ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
 
                    П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
 
                            22.04.2002
 
 
     22 апреля 2002  года  Верховный  Суд  Украины  на  совместном
заседании   коллегий  судей,  рассмотрев  по  кассационной  жалобе
Ялтинского   городского   совета    на    постановление    Высшего
хозяйственного суда  Украины от 9 января 2002  года ( sp10/051-1 ) (sp10/051-1)
        
дело    по    иску    Государственного    предприятия    "Крымское
противооползневое    управление"    (Предприятие)   к   Ялтинскому
городскому совету (Горсовет),  при участии третьих лиц на  стороне
ответчика   -   Коммунального  предприятия  "Управление  пляжей  и
береговых сооружений" и Ялтинского городского управления земельных
ресурсов  -  о  признании  недействительными решений от 29 октября
1992 года "О принадлежности  и  использовании  пляжной  полосы  на
территории   Большой  Ялты",  от  27  июня  2000  года  N  35  "Об
утверждении технического отчета по инвентаризации  и  установлению
границ  земельного участка для обслуживания гостиничного комплекса
"Ореанда" по адресу: г. Ялта, Набережная им. Ленина и от 31 января
2001  года  N  38  "Об утверждении проекта отвода границ земельных
участков  КП  "Управление  пляжей  и  береговых  сооружений"   для
обслуживания  пляжей:  Массандровского,  Приморского,  Солнечного,
Дельфин,  а также береговой зоны между пляжами  Солнечный,  пляжем
санатория   "КЧФ"   по  адресу:  г.  Ялта,  на  землях  Ялтинского
городского совета", установил следующее.
 
     Иск в  арбитражный  суд  Автономной  Республики  Крым   (АРК)
Предприятие подало 4 апреля 2001 года.
 
     Заявленные исковые    требования    обоснованы    тем,    что
оспариваемые  решения  противоречат  Декрету  Кабинета   Министров
Украины от  31  декабря  1992  года  N  26-92 ( 26-92 ) (26-92)
         "О перечне
имущественных комплексов государственных предприятий, организаций,
структурных подразделений основного производства, приватизация или
передача  в  аренду   которых   не   допускается",   постановлению
Верховного  Совета Автономной Республики Крым от 26 июня 1992 года
N  110-1   "О   размежевании   государственной   собственности   и
собственности        административно-территориальных        единиц
(коммунальной)"      (rb0110002-92)   и    Законам     Украины  "О
собственности" ( 697-12 ) (697-12)
         и "О предприятиях на Украине" ( 887-12 ) (887-12)
        
(Закон  о  собственности,  Закон  о  предприятиях),  поскольку, по
мнению  Предприятия,  пляжи  и пляжные сооружения береговой полосы
Большой   Ялты   являются   гидротехническими   водохозяйственными
сооружениями  и  относятся  к  государственной,  а не коммунальной
собственности.   В   связи   с   этим   Горсовет  не  имеет  права
распоряжаться ими, в частности передавать их в аренду.
 
     Решением от 21 июня  2002  года  арбитражный  суд  Автономной
Республики Крым в иске отказал.
 
     Постановлением Севастопольского апелляционного хозяйственного
суда от 9 октября 2001 года указанное судебное решение изменено, а
иск  удовлетворен частично:  признаны недействительными решение от
29 октября 1992 года и решение N 38 от  31  января  2001  года.  В
части признания недействительным решения N 35 от 27 июня 2000 года
принят отказ от апелляционной жалобы.
 
     Обжалуемым постановлением Высший  хозяйственный  суд  Украины
указанное постановление оставил без изменений.
 
     В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановления
Высшего хозяйственного суда  Украины  на  основании  неправильного
применения  судом  норм материального права и применения законов и
других  нормативно-правовых  актов,   противоречащих   Конституции
Украины ( 254к/96-ВР ) (254к/96-ВР)
        .
 
     В частности  Горсовет  считает,  что  суды  ошибочно,  вместо
Земельного кодекса  Украины  ( 2768-14 ) (2768-14)
         (ЗК Украины) применили к
спорным правоотношениям    нормы    Водного    кодекса     Украины
( 213/95-ВР  ) (213/95-ВР)
          (ВК  Украины).  Ссылаясь  на  статьи 13,  14,  143
Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) (254к/96-ВР)
         и статью 5 Закона  Украины  "Об
аренде земли"  ( 161-14 ) (161-14)
         (Закон об аренде земли),  по его мнению,
он правомерно выступил  субъектом  права  собственности  на  земли
пляжей   и  пляжных  сооружений  береговой  полосы  Большой  Ялты,
являющиеся его коммунальной собственностью,  так как эти земли  не
переводились  в установленном порядке из категории земель города в
категорию земель водного фонда и  не  принималось  решение  об  их
отнесении к этой категории земель.
 
