1. Одобрить в основном проект Комплекса среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями, на период до 2010 года (далее - проект Комплекса).
2. Учитывая значимость и масштабы проблемы повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой национальными товаропроизводителями, считать целесообразным направить проект Комплекса для обсуждения в государства-участники СНГ и органы отраслевого сотрудничества.
Просить правительства государств-участников СНГ при рассмотрении проекта Комплекса:
- определить национальные министерства и ведомства, иные органы и организации, которые выступят головными исполнителями и соисполнителями мероприятий, предусмотренных проектом Комплекса;
- внести предложения по объемам необходимых средств и источникам финансирования этих мероприятий, а также уточнить при необходимости сроки их исполнения.
Органам отраслевого сотрудничества Содружества, национальным министерствам и ведомствам принять участие в доработке и окончательном согласовании проекта Комплекса.
Итоги рассмотрения, а также предложения по проекту Комплекса направить не позднее I квартала 2005 года в Исполнительный комитет СНГ и Министерство экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики.
Просить Правительство Кыргызской Республики обобщить предложения и замечания государств-участников СНГ и впоследствии осуществлять представление проекта при его рассмотрении соответствующими органами Содружества.
3. Поручить Исполнительному комитету СНГ провести экспертное совещание по окончательному согласованию проекта документа и внести его на рассмотрение Экономического совета СНГ в установленном порядке.
Комплекс среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями государств-участников СНГ, на период до 2010 года (далее - Комплекс мероприятий) разработан в соответствии с пунктом 2 раздела VI "Повышение конкурентоспособности национальных производств" Плана реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств-участников Содружества Независимых Государств в экономической сфере в 2003 - 2010 годах, утвержденного Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года (997_774)
, применительно к Порядку разработки, реализации и финансирования межгосударственных целевых программ СНГ, утвержденному Решением Совета глав правительств СНГ от 16 апреля 2004 года (997_866)
.
При разработке Комплекса мероприятий учитывалась необходимость принятия активных шагов по существенному повышению конкурентоспособности продукции государств-участников СНГ, поскольку в последние 12 лет в развитии взаимной торговли государств Содружества преобладали негативные тенденции, выразившиеся в сокращении объемов торговых операций, преобладании сырьевой структуры экспорта и ухудшении конкурентоспособности продукции высокой степени промышленной переработки. Растет технологическая зависимость от зарубежных стран, конкурентоспособность товаров низка, продукция обрабатывающих отраслей вытесняется не только с внешних, но и внутренних рынков. Конкурентные стратегии организаций 3 - 4-го технологических укладов (1), основанные на пониженных затратах, уже не приносят успеха на мировых рынках. А развитые страны уже интенсивно разрабатывают 6-й технологический уклад (2). В настоящее время, по имеющимся оценкам, в государствах-участниках СНГ производится лишь 6 - 7% конкурентоспособной продукции в общем ее объеме. При схожести экспортной номенклатуры по большому числу товаров потери государств-участников СНГ от взаимной конкуренции на рынках третьих стран ежегодно составляют 1,5 - 2 млрд. долл.
(1) Машинная индустрия, массовое производство периода освоения до 1990 года.
(2) Опирается на основные достижения 5-го технологического уклада, ключевым технологическим фактором которого выступают информационные технологии.
Между тем конкуренция является важнейшим условием динамичного экономического развития стран.
Комплекс мероприятий имеет в качестве главной цели создание благоприятных условий для взаимовыгодного развития производства и реализации государствами-участниками СНГ конкурентоспособной продукции на внутренних и внешних рынках.
подготовка и принятие необходимых нормативных правовых актов для дальнейшего взаимовыгодного развития производства и продвижения на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, включая постепенное сокращение ограничений во взаимной торговле, сближение нормативных правовых актов, приведение стандартов производства и качества продукции в соответствие с международными требованиями;
выработка и реализация мер по максимальному использованию ресурсного, научного, кадрового, управленческого потенциала, сложившихся производственных и социально-культурных отношений для расширения в государствах-участниках СНГ взаимных поставок продукции, дальнейшего углубления взаимовыгодной межгосударственной кооперации, создания совместных производств для выпуска конкурентоспособной продукции и продвижения ее на внешние рынки;
разработка и осуществление мер по реализации совместных крупномасштабных экспортных проектов, противодействующих вытеснению национальных товаропроизводителей СНГ с их традиционных внутренних и внешних рынков;
содействие развитию транснациональных финансово-промышленных групп и других организационных структур в экспортно-ориентированных сферах;
комплексное информационное обеспечение внешнеторговой деятельности хозяйствующих субъектов государств-участников СНГ на базе ускоренного формирования системы информационно-маркетинговых центров, а также использования транснациональных межгосударственных радио- и телепередач для продвижения товаров и услуг на национальные рынки СНГ и рынки третьих стран;
содействие обеспечению банковских гарантий и упрощению финансовых операций и взаиморасчетов между хозяйствующими субъектами во взаимной торговле, реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие производственной базы для выпуска экспортно-ориентированных товаров и услуг;
организация совместных научно-технических исследований и разработок по созданию новой техники и технологий для производства конкурентоспособной продукции высокого технологического уровня;
активизация деятельности межгосударственных структур, торговых представительств государств-участников СНГ в деле оказания содействия продвижению товаров на внешние рынки.
