Центрально-Городской районный суд г. Горловки
П Р И Г О В О Р
И м е н е м У к р а и н ы
01 июня 2011 года
Дело № 1-624/11
( Додатково див. ухвалу Вищого спеціалізованого суду України з розгляду цивільних і кримінальних справ (rs19510631) )
Центрально- Городской районный суд г. Горловки Донецкой области в составе председательствующего- судьи ОСОБА_1 при секретаре Бродниковой И.А., с участием прокурора Ткач А.В., адвоката ОСОБА_2, рассмотрев в отрытом судебном заседании в зале суда в г. Горловке уголовное дело по обвинению
ОСОБА_3, ІНФОРМАЦІЯ_1, уроженца ІНФОРМАЦІЯ_2, гражданина Украины, ІНФОРМАЦІЯ_3, женатого, не работающего, ранее не судимого, проживающего по адресу: ІНФОРМАЦІЯ_4,
по ч. 2 ст. 368 УК Украины,
У С Т А Н О В И Л :
Приказом исполняющего обязанности начальника Государственной экологической инспекции в Донецкой области № 6-о от 20 марта 2007 года "О назначении на должности работников отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Горловскому региону"ОСОБА_3 назначен на должность главного специалиста –государственного инспектора отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Горловскому региону.
Приказом начальника Государственной экологической инспекции в Донецкой области № 154-о от 03.12.2010 года "О переводе работников"ОСОБА_3 переведен на должность главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону –государственного инспектора.
Одновременно с этим, согласно вышеуказанному приказу, ОСОБА_3 присвоен 11 ранг государственного служащего за пределами VII категории должностей.
Работая в этой должности, ОСОБА_3, имеющий 11 ранг государственного служащего, VII категорию, в силу своего служебного положения был наделен организационно - распорядительными полномочиями, определенными ст. 20 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды", в соответствии с которой он: а) осуществлял комплексное управление в отрасли охраны окружающей природной среды в регионе, проведение единой научно-технической политики по вопросам охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов, координацию деятельности… ведомств, предприятий, учреждений и организаций в этой отрасли; б) осуществлял государственный контроль за использованием и охраной земель, недр, наземных и подземных вод, атмосферного воздуха…; ж) ограничение или остановку (временно) деятельности предприятий и объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением законодательства об охране окружающей природной среды, требований разрешений на использование природных ресурсов, с превышением нормативов ограниченно допустимых выбросов, влияния физических и биологических факторов и лимитов выбросов загрязняющих веществ; з) предъявление исков о возмещении убытков и затрат, причиненных в результате нарушения законодательства об охране окружающей природной среде; и) составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушений в отрасли охраны окружающей природной среды, а также определенными ч. 2 ст. 242-1 КУоАП полномочиями, где сказано, что "Органы специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в отрасли экологии и природных ресурсов Украины"- "От имени органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в области экологии и природных ресурсов Украины рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: 1) за административные правонарушения, предусмотренные статьями 47 - 50, 52 - 55, 57 - 74, 76 –77-1, статьей 78 (кроме нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм), 78-1 - 79-1 и статьями 80 - 83 (кроме нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм, а также превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах транспортных средств), частями первой и третьей статьи 85, статьями 86-1, 87, статьей 89 (в отношении диких животных), статьей 90-1 (кроме нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм), статьями 91-1 - 91-4, статьей 95 (кроме нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм и норм ядерной безопасности), статьей 153 (в отношении требований по охране окружающей природной среды, использования природных ресурсов и радиационной безопасности), статьей 167 (по реализации нефтепродуктов, экологические показатели которых не отвечают требованиям стандартов, норм и правил) и статьей 188-5 (в отношении требований по охране окружающей природной среды, использованию природных ресурсов и радиационной безопасности) настоящего Кодекса (80731-10) , - Главный государственный инспектор Украины по охране окружающей природной среды и его заместители, главные государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя и их заместители, главные государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Черного, Азовского морей и их заместители, старшие государственные инспекторы по охране окружающей природной среды, государственные инспекторы по охране окружающей природной среды, и был обязан соблюдать Конституцию и законы Украины, исполнять акты Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти, международные договоры Украины, "Положение о Государственной экологической инспекции в областях, городах Киеве и Севастополе", утвержденном приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 19.12.2006 № 548, зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 13 февраля 2007 года за № 120/13387 (z0120-07) , приказы Министерства охраны окружающей природной среды и Госэкоинспекции Украины, другие нормативно-правовые акты, также должностной инструкцией главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону –государственного инспектора Государственной экологической инспекции в Донецкой области, с которой последний ознакомлен, при этом, при установлении нарушений в отрасли охраны окружающей природной среды обязан составлять протоколы об административных правонарушениях, выносить постановления о привлечении лиц к административной ответственности, рассматривать дела об административных правонарушениях, ограничивать или останавливать (временно) деятельность предприятий и объектов, независимо от их подчиненности и форм собственности, в установленных законодательством случаях, и другое, т.е. исходя из положений, содержащихся в примечании к ст.ст. 364, 368 УК Украины, являлся должностным лицом.
