"Их разыскивает налоговая инспекция" ------------------------------------------------------------------ Закон Украины "О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами" от 21.12.2000 г. № 2181-III ( 2181-14 ) (далее - Закон № 2181) можно назвать одним из наиболее нашумевших законов в области налогообложения, учета и отчетности: хотя к периодическим изменениям законодательства мы давно привыкли, картотеку все же отменяют не каждый день, и не так часто нас радуют тем, что задолженность по уплате налогов станут сначала согласовывать и обжаловать, и уж только затем взыскивать. 1 октября с.г. в соответствии с п. 19.1 ст. 19 Закона № 2181 является датой вступления в силу статей 6, 8, 9 и 14 Закона. А это означает начало применения содержащихся в названных статьях нововведений. Налоговое уведомление Наконец-то на законодательном уровне согласились с тем, что налоговые органы не являются органами принудительного взыскания, и автоматически деньги со счета налогоплательщика во исполнение обязательств по уплате налогов списываться не будут. С 01.10.2001 г. контролирующий орган, рассчитав сумму налогового обязательства, направляет плательщику налоговое уведомление, где указываются основания для начисления, сумма налога или сбора (обязательного платежа), сумма штрафных санкций при их наличии, предельный срок их погашения, предупреждение о последствиях неуплаты, предельный срок для обжалования. Представленная таблица поможет сориентироваться в случаях направления налогового уведомления: =========================+================+======================= Вид налога или сбора | Контролирующий | Основания направления (обязательного платежа) | орган | (общие для всех) =========================+================+======================= Ввозная и вывозная | Таможенные | Налогоплательщик не пошлина, акцизный сбор, | органы | представляет налоговую НДС и другие налоги и | | декларацию в сборы, взимаемые при | | установленный строк ввозе или вывозе | | Данные документальных (пересылке) товаров и | | проверок результатов предметов на таможенную | | деятельности территорию Украины | | налогоплательщика -------------------------+----------------| свидетельствуют о Взносы в Пенсионный фонд | Пенсионный фонд| занижении или | Украины | завышении суммы его -------------------------+----------------| налоговых Взносы в Фонды | Соответствующий| обязательств, социального страхования | Фонд | заявленных в | социального | декларации | страхования | Контролирующий орган | Украины | выявляет -------------------------+----------------| арифметические или Налоги и сборы | Налоговые | методологические (обязательные платежи), | органы | ошибки в взимаемые в бюджеты и | | представленной государственные целевые | | декларации, которые фонды, кроме указанных | | привели к занижению выше | | либо завышению суммы | | налогового | | обязательства | | Лицом, ответственным | | за начисление | | отдельного налога или | | сбора (обязательного | | платежа), согласно | | законам по вопросам | | налогообложения | | является | | контролирующий орган ------------------------------------------------------------------ Налоговые требования ГНАУ к 1 октября готовилась. Приказом от 03.07.2001 г. № 266 ( z0595-01 ) был утвержден порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых требований налогоплательщикам. Направлять налоговые требования могут только налоговые органы. Таможенные органы, Пенсионный фонд и Фонды социального страхования для направления налогового требования обращаются с соответствующим представлением в налоговые органы. Адресатом налогового требования налогоплательщик становится в случае, если им в установленные сроки не была уплачена сумма согласованного налогового обязательства или сумма, указанная им в соответствующей декларации. ==================+===============+================+============== Вид налогового | Срок | Обязательное | Основания требования | направления | содержание | направления ==================+===============+================+============== Первое налоговое | Не ранее | Факт | Неуплата требование | первого | согласования | согласованной | рабочего дня | налогового | суммы | после | обязательства | налогового | окончания | Возникновение | обязательства | предельного | права | в | срока уплаты | налогового | установленные | согласованного| залога на | сроки (при | налогового | активы | предваритель- | обязательства | налогоплатель- | ном | | щика | направлении | | Обязательство | налогового | | погасить сумму | уведомления); | | налогового | Непогашение