Заказчик - координатор Комплекса мероприятий - Министерство экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики.
Национальные государственные заказчики - министерства экономики, торговли и промышленности государств-участников СНГ.
Головные исполнители - Центр экономических и социальных реформ Министерства экономического развития, промышленности и торговли Кыргызской Республики, Институт макроэкономических исследований Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, отраслевые НИИ и исследовательские центры государств-участников СНГ, органы отраслевого сотрудничества. Головные исполнители осуществляют работы по выполнению комплексных мероприятий на основе контрактов (договоров), заключаемых с заказчиками-координаторами и национальными государственными заказчиками.
Мероприятия сгруппированы в пять основных разделов, реализация которых обеспечивает:
развитие нормативно-правовой базы государств-участников СНГ, повышающей конкурентоспособность продукции;
наращивание объемов выпуска конкурентоспособной продукции в государствах-участниках СНГ;
продвижение конкурентоспособной продукции государств-участников СНГ на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран;
организационное обеспечение Комплекса мероприятий.
Комплекс мероприятий включает как уже реализуемые в рамках СНГ, так и находящиеся в процессе разработки мероприятия, в частности, такие как завершение формирования и начало полномасштабного функционирования зоны свободной торговли, обеспечение свободного транзита грузов через территории государств-участников СНГ и др.
Комплекс мероприятий будет реализовываться в 2005 - 2010 годах.
Управление ходом выполнения Комплекса мероприятий осуществляет рабочая группа, состоящая из представителей заказчиков, головных исполнителей и руководителей организаций-исполнителей.
Контроль за ходом выполнения Комплекса мероприятий возлагается на Исполнительный комитет СНГ.
Объемы финансирования, необходимые для осуществления предусмотренных комплексных мероприятий (ориентировочно 1,2 млрд. рублей), подлежат уточнению в период их реализации.
Финансирование предполагается осуществлять главным образом за счет внебюджетных источников - взносов участников реализации Комплекса мероприятий, кредитов банков, выпуска соответствующих долговых ценных бумаг, средств общественных организаций, инвесторов, средств венчурных, инвестиционных и других целевых фондов {и средств соответствующих национальных министерств и ведомств государств-участников СНГ}. (Украина предлагает исключить выделенное курсивом (*)).
(*) В тексте документа вместо курсива использовано выделение фигурными скобками.
Объемы финансирования подлежат дополнительному уточнению по результатам согласования с государствами-участниками СНГ.
создать правовую основу и действенный механизм, постоянно стимулирующий повышение конкурентоспособности выпускаемой в государствах-участниках СНГ продукции;
повысить воздействие {скоординированной} (Азербайджанская Республика предлагает исключить выделенное курсивом) экономической, структурной, промышленной, финансово-кредитной, энергетической, транспортной и социальной политики на ускоренное обновление и развитие производственной базы для выпуска конкурентоспособной продукции, привлечь дополнительные инвестиции в эту сферу;
увеличить к 2010 году долю конкурентоспособной продукции в государствах-участниках СНГ до 10 - 11%;
снизить затраты на производство продукции: машиностроительной - на 25%, металлургической - на 15%, электроэнергетической - на 20%;
исключить потери от взаимной конкуренции на рынках третьих стран.
|
N
п/п
|
Наименование
мероприятий
|
Головные
исполнители,
соисполнители
|
Сроки
выполнения
|
Ожидаемые результаты
|
Примечание
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
6
|
7
|
|
I. Анализ ситуации, сложившейся в СНГ в области
конкурентоспособности продукции
|
|
I-1
|
Анализ объемов и
структуры экспорта и
импорта
|
Исполнительный
комитет СНГ,
Статкомитет СНГ
|
Ежегодно
|
Выявление
неблагоприятных
пропорций во
внешнеторговом обмене
товаров, составляющих
конкуренцию в их
продвижении на рынки
третьих стран,
подготовка
соответствующих
предложений
|
Информационный
материал по
структуре и
объемам
экспорта и
импорта за
2003 г.
разослан
Исполкомом СНГ
9 июля 2004 г.
|
|
I-2
|
Анализ потенциальных
рынков сбыта с учетом
деятельности главных
участников (отраслей,
подотраслей, крупных
хозяйствующих
субъектов) рынка,
динамики спроса и
предложения основных
видов продукции,
воздействия
демографических
процессов, возможных
границ изменения цен,
наличия факторов
производства (сырье,
материалы,
энергоносители,
рабочая сила,
капиталы)
|
Исполнительный
комитет СНГ,
национальные
министерства
экономики, торговли,
промышленности
|
2005, 2007,
2009 гг.