Согласно требованиям должностной инструкции главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону – государственного инспектора Государственной экологической инспекции в Донецкой области ОСОБА_3 несет ответственность за исполнение возложенных на отдел заданий и осуществление им своих полномочий.
Обеспечивает исполнение возложенных на отдел заданий по реализации государственной политики по вопросам контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства…
В обязанности главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону –государственного инспектора Государственной экологической инспекции в Донецкой области также входит осуществление государственного контроля за соблюдением требований природоохранного законодательства на территории городов Горловка, Дзержинск, Дебальцево, Светлодарск, Енакиево, п.г.т. Мироновское:
- местными органами исполнительной власти, исполнительными комитетами сельских, поселковых, городских советов по вопросам осуществления делегированных ему полномочий по контролю за соблюдением природоохранного законодательства, использованием и охраной природных ресурсов предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности и хозяйствования, гражданами, а также иностранными юридическими и физическими лицами.
Готовит проекты решений о запрете эксплуатации или временном приостановлении деятельности предприятий и объектов, независимо от форм собственности, если их эксплуатация осуществляется с нарушением требований природоохранного законодательства.
Готовит материалы по возмещению убытков, причиненных государству предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, гражданами, а также иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства в результате нарушения ими природоохранного законодательства.
Также, несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка, правил охраны труда и безопасности, нарушение норм этики поведения государственного служащего.
За нарушение требований Законов Украины "О государственной службе" (3723-12) , "О борьбе с коррупцией" (356/95-ВР) , "Об охране труда" (2694-12) … законодательных и других нормативно-правовых актов.
Согласно ст. 1 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха"№ 2707-XII от 16.10.1992 года с изменениями и дополнениями загрязняющим веществом является - вещество химического или биологического происхождения, которое присутствует или поступает в воздух и может напрямую либо опосредованно оказывать негативное влияние на здоровье человека и состояние окружающей природной среды;
Выброс - поступления в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ;
Источник выброса - объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство и т.д), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ.
Согласно ч. 5 ст. 11 указанного Закона –"Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками могут осуществляться после получения разрешения, которое выдается территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здоровья.
Согласно Перечню видов деятельности и объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 27.07.1995 года № 554 (554-95-п) –одним из видов такой деятельности является производство электроэнергии и тепла на базе органического топлива.
Согласно ст. 42 Законам Украины "Об отходах"- "Лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственности за:
а) нарушение установленного порядка обращения с отходами, что привело или может привести к загрязнению окружающей природной среды, прямого или опосредствованного вредного влияния на здоровье человека и экономических убытков;
б) самовольное размещение или удаление отходов;…
ж) нарушение правил ведения первичного учета и осуществления контроля за операциями обращения с отходами;
й) производство продукции из отходов или с их использованием без соответствующей технической нормативно и технологической документации, согласованной в установленном порядке;…"
Согласно ст. 68 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды"- Нарушение законодательства Украины об охране окружающей среды влечет установленную настоящим Законом (1264-12) и иным законодательством Украины дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность.