в | | долга | установленные | | Последствия его| законом сроки | | непогашения в | сумм, | | срок | указанных | | | плательщиком | | | самостоятель- | | | но в | | | декларациях | | | (без предва- | | | рительного | | | направления | | | налогового | | | уведомления) ------------------+---------------+----------------|-------------- Второе налоговое | Не ранее 30 | Кроме | В случае требование | календарного | вышеуказанных | непогашения | дня со дня | сведений: | суммы | направления | - дата и время | налогового | (вручения) | проведения | долга в | первого | описи активов | установленные | налогового | налогоплатель- | сроки | требования | щика, | | | находящихся в | | | налогом залоге;| | | - дата и время | | | проведения | | | торгов по их | | | продаже | ------------------------------------------------------------------ Следует обратить внимание налогоплательщиков на то, что налоговые уведомление и требование могут быть отправлены только письмом с уведомлением о вручении или вручены под расписку, иначе они считаются неврученными. Если же плательщик не был найден, то налоговое уведомление или требование размещаются на доске для таких документов возле входа в налоговую инспекцию на видном месте. Так что скоро появятся доски объявлений "Их разыскивает налоговая инспекция" и даже, может, "Позор нарушителям налоговой дисциплины". Налоговые уведомления выставляются плательщику по каждому отдельно взятому налогу, сбору (обязательному платежу). Налоговый орган ведет их реестр по каждому налогоплательщику. Налоговое же требование содержит общую сумму налогового долга и суммы по каждому отдельному налогу, сбору. Если с момента направления (вручения) первого налогового требования образовался новый налоговый долг, то второе налоговое требование содержит сумму консолидированного долга, состоящего из суммы предыдущего требования, увеличенного на сумму возникшего долга. Налоговое уведомление или требование может быть отозвано. ================================+================================= Случай отзыва | С какой даты ================================+================================= Налогоплательщик самостоятельно | Со дня такого погашения погашает суммы обязательств, в | т.ч. пени и штрафных санкций | --------------------------------+--------------------------------- Контролирующий орган отменяет | Со дня принятия контролирующим или изменяет ранее принятое | органом соответствующего решения решение о начислении | обязательства (пени, штрафных | санкций) или налогового долга в | результате их административного | обжалования | --------------------------------+--------------------------------- Решение контролирующего органа | Со дня получения плательщиком отменяется или изменяется судом | соответствующего судебного | решения --------------------------------+--------------------------------- Налоговый долг рассрочивается | Со дня принятия налоговым или отсрочивается или в | органом соответствующего решения отношении него достигнут | налоговый компромисс | --------------------------------+--------------------------------- Налоговый долг признается | Со дня принятия налоговым безнадежным | органом соответствующего решения ------------------------------------------------------------------ Налоговый залог Теперь, если плательщик не успеет вовремя выполнить обязательства по уплате налогов, сборов (обязательных платежей), все его имущество может оказаться в налоговом залоге. Распространяется это как на юридических, так и на физических лиц. Можно подстраховаться - оформить договор залога со своими кредиторами, который непременно следует зарегистрировать в государственных реестрах залогов движимого и недвижимого имущества. Иначе возникнет налоговый залог. ===============+=================+=================+============== Причины | Момент | Регистрация | Приоритет возникновения | возникновения | налогового | налогового | | залога | залога | | | ===============+=================+=================+============== Непредставление| С первого | Бесплатная | Перед любым или | рабочего дня, | регистрация в | правом несвоевременное| следующего за | государственных | залога, представление | последним днем | реестрах залогов| возникшим декларации | срока | движимого и | после | представления | недвижимого | возникновения ---------------+-----------------| имущества, если | права на Неуплата в | С первого | срок действия | налоговый установленные | рабочего дня, | налогового залог| залог сроки суммы | следующего за | превышает 10 | Перед правами налогового | последним