Что год грядущий нам готовит?
Налоги, сборы, льготы, выплаты в свете законопроекта
о государственном бюджете на 2002 год {1}
------------------------------------------------------------------
Процесс разработки Государственного бюджета Украины на 2002
год, как известно, проходил в условиях состязания между проектами
самого бюджета, Бюджетного и Налогового кодексов. Бюджетный кодекс
( 2542-14 ) (см. приложение № 15 к еженедельнику "Главбух"
№ 31/2001) вступил в силу с момента опубликования, а потому
положения проекта Закона о Государственном бюджете Украины на
2002 год ( 2763-14 ) формировались в соответствии с положениями
Бюджетного кодекса. Налоговый кодекс так и не появился. Что же
может ожидать налогоплательщиков в будущем году?
Налоги, сборы (обязательные платежи)
Расчеты с бюджетом в неденежной форме в 2002 году
предусматривается запретить. "Неденежными" названы такие формы,
как взаимозачет, применение векселей, бартерные операции, зачет
встречных платежных требований в финансовых учреждениях, кроме
операций, связанных с государственным долгом.
Под запретом могут оказаться реструктуризация и списание
задолженности (недоимки) субъектов хозяйствования по налогам,
сборам (обязательным платежам), бюджетным займам, возникшей
с 1 января 2000 года. Предполагается запретить и предоставление
отсрочки относительно сроков уплаты таких платежей. Столь
категоричный запрет настораживает: его выполнение возможно далеко
не при любых условиях, однако законопроект государственного
бюджета никаких оговорок не содержит. Запрет на реструктуризацию и
отсрочку уплаты задолженности перед бюджетом может осложнить, к
примеру, проведение санации в процедуре банкротства.
НДС. Государственная налоговая служба согласно ст. 6 проекта
приобретает право засчитывать подлежащие возмещению суммы НДС
плательщикам, которым задолженность по НДС реструктуризирована или
предоставлена рассрочка или отсрочка его оплаты, в счет уменьшения
реструктуризированных или отсроченных сумм налога. Предоставление
такого права налоговикам сформулировано с ограничением засчитывать
только реструктуризированные или рассроченные (отсроченные)
суммы, поскольку, по мнению правительства, возмещение НДС деньгами
в 2002 году никому не светит. С 1 января 2002 года суммы
возмещения НДС из бюджета, образовавшиеся на 1 сентября 2001 года,
предусматривается реструктуризировать сроком на 60 месяцев, если
эта сумма не была списана в счет погашения обязательств перед
бюджетом.
Бюджетную задолженность по возмещению НДС, эквивалентную
налоговой задолженности перед бюджетом, планируется списать по
состоянию на 1 сентября 2001 года в соответствии со ст. 18 Закона
"О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед
бюджетами и государственными целевыми фондами" ( 2181-14 ).
Порядок такого списания должен установить Кабинет Министров.
Бартер по-прежнему в опале: по мнению разработчиков
законопроекта, до 1 января 2003 года при экспорте в бартерной
операции сумма НДС, оплаченная (начисленная) в связи с
приобретением товаров (работ, услуг), не должна относиться на
увеличение налогового кредита, а будет включаться в состав валовых
расходов производства (обращения) налогоплательщика.
Предусматривается продлить еще на год до 1 января 2003 года
действие п. 11.15 ст. 11 Закона о НДС ( 168/97-ВР ) для операций
по перевозке пассажиров и грузов транзитом через территорию и
порты Украины, в отношении которых существующий порядок уплаты НДС
сохраняется.
Обязательным условием для возмещения НДС ст. 43 проекта
называет фактическое поступление средств в оплату товаров (работ,
услуг), вывезенных за пределы таможенной территории Украины.
Земельный налог. В 2002 году в населенных пунктах, денежная
оценка земель которых не произведена, предусматривается применение
ставок земельного налога, установленных частью второй статьи 7
Закона "О плате за землю" ( 2535-12 ), увеличенных в 3,03 раза
(в 2001 году эта цифра составляет 2,62 согласно Закону "О
Государственном бюджете Украины" на 2001 год" ( 2120-14 )):
=================+==============+====================+=================
Группа населенных|Средняя ставка|Коэффициент в Киеве,|Скорректированная
пунктов с | налога | Симферополе, | ставка налога в
численностью | (коп. за 1 |Севастополе, городах| городах, где не
населения | кв. м) | областного | произведена
(тыс. чел.) | | подчинения | оценка (общий
| | | размер/с
| | | коэффициентом,
| | | коп. за 1 кв.м)
=================+==============+====================+=================
до 0,2 | 1,5 | - | 4,5
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 0,2 до 1 | 2,1 | - | 6,3
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 1 до 3 | 2,7 | - | 8,2
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 3 до 10 | 3,0 | - | 9,1
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 10 до 20 | 4,8 | - | 14,5
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 20 до 50 | 7,5 | 1,2 | 22,7 / 27,2
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 50 до 100 | 9,0 | 1,4 | 27,2 / 38,1
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 100 до 250 | 10,5 | 1,6 | 31,8 / 50,9
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 250 до 500 | 12,0 | 2,0 | 36,3 / 72,7
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 500 до 1000 | 15,0 | 2,5 | 45,4 / 113,6
-----------------+--------------+--------------------+-----------------
от 1000 более | 21,0 | 3,0 | 63,6 / 190,9
-----------------------------------------------------------------------
По сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов,
денежная оценка которых произведена и уточнена по состоянию
на 1 января 2002 года, планируется применять ставки налога,
установленные ст. 6 и частью 1 ст. 7 Закона "О плате за землю", то
есть в процентах от денежной оценки земель: 0,1% для пашен, лугов
и пастбищ, 0,03% для многолетних насаждений и 1% для земель
населенных пунктов.
