УКРАЇНА

ХАРКІВСЬКА МІСЬКА РАДА

ХАРКІВСЬКОЇ ОБЛАСТІ

ВИКОНАВЧИЙ КОМІТЕТ


РІШЕННЯ


Від 29.12.2010 № 573

Про схвалення проекту рішення Харківської міської ради «Про бюджет міста Харкова на 2011 рік»

Розглянувши підготовлений Департаментом бюджету і фінансів проект рішення Харківської міської ради «Про бюджет міста Харкова на 2011 рік», на підставі ст.76 Бюджетного кодексу України, ст.ст. 28, 52 Закону України «Про місцеве самоврядування в Україні», керуючись ст.59 зазначеного Закону, виконавчий комітет Харківської міської ради

ВИРІШИВ:

1. Схвалити підготовлений Департаментом бюджету і фінансів проект рішення Харківської міської ради «Про бюджет міста Харкова на 2011 рік» та подати його на затвердження Харківській міській раді.

2. Доручити заступнику міського голови - директору Департаменту бюджету і фінансів Таукешевій Т.Д. доповісти це питання на сесії Харківської міської ради.

3. Контроль за виконанням цього рішення покласти на секретаря Харківської міської ради.


Міський голова Г.А. Кернес


Пояснительная записка

К проекту бюджета города Харькова

на 2011 год


Оценка доходов

бюджета города Харькова

в 2011 году


Формирование расчетных показателей местных бюджетов на 2011 год осуществлено в условиях продолжающегося влияния негативных последствий мирового финансового кризиса во всех сферах экономики страны и регионов.

Прогнозные показатели доходов сводного бюджета города сформированы исходя из подходов, определенных новым Бюджетным кодексом Украины, вводимым в действие с 01.01.2011 года, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год», с учетом фактических поступлений в 2007-2009 годах доходов, закрепленных за бюджетом города статьями 64 и 69 Бюджетного кодекса Украины, динамики их поступлений в 2010 году, основных макропоказателей экономического и социального развития Украины, показателей экономического и социального развития города Харькова на 2011 год, а также с учетом изменений налогового законодательства с 01.01.2011 года в соответствии с Налоговым кодексом Украины, влияющих на формирование доходной части бюджета города Харькова.

Сводный бюджет на 2011 год включает в себя общий и специальный фонды и формируется за счет поступлений закрепленных за бюджетом города общегосударственных налогов и сборов, собственных доходов и субвенций из Государственного бюджета.


Общий фонд


Доходы, закрепленные

за бюджетом города Харькова и учитываемые при определении

объемов межбюджетных трансфертов


Прогнозный показатель объема доходов, закрепленных за бюджетом города и учитываемых при определении межбюджетных трансфертов, в соответствии с новым Бюджетным кодексом Украины, формируется за счет таких общегосударственных налогов, как:

- отчисления от налога на доходы физических лиц (кроме фиксированного налога) в размере 75,0%;

- регистрационный сбор за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, взимаемый исполнительными органами соответствующих местных советов;

- государственная пошлина в части, принадлежащей соответствующему бюджету.

Определение прогнозного показателя объемов этих доходов произведено исходя из показателя индекса относительной налогоспособности города Харькова, исчисляемого на основе отчетных данных о фактических поступлениях соответствующих налогов и сборов за 2007-2009 годы в бюджет города и в целом в бюджеты городов и районов Украины, а также численности жителей города и в целом населения Украины.

Кроме того, в целях максимального учета основных тенденций развития каждой административно-территориальной единицы, применен метод экстраполяции, предоставляющий возможность более точно учесть тенденции налогоспособности каждого отдельного местного бюджета, а также коэффициент роста объемов доходов бюджетов на 2011 год, учитывающий динамику фактических поступлений закрепленных доходов в 2010 году и дополнительные коэффициенты корректировки доходов вследствие влияния финансового кризиса и влияния начисленного фонда оплаты труда.

Конкретные доходные источники исчислены с учетом следующих факторов.

Прогноз налога на доходы физических лиц (без фиксированного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности) составлен исходя из макропоказателей по этому источнику с учетом особенностей его расчетов по отдельным видам предпринимательской деятельности.

В частности, объем налога на доходы наемных работников рассчитан в сумме 1589,0 млн.грн. исходя из роста макропоказателей по этому источнику.

Объемы налога на доходы физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности и налога на дивиденды определены на уровне расчетных показателей государственной налоговой администрации в Харьковской области в суммах 9,9млн.грн. и 11,8млн.грн., соответственно.

Поступления налога на доходы в виде выигрышей и призов, а также налога на доходы физических лиц - нерезидентов определены на уровне ожидаемых поступлений в 2010 году в общей сумме 0,6 млн.грн.

Налог на доходы физических лиц-военнослужащих (77,7 мл.грн.) рассчитан с учетом предполагаемого роста оплаты труда этой категории налогоплательщиков, заложенного в расчетных показателях Министерства финансов Украины к проекту Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год».

Расчет поступлений налога на доходы от прочих видов деятельности (9,9 млн.грн.), налога на доходы от полученного плательщиками наследства (1,7 млн.грн.), а также налога на доходы от продажи недвижимого имущества и предоставления недвижимости в аренду (13,8 млн.грн.) и налога от продажи движимого имущества и предоставления движимого имущества в аренду (1,2 млн.грн.) произведен с учетом индекса потребительских цен на 2011 год (108,9%).

В целом расчетный объем отчислений в бюджет города налога на доходы физических лиц (без фиксированного налога) составляет 1715,6 млн.грн.

Поступления сбора за проведение государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, взимаемого исполнительными органами соответствующих местных советов рассчитаны Департаментом государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей в сумме 1,0 млн.грн.

Поступления государственной пошлины в бюджет города Харькова в 2011 году прогнозируются на уровне ожидаемых поступлений текущего года в сумме 10,5 млн.грн.