днем | календарных дней| незарегистри- обязательства, | срока уплаты | Обязанность | рованных указанной в | | проведения | залогов декларации | | регистрации | Перед правами ---------------+-----------------| возложена на | залогов, Неуплата в | С первого | налоговый орган | возникших установленные | рабочего дня, | | в тот же день сроки | следующего за | | налогового | последним днем | | обязательства, | срока, | | определенного | указанного в | | контролирующим | уведомлении | | органом | | | ------------------------------------------------------------------ Операции с активами, находящимися в налоговом залоге, возможны только при наличии согласия налогового органа. Хорошо, что без такого согласия можно продавать продукцию, товары, оказывать услуги {1}. А вот сдать в аренду принадлежащее плательщику помещение без согласия налоговиков нельзя. Без согласования не разрешается использовать движимые и недвижимые объекты, имущественные или неимущественные права, средства для осуществления прямых или портфельных инвестиций, уступать и переводить долг, выплачивать дивиденды, предоставлять гарантии, поручительства, размещать депозиты или предоставлять кредиты... Словом, нельзя делать все то, что преобразовывает предпринимательство в бизнес. Нарушение данного запрета квалифицируется как уклонение от уплаты налогов. В связи с необходимостью регулирования взаимоотношений налогового органа и налогоплательщика по вопросам согласования необходимых операций с активами, находящимися в налоговом залоге, введена фигура налогового управляющего. Назначаемый руководителем налогового органа налоговый управляющий рассматривает поступившие от плательщика запросы, в которых указывается необходимость проведения определенной операции, финансово-экономические последствия ее проведения. По результатам рассмотрения налоговый управляющий может выдавать указание о запрете проведения такой операции, которое утверждается руководителем соответствующего налогового органа. Если такое указание не выдано в течение 10 дней, операция считается согласованной. Отдельные виды активов могут быть освобождены от налогового залога, если стоимость оставшихся активов в два и более раз превышает сумму налоговых обязательств плательщика (пп. 8.9.1 ст. 8 Закона № 2181). Действие налогового залога может быть прекращено в следующих случаях: ================================+================================= Случай прекращения | Дата прекращения ================================+================================= Оплата обязательств | Со дня получения налоговым налогоплательщиком | органом копии платежного | документа --------------------------------+--------------------------------- Представление неподанной в срок | Со дня получения декларации декларации | контролирующим органом --------------------------------+--------------------------------- Ликвидация должника - | Со дня признания долга юридического лица, снятие с | безнадежным регистрации физического лица - | СПД, недостаточность имущества | лица, объявленного банкротом | --------------------------------+--------------------------------- Смерть физического лица - | Со дня получения налоговым налогоплательщика, признание его| органом соответствующих умершим или пропавшим без вести | документов, кроме случаев | перехода активов по наследству --------------------------------+--------------------------------- Окончание сроков исковой | Со дня окончания такого срока давности | --------------------------------+--------------------------------- Договор поручительства на полную| Со дня получения договора сумму налогового долга | поручительства налоговым органом --------------------------------+--------------------------------- Арест активов плательщика | На срок действия ареста налогов | --------------------------------+--------------------------------- Рассрочка, отсрочка, налоговый | Со дня принятия соответствующего компромисс | решения --------------------------------+--------------------------------- Решение суда (хозяйственного | Со дня принятия соответствующего суда) в пределах процедуры | решения банкротства | ------------------------------------------------------------------ Дружите с банками! Налоговый орган обязан отказаться от права налогового залога, если банк-резидент ручается за плательщика. Договор поручительства заключается между налогоплательщиком и банком, а затем регистрируется в налоговом органе по месту нахождения плательщика. В случае выполнения банком обязательств налогоплательщика, он получает право обратного требования к такому