Ответственность за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды несут лица, виновные в:
а) нарушении прав граждан на экологически безопасную окружающую среду;
б) нарушении норм экологической безопасности;…
Согласно ст. 70 этого же Закона - Определение состава экологических правонарушений и преступлений, порядок привлечения виновных к административной и уголовной ответственности за их совершение устанавливаются Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Украины (2341-14) .
ОСОБА_3, работая в указанной должности, будучи должностным лицом, находясь, на основании приказа Государственной экологической инспекции № 90 от 20.12.2010 года 19.01.2011 года около 10 часов, т.е. в рабочее время, в нарушение вышеуказанных законов и подзаконных актов, на приемном пункте Общества с ограниченной ответственностью "Укрмет", расположенного по ул. Горнопромышленной, 22/4 в Никитовском районе г. Горловки при проведении плановой проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, используя свое служебное положение, реализуя свой преступный умысел, направленный на незаконное личное обогащение, установив наличие нарушений природоохранного законодательства, а именно нарушение требований Закона Украины "Об охране окружающей среды" (1264-12) , Закона Украины "Об отходах" (187/98-ВР) , выразившееся в отсутствии первичной документации учета образования отходов по форме №1-ВТ, а также нарушение порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившееся в наличии двух неучтенных в разрешении на выброс загрязняющих веществ № 1-410 636 600-8 от 21.02.2008 источников выбросов, а именно, двух самодельных печей на твердом топливе, вымогал от заместителя начальника ООО "Укрмет"ОСОБА_4 взятку в сумме 1000 грн. за не привлечение последнего к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 78 КУоАП за выявленное нарушение в части нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившееся в наличии двух неучтенных в разрешении на выброс загрязняющих веществ № 1-410 636 600-8 от 21.02.2008 источников выбросов, а именно двух самодельных печей на твердом топливе, получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 100 грн., с условием передачи остальной суммы в дальнейшем.
ОСОБА_3, работая в указанной должности, будучи должностным лицом, реализуя свой преступный умысел, направленный на получение взятки от ОСОБА_4, 25.01.2011 года, в рабочее время, около 11 часов, находясь в служебном кабинете № 2 в здании отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области, расположенного по проспекту Победы, 31 в Центрально-Городском районе г. Горловки получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 200 грн., при этом сообщил ОСОБА_4, чтобы последний передал ему еще 300 грн., в качестве взятки, угрожая, что в противном случае, привлечет ОСОБА_4 к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 78 КУоАП, за выявленные нарушения в части нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившиеся в наличии двух неучтенных в разрешении на выброс загрязняющих веществ № 1-410 636 600-8 от 21.02.2008 источников выбросов, а именно двух самодельных печей на твердом топливе, тем самым создал условия, при которых лицо вынуждено дать взятку в целях предотвращения вредных последствий.
Кроме того, ОСОБА_3 работая в указанной должности, будучи должностным лицом, реализуя свой преступный умысел, направленный на получение взятки от ОСОБА_4, 04.02.2011 года около 10 часов, в рабочее время, находясь в служебном кабинете № 2 в здании отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области, расположенного по проспекту Победы, 31 в Центрально-Городском районе г. Горловки получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 300 грн. за не привлечение последнего к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 78 КУоАП за выявленное нарушение в части нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившееся в наличии двух неучтенных в разрешении на выброс загрязняющих веществ № 1-410 636 600-8 от 21.02.2008 источников выбросов, а именно двух самодельных печей на твердом топливе.
Таким образом, ОСОБА_3 в период времени с 19.01.11 по 04.02.11, действуя умышлено, получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 600 грн.
Допрошенный в судебном заседании ОСОБА_3, признав вину полностью и раскаявшись в содеянном, пояснил, что он работал главным специалистом отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственным инспектором с 20.03.2007 года.
Его обязанности предусмотрены должностной инструкцией главного специалиста отдела оперативного межрегионального экологического контроля Государственной экологической инспекции в Донецкой области, с которой он ознакомлен.
В своей профессиональной деятельности он руководствуется Конституцией Украины (254к/96-ВР) , Законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, международными договорами, "Положением о Государственной экологической инспекции в областях, городах Киеве и Севастополе" (z0120-07) , указами Министерства охраны окружающей среды и Госэкоинспекции Украины, другими нормативными актами.