В целом по бюджету города прогнозный объем закрепленных доходов определен в сумме 1727,1 млн.грн. против ожидаемых поступлений 2010 года 1561,8 млн.грн. (в сопоставимых условиях - 1423,7 млн.грн.), рост составляет 10,6% (в сопоставимых условиях - 21,3%).


Доходы, не учитываемые

при определении объемов межбюджетных трансфертов

(собственные доходы)


К собственным доходам общего фонда отнесены следующие источники:

- фиксированный налог на доходы от предпринимательской деятельности (75 процентов от суммы налога, кроме части этого налога, зачисляемого в Пенсионный фонд Украины в размере 10 процентов);

- налог на прибыль предприятий городской коммунальной собственности;

- плата за землю (земельный налог и арендная плата);

- местные налоги и сборы (кроме единого налога);

- плата за размещение временно свободных средств местных бюджетов;

- штрафные санкции за нарушение законодательства о патентовании;

- административные штрафы, налагаемые исполнительными органами местных советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями;

- поступления сумм кредиторской и депонентской задолженности по которым истек срок исковой давности;

- плата за аренду городского коммунального имущества;

- прочие поступления;

- средства от реализации бесхозяйного имущества, находок, наследуемого имущества;

- поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней.

Общий объем этих доходов рассчитан в сумме 652,6 млн.грн. (против ожидаемых в 2010 году 452,7 млн.грн. (в сопоставимых условиях - 534,7 млн.грн.), при этом их прогнозирование проведено с использованием следующих подходов.

Прогнозный объем фиксированного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности, исчислен в условиях отсутствия тенденций его роста и неизменности ставок на уровне ожидаемых поступлений за 2010 год (13,6 млн.грн.).

Налог на прибыль предприятий городской коммунальной собственности определен сумме 2,2 млн.грн. исходя из прогнозных расчетов соответствующих предприятий и департаментов городского совета с учетом уменьшения ставки налога на прибыль с 25% до 23%.

Расчет земельного налога произведен с учетом чакропоказателей по указанному источнику, учтенных в расчетах Министерством финансов Украины, и исключения из базовых показателей разовых поступлений сумм по ОАО «Харьковский домостроительный комбинат № 1» (предприятие-банкрот), а также с учетом зачисления с 2011 года 100% налога в бюджет города. Прогнозная сумма налога рассчитана в сумме 149,3 млн.грн. (100%) против 101,7 млн.грн. (75%), ожидаемых в текущем году.

Объем поступлений арендной платы за землю определен с учетом индексов инфляции, применяемых при исчислении платы, повышения эффективности использования земельных участков, а также изменения норматива отчислений платы в бюджет города в 2011 году в сумме 404,9 млн.грн. (100%) против ожидаемых за 2010 год - 224,3 млн.грн. (75%).

В целом прогнозная сумма поступлений в бюджет города платы за землю составляет 554,2 млн.грн. (ожидаемое исполнение за 2010 год (100%) -434,7 млн.грн.).

Количество и виды местных налогов и сборов, зачисляемых в общий фонд бюджета, исходя из норм Налогового кодекса Украины, существенно изменяется.

Так, вместо 2 видов местных налогов и 6 видов местных сборов с годовым объемом 51,4 млн.грн. (из которых рыночный сбор составлял 40,4 млн.грн.), Налоговым кодексом Украины предусмотрено 2 вида местных налогов и 2 вида местных сборов.

При этом, налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, вводится с 01.01.2012 года, сбор за места для паркования транспортных средств - предполагается ввести с 01.01.2012 года, туристический сбор - предполагается ввести с 01.01.2013 года (после проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года), с 2011 года на территории города Харькова будет введен сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Расчет поступлений сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (сбор вводится вместо платы за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности) произведен исходя из ожидаемых поступлений платы за торговый патент на отдельные виды предпринимательской деятельности в 2010 году с учетом коэффициента увеличения максимальной ставки (например, за осуществление торговли 376/320=1,18), а также с учетом особенностей внесения платы в январе 2011 года и определен в сумме 13,6 млн.грн.

Кроме того, в январе-феврале 2011 года ожидается поступление по окончательным расчетам за 2010 год сумм рыночного сбора и коммунального налога в общей сумме 2,1 млн.грн.

В целом прогнозный объем поступления местных налогов и сборов на 2011 год определен в сумме 15,7 млн.грн.

Прогнозный объем поступлений процентов от размещения в банках временно свободных бюджетных средств исчислен с учетом определения возможностей городского бюджета по размещению таких средств и составляет 7,0 млн.грн.

Поступления платы за аренду городского коммунального имущества прогнозируются исходя из расчетов Департамента экономики и коммунального имущества в сумме 57,0 млн.грн.

Объемы штрафных санкций за нарушение законодательства о патентовании и поступлений средств от реализации бесхозяйного имущества, находок, наследуемого имущества определены на уровне прогнозных показателей, представленных государственной налоговой администрацией в Харьковской области в суммах, соответственно, 117,0 тыс.грн. и 370,2 тыс.грн.

Прогнозный объем административных штрафов, налагаемых исполнительными органами местных советов или созданными ими в установленном порядке административными комиссиями, определен на уровне ожидаемых поступлений за 2010 год в сумме 261,2 тыс.грн.

В незначительных объемах прогнозируются поступления сумм кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, (37,8 тыс.грн.) и поступления средств от Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней (20,0 тыс.грн.).

Прогнозный объем прочих поступлений рассчитан исходя из динамики поступлений в 2009-2010 годах, в сумме 1,9 млн.грн.

В целом доходы общего фонда бюджета города Харькова прогнозируются в сумме 2379,7 млн.грн., при этом, в связи с превышением предусмотренного в Законе Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» объема закрепленных за городом доходов над объемом расходов в 2011 году предусматривается изъятие в Государственный бюджет в сумме 2626,6 тыс.грн.