     Заслушав судью-докладчика  и пояснения представителей сторон,
рассмотрев  и  обсудив  доводы  кассационной  жалобы  и   проверив
материалы  дела,  Верховный Суд Украины считает,  что кассационная
жалоба подлежит удовлетворению на следующих основаниях.
 
     Обжалуемое постановление  мотивировано  тем,  что   пляжи   и
пляжные   сооружения   береговой   полосы  Большой  Ялты  являются
гидротехническими   (берегоукрепляющими   и    противооползневыми)
водохозяйственными  сооружениями,  и  потому  земли  этих объектов
относятся к землям водного  фонда,  порядок  пользования  которыми
регулируется постановлением   Кабинета  Министров  Украины  N  502
( 502-96-п  ) (502-96-п)
          от  13  мая  1996  года  "Об  утверждении   порядка
пользования землями водного фонда".
 
     В связи с этим хозяйственные суды пришли к выводу о том, что,
поскольку    названные    объекты     являются     государственной
собственностью   и   находятся   в  полном  хозяйственном  ведении
Предприятия,  являющегося   водохозяйственной   специализированной
организацией  (со специализированными службами по уходу за водными
объектами,  прибрежными  защитными   полосами,   гидротехническими
сооружениями  и поддержанию их в надлежащем состоянии),  то земли,
на которых  они  расположены,  согласно  статье  85   ВК   Украины
( 213/95-ВР ) (213/95-ВР)
        , должны передаваться в постоянное пользование только
Предприятию,  отсюда  передача  этих  земель   в   аренду   другим
предприятиям и организациям противоречит данному Кодексу.
 
     Указанные выводы  являются  ошибочными  и  сделаны вследствие
неправильного применения судами к спорным  правоотношениям  сторон
норм  материального права и неприменения законов,  непосредственно
их регулирующих.
 
     На дату принятия оспариваемого решения  от  29  октября  1992
года Водный  кодекс  Украины ( 213/95-ВР ) (213/95-ВР)
        ,  на статью 85 которого
сделана ссылка в обжалуемом постановлении, не был принят (дата его
принятия  -  6  июня  1995 года),  а действующий в то время Водный
кодекс УССР аналогичной нормы не  содержал.  В  нем  отсутствовали
также нормы о землях водного фонда.
 
     Таким образом,  до вступления в силу ВК Украины ( 213/95-ВР ) (213/95-ВР)
        
земли гидротехнических  водохозяйственных  сооружений  можно  было
отнести  к  категории  земель  водного  фонда  только на основании
статьи 78 ЗК Украины ( 2768-14 ) (2768-14)
         (от 18 декабря 1990 года). Однако
решение об их отнесении к этой категории земель,  согласно части 4
статьи 2 названного Кодекса,  может осуществить орган, принимающий
решение  о передаче этих земель в собственность или предоставлении
их в пользование.
 
     В соответствии  со  статьями 125,  126 Конституции (Основного
Закона) УССР  ( 888-09  ) (888-09)
          (1978  года)  местные  Советы народных
депутатов в  пределах  своей  компетенции  разрешали  все  вопросы
местного       значения       и      обеспечивали      комплексное
социально-экономическое развитие на своей территории, осуществляли
руководство    предприятиями   (объединениями),   учреждениями   и
организациями,  которые являлись их  коммунальной  собственностью.
Согласно статьям  9,  10 Закона о собственности ( 697-12 ) (697-12)
        ,  земля
является  объектом  права  собственности,  которое  осуществляется
народом  Украины  через  Верховный  Совет  Украины,  а также через
местные Советы народных депутатов.
 
     Статус Горсовета    как    субъекта    права     коммунальной
собственности   и   его   полномочия   относительно  регулирования
земельных отношений были закреплены в статьях 7, 19 Закона Украины
"О  местных  Советах  народных  депутатов Украинской ССР и местном
самоуправлении" ( 533-12 ) (533-12)
         и статьях 3,  4,  8,  10, 19 ЗК Украины
( 2768-14  ) (2768-14)
          (в  редакции  Закона Украины "О внесении изменений и
дополнений в Земельный кодекс Украинской ССР"  от  13  марта  1992
года N  2196-XII  ( 2196-12 ) (2196-12)
        .  Регулирование земельных отношений,
согласно  указанным  нормам  ЗК  Украины,  включало   в   себя   и
распоряжение   землей,   в  частности  -  полномочия  относительно
передачи ее в пользование на условиях аренды, что не противоречило
положениям статьи  4  Закона о собственности ( 697-12 ) (697-12)
        ,  согласно
которой собственник  на  свое  усмотрение  владеет,  пользуется  и
распоряжается принадлежащим ему имуществом.
 
     Во время  рассмотрения  дела  указанные  положения  названных
законодательных актов учтены не были.
 
