг) имеют право на налоговый кредит пропорционально
доле использования приобретенных товаров (работ, услуг) в налого-
облагаемых операциях, т. е. доле пропорционально утвержденного
тарифа.
Правда, приведенные разъяснения касаются исключительно бюджет-
ных дотаций на возмещение убытков от продажи услуг по тарифу,
однако можно предположить, что такой порядок распространяется и на
дотации хозрасчетного предприятия.
Согласно норме пп. 7.4.3 п. 7.4 ст. 7 Закона о НДС, определим
долю НДС, включаемую в налоговый кредит ( 168/97-ВР ).
Всего расходов - 3092 грн. (без НДС)
Утвержденный тариф - 1500 грн. (без НДС)
Удельный вес налогооблагаемых операций составит:
1500 : 3092 = 0,485 или 48,5 %
|---|---------------------|----------------|--------|------------|
| № |Содержание операции | Бухгалтерский | Сумма, | Налоговый |
|п/п| | учет | грн. | учет |
| | |--------|-------| |------|-----|
| | | Д-т | К-т | | ВД | ВР |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 1 |Начислена зарплата | 81 | 661 | 800 | - | 800|
| |обслуживающего пер- | | | | | |
| |сонала | 94 | 81 | 800 | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 2 |Отражены начисления | 82 | 65 | 292 | - | 292|
| |на зарплату | | | | | |
| | | 94 | 82 | 292 | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 3 |Отражены коммунальные| 84 | 631 | 2000 | - | 2000|
| |услуги (отопление, | | | | | |
| |водоснабжение, | 94 | 84 | 2000 | | |
| |энергоснабжение) | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 4 |Отражен налоговый |641/ндс | 631 | 194 | - | - |
| |кредит по НДС | | | | | |
| |(48,5 %) | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 5 |НДС включен в затраты| 84 | 631 | 206 | - | 206|
| |(51,5 %) | | | | | |
| | | 94 | 84 | 206 | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 6 |Оплачены счета за | 311 | 685 | 1800 | 1500 | - |
| |проживание в общежи- |--------|-------|--------|------|-----|
| |тии по утвержденному | 685 | 713 | 1800 | | |
| |тарифу | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 7 |Отражен НДС | 713 |641/ндс| 300 | - | - |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 8 |Уплачено в бюджет |641/ндс | 311 | 106 | - | - |
| |налоговое обяза- | | | | | |
| |тельство по НДС | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
| 9 |Получено возмещение | 311 | 48 | 1592 | 1592 | - |
| |себестоимости от | | | | | |
| |головного предприя- | | | | | |
| |тия | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|10 |Возмещение признано | 48 | 713 | 1592 | | |
| |доходом | | | | | |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
|11 |Отражен финансовый | 713 | 791 | 3092 | - | - |
| |результат |--------|-------|--------|------|-----|
| | | 791 | 94 | 3092 | - | - |
|---|---------------------|--------|-------|--------|------|-----|
Как видим, бухгалтерский и налоговый учет существенно отли-
чается от предыдущего примера. В первом примере финансовый резуль-
тат равен нулю, во втором - убыток 206 грн., равный сумме НДС, не
включенного в налоговый кредит.
Перечень сокращенных обозначений нормативных документов, ис-
пользованных в данной консультации:
1. Закон о ценах - Закон Украины "О ценах и ценообразовании"
от 03.12.90 г. № 507-ХII ( 507-12 ) с изменениями и дополнениями.
2. Закон о прибыли - Закон Украины "О налогообложении прибыли
предприятий" от 28.12.94 г. № 334/94-ВР ( 334/94-ВР ), в редакции
Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ), с измене-
ниями и дополнениями.
3. Закон о НДС - Закон Украины "О налоге на добавленную
стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР ( 168/97-ВР ) с изменениями
и дополнениями.
4. Методические рекомендации - Методические рекомендации о
порядке начисления и уплаты консолидированного налога на при-
быль, утвержденные приказом Государственной налоговой администра-
ции Украины от 10.04.98 г. № 175 ( v0175225-98 ), с изменениями и
дополнениями.
5. Постановление № 1548 - Постановление Кабинета Министров
Украины "Об установлении полномочий органов исполнительной власти
и исполнительных органов городских советов относительно регулиро-
вания цен (тарифов)" от 25.12.96 г. № 1548 ( 1548-96-п ) с
изменениями и дополнениями.
{1} Положение части третьей ст. 9 Закона о ценах признано не
соответствующим Конституции Украины (являются неконституционными)
согласно решению Конституционного Суда Украины от 10.02.2000 г.
№ 2-рп/2000 ( v002p710-00 ).
------------------------------------------------------------------
"Главбух"
№ 25/01, стр. 43
[25.06.2001]
Елена Бондаренко
бухгалтер-аналитик
------------------------------------------------------------------