Против ожидаемых объемов общего фонда 2010 года прогнозируемое увеличение составит 18,1% (в сопоставимых условиях - 21,5%).


Специальный фонд


В специальный фонд бюджета города в соответствии с новым Бюджетным кодексом Украины и Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» зачисляются собственные поступления бюджетных учреждений, расчетная сумма которых составляет 99,6 млн.грн., 70% сбора за первую регистрацию транспортного средства в сумме 0,2 млн.грн. по данным, представленным государственной налоговой администрацией в Харьковской области, а также 50% экологического налога в сумме 5,8 млн.грн., целевые фонды - 6,2 млн.грн., отчисления денежных взысканий за ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране окружающей природной среды - 61,6 тыс.грн., сбор за осуществление торговой деятельности нефтепродуктами - 0,9 млн.грн.

При этом следует отметить, что в соответствии с Налоговым кодексом Украины налог с владельцев транспортных средств отменяется. С 01.01.2011 года вводится сбор за первую регистрацию транспортных средств, объем которого по предварительным расчетам государственной налоговой администрации в Харьковской области составит 168,0 тыс.грн. По окончательным расчетам за 2010 год планируются поступления налога с владельцев транспортных средств в сумме 5,6 млн.грн.

Кроме того, в доходах специального фонда предусматриваются поступления единого налога (43%) в сумме 102,1 млн.грн., средств от приватизации городского коммунального имущества в сумме 173,8 млн.грн., от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения - 217,3 млн.грн.

Указанные источники образуют бюджет развития в общей сумме 493,2 млн.грн.

Общий объем специального фонда определен в сумме 611,5 млн.грн.


Трансферты


Кроме вышеуказанных источников часть финансовых ресурсов города формируется за счет целевых трансфертов, передаваемых из Государственного бюджета Украины в общий или специальный фонды бюджета города.

При этом, на протяжении ряда лет, включая и 2011 год, подходы к распределению субвенций не меняются.

Их объемы рассчитываются Министерством финансов Украины в целом по области и доводятся до уровня областного бюджета.

На 2011 год объем субвенций, выделяемых Харьковскому региону, утвержден в сумме 2136,5 млн.грн.

Из указанного объема субвенции социального характера составляют 2065,3 млн.грн. и увеличиваются против 2010 года на 14,4%.

Объем доведенных субвенций городу Харькову на 2011 год составляет 967,5 млн.грн., из которых инвестиционные - 1,3 млн.грн.

Непосредственно городу Харькову из Государственного бюджета выделена лишь субвенция на возмещение части процентных ставок по привлеченным кредитам на обновление парка автобусов и троллейбусов принимающих городов по подготовке проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в сумме 51775,0 тыс.грн.

Сводный объем бюджета города Харькова по доходам планируется в сумме 4010,5 млн.грн., против ожидаемых в сопоставимых условиях показателей 2010 года - 3219,9 млн.грн. или на 790,6 млн.грн. больше (рост на 24,6%).


Расходы бюджета города Харькова


В проекте бюджета города Харькова на 2011 год расходы общего и специального фондов (с учетом трансфертов из государственного бюджета) запланированы в сумме 4307,5 млн.грн.

Бюджет города Харькова на 2011 год будет утверждаться как единый бюджет, включающий в себя городской и 9 районных бюджетов.

Рост расходов, прежде всего, связан с увеличением фонда оплаты труда работников бюджетной сферы.

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» предусмотрено установление размера минимальной заработной платы с 1 января - 941 грн., с 1 апреля - 960 грн., с 1 октября - 985 грн., с 1 декабря - 1     грн. в месяц.

Фонд оплаты труда работников бюджетной сферы на 2011 год исчислен исходя из размера должностного оклада работника 1 тарифного разряда ETC с 1 января - 613 грн., с 1 апреля - 625 грн., с 1 октября - 641 грн., с 1 декабря - 654 грн. в месяц.

При этом, в исчисленном фонде оплаты труда учтены расходы на:

повышение должностных окладов работников, у которых должностной оклад меньше размера минимальной заработной платы, до уровня минимальной заработной платы;

индексацию заработной плати работников согласно Закону Украины «Об индексации денежных доходов граждан»;

обеспечение дополнительных выплат работникам образования, здравоохранения и культуры в соответствии с действующим законодательством.

Проект бюджета города Харькова на 2011 год предусматривает реализацию отдельных вопросов социального характера, которые определены Законами Украины и решениями сессий Харьковского городского совета.

Прогнозные показатели проекта бюджета города Харькова на 2011 год исчислены исходя из единой методики расчетов показателей по каждой отрасли с учетом действующих цен и тарифов на энергоносители и услуги связи.

Для обеспечения необходимых условий обучения и воспитания детей и учащихся г. Харькова в 2011 году за счет средств общего фонда в проекте бюджета на образование предусматривается направить 804,4 млн.грн.

За счет бюджетных средств в 2011 году будут содержаться 186 дошкольных учреждений, 180 общеобразовательных школ, 5 вечерних школ, 1 общеобразовательная школа-интернат, 1 городской детский дом «Семья», 16 внешкольных учреждений, 9 централизованных бухгалтерий, 5 учебно-производственных комбинатов, а также 17 прочих учреждений образования.

В общем объеме расходов по заработной плате предусмотрено установление новых размеров минимальной заработной платы и поэтапное повышение 1-го тарифного разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетных учреждений.

Общая сумма расходов на выплату заработной платы с начислениями на неё составляет 619,5 млн.грн., что на 30,9 млн.грн. больше по сравнению с 2010 годом, при этом, в полном объеме учтены выплаты педагогическому персоналу согласно ст.57 Закона Украины «Об образовании».