|
Обеспечение
производителей
продукции ориентирами
для определения
перспектив развития
производства
|
|
|
II. Развитие нормативно-правовой базы
государств-участников СНГ, обеспечивающей
конкурентоспособность на рынках СНГ
|
|
II-1
|
Реализация
согласованных мер по
обеспечению
добросовестной
конкуренции:
- выполнение нормДоговора о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г. (997_502)
;
- разработка модельных
методических
рекомендаций для
проведения анализа
состояния
конкурентной среды на
мировых рынках и
рынках СНГ, критериев
определения уровня
конкурентоспособности
товаров, подготовка
аналитических
материалов о
деятельности
корпораций третьих
стран;
- принятие
согласованных мер,
способствующих
формированию в СНГ
конкурентоспособных
транснациональных
структур с участием
хозяйствующих
субъектов государств
Содружества;
- устранение льготных
режимов хозяйствования
для отдельных
юридических лиц;
- {согласование на
многосторонней основе
подходов к
реформированию}
законодательства о
защите конкуренции и
правоприменительной
практики в целях
усиления
антимонопольного
контроля за
ограничивающими
конкуренцию актами на
всех уровнях
исполнительной власти,
экономической
концентрацией, фактами
создания
дискриминационных
условий для
предпринимательской
деятельности;
- разработка и
гармонизация
законодательства в
сфере инвестиционной
деятельности,
подготовка нормативных
правовых документов по
обеспечению
гарантированной и
эффективной защиты
прав и законных
интересов инвесторов;
- реализация положенийСоглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в сфере регулирования рекламной деятельности от 19 декабря 2003 г. (997_748)
.
|
Межгосударственный
совет по
антимонопольной
политике (МСАП),
антимонопольные
органы и органы
государств
Содружества,
ответственные за
регулирование
финансовых рынков
Координационный
совет по рекламе
при МСАП,
антимонопольные
органы и иные органы
государств
Содружества,
регулирующие вопросы
рекламной
деятельности
|
2005 -
2010 гг.
Постоянно
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2005 -
2006 гг.
Постоянно
Постоянно
|
Создание условий для
добросовестной
конкуренции на
пространстве СНГ и
наращивание
стимулирующей роли
конкурентной среды в
улучшении качества
товаров и услуг
Достижение
согласованности норм,
регулирующих
формирование в СНГ
конкурентного рынка
товаров и услуг,
продвижение к единому
экономическому
пространству в
Содружестве и вхождение
в Европейское
экономическое
пространство
Демонополизация
высококонцентрированных
секторов экономики.
Создание в СНГ
конкурентной среды,
повышение международной
конкурентоспособности
национальных
товаропроизводителей,
устранение факторов их
дискриминации на рынках
третьих стран
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
выделенное
курсивом
изменить на:
"рассмотрение
вопросов
реформирования"
|
|
II-2
|
{Совместное
осуществление мер} по
реформированию и
реструктуризации
естественных
монополий в сферах
железнодорожного
транспорта,
телекоммуникаций,
энергетики:
- {согласование
подходов} по
усовершенствованию
нормативно-правовой
базы;
- анализ подходов по
усовершенствованию
методико -
методологической базы
тарифной политики и
мероприятий по
реструктуризации сфер
естественных
монополий;
- разработка комплекса
мер, направленных на
развитие конкуренции
на смежных рынках
Согласование на
многосторонней основе:
- стратегии
конкурентной политики;
- мер по развитию и
регулированию рынков
финансовых услуг в
государствах -
участниках СНГ
|
Совет по
железнодорожному
транспорту,
Региональное
содружество в
области связи,
национальные
министерства и
отраслевые органы,
МСАП,
антимонопольные
органы СНГ
МСАП, национальные
министерства
экономики и
промышленности
Национальные
министерства
финансов, органы,
регулирующие
фондовые рынки
|
2006 -
2010 гг.
2005 -
2006 гг.
2008 г.
|
Повышение эффективности
деятельности субъектов
естественной монополии,
усовершенствование
регуляторной базы их
функционирования
Обеспечение роста
производства, занятости
населения, расширения
товарной номенклатуры,
поступления средств в
бюджет, содействие
интеграции национальных
экономик в мировую
экономическую систему
Повышение роли
финансового сектора,
активизация механизмов
аккумуляции сбережений
населения и организаций
в инвестиции,
обеспечение перетока
капитала в отрасли
промышленности,
обеспечивающие
конкурентоспособность
продукции
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
выделенное
курсивом
изменить на:
"изучение
целесообразности"
Азербайджанская
Республика
предлагает
выделенное
курсивом
изменить на:
"рассмотрение
вопросов"
|
|
II-3
|
Сокращение ограничений
во взаимной торговле:
- разработка
гармонизированных
нормативных правовых
актов в области
таможенного дела;
- достижение
договоренностей о
сроках отмены:
а) тарифных
ограничений при
импорте и экспорте;
б) нетарифных
ограничений;
в) исключений во
взимании косвенных
налогов;
- {согласование
способов} применения
специальных защитных
мер по продукции
черной металлургии и
других отраслей
промышленности;
- {согласование
механизма} возмещения
НДС в целях сокращения
сроков его возврата по
аналогии с внутренним
НДС, в первую очередь
в обрабатывающих
отраслях
промышленности;
- гармонизация и
упрощение таможенных
процедур на основе
правил Таможенной конвенции о карнете АТА (1) для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г. (995_428)
и
26 июня 1990 г.(Стамбульская конвенция) (995_472)
;
- согласование мер по
введению странами СНГ
обязательной
предотгрузочной
инспекции (независимой
экспертизы) для оценки
таможенной стоимости
ввозимых товаров;
- правовое обеспечение
соблюдения норм
экономической
безопасности бизнеса:
а) введение
государствами -
участниками СНГ
реестра обязательной
регистрации субъектов
бизнеса;
б) принятие
согласованных мер по
противодействию
производству и
распространению
контрафактной
продукции
|
Национальные
министерства
экономики, торговли,
промышленности,
финансов, Совет
руководителей
таможенных служб
государств -
участников СНГ
Национальные
министерства
экономики, торговли
и промышленности,
Совет руководителей
таможенных служб
государств -
участников СНГ
Совет
руководителей
таможенных служб
государств -
участников СНГ
Национальные
министерства
экономики, торговли
и промышленности,
МВД, МИД,
Межгосударственный
совет по
стандартизации,
метрологии и
сертификации
|
2005 г.
