Неприбыльные  рапортуют: "Расходы - выполнены!"

                  А о доходах - разговор отдельный

------------------------------------------------------------------

    В  "Бухгалтере"   уже   рассматривались   некоторые   проблемы
неприбыльных организаций, связанные с законодательной неурегулиро-
ванностью  отдельных  аспектов  их  деятельности.  {1} Сегодня  мы 
коснемся еще одного вопроса: какими могут  быть  размеры  расходов 
на  содержание   неприбыльной   организации  и,  если   существуют 
соответствующие ограничения, чем может грозить их нарушение?
    Налоговые законы (прежде всего Закон о Прибыли ( 283/97-ВР ) с
его  "обобщающе-классификационным" п.  7.11) не содержат ограниче-
ний, регулирующих названные расходы.  Это означает, что по данному 
вопросу отсутствует единый подход,  который бы следовало применять 
ко всем неприбыльным организациям в целом или хотя бы  к отдельным 
группам, задаваемым абз. "а"- "с" п/п. 7.11.1 Закона о Прибыли.
    Значит, ответ на вопрос о наличии-отсутствии  ограничений  для
расходов на содержание неприбыльной  организации  того  или  иного
вида необходимо искать в том конкретном законе, в  соответствии  с
требованиям и которого создавалась эта организация,- то есть  речь
идет  о   Законах  "О  благотворительности   и   благотворительных
организациях",  "Об объединениях граждан",  "О  профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности" и т. п.
    Обратившись,  например,  к  Закону  "О  благотворительности  и
благотворительных организациях", в ст. 20 {2} читаем:
    "Размер расходов на содержание  благотворительной  организации
не может превышать 20% сметы данной организации в текущем году".
    В связи с процитированным положением чаще всего  спрашивают  о
правильности  исчисления  предельных  20%:  их  нужно  считать  от
планируемой бюджетной суммы или от реальной - уже по  итогам  года
(когда становятся известными истинные доходы-расходы). {3}
    Прямого ответа на поставленный вопрос вы в законодательстве не
найдете.  По нашему мнению, следует вести речь о плановых  цифрах:
при составлении сметы  расходам  на  содержание  благотворительной
организации  нельзя  отводить  более  20%  тех  средств,  которыми
предположительно эта организация сможет распоряжаться в том  году,
на  который  составляется  смета.  Это  логично  с  точки   зрения
возможности преимущественного расходования средств  именно  на  те
цели,  ради   достижения   которых,  собственно,   и   создавалась
благотворительная организация.
    В защиту своего  мнения  о  "плановости"  приведем  цитату  из
Порядка   составления,   рассмотрения,  утверждения   и   основных
требований к исполнению  смет  бюджетных  организаций  (утверждены
Постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228 ( 228-2002-п )):

    "Смета бюджетных учреждений (далее - смета) является  основным
плановым   документом,   предоставляющим   полномочия   бюджетному
учреждению  относительно   получения   доходов   и   осуществления
расходов, определяющим объем и направление средств для  выполнения
бюджетным  учреждением   своих   функций   и   достижения   целей,
определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями". {4}

