Как  правильно   оформить   документально   продажу   частному
    предпринимателю товара? Если у  частного  предпринимателя  нет
    печати,  достаточно  ли  одной  его  подписи   на    расходных
    документах?

    * * *

    Имеющийся на Украине относительно субъектов  предпринимательс-
кой  деятельности многогранный спектр возможных форм  и  видов  их
хозяйственной деятельности, применение различных систем  налогооб-
ложения, создают целый ряд вопросов возникающих при их  вступлении
в обоюдные гражданско-правовые взаимоотношения. Не последнее место
в редакции нашего журнала занимают вопросы, касающиеся правильного
документального оформления возникающих между различными субъектами
предпринимательской деятельности хозяйственных операций.  Заданный
вопрос казалось бы, не сложный, но если рассмотреть его  глубже  и
учесть возможные варианты документального оформления сделок  между
СПД (при отсрочке платежа, расчет в наличной и безналичной  форме,
расчеты частного  предпринимателя  с  юридическим  или  физическим
лицом,   различные    особенности   торговли   продовольственными,
лекарственными товарами) возникает ряд проблем.
    И так, прежде всего  разберемся,  с  чем  связано  не  желание
частного предпринимателя  соответственно  оформлять  хозяйственные
операции первичными документами. Ведь с целью налогообложения, что
предусмотрено Декретом Кабинета Министров Украины от 26.12.1992 г.
№  13-92   "О  подоходном  налоге"  ( 13-92 )  с   изменениями   и
дополнениями, для определения у частного предпринимателя доходов и
расходов, им на выбор, предлагается два  метода,  один  на  основе
подтверждающих документов, другой без  подтверждающих  документов,
но  соответственно  норм,   предусмотренным  п.  6  Инструкции   о
подоходном  налоге  с  граждан,  утвержденной  приказом  ГНАУ   от
21.04.93 г. (с изменениями и дополнениями). Это позволяет частному
предпринимателю, при отчете  о  своих  расходах  перед  налоговыми
органами  не  применять  подтверждающих  первичных  документов,  и
соответственно   необходимость    правильного    и   всестороннего
оформления  первичных  документов   частного  предпринимателя   не
беспокоит.
    Кроме  того,  Законом  Украины  "О  бухгалтерском   учете    и
финансовой  отчетности  в  Украине"  от  16.07.99  г.  №   996-XIV
( 996-14 ), Положением об упрощенной  форме  бухгалтерского  учета
субъектов малого предпринимательства утвержденного  постановлением
Министерства финансов Украины от 30.09.1998 г.  № 196 ( z0646-98 )
(с  изменениями,  утвержденными  приказом  Министерства   финансов  
Украины от 07.12.2000 г. № 315 ( z0911-00 ),  отмечено, физические   
лица, зарегистрированные  в  установленном  порядке  как  субъекты
предпринимательской деятельности не  обязаны  вести  бухгалтерский
учет   и   составлять   финансовую   отчетность,   это   исключает
необходимость  частному  предпринимателю  заполнять  бухгалтерские
регистры.
    Однако, частный предприниматель (физическое лицо), как субъект
предпринимательской деятельности обязан выполнять требования  всех
законодательных  и  нормативных  документов  регулирующих  правила
ведения   торговли.  Согласно  п.  39  Порядка  занятия   торговой
деятельностью   и   правил   торгового   обслуживания   населения,
утвержденного   постановлением  Кабинета  Министров   Украины   от
08.02.95 г. №  108  ( 108-95-п ),  все  товары   у  хозяйственного
субъекта должны быть  оформлены  соответствующими  подтверждающими
документами.  За  нарушения  правил  торговли,   отсутствия    или
неправильного оформления необходимых расчетных документов, ст. 155
Кодекса   об   административных   правонарушениях    предусмотрено
административное взыскание - штраф от 1 до  10  неналогооблагаемых
минимумов доходов граждан,  при  первом  нарушении;  от  5  до  27
неналогооблагаемых   минимумов  доходов  граждан   при   повторном
нарушении в течении года.
    Таким  образом,  документальное  оформление  закупки  товарно-
материальных ценностей у  частного  предпринимателя  должно  соот-
ветствовать  общим правилам -  оформлением  расчетного  документа,
подтверждающего факт продажи товара, с применением на выбор  либо:
счета-фактуры,   приходных   и  расходных    накладных,    товаро-
транспортных  накладных,  или  же  с  применением  актов  закупки,
договоров купли - продажи, кассовых и  товарных  чеков,  расчетных
квитанций.
    На практике большее число частных предпринимателей работают по
упрощенной системе налогообложения  (фиксированный  налог,  единый
налог), что позволяет им, согласно п. 6 ст. 9  Закона  Украины  "О
применении  регистров   расчетных  операций  в   сфере   торговли,
общественного  питания  и  услуг"  от  01.06.2000  г.  №  1776-III
( 1776-14 ) в редакции от 04.10.2001 г. № 2746-III ( 2746-14 ), не
применять  регистров  расчетных  операций  (РРО,  ранее   кассовых
аппаратов) и расчетных квитанций (РК), если  они  не  осуществляют
продажу  подакцизных  товаров,  при  условии  ведения  книг  учета
доходов  и   расходов   в   порядке,   предусмотренном   Кабинетом
Министров Украины. Для физических лиц, плательщиков единого налога
этот порядок определен  постановлением КМУ ( 1269-2001-п )  № 1269
от 26.09.2001 г.
    Однако,  тем  же  Законом  Украины  "О  применении   регистров
расчетных операций  в  сфере  торговли,  общественного  питания  и
услуг" п. 15 ст. 3, предусмотрена обязательность каждому  субъекту
предпринимательства, по требованию покупателя  товаров  предостав-