В его обязанности входит организация рассмотрения обращений от органов местного самоуправления, органов внутренних дел, предприятий, учреждений, организаций, граждан, которые относятся к компетенции ведомства; контроль за соблюдением природоохранного законодательства предприятиями, учреждениями, организациями, любых форм собственности на территории городов: Горловка, Дзержинск, Дебальцево, Светлодарск, Мироновка, Енакиево, при осуществлении ими деятельности, в процессе использования земель; проведение проверок на предприятиях, учреждениях, организациях всех форм собственности, СПД согласно плану работы природоохранного законодательства, привлечение к административной ответственности виновных лиц за выявленные нарушения, наложение административных взысканий, расчет размеров ущербов причиненных государству.
В своей должности он являлся государственным служащим 11 ранга 7 категории.
Планом работы государственной экологической инспекции в Донецкой области (приказ № 90 от 20.12.10) на январь 2011 года было предусмотрено проведение плановой проверки на ООО "УкрМет", а именно, площадки, расположенной по ул. Горнопромышленной, 4а.
В начале января 2011 года он отправил уведомление на это предприятие за 10 дней до проверки о том, что на данном предприятии будет проходить плановая проверка соблюдения норм природоохранного законодательства.ё 19 января 2011 года он самостоятельно прибыл на данное предприятие. Там его встретил заместитель директора пункта приема металлолома ООО "УкрМет" ОСОБА_4. Директор на тот момент отсутствовал.
В ходе проверки им было установлено, что на предприятии были нарушения ведения книг первичного учета образования и утилизации отходов, а также в предоставленных документах на разрешение на выброс загрязняющих веществ не были учтены источники выбросов (бытовые печи) в количестве двух штук. Данное правонарушение влечет наложение административного взыскания на ответственное лицо, а также приостановление деятельности предприятия в части выявленного нарушения, а именно, источники выбросов подлежат опломбированию.
За выявленное нарушение, а именно, нарушение ведения книг первичного учета образования и утилизации отходов он на замдиректора ОСОБА_4 составил протокол об административном правонарушении по ст. 821 КУоАП, вынес также постановление о наложении административного взыскания № 7 от 21.01.11 с наложением штрафа 85 грн.
По установленным им нарушениям, а именно, то, что на предприятии в предоставленных документах на разрешение на выброс загрязняющих веществ не были учтены источники выбросов (бытовые печи) в количестве двух штук, он должен был отразить этот факт в акте поверки, при отсутствии разрешительных документов составить протокол об административном правонарушении на ответственное лицо, в данном случае, руководителя предприятия. Он не внес указанные выявленные им нарушения в акт проверки и не принял мер реагирования по следующим причинам.
За обнаруженные им печи, на которые отсутствовали разрешения на выброс, необходимо обратиться в специализированную организацию для получения разрешения на выбросы, что будет стоить примерно от 3000 до 5000 грн.
Установив отсутствие документов на источники выбросов (две бытовые печи) он потребовал от ОСОБА_4 взятку в размере 1000 грн. за то, что не будет составлять отдельные протоколы об административном правонарушении и не будет приостанавливать работу предприятия.
Требуя передать взятку, он, ОСОБА_3, знал, что ОСОБА_4, не используя печи, на которые отсутствовали разрешения, остальную деятельность предприятия мог осуществлять на законных основаниях.
Таким образом, он, ОСОБА_3, требуя взятку, понимал, что ставит ОСОБА_4 в такое положение, когда он вынужден дать взятку с целью предотвратить причинение вреда своим законным правам и интересам.
ОСОБА_4 передал ему 100 грн., сказав, что остальные деньги передаст позже.
27 января 2011 года ОСОБА_4 пришел к нему в служебный кабинет, расположенный в госэкоинспекции по проспекту Победы, 31 в г. Горловке, примерно в 10 или 11 часов, за актом проверки. Находясь в кабинете, он передал ему еще 200 грн. В акт проверки он, ОСОБА_3, указанные выше нарушения (два источника выбросов –бытовые печи) не внес. После чего, он ему сказал, что погорячился по поводу 1000 грн. и сказал, что бы он принес еще 300 грн. и что он не будет составлять на него протоколы об административном правонарушении за выявленные им правонарушения и не будет останавливать процесс работы предприятия. Он получил у него копию акта проверки, и они с ним договорились встретиться, чтобы он передал остальные 300 грн.