     Принадлежность земель   береговой  полосы  Большой  Ялты,  на
которой расположены гостиничный комплекс и пляжные  сооружения,  к
землям города определялась согласно статьям 2,  63 действующего на
время принятия оспариваемых решений ЗК Украины ( 2768-14 ) (2768-14)
        .
 
     Эти земли из  категории  земель  города  в  категорию  земель
водного фонда в установленном статьей 2 ЗК  Украины  ( 2768-14  ) (2768-14)
        
порядке    не    переводились.    Кроме   того,   балансодержатель
берегоукрепляющих и противооползневых сооружений  в  установленном
статьями  19,  23  ЗК Украины порядке не оформил право пользования
земельными участками под этими объектами.
 
     Указанное обстоятельство    судам    следовало   учесть   для
разрешения вопроса применения в спорных правоотношениях статьи  30
ЗК Украины ( 2768-14 ) (2768-14)
        .
 
     При разрешении  спора  в части действительности решения от 29
октября 1992 года не было выяснено,  когда у истца возникло  право
на иск и имело ли оно место вообще.
 
     Оспариваемые решения  Горсовета N 35,  которым ЗАО "Гостиница
"Ореанда" переданы в арендное  пользование  земельные  участки  на
территории набережной г.  Ялты, и решение N 38 о передаче в аренду
земельных  участков  для  обслуживания  пляжей  в   г.   Ялте   КП
"Управление  пляжей  и  береговых  сооружений"  приняты  в  период
действия  Конституции  Украины,  нормами   которой   урегулированы
принципиальные основы земельных правоотношений.
 
     В соответствии   со   статьей    13    Конституции    Украины
( 254к/96-ВР   ) (254к/96-ВР)
          права  собственника  на  землю  осуществляют,  в
частности органы местного самоуправления в пределах,  определенных
этой Конституцией.
 
     Согласно статьям  142,  143,  144 Конституции ( 254к/96-ВР ) (254к/96-ВР)
        ,
земля относится к материальной основе местного самоуправления, его
органы   имеют   право   управлять   ею  путем  принятия  решений,
обязательных к исполнению на соответствующей территории.
 
     К полномочиям    относительно     управления     коммунальной
собственностью  относятся  и  полномочия  распоряжаться ею,  в том
числе право передавать ее объекты в  аренду  (статья  3  Закона  о
собственности ( 697-12 ) (697-12)
        ).
 
     Указанные конституционные     нормы     имеют    существенное
юридическое   значение   для   разрешения   вопроса   относительно
действительности указанных решений Горсовета.
 
     В соответствии с частью 1 статьи 60 Закона Украины "О местном
самоуправлении в Украине" ( 280/97-ВР ) (280/97-ВР)
          земля  является  объектом
права коммунальной собственности,  а,  в соответствии с пунктом 34
статьи 26 этого Закона,  к  исключительной  компетенции  городских
советов  относится  разрешение  в  соответствии с законом вопросов
регулирования земельных отношений.  Согласно  пункту  2  статьи  5
Закона об  аренде  земли  ( 161-14  ) (161-14)
        ,  арендодателями  земельных
участков,  находящихся  в  коммунальной  собственности,   являются
органы местного самоуправления.
 
     Изложенное свидетельствует,  что  принятые  по  данному  делу
Высшим хозяйственным судом Украины и Севастопольским апелляционным
хозяйственным  судом постановления и решение арбитражного суда АРК
основываются на неправильном применении норм материальных законов,
регулирующих земельные отношения и спорные правоотношения сторон в
частности,  а потому подлежат отмене,  а дело - передаче на  новое
рассмотрение.
 
     Во время  нового рассмотрения дела хозяйственному суду первой
инстанции  необходимо  учесть  изложенное,  всесторонне  и   полно
выяснить   и   проверить   все  фактические  обстоятельства  дела,
объективно оценить доказательства,  имеющие  юридическое  значение
для  его  рассмотрения  и  разрешения  спора  по сути,  установить
действительные права и обязанности  сторон,  и  в  зависимости  от
установленного  правильно  применить  нормы  материального  права,
регулирующие  спорные  правоотношения,  и   вынести   законное   и
обоснованное судебное решение.
 
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  статьями  111-17 -
111-20 Хозяйственного процессуального кодекса Украины ( 1798-12 ) (1798-12)
        ,
Верховный Суд Украины П О С Т А Н О В И Л:
 
     кассационную жалобу      Ялтинского     городского     совета
удовлетворить;
 
     постановление Высшего хозяйственного суда Украины от 9 января
2002 года   ( sp10/051-1   ) (sp10/051-1)
        ,   постановление   Севастопольского
апелляционного хозяйственного  суда  от  9  октября  2001  года  и
решение  арбитражного  суда  Автономной Республики Крым от 21 июня
2002 года отменить;
 
     дело передать  на  новое  рассмотрение  в  хозяйственный  суд
первой инстанции.
 
     Постановление окончательное и обжалованию не подлежит.