2004 -
2010 гг.
2005 г.
2005 г.
2004 -
2010 гг.
2005 -
2008 гг.
Постоянно
2005 -
2007 гг.
|
Увеличение открытости
национальных экономик в
целях привлечения
иностранных инвестиций
Создание равных условий
конкуренции для всех
хозяйствующих субъектов
государств-участников
СНГ, стабилизация
экспортной
деятельности.
Улучшение финансового
состояния предприятий -
экспортеров
Пресечение демпинга и
недобросовестной
конкуренции
Сокращение сроков
возврата НДС по
экспортным операциям
Присоединение
государств-участников
СНГ к международной
системе карнет АТА
позволит экспортерам и
производителям вывозить
за границу товары на
торговые ярмарки и
выставки, коммерческие
образцы и
профессиональное
оборудование
беспошлинно, в
упрощенном и ускоренном
таможенном оформлении
товаров. Система играет
большую роль в
стимулировании
промышленной
специализации,
распространении
технического прогресса,
конкурентоспособности
продукции, вовлечении
инвестиций и росте
продаж
Согласование введения
обязательной
предотгрузочной
инспекции будет
способствовать
применению передовых
технологий, улучшит
комплексность
межгосударственного
контроля
Достижение
согласованности норм
обеспечит достоверной
информацией о
товаропроизводителях и
экспортерах для обмена
данными между
государствами СНГ, а
также с третьими
странами (международная
практика - регистрация
компаний в торговом
реестре торгово -
промышленных палат), а
также защиту
интеллектуальной
собственности
товаропроизводителей и
потребительского рынка
от некачественной
продукции
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
выделенное
курсивом
изменить на
"рассмотрение
вопросов"
Азербайджанская
Республика
предлагает
выделенное
курсивом изменить
на: "рассмотрение
вопросов"
Азербайджанская
Республика
предлагает
исключить
подпункт
Не участвуют:
Азербайджанская
Республика,
Республика
Беларусь,
Республика
Молдова, Украина
|
|
II-4
|
Совершенствование
логистических схем
перевозок товаров:
- развитие
транспортной
инфраструктуры и
создание "зеленых
коридоров";
- устранение барьеров
при транзите грузов, в
том числе путем
уменьшения сборов за
таможенное
сопровождение
автотранспорта,
превышение его весовых
и линейных размеров,
страхование
гражданской
ответственности
автовладельцев в
рамках системы
международных
договоров и страхового
свидетельства "Зеленая
карта", за бланки
грузовых таможенных
деклараций, услуги
таможенных брокеров,
проезд по местным
мостам;
- гармонизация и
упрощение таможенных
процедур на основе
правил Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 18 мая 1973 г. в редакции 1999 г. (995_643)
;
- ежегодная разработка
графика движения и
плана формирования
поездов в
международном
сообщении, обеспечение
надлежащего
технического состояния
грузовых вагонов;
- установление на
ежегодных тарифных
конференциях
предельного уровня
базовых ставок тарифов
на железнодорожные
перевозки;
- создание
международных
логистических центров
|
Координационное
транспортное
совещание, Совет по
железнодорожному
транспорту
государств -
участников СНГ,
Межправительственный
совет дорожников,
Совет руководителей
таможенных служб
государств -
участников СНГ,
национальные
министерства
экономики и
транспорта
Совет по
железнодорожному
транспорту
государств -
участников СНГ
|
Постоянно
Постоянно,
в т.ч.
первый
этап:
2005 -
2007 гг.
2007 -
2008 гг.