4 февраля 2011 года он находился один на своем рабочем месте в кабинете № 2 экологической госинспекции. Примерно в 09 ч 50 мин. к нему вошел ОСОБА_4, который передал ему копию постановления о наложении административного взыскания, оригинал протокола об административном правонарушении, оригинал акта проверки, квитанцию об оплате штрафа, а также 300 грн., достав их из кармана и положив их на стол слева от него под бумаги, после чего вышел из кабинета.
После того, как ОСОБА_4 вышел из его кабинета, к нему вошел ОСОБА_5, который работает сторожем в детском садике, который состоит у них на балансе, он зашел просто поболтать. Это все происходило примерно 5 минут. Следом за ним в кабинет вошли работники милиции и прокуратуры, они все представились, сообщили, что им известно, что он получил взятку и предложили выдать добровольно ее. В ходе осмотра у него на столе сотрудник прокуратуры на левом конце его письменного стола поднял документы, под которыми находились денежные средства, в ходе осмотра их пересчитали, их было 300 грн. 6 купюр по 50 грн. каждая. Это именно те деньги, которые передал ему в качестве взятки ОСОБА_4, за то, чтобы он не составлял на него протокол об административной ответственности не приостанавливал деятельность предприятия. Данные деньги осмотрели, упаковали в файл и склеили его пояснительной запиской, на которой он также расписался. Кроме того, в ходе осмотра были обнаружены и изъяты постановление о наложении административного взыскания, протокол об административном правонарушении, квитанция об оплате штрафа.
После этого, он понял, что его поймали с поличным на получении взятки.
Он понимает, что поступил противозаконно - получил взятку находясь на своем рабочем месте будучи государственным служащим.
Кроме показаний подсудимого, его вина полностью подтверждается совокупностью собранных и исследованных в судебном заседании доказательств по делу: протоколом осмотра места происшествия от 04.02.2011 года, проведенного в служебном кабинете главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственного инспектора Криничного Владимира Павловича, в ходе которого на его письменном столе был обнаружен и изъят предмет взятки, а именно, денежные средства в сумме 300 грн., 6 купюр по 50 грн. каждая, которые передал ОСОБА_3 ОСОБА_6, а также видеокассетой к протоколу осмотра (л.д. 20-23); протоколом осмотра денег от 04.02.2011, которым были зафиксированы денежные средства, переданные ОСОБА_4 в качестве взятки ОСОБА_3 в его служебном кабинете, а именно: 6 купюр достоинством по 50 грн. каждая: 1).ЕЛ 4476246; 2).ВБ 1429974; 3).АВ 9044028;4).ЕВ 0116620; 5).ГД 2883351; 6).АЙ 2618070 (л.д. 16-17); денежными средствами, изъятыми 04.02.2011 в ходе осмотра места происшествия в служебном кабинете главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственного инспектора Криничного Владимира Павловича, расположенного по проспекту Победы, 31 в г. Горловке, в сумме 300 грн., 6 купюр достоинством по 50 грн. каждая: 1).ЕЛ 4476246; 2).ВБ 1429974; 3).АВ 9044028;4).ЕВ 0116620; 5).ГД 2883351; 6).АЙ 2618070 (л.д. 18-19, 145-146); протоколом осмотра домовладения ОСОБА_3, расположенного по ул. Цимлянской, 23а в г. Горловке от 04.02.2011 года, в ходе которого была обнаружена и изъята купюра достоинством 200 грн., которую ОСОБА_4 передал в качестве взятки ОСОБА_3 25.01.2011 (л.д. 31-33); копией, снятой с денежных средств суммой 200 грн., одна купюра серия ВЄ №6552231, которую ОСОБА_4 предоставил при даче пояснений по факту вымогательства у него взятки ОСОБА_3, и пояснил, что данню купюру он передал ОСОБА_3 в его служебном кабинете 25.01.2011 года (л.д. 6); протоколом осмотра промышленной площадки приемного пункта ООО "Укрмет"от 04.02.2011, в ходе которого установлено, что приемный пункт находится по ул. Горнопромышленной, 22/4 в г. Горловке. На территории площадки приемного пункта находится караульное помещение, при входе в которое слева находится выложенная кирпичом печь. На момент осмотра находилась в рабочем состоянии, топке которой горел уголь. Отходы от сгорания угля выходят через трубу в атмосферу. Кроме того, на территории площадки приемного пункта имеется помещение раздевалка (подсобное помещение рабочих). В дальнем левом углу от входа помещения имеется самодельная металлическая печь. На момент осмотра находилась в рабочем состоянии, топке которой горел уголь. Отходы от сгорания угля выходят через трубу в атмосферу, а также фототаблицей к протоколу осмотра (л.