Как и было ранее, земельный налог и арендная плата за
земельные участки должны уплачиваться плательщиками (кроме граждан
и производителей сельскохозяйственной и рыбной продукции) каждый
месяц до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
В числе "освобожденцев" от уплаты земельного налога остаются
воинские части, воинские учебные заведения,
научно-исследовательские учреждения, детские санаторно-курортные и
оздоровительные учреждения, которые содержатся за счет бюджета и
принадлежат к сфере управления Минобороны Украины и других
воинских формирований, а также предприятия Минобороны, органы и
учреждения исполнения наказаний. Перечень таких предприятий будет
утверждаться Кабинетом Министров. Льготы будут действовать только
при условии использования земельных участков в соответствии с их
целевым назначением. Земельные участки, сданные в аренду или
находящиеся под зданиями и сооружениями, сданными в аренду третьим
лицам, и земельные участки, используемые не по целевому
назначению, как и в 2001 году, предусматривается облагать налогом
в общем порядке. В 2002 году, в отличие 2001, не предусмотрены
персональные льготы отдельным предприятиям по земельному налогу.
Надо отметить, что как и в 2001 году, на 2002 год
предусматривается приостановить действие некоторых норм Закона "О
плате за землю", которые содержатся:
- в ст. 3, устанавливающей целевое назначение средств,
поступающих в качестве платы за землю;
- в части 2 ст. 4, устанавливающей невозможность изменения
ставок платы за землю иными законодательными актами;
- в части 10 ст. 7, которой установлен размер платы за землю
воинскими частями, воинскими учебными заведениями и пр.;
- в части 2 ст. 8 - плата за земли транспорта Вооруженными
силами и воинскими формированиями Украины;
- в части 1 рт. 17 - сроки уплаты налога;
- в ст. 19 - сроки внесения арендной платы за землю;
- в ст. 20, 21, 22, устанавливающих поступление, направление,
целевое использование платы за землю.
Амортизация. Ст. 7 проекта государственного бюджета
предусматривает, что амортизация на выведенные из эксплуатации
основные фонды групп 2 и 3 с целью налогообложения начисляться не
будет.
Пенсионный сбор. До 1 января 2003 года предполагается продлить
действие Законов "О внесении изменений в Закон Украины "О сборе на
обязательное государственное пенсионное страхование" от 22.10.98
№ 208-XIV ( 208-14 ) и от 15.07.99 № 967-XIV ( 967-14 ). Это
означает, что мы по-прежнему будем уплачивать пенсионный сбор при
осуществлении купли-продажи валют, торговли ювелирными изделиями,
покупки легковых автомобилей и недвижимости, при производстве и
импорте табачных изделий, использовании сотовой и мобильной связи.
Социальные выплаты и льготы
Изучение текста проекта государственного бюджета позволяет
сделать вывод о том, что в следующем году забота государства о
своих гражданах несколько сократиться.
Размер выплат ежегодной разовой помощи, осуществляемой в
соответствии с Законом Украины "О статусе ветеранов войны,
гарантиях их социальной защиты", пересмотрен не был, и выплаты
остаются на том же уровне: инвалиды войны I группы - 150 грн.,
инвалиды войны II группы - 120 грн., лица, имеющие заслуги перед
Отечеством - 55 грн., инвалиды войны III группы, участники боевых
действий, члены семей погибших и супруги погибших участников,
признанных при жизни инвалидами - 40 грн. Учитывая инфляцию,
прогнозируемую по итогам нынешнего года, данные цифры выглядят
довольно "экономно".
Уровень обеспечения прожиточного минимума согласно Законам "О
государственной социальной помощи малообеспеченным семьям", "О
государственной помощи семьям с детьми" и "О государственной
социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам" проектом
установлен в сумме 80 грн. Кабинет Министров в течение года может
этот минимум увеличить. Индексация доходов граждан в следующем
году должна определяться Кабинетом Министров с учетом мер по их
повышению.