На организацию бесплатного питания учащихся общеобразовательных школ в 2011 году планируется направить 21,4 млн.грн., из которых на расходы по организации питания коммунальным предприятием «Комбинат детского питания» предусмотрено 20,7 млн.грн. За счет указанных средств будут питаться: учащиеся 1 - 4-х классов, при нормативной стоимости питания на одного - 3,50 грн. в день; льготный контингент учащихся 5 - 11-х классов и детей в группах продленного дня при стоимости питания - 4,50 грн. в день; бесплатное питание молоком учеников 1-х классов будет осуществляться исходя из стоимости 1,80 грн. в день. Кроме того, предусмотрено 116,6 тыс.грн. на организацию бесплатного питания детей в оздоровительных пришкольных лагерях при стоимости 14,0 грн. в день.

Расходы на организацию питания детей в детских дошкольных учреждениях исчислены в размере 50%, а льготного контингента - 100% от нормативной стоимости питания в день на одного ребенка: в 9 - 10,5 и 12-ти часовых группах - 8 грн.; в 24-х часовых группах - 9,0 грн. Общий объем расходов на питание в детских садах предусмотрен в сумме 21,7 млн.грн.

В учреждениях образования городского подчинения (школе-интернате № 14 и детском доме «Семья») расходы на питание исчислены на общую сумму 1,6 млн.грн. исходя из стоимости питания воспитанников в день 27,0 грн. и 30,0 грн., соответственно.

Расчет расходов по энергоносителям и оплате коммунальных услуг осуществлялся исходя из ожидаемого фактического потребления в натуральных показателях за 2010 год с учетом действующих тарифов, и составил в общем объеме 115,1 млн.грн.

Для обеспечения потребности по фонду всеобуча и оздоровлению детей льготного контингента предусмотрено 489,6 тыс.грн. Кроме того, на одноразовую материальную помощь детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, которым в 2011 году исполнится 18 лет, предусмотрено 179,7 тыс.грн.

За счет средств субвенции из государственного бюджета на выплату социальной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, денежного обеспечения родителям-воспитателям и приёмным родителям в детских домах семейного типа и приёмных семьях предусмотрено 1148,6 тыс.грн.

На выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексной программой развития образования г.Харькова на 2011-2015 годы, предусмотрено 18,7 млн.грн., в том числе на капитальные расходы -16,0 млн.грн.

Проектом бюджета на здравоохранение в 2011 году планируется направить 738,5 млн.грн.

За счет этих средств будет содержаться 68 лечебно-профилактических учреждений, в том числе: 21 больница широкого профиля, 6 родильных домов, 24 поликлиники, 6 диспансеров, 9 стоматологических поликлиник, 1 центр здоровья и 1 информационно-аналитический центр медицинской статистики.

На заработную плату с начислениями планируется направить 71,3% расходов на содержание отрасли или 525,1 млн.грн.

Расходы на медикаменты и питание исчислены исходя из режима работы лечебно-профилактических учреждений в пределах финансовых возможностей бюджета.

На медикаменты предусмотрено направить 53 млн.грн., из которых за счет субвенции из областного бюджета на централизованные закупки инсулинов и таблетированных препаратов для больных сахарным и несахарным диабетом - 18.3 млн.грн. или 34,5% всех расходов на медикаменты. Также предусмотрены расходы на обеспечение санитарно-эпидемиологического режима в учреждениях города, бесперебойного оказания ургентной медицинской помощи в стационарных и амбулаторных отделениях, вызовов скорой неотложной медицинской помощи, отпуска медикаментов амбулаторным больным по льготным рецептам, на обеспечение лекарственными препаратами по жизненным показаниям отдельных категорий больных.

Кроме того, предусмотрены расходы на проведение серологических, иммунологических, бактериологических, биохимических, диагностических исследований и заготовку донорской крови.

Расходы на продукты питания предусматривают питание в стационарах, специальное питание работающих во вредных условиях труда, питание доноров и обеспечение молочными смесями детей первых 2-х лет жизни из малообеспеченных семей, на что планируется направить 6,6 млн.грн.

На расходы на стирку белья, приобретение моющих средств и хозтоваров, услуги связи, содержание автотранспорта, текущий ремонт оборудования и зданий, охранную сигнализацию и прочие расходы предусмотрено 42,1 млн.грн.

На оплату коммунальных услуг и энергоносителей планируется направить 68,8 млн.грн., исходя из предполагаемого потребления в натуральных показателях и действующих тарифов.

Также проектом бюджета по отрасли предусмотрены расходы на зубопротезирование льготного контингента - 1,5 млн.грн., на расчеты с Пенсионным фондом по льготным пенсиям - 1,3 млн.грн., на страхование выездных бригад скорой медицинской помощи - 0,1 млн.грн.

На укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений планируется направить 40 млн.грн., в том числе: на приобретение медицинского оборудования - 18,8 млн.грн., на проведение работ по капитальному ремонту - 21,2 млн.грн.

На содержание учреждений культуры и искусства в проекте бюджета города Харькова в 2011 году планируются расходы в сумме 108,3 млн.грн.

За счет этих средств будут финансироваться 9 централизованных библиотечных систем, одна специализированная библиотека, 5 музеев, 6 учреждений клубного типа, театр народной музыки «Обереги», 25 школ эстетического воспитания, 9 централизованных бухгалтерий, Харьковский зоологический парк, коммунальное предприятие «Мемориальный парк «Дробицкой Яр».

Общая сумма расходов на выплату заработной платы с начислениями на неё составляет 63,8 млн.грн.

Расходы на оплату коммунальных услуг и энергоносителей исчислены исходя из действующих тарифов и фактического потребления в натуральных показателях за 2010 год и составили 5,6 млн.грн.

В школах эстетического воспитания за обучение 9275 учащихся планируется поступление родительской платы в размере 6,6 млн.грн.

На проведение централизованных культурно-массовых мероприятий в рамках «Городской программы развития культуры и обновления культурного наследия города Харькова на 2010-2013 г.г.» предусмотрено 12,7 млн.грн.