д.35-38); Актом № 11 проверки соблюдения требований природоохранного законодательства от 25.01.2011, согласно которому государственной Экологической инспекцией в Донецкой области в лице главного специалиста отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственного инспектора Криничного Владимира Павловича в период времени с 19.01.2011 по 25.01.2011 была проведена плановая проверка соблюдения природоохранного законодательства на приемном пункте ООО "Укрмет", расположенном по ул. Горнопромышленной, 22/4. В ходе указанной проверки ОСОБА_3 было установлено, что на приемном пункте отсутствует первичный учет создания отходов по форме № 1-ВТ, что я является нарушением ст. 17 Закона Украины "Об отходах", ст. 55 Закона Украины "Об охране окружающей природной среды". Однако, факт нарушения природоохранного законодательства, в части нарушения порядка осуществления выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, выразившегося в наличии двух неучтенных в разрешении на выброс загрязняющих веществ № 1-410 636 600-8 от 21.02.2008 источников выбросов, а именно двух самодельных печей на твердом топливе, в указанном акте не отражен (л.д. 10-11); явкой с повинной, написанной собственноручно ОСОБА_3 от 04.02.2011 года, в которой ОСОБА_3 указал, что он 04.02.2011 получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 300 грн. за не привлечение его к административной ответственности по Закону Украины "Об охране окружающей природной среды" (1264-12) . А также, что до этого, он получил от ОСОБА_4 взятку в сумме 300 грн. за выявлены им нарушения (л.д. 29); Информацией Государственной экологической инспекции в Донецкой области № 05-488 от 11.02.2011 года, согласно которой: В соответствии с Законом Украины "Об охране окружающей прирдной среды"- (1264-12) выброс - это поступления в атмосферный воздух загрязняющих веществ или смеси таких веществ; Источник выброса - объект (предприятие, цех, агрегат, установка, транспортное средство и т.д), с которого поступает в атмосферный воздух загрязняющее вещество или смесь таких веществ.
Согласно ст. 11 указанного Закона –"Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками может осуществляться после получения разрешения, которое выдается территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам экологии и природных ресурсов по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здоровья.
В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.07.1995 г. № 554 (554-95-п) производство электроэнергии и тепла на базе органического топлива (каменный уголь, природный газ, мазут, древесина и др.) относятся к перечню видов деятельности объектов, которые представляют повышенную экологическую опасность.
Печь "буржуйка"или иная другая печь, которая работает на органическом топливе и используется для отопления помещений предприятий и организаций является источником выбросов, от которого в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества (оксиды азота, оксид углерода, сера диоксида, вещества в виде суспендированных твердых частиц не диференциированных по составу). Указанные загрязняющие вещества входят в "Перечень наиболее распространенных и не безопасных загрязняющих веществ, выбросы которых в атмосферный воздух подлежат регулированию", утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.11.2001 № 1598 (1598-2001-п) .
В соответствии с Законом Украины "Об охране атмосферного воздуха" (2707-12) такие источники выбросов должны осуществлять выбросы после получения разрешений на выбросы.
В соответствии со ст. 33 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха" лица, виновные в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то органов исполнительной власти несут ответственность в соответствии с законодательством. За данный вид правонарушения предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 78 КУоАП.
В соответствии со ст. 12 Закона Украины "Об охране атмосферного воздуха" хозяйственная или другая деятельность, связанная с нарушением условий и требований по отходам загрязняющих веществ в атмосферный воздух и уровня влияния физических и биологических факторов на его состояние, предусмотренных разрешениями, может быть ограничена, временно приостановлена или остановлена в соответствии с законодательством.