Помощь по уходу за ребенком по достижении им 3-х лет
планируется предоставлять в размере 50% прожиточного минимума,
а единовременная помощь при рождении ребенка может составить
200 грн.
Статьей 34 проекта предусмотрено, что в 2002 году расходы по
льготам и субсидиям населению на оплату электроэнергии, природного
газа, услуг тепло, водоснабжения и услуг связи будут
осуществляться из местных бюджетов за счет соответствующей
субвенции из государственного бюджета Украины. В качестве средств
для формирования этой субвенции обозначены отчисления от платы за
транзит природного газа через территорию Украины. В связи с этим
Кабинет Министров должен разработать механизм стимулирования
органов местного самоуправления в экономии расходов, связанных с
предоставлением льгот и субсидий населению. В качестве
стимулирующего момента в самом проекте предусмотрено направление
50% сэкономленных средств на осуществление затрат на
жилищно-коммунальное хозяйство. Полагаем, что при таких условиях
субсидий населению не видать: за то, что их не дают, фактически
предусмотрено премирование!
Действие законодательных актов на 2002 год, которыми
предусмотрены льготы, компенсации и гарантии, финансируемые из
государственного и местного бюджетов, планируется приостановить.
Но некоторые из таких льгот все же останутся:
======================+===========================================
Льгота | Получатель
======================+===========================================
Бесплатный капитальный| Аварийные помещения, признанные таковыми
ремонт жилых помещений| органами местного самоуправления
граждан |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатная или | Инвалиды I и II групп, участники боевых
льготная установка | действий, Герои Украины, Советского Союза,
телефона | полные кавалеры орденов Славы и Трудовой
| Славы, лица, награжденные четырьмя и более
| медалями "За отвагу", Герои Соцтруда,
| инвалиды войны III группы, супруги
| участников боевых действий, члены семей
| погибших участников боевых действий,
| граждане, пострадавшие вследствие
| Чернобыльской катастрофы, семьи, имеющие
| ребенка-инвалида, инвалидность которого
| связана с Чернобыльской катастрофой
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Названные выше категории лиц, а также
пользование телефоном | семьи, в которых двое и более инвалидов, в
| отношении оплаты услуг электросвязи за
| местные телефонные переговоры с квартирных
| телефонов независимо от их
| продолжительности
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Инвалиды, Герои Украины и Советского
санаторно-курортное | Союза, полные кавалеры орденов Славы и
лечение | Трудовой Славы, лица, награжденные
| четырьмя и более медалями "За отвагу",
| Герои Соцтруда, "чернобыльцы", дети
----------------------+-------------------------------------------
Выплата компенсаций | Инвалиды войны I и II групп, "чернобыльцы"
за неиспользованное | 1 категории, дети
льготное |
санаторно-курортное |
лечение |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатное и льготное | Инвалиды войны I и II групп с
обеспечение | повреждениями опорно-двигательного
автомобилями | аппарата
----------------------+-------------------------------------------
Освобождение или | Ветераны войны, реабилитированные, Герои
уменьшение оплаты за | Украины и Советского Союза, полные
жилье, коммунальные | кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы,
услуги, | лица, награжденные четырьмя и более
электроэнергию, газ, | медалями "За отвагу", Герои Соцтруда,
топливо | "чернобыльцы", родители и члены семей
| военнослужащих, которые погибли, умерли
| или пропали без вести при прохождении
| воинской службы
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатный проезд | Для всех категорий льготников местными
всеми видами | советами будет установлена с 1 января 2002
пассажирского | года плата за проезд на все виды
городского и | городского и пригородного транспорта
пригородного |
транспорта |
----------------------+-------------------------------------------
Бесплатный проезд | Лица, на которых распространяется
всеми видами | действие Межгосударственного Соглашения
транспорта при | от 12.03.93 о взаимном признании прав на
межгосударственном | льготный проезд для инвалидов и участников
сообщении | ВОВ, лиц, приравненных к ним.
------------------------------------------------------------------
Возможно, что народные депутаты в процессе обсуждения
законопроекта внесут в него соответствующие изменения. Прежде
всего, это касается проблемы возмещения НДС и, в частности,
недопустимости реструктуризации. Кроме того, заслуживает внимания
и вопрос об отмене уплаты пенсионного сбора с операций по
купле-продаже валют, торговле ювелирными изделиями, покупке
легковых автомашин и т. п.
{1} Законопроект о Государственном бюджете Украины на 2002 год
получен Верховной Радой Украины 14.09.2001 г., субъект
законодательной инициативы - Кабинет Министров Украины. (Ред.)
------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№42/01, стр. 54
[22.10.2001]
Наталья Плешкова
Юрист Интернет-проекта http://www.urist.com.ua
------------------------------------------------------------------