Постоянно
Постоянно
2005 -
2010 гг.
|
Использование
транспортного
пространства для
повышения
конкурентоспособности
продукции
Снижение транспортных
издержек для
национальных
товаропроизводителей
Снижение транспортной
составляющей в цене
товаров путем
реализации
согласованной тарифной
политики на
железнодорожном
транспорте
Обеспечение единства
системы обмена
информацией на основе
передовых компьютерных
коммуникационных
технологий
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
исключить
подпункт
|
|
II-5
|
Выработка и реализация
мер противоборства
экспансии
хозяйствующих
субъектов третьих
стран, вытесняющих
национальных
товаропроизводителей
СНГ с их традиционных
внутренних и внешних
рынков
|
Национальные
министерства
экономики, торговли
и промышленности
|
2005 -
2010 гг.
|
Стимулирование развития
и модернизации
национальных
производств
|
|
|
II-6
|
Сближение
законодательства в
области технического
регулирования
хозяйственной
деятельности и
экспортного контроля:
- достижение
договоренностей о
взаимном признании
результатов
сертификации (включая
сертификацию систем
менеджмента, качества
и систем на основе
принципов ХАСП)
аккредитации и
гигиенической оценки,
особенно в сфере
производства
авиатехники,
автомобилей,
тракторов, станков,
химической продукции,
изделий медицинской
техники,
фармакологических
препаратов, продуктов
питания, косметики и
парфюмерии, а также о
внедрении современных
систем качества
производства в
соответствии со
стандартами ИСО 9000
версии 2000 г. и
порядке экспортного
контроля, основанном
на требованиях
международных режимов
|
Национальные
министерства
экономики, торговли,
науки и
промышленности,
Межгосударственный
совет по
стандартизации,
метрологии и
сертификации
|
2005 -
2010 гг.
|
Облегчение взаимного
доступа товаров и услуг
на рынки СНГ
|
|
|
II-7
|
Гармонизация
таможенного
законодательства
государств-участников
СНГ
|
Совет руководителей
таможенных служб
государств -
участников СНГ
|
2005 -
2010 гг.
|
Достижение
согласованности норм
таможенного
законодательства,
продвижение к Единому
экономическому
пространству СНГ
|
|
|
III. Наращивание объемов выпуска экспортно-ориентированной
продукции в государствах-участниках СНГ
|
|
III-1
|
Расширение взаимных
поставок материалов,
узлов и деталей в
секторах экономики,
где имеются
возможности для
совместного
производства
экспортно -
ориентированной
продукции на
внутренний рынок СНГ,
в том числе в рамкахСоглашения об общих условиях и механизме поддержки и развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств-участников СНГ от 23 декабря 1993 г. (997_014)
:
- выявление и
классификация товаров,
выпускаемых по
кооперации;
- подготовка и
утверждение
мероприятий по
развитию взаимных
поставок продукции
|
Национальные
экономические
ведомства,
министерства
промышленности,
Межгосударственный
совет по
сотрудничеству в
области
машиностроения
|
2005 -
2010 гг.
|
Снижение
производственных затрат
на основе возобновления
и укрепления
взаимосвязей между
предприятиями
государств-участников
СНГ, устранение
различий в
законодательной базе
государств-участников
СНГ, регулирующей
поставку продукции по
производственной
кооперации
Повышение наукоемкости
национального
производства за счет
перспективных
технологических
разработок,
диверсификации
структуры экономики
|
|
|
III-2
|
Подготовка и
реализация мер по
дальнейшему углублению
специализации и
производственной
кооперации:
- определение
направлений
деятельности в этой
сфере с учетом
имеющегося потенциала,
наличия поддерживающих
отраслей и
возможностей
реализации совместных
разработок, проектов и
производств,
расширения
ассортимента
продукции;
- согласование
расширенного
ассортимента товаров,
производимых на основе
специализации и
производственной
кооперации для
продвижения их на
рынки Содружества и
стран Евросоюза.
Реализация достигнутых
договоренностей;
- разработка
отобранных совместно с
бизнесом перспективных
совместных программ по
организации
производства
конкурентоспособных
изделий и реализации
выпущенной продукции
|
Национальные
экономические
ведомства,
министерства
промышленности
|
2005 -
2006 гг.
2006 -
2010 гг.
2006 -
2010 гг.
|
Повышение эффективности
использования природных
ресурсов, реализация
естественных
преимуществ СНГ, в том
числе значительных
объемов
сельскохозяйственных
угодий. Развитие
современных систем
субконтрактации в целях
исключения наметившейся
тенденции к
реанимированию
"натурального
хозяйства" в
отечественных
компаниях, где доля
собственного
производства превышает
70% при мировой норме
не более 25%
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
исключить
подпункт
|
|
III-3
|
Осуществление
комплекса мер по
расширению взаимных
поставок
хозяйствующими
субъектами
государств-участников
СНГ продукции для
целей технического
перевооружения их
производственной базы:
- определение
прогнозных объемов
взаимных закупок
хозяйствующими
субъектами
государств-участников
СНГ оборудования для
технического
перевооружения;
- содействие
установлению прямых
контактов
производителей
оборудования и его
потребителей для
использования льготных
условий взаимных
поставок;
- согласованное
снижение или отмена
ввозных таможенных
пошлин для третьих
стран на не
производимое в
государствах -
участниках СНГ
высокотехнологичное
оборудование
|
Национальные
министерства
экономики, науки
и промышленности
|
2005 -
2006 гг.