Приостановление (ограничение) осуществляется на основании постановления ОСОБА_7 Украины от 29.10.1992 "Об утверждении Порядка ограничений, временного запрещения (остановки) или приостановки деятельности предприятий, учреждений, организаций и объектов в случае нарушения ими законодательства об охране окружающей природной среды" (л.д. 99-100); протоколом об административном правонарушении № 002098 от 21.01.2011, на основании которого главный специалист отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственный инспектор Криничный В.П. привлек ОСОБА_4 к административной ответственности по ст. 82-1 КУоАП за отсутствие первичного учета создания отходов по форме № 1-ВТ, и данное нарушение ОСОБА_3 выявил при проведении плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства на приемном пункте ООО "Укрмет", расположенном по ул. Горнопромышленной, 22/4, которую проводил 19.01.2011 года (л.д. 135); постановлением о наложении административного взыскания № 7 от 21.01.2011, которым главный специалист отдела оперативного межрайонного экологического контроля по Енакиевскому региону Государственной экологической инспекции в Донецкой области –государственный инспектор Криничный В.П. привлек ОСОБА_4 к административной ответственности по ст. 82-1 КУоАП за отсутствие первичного учета создания отходов по форме № 1-ВТ, и данное нарушение ОСОБА_3 выявил при проведении плановой проверки соблюдения природоохранного законодательства на приемном пункте ООО "Укрмет", расположенном по ул. Горнопромышленной, 22/4, которую проводил 19.01.2011 года (л.д. 136); аппаратом мобильной связи 6700 classik", и записями, имеющимися в памяти на электронном носителе - аудиозапись "001.amr" от 04.02.11 –размер 4.0 кб и аудиозапись "004.amr"от 26.01.11 –размер 536 кб), т.е. разговоров между ОСОБА_3 и ОСОБА_4 при вымогательстве и получении ОСОБА_3 от последнего взятки 21.01.2011 и 04.02.2011 года (л.д. 139); записями, имеющимися на цифровом диктофоне sung"YV-150, накопителях которого имеется аудиозапись в папке "просмотр файлов –папка voice –папка "А" - файл voice0003.MP3", т.е. разговоров между ОСОБА_3 и ОСОБА_4 при вымогательстве и получении ОСОБА_3 от последнего взятки 04.02.2011 года (л.д. 139); дословным содержанием разговоров, зафиксированных ОСОБА_4 при помощи аппарата мобильной связи 6700 classik"и цифрового диктофона"YV-150. Данные записи и их дословное содержание подтверждены судебной криминалистической экспертизой материалов и средств видеозвукозаписи № 1862 от 21.02.2011, согласно выводов которой признаки, характерные для электронного монтажа записей фонограмм, зафиксированных в памяти аппарата мобильной связи 6700"IMAE 353181031787402 и цифрового диктофона sung"YV-150, серийный №1UNQ800201T, не обнаружены.
Слова (фразы, реплики) диктора, обозначенного в текстах разговоров приложений А как "Неизв.1"на фонограммах №№ 1, 2, зафиксированных в памяти аппарата мобильной связи 6700"IMAE 353181031787402, - произнесены ОСОБА_4
Слова (фразы, реплики) диктора, обозначенного в текстах разговоров приложений А как "Неизв.2"на фонограммах №№ 1, 2, зафиксированных в памяти аппарата мобильной связи 6700"IMAE 353181031787402, - произнесены ОСОБА_3П (л.д. 166-178).
Оценивая доказательства по делу в их совокупности, суд квалифицирует действия ОСОБА_3 по ст. 368 ч. 2 УК Украины как умышленные действия, выразившиеся в получении взятки за не выполнение в интересах лица, дающего взятку, действий с использованием предоставленного ему служебного положения, соединенные с вымогательством взятки .
