Решение N 01-1/5-99 Экономического Суда Содружества Независимых Государств
|
(Минск, 20 января 2000 года)
|
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в составе:
председательствующего - и. о. председателя Экономического Суда Симоняна Г.В.,
судей Экономического Суда Апостола Д.Д., Вылкова И.К., Махмудовой Л.Ш., Мирошник В.И., Сарсенбаева А.О., Толибова Х.,
при секретаре Медведевой Т.Е.,
с участием генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г.,
представителя Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств о толковании,
установил:
Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (997_120)
. В обоснование запроса Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств указал на неоднозначное толкование государственными органами применения пункта 1 статьи 2 Соглашения при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим ранее военную службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касаются, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:
1) военнослужащим за период службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик и уволенных из Вооруженных Сил СССР;
2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенных из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства - участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий.
Заслушав судью - докладчика Апостола Д.Д., представителя Совета министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств Стаховского С.Ю. и представителя Министерства обороны Российской Федерации Карпова И.Г., обсудив заключение генерального советника Экономического Суда Прониной М.Г., исследовав имеющиеся в деле документы, - Экономический Суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 31 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года (995_118)
, толкование пункта 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
следует осуществлять исходя из обычного значения содержащихся в нем терминов в их контексте, охватывающем не только текст указанного Соглашения, но и иных взаимосвязанных с ним соглашений.
С этих позиций толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
является специальным Соглашением, заключение которого было предусмотрено статьей 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (997_107)
, установившим ряд общих принципов пенсионного обеспечения граждан, - осуществление такого обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают, учет трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников Соглашения, для установления права на пенсию и др. При этом государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 года исходили из признания того, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
основывалось также на Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (997_021)
.
Принципы сотрудничества государств - участников указанных выше Соглашений по существу были закреплены и конкретизированы в заключенном 15 мая 1992 года специальном Соглашении о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих (997_120)
.
При решении вопросов, касающихся социальных и правовых гарантий военнослужащих, в том числе их пенсионного обеспечения, государствами учитывалось право военнослужащих перевестись для прохождения военной службы или уволиться в запас (отставку) из одного государства Содружества в другое. Кроме того, Соглашение от 14 февраля 1992 года (997_021)
закрепляло за военнослужащими право сохранять гражданство государства - участника Содружества, которое они имели до призыва (поступления) на военную службу, и после увольнения с военной службы право принимать гражданство государства пребывания, остаться на постоянное жительство на его территории или избрать другое место жительства. Реализация указанных выше прав никакими временными рамками не ограничивалась и продолжается в настоящее время.
Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
вступило в силу с момента подписания его государствами: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан, Украиной. 5 сентября 1994 года к Соглашению присоединился Туркменистан. Не подписано Соглашение Азербайджанской Республикой и Грузией.
Закрепив в статье 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренных законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение (997_120)
в статье 2 установило: "В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу". Таким образом, Соглашение установило обязанность государства - участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства.
Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление.
Проведенный Экономическим Судом анализ законодательства бывшего Союза ССР, а также законодательств государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
(Республики Беларусь, Российской Федерации, Республики Казахстан и других), принятого после создания вооруженных сил этих государств, показывает, что нормативные акты ряда государств устанавливают льготный порядок исчисления выслуги лет военнослужащим, проходившим службу в составе Вооруженных Сил бывшего Союза ССР на территории союзных республик, входивших в состав СССР, в особых условиях, в частности, в отдаленных высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями, что соответствует требованиям международной договоренности государств, закрепленной в Соглашении от 15 мая 1992 года.
Вместе с тем Закон Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне от 18 декабря 1992 года, вступивший в силу с 1 января 1993 года, установил новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего Союза ССР не предусматривалось - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года. При этом служба с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере.
Статья 2 упомянутого Закона, кроме того, устанавливает, что "граждане, выехавшие из указанных районов и городов на другое место жительства, подпадающие под действие настоящего Закона и проживающие за пределами территории Республики Казахстан, пользуются льготами, предусмотренными настоящим Законом в соответствии с межгосударственными соглашениями", а статья 21 Закона предусматривает распространение его действия на основании международных соглашений и на иностранных граждан. Таким межгосударственным соглашением является толкуемое Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
.
Статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
содержит лишь общую ссылку на законодательство государства места службы независимо от сроков его принятия. В период подписания государствами - участниками Содружества упомянутых выше Соглашений от 14 февраля 1992 года (997_021)
, 13 марта 1992 года (997_107)
и 15 мая 1992 года (997_120)
соответствующее законодательство во многих государствах еще не было принято. Несмотря на то, что статья 2 Соглашения от 15 мая 1992 года не содержит прямой отсылки к законодательству бывшего Союза СССР, именно оно подлежало применению при решении соответствующих вопросов в период отсутствия национального законодательства.
Экономический Суд считает, что этот вывод подтверждается системным толкованием норм Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
, статья 1 которого прямо указывает на применение законодательства бывшего Союза ССР до принятия государствами законодательных актов по соответствующим вопросам. Такой вывод следует и из положений статьи 2 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (997_107)
, статей 1 и 4 Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года (997_021)
, на которое опиралось Соглашение от 15 мая 1992 года.
Временные рамки принятия государствами соответствующих законодательных актов были определены Соглашением от 14 февраля 1992 года (997_021)
, статья 4 которого устанавливала, что государства - участники Содружества берут на себя обязательство в 1992 году разработать и принять взаимосогласованные законодательные акты о социальной защите военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. Принятие же государствами актов по вопросам пенсионного обеспечения, льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии и т.д. фактически происходило в конце 1992 года, 1993 года и последующих годах.
