Комплексный порядок

ведения электронной базы данных Тарифного руководства N 4

Утвержден
на тридцать шестом заседании
Совета по железнодорожному
транспорту
1 октября 2003 года
1. Введение
Документ "Комплексный порядок ведения электронной базы данных Тарифного руководства N 4" устанавливает порядок взаимодействия железнодорожных администраций, Информационно-вычислительного центра железнодорожных администраций и Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества при ведении электронной базы данных Тарифного руководства N 4 и внесении в нее изменений.
2. Термины и определения
Автоматизированная система ведения ЭБД ТР4 (АС ЭБД ТР4) - совокупность организационных, программных и технологических средств, обеспечивающих автоматизированное ведение баз данных Тарифного руководства N 4 на уровнях ИВЦ ЖА и железнодорожных администраций.
Заявка на внесение изменений в ЭБД ТР4 (ЗАЯВКА) - формализованный документ на бумажном носителе, издаваемый железнодорожной администрацией на основе НРД.
Нормативно-распорядительный документ (НРД) - документ, издаваемый железнодорожными администрациями в соответствии с внутренними правилами и объявляющий об изменениях в Тарифном руководстве N 4.
Нормативно-распорядительный документ является основанием для изменения Тарифного руководства N 4.
Сборник изменений к Тарифному руководству N 4 (СБ ТР4) - официальное издание, содержащее информацию об изменениях в книгах ТР4, произошедших за определенный период времени.
Тарифное руководство N 4 (ТР4) - официальное издание, через которое железнодорожные администрации информируют пользователей об объектах железных дорог, участвующих в обеспечении их потребностей услугами железнодорожного транспорта. Тарифное руководство N 4 состоит из трех книг.
Электронная база данных Тарифного руководства N 4 (ЭБД ТР4) - база данных, содержащая актуальную информацию книг Тарифного руководства N 4 и включающая все изменения.
Электронная база данных Тарифного руководства N 4 первого уровня (ЭБД ТР4-1) - межгосударственная база данных, служащая для обмена актуальной информацией между железнодорожными администрациями через ИВЦ ЖА.
Электронная база данных Тарифного руководства N 4 второго уровня (ЭБД ТР4-2) - электронная база данных Тарифного руководства N 4 железнодорожных администраций, являющаяся копией ЭБД ТР4-1.
Эталонная база данных Тарифного руководства N 4 (ЭБД ТР4 ЭТ) - экземпляр ЭБД ТР4-1, зафиксированный на определенную дату.
Электронные нормативно-распорядительные документы (ЭНРД) - текстовые файлы, созданные на основе НРД.
3. Основные положения
АС ЭБД ТР4 предназначена для предоставления пользователям актуальной и достоверной информации по Тарифному руководству N 4.
Пользователями системы являются железнодорожные администрации и их структурные подразделения.
Информация системы предоставляется для:
- использования при решении задач АСУ железнодорожного транспорта. В этом случае выходная информация системы предоставляется пользователям в виде, приспособленном для ее дальнейшей электронной обработки;
- информационно-справочного обслуживания пользователей;
- автоматизированного формирования оригинал-макетов книг Тарифного руководства N 4;
- автоматизированного формирования оригинал-макетов сборников изменений к Тарифному руководству N 4.
Информация ЭБД ТР4, содержащая актуальные данные, является основой для официального издания книг Тарифного руководства N 4.
4. Организационная структура
Структура АС ЭБД ТР4 организационно подразделяется на два уровня:
Первый уровень:
- Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
- Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций.
Второй уровень:
- Железнодорожная администрация;
- Пользователи.
Организационная структура АС ЭБД ТР4 представлена на рис. 1.
5. Порядок подготовки и внесения изменений в ЭБД ТР4
5.1. Подготовка НРД для внесения изменений в ЭБД ТР4 производится в соответствии с внутренними правилами и законодательством, действующими в каждом государстве, и соглашениями, участниками которых являются железнодорожные администрации.
Нормативно-распорядительный документ, на основании которого корректируется ЭБД ТР4, вступает в силу после его издания железнодорожной администрацией.
Объявление об изменении межгосударственных пограничных переходов осуществляется железнодорожной администрацией не позднее чем за полтора месяца до ввода его в действие.
5.2. Внесение изменений в ЭБД ТР4 производится на основании следующих двух документов:
- заявки на изменение, передаваемой на бумажном носителе в ЦСЖТ и в ИВЦ ЖА;
- ЭНРД, передаваемого в виде текстового файла в ИВЦ ЖА.
Заявка и ЭНРД формируются системой автоматически на основании НРД.
Передача осуществляется не позднее 5-ти суток с момента издания НРД.