Определяя меру наказания ОСОБА_3, суд учитывает степень тяжести совершенного преступления, все обстоятельства по делу, отсутствие тяжких последствий, причиненных преступлением, личность подсудимого, который ранее не судим, характеризуется положительно, чистосердечно раскаивается в содеянном, его явку с повинной, активное способствование раскрытию преступления, что суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание, и считает возможным назначить ОСОБА_3 наказание в виде лишения свободы с применением положений ст. 75 УК Украины, придя к выводу о возможности исправления осужденного без отбывания наказания. Дополнительное наказание в виде конфискации имущества в соответствии со ст. 77 УК Украины не применять
Гражданский иск в порядке ст. 28 УПК по делу не заявлен.
В соответствии со ст. ст. 91, 93 УПК Украины с подсудимого подлежат взысканию расходы по исследованию вещественных доказательств при проведении судебной криминалистической экспертизы материалов и средств видеозвукозаписи № 1862 от 21.02.2011 (л.д.166) в сумме 2584 грн.
Вопрос о вещественных доказательствах по делу разрешить в соответствии со ст. 81 УПК Украины : деньги, переданные на хранение в ФИНО Горловского ГУ ГУМВД Украины в Донецкой области в сумме 500 грн. как нажитые преступным путем передать в доход государства; мобильный телефон 6700 classik"и цифровой диктофон YV 150", находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств прокуратуры города Горловки, - передать ОСОБА_4 как законному владельцу; удостоверение инспектора госинспекции по г. Горловке на имя ОСОБА_3 № 172 и удостоверение главного специалиста государственного инспектора по охране окружающей природной среды на имя ОСОБА_3 В.П.№ 085, находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств прокуратуры города Горловки –передать Государственной экологической инспекции в Донецкой области.
Видеокассету JVC, на которой содержится следственное действие –осмотр места происшествия, а также другие документы, хранить в материалах дела.
Руководствуясь ст.ст. 321 –324 УПК Украины, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
ОСОБА_3 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 368 УК Украины, и назначить наказание в виде пяти лет лишения свободы с лишением его права занимать должности, связанные с исполнением организационно - распорядительных обязанностей сроком на два года без конфискации имущества в соответствии со ст. 77 УК Украины.
В соответствии со ст. 75 УК Украины суд постановляет освободить ОСОБА_3 от основного наказания, если он в течение двух лет не совершит нового преступления, а также выполнит обязанности, предусмотренные ст. 76 УК Украины, а именно:
не выезжать за пределы Украины на постоянное проживание без разрешения органа уголовно- исполнительной системы, уведомлять органы уголовно- исполнительной системы об изменении места жительства, работы или учебы, периодически являться на регистрацию в органы уголовно- исполнительной системы, в периодичность, установленную в соответствии со ст. 13 Уголовно- исполнительного Кодекса Украины.
В соответствии со ст. 77 УК Украины назначенное дополнительное наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с исполнением организационно - распорядительных обязанностей сроком на два года, исполнять самостоятельно.
До вступления приговора в законную силу меру пресечения ОСОБА_3 оставить прежнюю –подписку о невыезде.
Взыскать с ОСОБА_3 в пользу Харьковского научно-исследовательского института судебных экспертиз имени Заслуженного профессора ОСОБА_8 расходы по исследованию вещественных доказательств при проведении судебной криминалистической экспертизы материалов и средств видеозвукозаписи в сумме 2584 (две тысячи пятьсот восемьдесят четыре) грн.
Деньги, переданные на хранение в ФИНО Горловского ГУ ГУМВД Украины в Донецкой области в сумме 500 (пятьсот) грн. как нажитые преступным путем передать в доход государства; мобильный телефон 6700 classik"и цифровой диктофон g YV 150", находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств прокуратуры города Горловки, - передать ОСОБА_4 как законному владельцу; удостоверение инспектора госинспекции по г. Горловке на имя ОСОБА_3 № 172 и удостоверение главного специалиста государственного инспектора по охране окружающей природной среды на имя ОСОБА_3 В.П.№ 085, находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств прокуратуры города Горловки –передать Государственной экологической инспекции в Донецкой области.
На приговор в Апелляционный суд Донецкой области через Центрально- Городской районный суд г. Горловки может быть подана апелляция в течение 15 суток с момента провозглашения, а осужденным в такой же срок со дня получения копии приговора.
Судья
С.П. Федько