Исходя из содержания части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
, Суд констатирует, что: 1) принятие 18 декабря 1992 года Республикой Казахстан Закона, устанавливающего льготное исчисление выслуги лет военнослужащим по такому основанию как служба в местностях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года, влечет обязательство государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года применять указанный выше Закон при исчислении выслуги лет военнослужащим, служившим в указанный период на территории, подвергшейся воздействиям ядерных испытаний, и уволившимся из вооруженных сил после вступления в силу указанного Закона; 2) законодательство бывшего Союза ССР, касающееся исчисления выслуги лет военнослужащих, проходивших службу на территориях бывших союзных республик, подлежало применению только при условии отсутствия законодательства государства, в котором военнослужащий проходил службу. С учетом изложенного Экономический Суд констатирует несогласованность с положениями части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года правила части 1 статьи 7 Постановления Совета Министров Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, предусматривающего, что "служба военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных, высокогорных местностях и в местностях с неблагоприятными условиями на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР".
Указанное Постановление было принято 22 сентября 1993 года, введено в действие с 1 февраля 1993 года, когда уже действовал Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года, и в силу части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
выслуга лет военнослужащим, уволенным и реализующим право на пенсионное обеспечение после 1 января 1993 года и проходившим службу в Республике Казахстан, в том числе в указанный в Законе период, подлежит исчислению на основе Закона Республики Казахстан.
Закон Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года подлежит применению к лицам, проходившим службу в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР на территории Республики Казахстан и продолжавшим служить в Вооруженных Силах Республики Казахстан после вступления в силу Закона от 18 декабря 1992 года, уволившимся из них в связи с переездом в другое государство - участник Соглашения (997_120)
либо переведенным на службу в вооруженные силы другого государства - участника.
Норма части 1 статьи 2 Соглашения (997_120)
является отсылочной. В ней идет речь о службе в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 Соглашения. Последняя распространяет установленный порядок пенсионного обеспечения на военнослужащих трех категорий вооруженных сил: 1) вооруженных сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств; 2) Объединенных Вооруженных Сил Содружества и 3) вооруженных сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР. Следовательно, при увольнении военнослужащего после 1 января 1993 года и назначении ему пенсии по месту постоянного жительства его служба в Вооруженных Силах Республики Казахстан, а также в Вооруженных Силах бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества на территории этой республики подлежит зачету в выслугу лет по законодательству Республики Казахстан.
С учетом изложенного Экономический Суд пришел к выводу, что служба на территории Республики Казахстан, в том числе в период вхождения ее в Союз ССР, должна была засчитываться государством, назначающим пенсию, в выслугу лет военнослужащим в порядке, установленном законодательством бывшего Союза ССР лишь в случае, если военнослужащий был уволен из вооруженных сил в период с 15 мая 1992 года по 1 января 1993 года, то есть после подписания Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств (997_120)
и до вступления в силу Закона Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, от 18 декабря 1992 года.
Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
вступило в силу с момента подписания государствами - участниками, и его действие распространяется на отношения по пенсионному обеспечению военнослужащих, уволенных из вооруженных сил после вступления Соглашения в силу.
Поэтому Экономический Суд считает, что положения части 1 статьи 2 Соглашения (997_120)
о порядке исчисления выслуги лет не распространяются на военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил бывшего Союза ССР.
Особые основания для льготного исчисления выслуги лет устанавливаются и законодательством других государств - участников Соглашения (997_120)
(в частности, Республикой Беларусь, Молдовой), которое подлежит применению при назначении пенсии военнослужащим, переведенным в вооруженные силы других государств - участников.
Соглашение от 15 мая 1992 года (997_120)
создает обязательства по пенсионному обеспечению военнослужащих и исчислению при этом выслуги лет за период службы в другом государстве по законодательству последнего, где военнослужащий проходил службу за период такой службы, лишь для государств, подписавших это Соглашение. Такое обязательство не возникает между государствами - участниками Соглашения и государствами, не подписавшими Соглашение, в частности, Азербайджанской Республикой и Грузией.
У государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
, с одной стороны, и государств, не являющихся участниками этого Соглашения, с другой, не возникает взаимного обязательства учитывать срок службы в вооруженных силах этих государств при назначении пенсии военнослужащему.
На основании изложенного, руководствуясь пунктами 5 и 16 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств (997_137)
и пунктами 143 и 148 Регламента Экономического Суда Содружества Независимых Государств (997_234)
,
Экономический Суд решил:
дать по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года (997_120)
:
1. При назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.
2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года (997_120)
, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.
3. Копию Решения направить в Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств, государствам - участникам Содружества Независимых Государств, министерствам обороны и министерствам юстиции государств - участников Содружества Независимых Государств, Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, а также для сведения в Экономический совет Содружества Независимых Государств, Межпарламентскую Ассамблею государств - участников Содружества Независимых Государств, Совет командующих Пограничными войсками государств - участников Содружества Независимых Государств.
4. Настоящее Решение является окончательным и обжалованию не подлежит.
5. Решение подлежит опубликованию в изданиях Содружества и средствах массовой информации государств - участников Соглашения о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года (997_137)
.
|
Председательствующий
Руководитель аппарата
|
Г.В. СИМОНЯН
В.Г. ЗОРИН
|