Кроме того, с целью улучшения материально-технической базы учреждений культуры города на осуществление капитальных расходов в рамках городской программы «Развитие материально-технической базы коммунальных учреждений, организаций и предприятий культуры города Харькова на 2008-2011 г.г.» предусматривается 14,5 млн.грн.

На реализацию городской программы «Развитие массовых библиотек г.Харькова на 2009-2012 г.г.» планируется 93,7 тыс.грн.

В проекте бюджета на 2011 год в соответствии с «Городской программой обновления и развития Харьковского зоопарка на период 2007-2011 г.г.» предусмотрены средства на текущее содержание зоопарка в сумме 11,0 млн.грн.

На мероприятия по городской комплексной программе «Навстречу детям» на 2011 год предусмотрено 184,0 тыс.грн.

На мероприятия по молодежным программам и содержание молодежных клубов по месту жительства в проекте бюджета города предусмотрено 10,4 млн.грн.

За счет этих средств будут содержаться 10 центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, центр досуга молодежи, 134 подростковых клуба по месту жительства, а также финансироваться мероприятия по городской программе «Молодежь Харькова».

Расходы на физическую культуру и спорт запланированы в проекте бюджета города Харькова на 2011 год в сумме 37,7 млн.грн.

За счет указанных средств будут содержаться 18 детско-юношеских спортивных школ, в рамках Комплексной городской программы развития физической культуры и спорта в г.Харькове на период 2006-2011 годы планируется оказывать финансовую поддержку Харьковскому Дворцу спорта и проводить спортивно-массовые мероприятия.

Одним из приоритетных направлений деятельности по отрасли является сохранение и дальнейшее развитие существующей сети детско-юношеских спортивных школ. Объем расходов на содержание спортивных школ составляет 34,8 млн.грн., в том числе: расходы на заработную плату с начислениями на неё исчислены в сумме 26,2 млн.грн., оплата коммунальных услуг и потребленных энергоносителей составляет 6,3 млн.грн., на проведение учебно-тренировочных сборов и проведение физкультурно-массовых мероприятий предусмотрено 816,5 тыс.грн., на капитальные расходы предполагается направить 1,5 млн.грн.

На финансовую поддержку Харьковского Дворца спорта планируется направить 2,4 млн.грн., на проведение спортивно-массовых мероприятий -491,2 тыс.грн.

На финансирование жилищно-коммунального хозяйства города в проекте бюджета на 2011 год (без учета средств бюджета развития) предусматривается 382,1 млн.грн., в том числе на капитальный ремонт жилого фонда местных советов - 31,3 млн.грн., финансовую поддержку коммунальных предприятий - 59,3 млн.грн., озеленение города - 67,9 млн.грн., техническое обслуживание сетей наружного освещения города и оплату электроэнергии - 34,5 млн.грн., содержание, текущий и капитальный ремонт дорог и мостов - 103,5 млн.грн., содержание технических средств дорожного регулирования и разметку дорог - 14,0 млн.грн., содержание и ремонт сетей ливневой канализации - 16,7 млн.грн., содержание и ремонт гидросооружений - 6,5 млн.грн., ремонт воинских захоронений на городских кладбищах и благоустройство кладбищ - 8,4 млн.грн., техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт фонтанов - 2,3млн.грн., снос сухих и аварийных деревьев - 5,3 млн.грн., приобретение, установка и ремонт детских игровых площадок - 8,8 млн.грн., реализацию «Программы обращения с домашними животными и регулирования их численности в городе Харькове» - 5,8 млн.грн., мониторинг подземной гидросферы Дергачевского полигона твердых бытовых отходов и вывоз фильтрата с его территории - 0,4 млн.грн., вывоз мусора - 6,5 млн.грн., другие работы на объектах благоустройства - 10,9 млн.грн.

На финансовую поддержку коммунальных предприятий «Горэлектротранс» и «Вагоноремонтный завод» планируется направить - 39,0 млн.грн., на капитальный ремонт трамваев и троллейбусов - 5,0 млн.грн., на управление коммунальным имуществом территориальной громады города - 0,6 млн.грн., захоронение одиноких граждан - 0,4 млн.грн.

На развитие предпринимательства запланировано 0,5 млн.грн., подтверждение кредитного рейтинга города - 0,6млн.грн., обслуживание льготного кредита, выданного жилищно-строительным кооперативам - 43,0 тыс.грн., предоставление льготного долгосрочного кредита гражданам на строительство и приобретение жилья - 5,0 млн.грн.

Средства бюджета развития в сумме 697,0 млн.грн. планируется направить на реконструкцию сетей наружного освещения - 45,0 млн.грн., строительство и реконструкцию инженерных сетей и объектов коммунального назначения - 121,1 млн.грн., реконструкцию дорог и инженерных объектов на них - 228,0 млн.грн., мероприятия по улучшению санитарного состояния города и обустройство кладбищ - 8,7 млн.грн., реконструкцию разворотного круга трамваев в районе Южного вокзала - 3,5 млн.грн., приобретение спецмашин и механизмов для коммунальных предприятий - 302,9 млн.грн., реконструкцию Дворца детского и юношеского творчества - 7,5 млн.грн. и зданий городской клинической больницы № 30 - 17,3 млн.грн., строительство жилья для молодых семей и одиноких молодых граждан - 5,0 млн.грн., проектные работы будущих лет - 3,0 млн.грн.

Поступления за счет налога с владельцев транспортных средств и сбора за осуществление торговой деятельности нефтепродуктами в сумме 6,7 млн.грн. планируется направить на содержание и текущий ремонт улично-дорожной сети города.

За счет субвенции из государственного бюджета на оплату льгот и субсидий на жилищно-коммунальные услуги планируется направить 298,7 млн.грн.,твердое топливо и сжиженный газ - 0,127 млн.грн., услуги связи - 9,5 млн.грн., санаторно-куротное лечение, автомобильное топливо, захоронение и установку памятников отдельным категориям граждан - 6,9 млн.грн.