2005 -
2007 гг.
2007 г.
|
Создание максимально
благоприятных условий
для обновления
производственной
базы с использованием
новых технологий и
прогрессивной техники
государств-участников
СНГ
Повышение возможностей
государств-участников
СНГ для выхода на рынки
с новыми
высокотехнологичными
конкурентоспособными
товарами,
крупномасштабная
диверсификация
наукоемких производств,
создание новых рынков
сбыта
|
Республика
Армения
предлагает
исключить
подпункт
Азербайджанская
Республика и
Республика
Армения
предлагают
исключить
подпункт
|
|
III-4
|
Выработка
перспективных
согласованных мер по
максимальному
использованию
имеющегося у
государств-участников
СНГ потенциала в
области критических
технологий (список
прилагается) для
налаживания
совместного выпуска
продукции,
конкурентоспособной в
мире:
- анализ возможностей
для реализации
потенциала новых
технологий, в том
числе критических и
технологий двойного
назначения;
- выбор приоритетов и
формирование перечня
возможных совместных
программ, прежде всего
в энергетическом,
нефтяном, газовом
секторах экономики;
- разработка с
участием бизнес -
структур перспективных
совместных программ по
организации
производства
конкурентоспособных
изделий
|
Министерства
промышленности и
науки (головные
исполнители),
академии наук
государств -
участников СНГ
|
2005 г.
2006 г.
2006 -
2010 гг.
|
Обеспечение
конкурентных
преимуществ в
конкретных сегментах
рынка, увеличение
объемов производства
конкурентной продукции
Наращивание доли
перерабатывающей
промышленности в
экспорте государств -
участников СНГ.
Преодоление
технологического
кризиса в
государствах-участниках
СНГ, которые до сих пор
не вступили в 5-й
технологический уклад в
отличие от развитых
стран, где он уже
близок к замене на 6-й
уклад
|
|
|
III-5
|
Выработка и реализация
мер по созданию
совместных экспортно -
ориентированных
хозяйствующих
субъектов, создание
сетей магазинов
крупнооптовой
торговли, реализующих
продукцию национальных
товаропроизводителей
|
Национальные
министерства
торговли и
промышленности,
заинтересованные
органы отраслевого
сотрудничества,
Торговый дом СНГ
|
Постоянно
|
Создание современной
инфраструктуры,
обеспечивающей
конкурентоспособность
продукции, выпускаемой
национальными
товаропроизводителями.
Преодоление
неперспективного
фактора
конкурентоспособности
товаров государств -
участников СНГ - их
дешевизны при
недостаточно высоких по
мировым меркам
технической новизне и
уровне качества
|
|
|
III-6
|
Разработка и
реализация
перспективных мер по
повышению
ориентированной на
экспорт продукции,
выпускаемой
национальными
товаропроизводителями:
- выявление,
согласование,
совместная разработка
и реализация
экспортных проектов с
учетом передового
опыта по снижению
затрат на оплату труда
и энергии;
- осуществление
мероприятий по
расширению на основе
применения высоких
технологий
ассортимента товаров
для продвижения на
рынки третьих стран;
- включение
совместного освоения
перспективных в
экспортном плане
разработок в списки
межгосударственных
целевых программ и
проектов;
- совместное
промышленное освоение
новой технологии
производства стального
автомобильного листа с
металлургическими
заводами Российской
Федерации
|
Национальные
министерства
торговли,
промышленности
Госфонд
интеллектуальной
собственности при
Кыргызпатенте
|
2005 -
2010 гг.
2005 -
2010 гг.
|
Создание оптимальных
условий для реализации
совместных проектов по
выпуску
конкурентоспособной
продукции
Снижение себестоимости
производства стального
автомобильного листа с
покрытием ферромцинком
(защищено патентом
Российской Федерации)
|
|
|
III-7
|
Организация совместных
научно-технических
исследований и
разработок по созданию
новых технологий для
товаров,
изготавливаемых из
сырья, происхождением
из государств -
участников СНГ
|
Межгосударственный
комитет по научно -
техническому
развитию,
национальные
министерства науки
|
2005 -
2010 гг.
|
Расширение номенклатуры
и объемов взаимной
торговли
|
|
|
III-8
|
Выработка основных
направлений по
совместному выпуску
высокотехнологичной
продукции с
размещением и
производством ее на
территории
государств-участников
СНГ
|
Национальные
экономические
ведомства,
министерства
промышленности,
Межгосударственный
совет по
сотрудничеству в
области
машиностроения
|
2005 -
2010 гг.
|
Повышение наукоемкости
национального
производства за счет
перспективных
технологических
разработок,
диверсификации
структуры экономики
|
|
|
III-9
|
Подготовка и
реализация мер,
направленных на
снижение поставок
сырья и наращивание
выпуска экспортно -
ориентированной
продукции за счет
увеличения степени его
переработки
|
Национальные
экономические
ведомства,
министерства
промышленности,
Межгосударственный
совет по
сотрудничеству в
области
машиностроения
|
2005 -
2010 гг.
|
Повышение эффективности
использования сырьевых
ресурсов, реализация
естественных
преимуществ СНГ, в т.ч.