лять чек, накладную  или  другой  письменный  документ,  удостове-
ряющий  передачу  права  собственности  на  товары  от  продавца к
покупателю.
    И так, мы пришли к выводу, что частный предприниматель обязан
по требованию покупателя документально оформить продажу  расчетным
документом, а о том, какие обязательные реквизиты должен содержать
этот документ, дает ответ подпункт 14.1.1 Инструкции о  подоходном
налоге с граждан  № 12 ( z0064-93 ),  утвержденной  приказом  ГНАУ
от 21.04.93 г. (с изменениями и дополнениями) - "В целях  устране-
ния  двойного  налогообложения  по   месту   выплаты   доходов  не
удерживается  налог  с граждан,   которые    являются   субъектами
предпринимательской   деятельности,   частными   нотариусами   или
адвокатами,   подтвердили    это   оригиналом   свидетельства    о
государственной регистрации субъекта предпринимательской  деятель-
ности, (о праве на занятие  нотариальной деятельностью, о праве на
занятие адвокатской деятельностью) и которые подтвердили платежным
уведомлением (патентом, свидетельством об уплате  единого  налога)
уплату  авансовых  платежей  подоходного   налога  (фиксированного
размера  подоходного  налога,  единого  налога)".  Как  мы  видим,
требования об обязательном наличии печати на расходных документах,
нет.  Подтверждающий  факт  покупки   товара   и  перехода   права
собственности документ может иметь произвольную форму с обязатель-
ным   указанием  кем (фамилия,  имя,  отчество   продавца,  данные
паспорта,   если  это  физическое  лицо,   если  юридическое  -  №
свидетельства   о  государственной  регистрации,  №  свидетельства
плательщика единого  налога), когда (дата  и место  продажи),  что
(полное наименование проданного товара) и в каком количестве  было
реализовано продукции покупателю.
    На практике механизм  взаимоотношений  при  продаже  продукции
частному  предпринимателю   следующий:  предприятие  -   продавец,
отгружает  продукцию   частному  предпринимателю,   на   стоимость
отгруженной продукции предприятие выписывает  частному  предприни-
мателю   счет - фактуру   или   расходную   накладную.   Продукция
отпускается частному предпринимателю при наличии у него:
    - паспорта или  другого  документа,  удостоверяющего  личность
получателя,
    -  свидетельство  о   государственной   регистрации   субъекта
предпринимательской   деятельности  -   частного   предпринимателя
(физического лица).
    Данные в выше указанных документах фиксируются в  выписываемых
продавцом расчетных  документах  на  отпуск  продукции  (расходной
накладной, товаро-транспортной накладной, счете-фактуре).  Частыми
бывают   случаи,   когда   товар   получает   не    сам    частный
предприниматель,   а   доверенное   лицо.   Напомним,    отпускать
материальные ценности по доверенности запрещено когда:
    -  отсутствуют  требуемые  реквизиты  доверенности  или  когда
доверенность заполнена  с  нарушением  установленного  порядка  ее
заполнения;
    - отсутствует запись о строке  ее  действия  или  когда  строк
действия доверенности уже прошел;
    - имеются неточности, исправления или не читаемые символы;
    -  не  соответствие  подписей,  как  получателя,  так  и   лиц
уполномоченных заверять доверенность;
    - в случаях отсутствия записи в доверенности паспортных данных
получателя  материальных  ценностей  или  не  предъявления  данных
удостоверяющих личность получателя.
    Поэтому  наш  совет,  в  случае  отпуска  продукции   частному
предпринимателю, у которого отсутствует  печать,  отгрузку  товара
проводить непосредственно самому частному предпринимателю, так как
доверенность не заверенная печать, считается выданной с нарушением
установленного порядка ее заполнения.
    Считаем не лишним,  напомнить  о  существовании  постановления
Правления НБУ от  16.10.2001 года № 432 ( z0926-01 ) - "О внесении
изменений в Положение о ведении кассовых операций  в  национальной
валюте в Украине" - сумма расчета наличностью  одного  предприятия
(предпринимателя)  с  другим  предприятием  (предпринимателем)  не
должна превышать 3 тыс. грн. в течение одного дня  по  одному  или
нескольким платежным документам,  эти  требования  также  касаются
расчетов с частными предпринимателями. Платежи сверх установленной
предельной суммы производятся исключительно в безналичном порядке.
Это ограничение не распространяется (не зависимо от  вида  сделки)
на расчеты  предприятий  с  физическими  лицами  -  не  субъектами
предпринимательской деятельности, так же при расчетах  с  частными
предпринимателями,  которые  реализуют  сельхозпродукцию,  которая
согласно Государственного  классификатора  продукции  и  услуг  ГК
016-97, обозначена соответственно кодами 01.11 - 01.42 и 05.00.1 -
05.00.4.
    И последнее, не забывайте что выплата частному предпринимателю
денежных средств за реализованные товары, обязывает предприятие  -
продавца предоставить налоговым органам по месту жительства такого
частного   предпринимателя,  уведомление  (форма  №  2)   в   срок
установленный законом - не позже 20  числа  месяца  следующего  за
последним календарным  днем  отчетного (налогового)  периода.  При
этом  справка  по  форме  № 2  высылается   налоговому  органу   с
уведомлением и этот документ обязательно регистрируется в  журнале
исходящей  корреспонденции  предприятия,  ее  копия  остается   на
предприятии.


------------------------------------------------------------------
"Фiнансова справа"
№ 7-8/02, стр. 43
[01.04.2002]


------------------------------------------------------------------