5.3. Заявка и ЭНРД, поступившие в ИВЦ ЖА, обрабатываются в течение 5-ти календарных дней с момента их получения. Подтверждение результата обработки передается железнодорожным администрациям.
5.4. ИВЦ ЖА передает 1-го и 15-го числа каждого месяца сводный ЭНРД железнодорожным администрациям.
Сводный ЭНРД формируется в ИВЦ ЖА на основании ЭНРД, поступивших от железнодорожных администраций.
Взаимодействие железнодорожных администраций и ИВЦ ЖА приведено на рис. 2.
5.5. Взаимодействие железнодорожных администраций и ИВЦ ЖА осуществляется в трех режимах:
- основном;
- регламентном;
- запросном.
В основном режиме производится корректировка ЭБД ТР4-2 на основании сводного ЭНРД, полученного из ИВЦ ЖА.
Актуализация ЭБД ТР4-2 осуществляется по состоянию на 1-ое и 15-ое число каждого месяца.
В регламентном режиме железнодорожным администрациям передается полная копия эталонной ЭБД ТР4 один раз в квартал по состоянию на первое число месяца, следующего за отчетным кварталом.
В запросном режиме предусмотрена возможность обращения к ЭБД ТР4-1 по стандартным запросам, определенным технологической документацией.
Схема взаимодействия первого и второго уровней приведена на рис. 3.
6. Функции и ответственность организаций
В процессе ведения АС ЭБД ТР4 организации выполняют следующие функции и несут ответственность:
6.1. Дирекция Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества:
- координирует деятельность организаций, участвующих в ведении АС ЭБД ТР4;
- получает, регистрирует, ведет учет заявок на внесение изменений;
- организует переиздание книг Тарифного руководства N 4;
- организует подготовку документов, требующих утверждения Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества;
- решает спорные ситуации, возникающие в процессе ведения АС ЭБД ТР4.
6.2. Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций:
- своевременно корректирует ЭБД ТР4 на основании полученных от железнодорожных администраций электронных нормативно-распорядительных документов и заявок на бумажном носителе;
- информирует железнодорожные администрации и Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества о выполненных корректировках;
- обеспечивает поддержание ЭБД ТР4 в актуальном состоянии;
- обеспечивает хранение эталонных копий ЭБД ТР4;
- подготавливает макеты для издания книг Тарифного руководства N 4;
- подготавливает макеты для издания сборников изменений к Тарифному руководству N 4;
- обеспечивает организационно-методическое единство при взаимодействии железнодорожных администраций в процессе работы АС ЭБД ТР4;
осуществляет поставку версий программного обеспечения АС ЭБД ТР4 железнодорожным администрациям, полученных от разработчиков.
6.3. Железнодорожная администрация:
- осуществляет подготовку и публикацию нормативно-распорядительных документов;
- издает сборники изменений к Тарифному руководству N 4;
- издает книги Тарифного руководства N 4;
- обеспечивает формирование и ведение ЭБД ТР4-2;
- обеспечивает контроль достоверности электронных нормативно-распорядительных документов;
- обеспечивает своевременную передачу заявок в ИВЦ ЖА и ЦСЖТ;
- обеспечивает своевременную передачу ЭНРД в ИВЦ ЖА;
- обеспечивает своевременный прием данных от ИВЦ ЖА и актуализацию на их основе ЭБД ТР4-2.
6.4. Главный вычислительный центр МПС России:
- осуществляет сопровождение и доработку технологического и программного обеспечения АС ЭБД ТР4 по замечаниям пользователей на основании существующей системы финансирования.
---------------- -  -----------------------
|Первый уровень| |  |   Дирекция Совета   |
|              | |  | по железнодорожному |
|              | |  |     транспорту      |
|              | |  |государств-участников|
|              | |  |     Содружества     |
|              | |  -----------------------
|              | |   /\           /\
|              | <    |            |
|              | |    |           \/
|              | |    |------------------------------
|              | |    ||Информационно-вычислительный|
|              | |    ||   центр железнодорожных    |
|              | |    ||       администраций        |
|              | |    |------------------------------
|              | |    |            /\
---------------- -    |             |
                     \/            \/
---------------- -  -----------------------------------------
|Второй уровень| |  |     Железнодорожные администрации     |
|              | |  -----------------------------------------
|              | |       /\              /\              /\
|              | <        |               |               |
|              | |       \/              \/              \/
|              | | --------------  --------------  --------------
|              | | |Пользователи|  |Пользователи|  |Пользователи|
---------------- - --------------  --------------  --------------
Рис. 1.