значительных объемов
сельскохозяйственных
угодий. Развитие
современных систем
субконтрактации в целях
исключения наметившейся
тенденции к
реанимированию
"натурального
хозяйства" в
национальных компаниях,
где доля собственного
производства превышает
70% при мировой норме
не более 25%
|
Азербайджанская
Республика
предлагает
исключить
подпункт
|
|
IV. Продвижение конкурентоспособной продукции
государств-участников СНГ на рынки третьих стран
|
|
IV-1
|
Реализация имеющихся
конкурентных
преимуществ на мировом
рынке:
- согласование видов
экспортно -
ориентированной
продукции и мер по ее
продвижению на
соответствующие рынки,
прежде всего
машиностроительной и
продукции
агропромышленного
комплекса;
- расширение
кооперационных связей
экспортно -
ориентированных
хозяйствующих
субъектов государств -
участников СНГ, прежде
всего
машиностроительного
комплекса;
- взаимное
согласование и
совместная реализация
мероприятий по
поддержке экспорта
промышленной
продукции, включая
механизмы гарантийной,
финансовой и другой
поддержки
производителей и
экспортеров
|
Национальные
министерства
торговли,
промышленности,
торговые
представительства и
аппараты
экономических
советников при
посольствах
государств -
участников СНГ,
Ресурсэкспертиза
|
2005 -
2007 гг.
2005 г.
|
Полномасштабное
использование
накопленного
экспортного потенциала,
исключение потерь от
взаимной конкуренции,
изменение неэффективной
структуры экспорта,
существенное увеличение
в ней доли готовой
конкурентоспособной
продукции
|
|
|
IV-2
|
Реализация
скоординированных мер
по:
- согласованному
участию в
модернизации,
расширении и
реконструкции
хозяйственных
объектов, построенных
ранее при техническом
содействии СССР;
- совместной
организации
экономического и
научно-технического
сотрудничества в
рамках
межправительственных
соглашений с
зарубежными странами в
области осуществления
новых крупномасштабных
проектов на их
территории
|
Национальные
министерства,
торговые
представительства
государств -
участников СНГ
|
2005 -
2010 гг.
|
Создание оптимальных
условий для реализации
совместных проектов по
выпуску
конкурентоспособной
продукции
|
Республика
Армения
предлагает
исключить
подпункт
|
|
V. Организационно обеспечивающие меры (Азербайджанская
Республика предлагает исключить раздел)
|
|
V-1
|
Развитие выставочно -
ярмарочной
деятельности:
- проведение
межгосударственных
специализированных
выставок промышленной
и сельскохозяйственной
продукции государств -
участников СНГ, с
осуществлением
консалтинговых услуг;
- создание постоянно
действующих выставок
(выставочно -
коммерческих центров)
государств-участников
СНГ в их столицах (в
т.ч. в г. Москве на
территории
Всероссийского
выставочного центра);
- совместное участие
государств-участников
СНГ в международных
выставках и ярмарках;
- согласование
льготных тарифов
предоставления
выставочных площадей,
исключения таможенных
пошлин к
экспозиционным
материалам,
формирования в
выставочных центрах
экономических
мини-зон;
- организация
постоянно действующей
выставки государств -
участников СНГ в
международном центре
"Национальный
производитель" и его
филиалах
|
Межгосударственный
совет по
выставочно -
ярмарочной
деятельности СНГ,
органы отраслевого
сотрудничества
Торговый дом СНГ
|
Один раз
в два года
Постоянно
|
Демонстрация
возможностей
экономического
производственного и
торгового потенциала
государств-участников
СНГ
Снижение совокупных
затрат
|
|
|
V-2
|
Комплексное
информационное
обеспечение
внешнеторговой
деятельности
хозяйствующих
субъектов государств -
участников СНГ на базе
ускоренного
формирования в
соответствии с
утвержденной СГП СНГ
29 ноября 2001 г.Межгосударственной программой создания сети информационно - маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 2005 года (997_375)
(2)
с возложением
на Координационный
совет задач
информирования:
- о новых товарах и
услугах, производимых
государствами -
участниками СНГ;
- о характеристиках
экспортного
потенциала, целевых
рынках товаров, сырья
и услуг, ценах на
выпускаемую продукцию,
главных товарных
потоках в Содружестве;
- об услугах,
предлагаемых
товаропроизводителями,
транспортными и
выставочно-ярмарочными
организациями,
банковской и
инвестиционной
сферами,
информационными бюро,
маркетинговыми
центрами, торговыми
домами, складами,
таможенными брокерами
и другими объектами
инфраструктуры,
действующими в сфере
продвижения экспорта в
государствах -
участниках СНГ;
- о качестве продукции
и услуг, их
соответствии
международным
требованиям;
- об условиях
конкурсного отбора на
конкурентной основе
товаров для их
продвижения на рынки
третьих стран;
- о законодательных
условиях юридической и
институциональной
поддержки экспортеров,
их партнеров и
инвесторов;
- о законодательстве,
документации и
процедурах его
применения в налоговых
и таможенных сферах, а
также в области
создания и
функционирования
совместных, дочерних
предприятий и филиалов
в рамках СНГ;
- о структуре спроса и
предложения услуг,
производимых в
государствах -
участниках СНГ и
странах дальнего
зарубежья;
- об импортерах и
дистрибьюторах,
заинтересованных в
продвижении и закупке
товаров из
государств-участников
СНГ;
- о выставках и
ярмарках, проведение
которых планируется на
перспективу
|
Координационный
совет государств -
участников СНГ по
информатизации при
Региональном
содружестве в
области связи,
национальные
государственные
заказчики в составе
Рабочей группы по
разработке и
реализации Комплекса
мероприятий, Деловой
центр экономического
развития СНГ,
Ресурсэкспертиза,
Межгосударственный
совет по
стандартизации,
метрологии и
сертификации
|
Постоянно
|
Развитие информационной
базы внутрирегиональной
торговли и кооперации
|
|
|
V-3
|
Создание
транснациональных
радио- и телепередач
об отечественных
производителях
|
Межгосударственная
телерадиокомпания
"Мир"
|
2005 -
2010 гг.