На компенсационные выплаты за льготный проезд в городском пассажирском транспорте предусмотрено 47,4 млн.грн., в том числе: ХКП «Горэлектротранс» - 23,6 млн.грн, КП «Харьковский метрополитен» - 21,6 млн.грн., автотранспортные предприятия - 2,2 млн.грн.


Прогноз показателей

экономического и социального развития города Харькова,

показателей сводного бюджета города Харькова по основным видам

доходов, расходов и финансирования на последующие два бюджетных

периода (2012 - 2013 годы)


Прогноз экономического и социального развития Украины на 2012-2013 годы учитывает влияние налоговой реформы, новой социально-экономической политики Правительства по активизации процессов модернизации национального производства, улучшения бизнес-климата и создания благоприятных условий для притока инвестиций, а также положительные результаты проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году.

Важной составляющей экономического роста 2012-2013 годов будет рост объемов накопления основного капитала. Инвестиционный спрос будет расти благодаря реализации реформ в базовых секторах экономики, в налоговой системе, укреплению банковской системы и небанковских финансовых учреждений, развитию фондового рынка, что будет создавать необходимые условия для увеличения инвестиций в реальный сектор экономики.

Повышение эффективности использования производственных и финансовых ресурсов является основным фактором ежегодного роста реального валового внутреннего продукта на уровне 6,5 процента в 2012-2013 годах.

На ценовую динамику в среднесрочной перспективе позитивно повлияет уменьшение фискальной нагрузки на реальный сектор экономики, эффективная государственная поддержка сельского хозяйства и его стабильное развитие, взвешенная тарифная политика, умеренные темпы роста мировых цен.

Взвешенность монетарной и бюджетной политики, замедление темпов роста цен производителей промышленной продукции обеспечат постепенное снижение темпов роста потребительских цен - с 7,9 процента в 2012 году до 6,2 процента в 2013 году.

Экономический рост, низкий уровень инфляции, улучшение финансового состояния частного сектора, обеспечение социальных гарантий населению, а также восстановление тенденции роста занятости будет способствовать увеличению реальных доходов населения и, соответственно, расширению потребительского спроса.

Рост реальной среднемесячной заработной платы в 2012-2013 годах предполагается на уровне, соответственно, 6,4-6,5 процента, что согласуется с реальным ростом экономики и уровнем производительности труда (на 6 процентов в среднем за год).

Прогнозными показателями экономического и социального развития города Харькова предусматривается стабильная динамика увеличения ежегодного прироста объема продукции промышленности - 11,2% в 2012 году и 11,4% в 2013 году, дополнительное привлечение в малый бизнес 3,0 тыс. человек.

Прогнозируется также рост как общих инвестиций за счет всех источников финансирования, так и прямых иностранных инвестиций.

Эти процессы станут основой роста доходов жителей города, к 2013 году ожидается увеличение фонда оплаты труда работников официального сектора экономики с 11692,5 млн.грн. в 2010 году до 13627,7 млн.грн. в 2011 году и до 17708,6 млн.грн. в 2013 году, повышение уровня среднемесячной заработной платы по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза.


Прогноз основных показателей

экономического и социального развития г. Харькова на 2012-2013 гг.


Показатели

ед. измерения

2009 г. отчет

2010 г. ожидаемое

2011 р. прогноз

2012 р. прогноз

2013 р. прогноз

Объем реализованной промышленной продукции (работ, услуг)

млрд.грн.

22,1

24,3

26,8

29,8

33,2

Среднегодовая численность наличного населения

тыс.чел.

1454,1

1450,3

1446,6

1443,0

1439,2

Численность работников, занятых в отраслях экономики

тыс.чел.

437,3

451,1

457,0

462,3

467,0

Фонд оплаты труда штатных работников занятых в официальном секторе экономики

млн.грн,

9933,7

11692,5

13627,7

15505,5

17708,6

Среднемесячная заработная плата штатных работников официального сектора экономики

грн.

1893

- 2160

2485

2795

3160

Количество малых предприятий на 10 тыс. человек наличного населения

ед.

128

133

138

139

140

Численность работающих на малых предприятиях

тыс.чел.

106,7

109,3

110,0

113,0

114,0

Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий

грн.

1000

1070

1100

1150

1250

Фонд оплаты труда работников малых предприятий

млн.грн.

1280,4

1403,4

1452,0

1559,4

1710,0

Численность зарегистрированных безработных на конец года

тыс.чел.

8,4

7,9

7,7

7,7

6,8

Уровень зарегистрированной безработицы трудоспособного населения трудоспособного возраста на конец года

%

0,89

0,8

0,8

0,79

0,78

Количество созданных постоянных рабочих мест

тыс. мест

23,6

29,1

33,2

37,1

38,0

Общий объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в фактических ценах

млн.грн.

4430,2

2753,3

3166,3

3672,9

4297,3

в % к предыдущему году

%

62,8

62,1

115,0

116,0

117,0

Объем прямых иностранных инвестиций

млн.дол. США

446,3

95,1

100,1

106,8

115,3

в % к предыдущему году

%

97,4

21,3

105,3

106,7

108,0

Объем внешнеторгового оборота

млн.дол. США

1827,5

2288,1

2607,8

2903,0

3153,3

в % к предыдущему году

%

69,3

125,2

113,9

111,3

108,6

Объем экспорта в % к предыдущему году

%

82,7

116,2

108,3

109,8

111,1

Объем импорта в % к предыдущему году

%

57,6

136,7

120,0

112,6

106,3


Прогноз доходов сводного и государственного бюджетов разработан на основании основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины на 2012-2013 годы с учетом основных направлений проведения налоговой реформы, определенных в Налоговом кодексе Украины.