Организационная структура АС ЭБД ТР4 Схема обмена информацией в АС ЭБД ТР4

-----------------------------------------------------------------------
|                             ИВЦ ЖА                                  |
|                                                                     |
|                                                                     |
|-----------<------------------------------              -------------|
||СУБД DB2 |   Внесение   |   Подготовка  |<------------>|  СУБД DB2 ||
||         |изменений всех|   и передача  |   Контроль   |           ||
||         |администраций |   изменений   |изменений всех|           ||
||ЭБД ТР4-1|<-------------|               |администраций |Контрольная||
||         |------------->|               |<------------>| ЭБД ТР4-1 ||
||         |   Передача   |               |              |           ||
||         |изменений всех|               |              |           ||
||         |администраций |               |              |           ||
|------------------------>-----------------              -------------|
-----------------------------------------------------------------------
                                  |/\
                    Передача      | | Передача
                    изменений     | | изменений
                    всех          | | администрации
                    администраций | |
                                 \/ |
-----------------------------------------------------------------------
|-----------<------------------------------              -------------|
||ЭБД ТР4-2|   Внесение   |               |<------------>|Контрольная||
||         |изменений всех|               |Контроль ЭНРД | ЭБД ТР4-2 ||
||         |администраций |               |<------------>|           ||
|-----------<------------------------------              -------------|
|                           /\                                        |
|                            |Подготовка                              |
|                            |ЭНРД                                    |
|                      -------------------------                      |
|                      |         НРД           |                      |
|                      -------------------------                      |
|                                                                     |
|                           АДМИНИСТРАЦИЯ                             |
-----------------------------------------------------------------------
Рис. 2

Схема взаимодействия первого и второго уровней

 1-ый уровень                                       2-ой уровень
--------------                                    ---------------
|            |<-----------------------------------|             |
|            |         Типовая электронная        |             |
|            |         форма нормативно -         |             |
|            |         распорядительного          |             |
|            |         Документа (ЭНРД)           |             |
|            |<-----------------------------------|             |
|            |----------------------------------->|             |
|            |           Актуализация 1           |             |
|            |         и 15 числа месяца          |             |
| ЭБД ТР4-1  |----------------------------------->|  ЭБД ТР4-2  |
|            |<-----------------------------------|             |
|            |               Запрос               |             |
|            |<-----------------------------------|             |
|            |----------------------------------->|             |
|            |               Ответ                |             |
|            |----------------------------------->|             |
|            |----------------------------------->|             |
|            |         Регламентный режим         |             |
|            |       (обновление всей базы        |             |
|            |         один раз в квартал)        |             |
|            |----------------------------------->|             |
--------------                                    ---------------
Рис. 3
Комплексный порядок введен в действие с 01.01.2004 на основании п. 1 решения по п. 8 повестки дня 36-го заседания Совета по железнодорожному транспорту СНГ (Протокол от 01.10.2003).