|
Создание условий для
информирования
населения стран о
товарах и услугах,
выпускаемых и
предоставляемых
производителями из
государств-участников
СНГ, проблемах
структурной перестройки
экономики, становления
режима свободной
торговли, развития всей
инфраструктуры,
повышающей
конкурентоспособность
товаров государств -
участников СНГ
|
|
|
V-4
|
Подготовка предложений
по упрощению
механизмов расчетов и
переводов между
хозяйствующими
субъектами во взаимной
торговле государств -
участников СНГ
|
Межгосбанк,
Межгосударственный
валютный комитет,
центральные
(национальные) банки
государств
Содружества
|
2006 -
2010 гг.
|
Увеличение объемов
торговли, снижение
операционных издержек
по экспортно-импортным
операциям в рамках СНГ
|
|
|
V-5
|
Содействие реализации
инвестиционных
проектов, нацеленных
на развитие
производственной базы
для выпуска
экспортно -
ориентированных
товаров и услуг:
- сравнительный анализ
выпускаемой продукции,
научных и технических
разработок с лучшими
мировыми образцами;
- обмен информацией об
отраслевых
инвестиционных
проектах,
разрабатываемых и
реализуемых в
государствах -
участниках СНГ;
- формирование в
государствах -
участниках СНГ
благоприятного
инвестиционного
климата для проведения
подобных проектов
|
Национальные
министерства
экономики и
промышленности
|
2005 -
2010 гг.
|
Создание условий для
реализации совместных
проектов по выпуску
конкурентоспособной
продукции, переход к
промышленно -
инвестиционной
интеграции с третьими
странами
|
|
|
V-6
|
Активизация
деятельности торговых
представительств,
торгово-экономических
отделов посольств,
представительств
торгово-промышленных
палат государств -
участников СНГ в
странах дальнего
зарубежья в части:
- оказания содействия
по продвижению товаров
на внутренние и
внешние рынки СНГ;
- налаживания деловых
контактов,
консультирования по
вопросам
законодательства и
торговой политики за
рубежом;
- своевременного
оповещения
заинтересованных
компаний о проводимых
выставках, ярмарках,
тендерах и других
мероприятиях, на
которых целесообразно
представительство
предприятий из
государств -
участников СНГ
|
Министерства
иностранных дел,
торговли,
посольства,
торговые
представительства
государств -
участников СНГ
|
2005 -
2010 гг.
|
Налаживание
систематического обмена
торговой и научно -
технической информацией
в целях продвижения на
новые рынки и
сохранения позиций в
традиционных торговых
нишах
|
|
|
V-7
|
Обмен информацией
государств-участников
СНГ по вопросам
вступления в ВТО, в
том числе путем
консультаций с
привлечением экспертов
Секретариата ВТО и
ЮНКТАД
|
Исполнительный
комитет СНГ,
национальные
министерства
|
2005 -
2010 гг.
|
Создание максимально
льготных условий для
национальных
экспортеров товаров и
услуг
|
|
|
V-8
|
Проведение научно -
практических
конференций и форумов
по актуальным
проблемам продвижения
товаров, услуг и
капиталов на рынки СНГ
и стран дальнего
зарубежья
|
Экономический совет
СНГ, Исполнительный
комитет СНГ,
межгосударственные и
межправительственные
советы (органы) СНГ
|
Ежегодно
|
Обсуждение насущных
проблем и выработка
рекомендаций по
способам их решения
|
|
(1) Карнет АТА (995_428)
- международный таможенный документ о временном ввозе товаров, приравниваемый к таможенной декларации для целей таможенного оформления при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза, позволяющий идентифицировать товары и используемый в качестве международно действующей гарантии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.
(2) Участие Республики Молдова в Межгосударственной программе создания сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки государств-участников СНГ на период до 2005 года (997_375)
затруднено из-за отсутствия финансовых ресурсов и механизма реализации.