Приоритетными задачами налоговой политики на среднесрочную перспективу, направленными на обеспечение экономического роста и выполнение обязательств государства перед населением, в частности, являются:

реформирование системы и совершенствование методов администрирования налогов (особенно налога на добавленную стоимость) и сборов (обязательных платежей);

поэтапное снижение ставки налога на прибыль предприятий;

отмена малоэффективных общегосударственных и местных налогов и сборов (обязательных платежей), в частности среди общегосударственных -налога на промысел, среди местных - налога с рекламы, рыночного сбора и коммунального налога.

Консолидация налогового законодательства в Налоговом кодексе позволит избежать бессистемного внесения изменений в налоговое законодательство, обеспечит его стабильность, будет способствовать инвестиционно-инновационному развитию экономики, снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, системности предоставления налоговых льгот, увеличению поступлений в бюджет за счет расширения базы налогообложения и улучшения администрирования.

Прогноз объема поступлений по налогу на прибыль предприятий в бюджет в 2012-2013 годах учитывает постепенное уменьшение ставки налогообложения и другие нормы и положения, содержащиеся в Налоговом кодексе Украины.

Прогноз поступления сумм налога на доходы физических лиц рассчитан с учетом предположения относительно обеспечения увеличения размеров минимальной заработной платы в соответствии с индексом инфляции (индексом потребительских цен) и недопущения снижения уровня оплаты труда в бюджетной сфере, благодаря чему в 2012-2013 годах доля налога с доходов физических лиц в ВВП составит около 4,1 процента ВВП.

Приоритетом в реформировании налоговой системы также определена система налогов и сборов, которые будут поступать в местные бюджеты, в частности отмена налогов и сборов, которые являются малоэффективными для местных бюджетов в части обеспечения незначительных, но весьма обременительных в администрировании поступлений.

Бюджетная политика на период до 2013 года направлена на поддержку экономического роста, стимулирование перехода к инновационно-инвестиционной модели развития, проведение структурных реформ в бюджетной сфере и экономике, в частности, в медицине, образовании, пенсионной системе, жилищно-коммунальном хозяйстве, а также на обеспечение достойных условий жизнедеятельности для каждого гражданина.

При этом ключевой задачей бюджетной политики остается обеспечение макроэкономической стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетной системы. Распределение бюджетных средств будет осуществляться по программно-целевому методу с учетом приоритетов и задач бюджетной политики в условиях снижения налоговой нагрузки и ограниченности бюджетных ресурсов.

Финансирование бюджетных программ на период до 2013 года будет осуществляться в рамках жесткой экономии бюджетных средств, обусловленной постепенным уменьшением части перераспределения доходов в ВВП и ограничением уровня дефицита бюджета. В этих условиях определяющим станет повышение эффективности расходов, что будет происходить на основе их приоритезации и оценки степени достижения ожидаемых результатов.

В социальной сфере бюджетная политика будет ориентироваться на подъем жизненного уровня населения путем повышения размеров социальных пособий и пенсий.

Также предполагается дальнейшее проведение реформ в области здравоохранения и образования, в частности, создание условий для перехода в перспективе к общеобязательному государственному социальному медицинскому страхованию и полному переходу учебных процессов во всех образовательных учреждениях с нормами Болонского процесса, создаст условия для развития «Экономики знаний».

В рамках подготовки и проведения в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу будет завершен комплекс мероприятий, связанных с реконструкцией и строительствам новых стадионов, спортивных баз, гостиниц, автомобильных дорог и т.д.

В среднесрочном периоде бюджетная система Украины будет функционировать на принципах новой редакции Бюджетного кодекса Украины, положения которого, в частности, регулируют вопрос внедрения механизма среднесрочного бюджетного прогнозирования и применения программно-целевого метода в бюджетном процессе, совершенствования управления долговыми обязательствами, развития институциональной составляющей системы управления государственными финансами, усиление взаимосвязи экономической, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики, повышение ответственности участников бюджетного процесса.

Новые условия межбюджетных отношений предусматривают: введение прогнозирования местных бюджетов на среднесрочную перспективу и применение программно-целевого метода бюджетирования на местном уровне, укрепление финансовой основы местных бюджетов, усиление инвестиционной составляющей местных бюджетов, совершенствование системы регулирования межбюджетных отношений.

Достижение целей предполагает решение в среднесрочной перспективе следующих задач:

• укрепление финансовой основы местных бюджетов путем:

- передачи доходов государственного бюджета в доходы местных бюджетов;

- расширения источников поступлений доходов, учитываемых и не учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов;

- расширения перечня расходов, учитываемых при определении объема межбюджетных трансфертов.

• укрепление инвестиционной составляющей местных бюджетов путем расширения источников формирования бюджета развития местных бюджетов;

• внедрение среднесрочного планирования, в свою очередь предполагает:

- разработку методологии среднесрочного бюджетного планирования;

- внедрение программ развития регионов на среднесрочную перспективу.

В целом, на период до 2013 года, реформирование взаимоотношений государственного бюджета с местными бюджетами в целях децентрализации бюджетных ресурсов в сторону роста самодостаточности местных бюджетов позволит последним проводить эффективную региональную политику развития и содействовать повышению жизненного уровня населения.

В среднесрочной перспективе предполагается увеличение размеров государственных социальных гарантий с учетом реальных возможностей бюджета.

Приоритетами развития отрасли здравоохранения будут обеспечение равного и справедливого доступа населения к медицинским услугам надлежащего качества, предотвращение и снижение уровня заболеваемости, а также создание благоприятных для здоровья условий жизнедеятельности человека.

Приоритетными задачами в области образования будут повышение конкурентоспособности украинского образования, обеспечение доступности высококачественного образования (от дошкольного до высшего образования) для всех граждан Украины независимо от места их проживания и интеграция системы украинского образования в единое европейское образовательное пространство.

Реформирование жилищно-коммунального хозяйства направлено на повышение качества жилищно-коммунальных услуг для всех слоев населения, а также на проведение обоснованной тарифной политики.