плательщику в пределах уплаченных сумм. Продавать в соответствии с законом имущество физических лиц, находящееся в налоговом залоге, станет возможным с 01.01.2002 г., когда вступит в силу ст. 10 Закона № 2181. Порядок обращения взыскания на движимое имущество, находящееся в налоговом залоге, для погашения налоговой задолженности налогоплательщика (кроме физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности) и реализации такого имущества, утвержденный постановлением КМУ от 22.06.98г. № 941 ( 941-98-п ), который был принят во исполнение Указа Президента Украины "О мерах по повышению ответственности за расчеты с бюджетами и государственными целевыми фондами" от 04.03.98г. № 167/98 ( 167/98 ), должен прекратить свое действие на основании п. 19.2 ст. 19 Закона № 2181 в связи с прекращением действия самого Указа. Административный арест активов Названный "исключительным", этот способ обеспечения возможности погашения налогового долга должника имеет следующие условия применения: ===========+====================================================== Случаи | - плательщик, активы которого находятся в налоговом применения | залоге, не сообщает об этом последующим кредиторам; | - физическое лицо, имеющее налоговый долг, выезжает | за границу; | - плательщик налогов признан неплатежеспособным по | другим (неналоговым) обязательствам, кроме случаев | моратория в деле о банкротстве; | - плательщик отказывается от проведения | документальной проверки; | - отсутствуют свидетельства о государственной | регистрации СПД, разрешения, лицензии, патенты, | сертификаты соответствия ЭККА, компьютерных систем; | - отсутствует регистрация лица как плательщика | налогов в органе налоговой службы; | - плательщик, получивший налоговое уведомление или | имеющий налоговый долг, передает активы за границу, | скрывает их или передает другим лицам -----------+------------------------------------------------------ Виды ареста| Полный - запрет на реализацию прав распоряжения или | пользования активами с их временным изъятием или без | такового; | Условный - ограничение в реализации прав | собственника, связанное с необходимостью получения | разрешения руководителя налогового органа на их | осуществление -----------+------------------------------------------------------ Кто | Руководитель налогового органа по представлению принимает | соответствующего подразделения налоговой милиции решение | -----------+------------------------------------------------------ Исполнитель| Налоговый управляющий или другой сотрудник, решения | назначенный руководителем налогового органа -----------+------------------------------------------------------ Кому | Банкам (временная приостановка активных операций) направляет-| Налогоплательщику (временный запрет отчуждения ся решение | активов) | Лицам, во владении, распоряжении или пользовании | которых находится имущество налогоплательщика | (временный запрет ихотчуждения) -----------+------------------------------------------------------ Что можно | - погашать налоговые обязательства и налоговый долг; делать в | - оплачивать долг по исполнительным документам и период | признанным претензиям, вступившим в юридическую ареста | силу до возникновения налогового залога -----------+------------------------------------------------------ Срок ареста| До 96 часов без учета времени выходных и праздничных | дней -----------+------------------------------------------------------ Обжалование| Административное: в вышестоящий налоговый орган ареста | Судебное: в соответствующий суд -----------+------------------------------------------------------ Стадии | Вынесение решения о наложении ареста и его рассылка ареста | Опись активов налогоплательщика | Изъятие первичной финансово-хозяйственной и | бухгалтерской документации (при этом плательщику | обязательно оставляются копии изъятой документации) | Другие мероприятия, предусмотренные Законом Украины | <Об исполнительном производстве> от 21.04.99 г. | № 606-XIV -----------+------------------------------------------------------ Приостанов-| Отмена решения об аресте ка ареста | Погашение налогового долга налогоплательщика | Ликвидация плательщика, в т.