Резолюция

Парламентской Ассамблеи ОБСЕ Восемнадцатой ежегодной сессии "Стабилизация сектора безопасности и совместимость с "черными списками" ООН"

Вильнюс, 29 июня - 3 июля 2009 года
1. Вновь подтверждая тезис о том, что поскольку несостоятельные государства и страдающие от военных конфликтов районы являются международным бедствием, требующим принятия эффективных международных мер по недопущению уклонения террористов от наказания, упрочения позиций организованной преступности и нарастания экологических угроз, стабилизация секторов гражданской безопасности должна осуществляться одновременно с операциями по принуждению к миру и по поддержанию мира с помощью таких средств, которые обеспечивают соблюдение прав человека и верховенство права,
2. полагая, что такие международные организации, как Европейский союз, ОБСЕ или Организация Объединенных Наций, должны учредить в каждом государстве-члене координационный орган по регулированию этой сферы с учетом благородных целей, закрепленных в их уставных документах, и доверия, в котором они нуждаются для достижения этих целей,
3. ссылаясь на резолюцию 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (995_669) , принятую единогласно 31 октября 2000 года, которая является первой принятой Советом резолюцией, непосредственно касающейся последствий войны для женщин и вклада женщин в урегулирование конфликтов и установление прочного мира,
4. принимая во внимание резолюцию 1325 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций (995_669) и признавая, что процесс координации военных операций и мер по стабилизации сектора имеет чрезвычайно важное значение для достижения как политических, так и военных целей,
5. отмечая в то же время, что этот процесс непосредственно затрагивает отдельные права человека, такие как право на личную свободу и право на защиту собственности,
6. признавая далее, что с самого начала необходимо гарантировать применение при планировании согласованных процессуальных и материально-правовых норм для обеспечения доверия к комбинированным военным операциям и операциям по стабилизации гражданской безопасности и их эффективности,
7. вновь отмечая, что стабилизация в секторе безопасности является основой для будущих реформ и что она обеспечит доверие к комбинированным военным и гражданским операциям и их эффективность,
8. подчеркивая, что минимальные материально-правовые нормы предполагают наличие достаточно четкого и согласованного определения гражданских и военных участников любой операции,
9. сознавая, что целевые санкции против отдельных лиц или конкретных групп ("черные списки"), вводимые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, в принципе, являются предпочтительными по сравнению с общими санкциями в отношении государств, поскольку общие санкции зачастую влекут за собой тяжелые последствия для уязвимых групп населения в затрагиваемых странах, хотя, как правило, не касаются руководства этих стран, в то время как целевые санкции ущемляют только тех, кто признан лично ответственным за определенные нарушения,
10. признавая при этом, что целевые санкции, такие как ограничение передвижений и замораживание активов, непосредственно влияют на права человека отдельных лиц, в частности на личную свободу и защиту собственности, и что, несмотря на отсутствие четкого понимания и продолжающиеся споры по поводу того, носят ли такие санкции уголовный, административный или гражданский характер, их применение согласно Пакту Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах (995_043) должно осуществляться с соблюдением определенных минимальных норм процессуальной и правовой определенности,
11. напоминая также, что процессуальные и материально-правовые нормы должны гарантированно обеспечивать доверие к такому инструменту как целевые санкции и их эффективность,
12. отмечая, что минимальными процессуальными нормами в условиях верховенства права являются:
a) право на оповещение и адекватное информирование о предъявляемых субъекту обвинениях и о принятом решении;
b) основополагающее право быть заслушанным и на адекватную защиту от таких обвинений;
c) право на ускоренное повторное рассмотрение решения, ущемляющего права данного субъекта, независимым и беспристрастным органом с целью его изменения или отмены,
13. подчеркивая, что для соблюдения минимальных материально-правовых норм нужно достаточно четкое определение оснований для введения санкций и применимых требований доказывания,
14. особо отмечая обязательность принятия необходимых мер по пересмотру процессуальных и материально-правовых норм, регулирующих применение целевых санкций, для приведения их в соответствие с перечисленными выше требованиями,
Парламентская ассамблея ОБСЕ
15. призывает государства-участники, которые являются постоянными или непостоянными членами Совета Безопасности Организации Объединенных Наций, использовать свое влияние в ОБСЕ и Совете Безопасности для отстаивания ценностей, зафиксированных в Пакте Организации Объединенных Наций о гражданских и политических правах (995_043) , как путем обеспечения надлежащего усовершенствования процессуальных и материально-правовых норм, так и в рамках занимаемых ими позиций по конкретным делам;
16. предлагает государствам-участникам установить надлежащие национальные процедуры применения вышеупомянутых принципов, введенных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций в отношении их граждан или законно проживающих на их территории лиц, в целях исправления недостатков в процедурах на уровне Организации Объединенных Наций, если таковые по-прежнему имеются.