На период до 2013 года приоритетами государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства определены:

постепенное приведение тарифов на жилищно-коммунальные услуги к экономически обоснованному уровню, что покроет расходы предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

повышение качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг и усиление контроля за их предоставлением;

развитие механизмов государственного частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства для модернизации инфраструктуры;

создание рынка жилищно-коммунальных услуг (увеличение количества совладельцев объединений многоквартирных домов, развитие частных ЖЭКов) и привлечение частных компаний для оказания услуг жилищно-коммунального хозяйства;

проведение комплексной модернизации систем тепло-, водоснабжения и канализационных сетей;

стимулирование привлечения инвестиций в развитие жилищно-коммунального хозяйства путем внесения изменений в нормативно-правовую базу.

Прогнозные расчеты сводного бюджета города Харькова на 2012-2013 годы составлены с целью определения возможных объемов бюджетных ресурсов в условиях экономического роста, заложенного в прогнозе экономического и социального развития Украины и города, а также с учетом прогноза показателей сводного бюджета Украины на 2012-2013 годы.

При составлении прогноза наряду с факторами роста валового внутреннего продукта, обеспечения минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, роста платежеспособности населения, учтены и изменения в сфере бюджетного и налогового регулирования.

В частности, прогноз поступлений налога с доходов физических лиц рассчитан с учетом переноса с 2011 года фиксированного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности в состав собственных доходов и введение двух ставок налога на доходы физических лиц - 15% для лиц, получающих доходы на уровне до 10 минимальных заработных плат, 17% - для получающих доходы, выше этой суммы.

При прогнозировании объемов собственных доходов учтено их повышение за счет увеличения процента отчисления платы за землю с 75% до 100%.

Направление в распоряжение бюджета города налога на прибыль только предприятий городской коммунальной собственности (а это в основном предприятия жилищно-коммунального хозяйства), а также поэтапное снижение ставки налога, не позволяют прогнозировать в 2012-2013 годах рост указанного источника.

Объем местных налогов и сборов рассчитан с учетом пересмотра их перечня и определения ставок исходя из размера минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года.

Поступления платы за аренду городского коммунального имущества рассчитаны с учетом действующих ставок аренды.

Прогнозные расчеты общего и специального фондов (включая бюджет развития) произведены в условиях их формирования, установленных новым Бюджетным кодексом Украины.


Основные показатели

сводного бюджета города Харькова

в 2009-2013 годах

(без учета трансфертов из государственного и областного бюджетов)


млн.грн.

Показатели

2009 год

отчет

2010 год

ожидаемое

2011 год

прогноз

2012 год

прогноз

2013 год

прогноз

I. Доходы общего фонда

1 876,7

2 014,5

2 379,7

2 668,3

2 995,9

1.1. Закрепленные доходы

всего, из них:

1 405,8

1 561,8

1 727,1

1 967,3

2 256,7

а) налог с доходов физических лиц (контингент)

1 700,2

1 901,2

2 287,5

2 607,7

2 993,7

норматив отчислений (%)

75%

75%

75%

75%

75%

отчисления в бюджет города

1 275,1

1 425,9

1 715,6

1 955,8

2 245,2

б) плата за торговый патент на отд. виды предпринимательской деятельности

12,3

11,7




в) единый налог для субъектов малого предпринимательства

97,3

101,9




г) другие виды закрепленных доходов

21,1

22,3

11,5

11,5

11,5

1.2. Собственные доходы всего, из них:

470,8

452,7

652,6

701,0

739,2

а) плата за землю (контингент)

417,5

434,7

554,2

598,0

635,1

норматив отчислений (%)

75%

75%

100%

100%

100%

отчисления в бюджет города

313,2

326,0

554,2

598,0

635,1

б) местные налоги и сборы

53,3

51,4

15,7

20,6

22,0

в) налог на прибыль предприятий городской коммунальной собственности

25,0

6,3

2,2

2,0

1,8

г) плата за аренду коммунального имущества

60,2

56,3

57,0

57,0

57,0

д) поступления от размещения в учреждениях банков временно свободных бюджетных средств

15,7

8,8

7,0

7,0

7,0

е) другие виды собственных доходов

3,5

3,9

16,4

16,4

16,4

ІІ. Доходы специального фонда всего, из них:

239,0

246,0

611,4

409,6

349,7

- бюджет развития

68,8

61,6

493,1

297,0

237,1

в том числе:






Единый налог



102,1

102,1

102,1

Приватизация

45,6

27,2

173,8

84,9

60,0

Продажа земли

23,2

34,5

217,3

П0,0

75,0

III. Всего доходов

2 115,6

2 260,5

2 991,1

3 077,9

3 345,6

Дотация выравнивания из Государственного бюджета


111,6


508,9

329,7

Заимствование в бюджет развития специального фонда бюджета


350,0

297,0



Всего финансовых ресурсов

2 115,6

2 722,1

3 288,1

3 586,9

3 675,3







Всего расходов с учетом погашения долга

2 164,3

2 622,4

3 288,1

3 586,9

3 675,3

Погашение внутреннего долга



103,0

197,5

99,5

IV Всего расходов

2164,3 1

2 622,4

3 185,1

3 389,4

3 575,8

1. Образование

707,9

838,9

856,8

912,5

962,7

2. Охрана здоровья

588,3

720,0

752,9

801,8

845,9

3. Социальная защита и социальное обеспечение

41,8

118,9

46,5

49,5

52,2

4. Духовное и физическое развитие

125,4

156,7

156,8

167,0

176,2

5. Жилищно-коммунальное хозяйство и транспорт

402,2

456,7

449,5

478,7

505,0

6. Органы местного самоуправления

154,4

167,2

157,7

168,0

177,2

7. Капитальные вложения

66,7

124,6

679,2

723,3

763,1

8. Другие расходы

64,0

39,4

83,1

88,5

93,4

9. Изъятие в Госбюджет

13,6


2,6




Заместитель городского головы -

директор Департамента бюджета

и финансов Т.Д. Таукешева