ч. в результате процедуры | банкротства | Доказательство права собственности третьего лица на | арестованные активы | Окончание предельного срока наложения ареста | Соответствующее решение суда (хозяйственного суда) | Предъявление свидетельства, лицензий, торговых | патентов, сертификатов соответствия ЭККА и т. п., | отсутствие которых послужило основанием для наложения | ареста ------------------------------------------------------------------ Рассрочка и отсрочка налоговых обязательств налогоплательщика Статья 14 Закона № 2181 регулирует не просто рассрочку, но и возможность отсрочки налогового долга, а это уже что-то новенькое. Плательщик, обратившийся в налоговый орган с заявлением о предоставлении ему рассрочки или отсрочки налоговых обязательств, считается согласовавшим сумму таких обязательств, а потому, если с суммой вы не с огласны - не спешите с подобным обращением (пп. 14.1.3). =========+=======================+================================ | Экономический смысл | Основания для предоставления =========+=======================+================================ Рассрочка| Бюджетный кредит | Доказательства существования | налогоплательщику на | угрозы возникновения налогового | основную сумму его | долга, а также, экономическое | налоговых обязательств| обоснование возможности | (без суммы санкций) | погашения налоговых | | обязательства и/или увеличения | | налоговых поступлений в | | соответствующий бюджет в | | результате изменения политики | | управления производством или | | сбытом налогоплательщика ---------+-----------------------+-------------------------------- Отсрочка | Перенесение на более | Доказательства действия | поздний период оплаты | обстоятельств непреодолимой | основной суммы | силы, приведших к угрозе | налогового долга (без | возникновения налогового | учета санкций) | долга и/или банкротства | | плательщика, а также | | экономическое обоснование | | возможности погашения | | налоговых обязательств | | и/или увеличения налоговых | | поступлений в соответствующий | | бюджет в результате изменения | | политики управления | | производством или сбытом | | плательщика ------------------------------------------------------------------ Предоставление рассрочки и отсрочки - дело довольно серьезное. Согласование таких решений происходит на высоком уровне, информация о предоставленных рассрочках и отсрочках обязательно обнародуется. В отчете об исполнении бюджета за соответствующий год указываются потери доходной части от предоставления рассрочек и отсрочек, а в Законе о государственном бюджете на следующий год или в решении об утверждении местного бюджета указываются доходы от их погашения. ===========+=============================+======================== Срок | Налоговые обязательства | Принимает решение ===========+=============================+======================== В пределах | Общегосударственные налоги, | Руководитель налогового одного | сборы (обязательные платежи)| органа, утверждает бюджетного | | руководитель года | | (заместитель) | | вышестоящего налогового | | органа |-----------------------------+------------------------ | Местные налоги и сборы | Руководитель | | финансового | | органа местного органа | | исполнительной власти, | | в бюджет которого | | поступают данные налоги | | и сборы -----------+-----------------------------+------------------------ Более | Общегосударственные налоги, | Руководитель одного | сборы (обязательные платежи)| (заместитель) бюджетного | | центрального налогового года | | органа по согласованию | | с Министерством | | финансов Украины |-----------------------------+------------------------ | Местные налоги и сборы | Руководитель налогового | | органа (заместитель) по | | согласованию с | | финансовым органом | | местного органа | | исполнительной власти, | | в бюджет которого | | зачисляются данные | | налоги и сборы ------------------------------------------------------------------ Предоставление рассрочки или отсрочки налогового обязательства оформляется договором между налогоплательщиком и налоговым органом. До 1 октября практика подобного договора осуществлялась в соответствии с Положением о списании и рассрочке налогового долга налогоплательщиков в связи с отменой картотеки, утвержденным приказом ГНАУ от 01.03.2001 г. № 81 ( z0281-01 ), принятого во исполнение п. 18.1 Закона № 2181, однако рассрочка и отсрочка налогового долга в понимании ст. 14 данного Закона имеет иной экономический смысл, а потому нуждается в отдельном регулировании. {1} Без письменного согласования с налоговым органом налогоплательщик может реализовывать готовую продукцию, товары и товарные запасы, работы и услуги за денежные средства по обычным ценам. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №40/01, стр. 38 [08.10.2001] Наталья Плешкова Юрист Интернет-проекта http://www.urist.com.ua ------------------------------------------------------------------