    Дело в том, что отыскать другое определение понятия "смета"  в
законодательных  или  нормативных  документах  нам   не   удалось.
Поэтому, понимая, что приведенное определение достаточно специаль-
но и лишь в общем  смысловом  плане  подходит  для  нашего случая,  
постараемся  все-таки  выделить  те  важнейшие   моменты,  которые 
будут полезны для наших рассуждений:
    а) смета является плановым документом;
    б) она определяет объем и источники получения доходов, а также
объем и направления расходов;
    в) принимается смета в целом на год.
    Теперь вроде бы все сходится.  Планируя свою  деятельность  на
предстоящий год, благотворительные организации по статье  "расходы
на содержание организации" (хотя может быть  и  несколько  статей,
расписанных более подробно,  но  в  сумме  дающих  туже  величину)
должны  закладывать  на  собственное  содержание  (преимущественно
зарплата работников и начисления на нее, аренда) не более 20%  тех
средств, которые они предполагают получить (плюс остаток  средств,
переходящий из  предыдущих  периодов,  если  он  есть).  Поскольку
документ плановый, то "по жизни", вероятно,  от  предполагавшегося
сметанника будут какие-то отклонения.  И  если  при  этом  реально
истраченные "на себя" средства превысят 20% от реально  полученных
доходов (плюс остаток на начало года) - по  причине  недополучения
каких-то средств, на которые рассчитывали,- но будут в рамках  20%
составленной в свое время сметы, то, по  нашему  мнению,  все-таки
нельзя говорить о нарушении закона (о нарушении  сметы  -  да,  но
анализ причин  срыва  исполнения  доходной  части  -  это  предмет
отдельного рассмотрения).
    Представьте  себе,  что   некая   скромная   благотворительная
организация планирует получить 10 тыс. грн., из которых  потратить
"на себя" собирается 1,5 тыс. грн. Все расходы связаны с зарплатой
единственного работника - руководителя - за весь год и вписываются
в установленные рамки.  Однако доходов за год получено было лишь 6
тыс.  грн.  (скажем,  взносы  учредителей   поступили   в   полном
планируемом объеме, а вот  разовая  помощь  со  стороны  оказалась
меньше предполагавшейся).  Следовательно, "содержательные" расходы
составляют 15% от планировавшейся суммы, подлежащей распределению,
но 25% от реально полученной.  Требования  из  ст.  20  Закона  "О
благотворительности и благотворительных организациях" о  невозмож-
ности "превышать 20 процентов сметы данной  организации  в текущем 
году", по нашему мнению, полностью выполнены.
    Если  же  есть  основания   подозревать,   что   недополучение
запланированных доходов связано с низкой активностью  того  самого
работника, на зарплату которого ушло 1,5 тыс. грн. в год, то  этим
вопросом уже должен заниматься наблюдательный  совет,  персонально
определяемый  учредителями,  которому  как  раз  и   предоставлены
распорядительные и контролирующие функции (см. ст.  17  Закона  "О
благотворительности и благотворительных организациях" в "Бухгалте-
ре" № 3'2002 на с. 5т).
    Кстати, если доходы всё той же  благотворительной  организации
оказались выше запланированных и при этом есть  основания  думать,
что все это, допустим, благодаря стараниям директора, заключившего
со спонсорами и  меценатами  невероятное  количество  договоров  о
благотворительности, то можно выплатить ему и существенную премию.
В таком  случае  следует,  конечно,  пересмотреть  в  определенный
момент  смету   (это   должно   быть   сделано   или    утверждено
соответствующим органом, уполномоченным на то уставом организации)
так, чтобы суммарные "содержательные"  расходы  не  превышали  20%
теперь уже от нового объема сметы.
    Серьезных сомнений в  возможности  пересмотра  сметы  быть  не
должно.  Если  даже  Госбюджет  страны  может  пересматриваться  в
течение года, то почему это не  может  быть  сделано  в  отношении
сметы благотворительной организации -  разумеется,  с  соблюдением
всех   организационных  и   нормативных   условностей?   Позволяет
производить пересмотр сметы бюджетной организации и  упоминавшийся
выше Порядок, утвержденный  Постановлением КМУ от 28.02.2002  г. №
228 (о возможных причинах пересмотра - см. п. 47 Порядка). {5}
    Но вернемся к случаю, когда смета остается первозданной (но не
исполненной в доходной части), а расходы на содержание организации
- меньше 20% от сметы, но больше  20%  от  той  суммы,  которой  в
действительности можно было распоряжаться в  силу  недопоступления
средств.  На  практике  налоговики   при  этом  нередко   пытаются
применить одно из двух наказаний:
    - не признать ту часть "содержательных" расходов,  которая  не
вписалась в 20% от имеющейся в наличии суммы средств, как расходы,
связанные с уставной деятельностью;
    - лишить статуса неприбыльной организации.
    Продолжая  развивать  отстаиваемую  нами  логику  "плановости"
сметы, заметим,  что  в  рассматриваемой  ситуации  оба  наказания
противозаконны.
    Если же все-таки установленная сумма  расходов  на  содержание
благотворительной организации превышает 20%-ный порог уже в  самой
смете  -  то  есть  когда  явно  нарушены   требования  Закона  "О
благотворительности и благотворительных  организациях",-  ситуация
гораздо хуже ( 531/97-ВР ).
    Во-первых, действительно  существует  угроза  непризнания  той
части "содержательных" расходов, которая превысила  законодательно
установленный  барьер.  При  этом  возможно  доначисление  налога,
предусмотренного абз. 1 п/п. 7.11.9 Закона о Прибыли.  {6} И  хотя
прямо это Законом о Прибыли не предусмотрено (а значит,  наверняка
можно спорить о последствиях), играться со сметой таким образом мы
бы не советовали.
    Во-вторых, возможен и второй из приведенных - более  плохой  -
исход.  Порядок   определения  структуры   признака   неприбыльных
учреждений (организаций), утвержденный приказом ГНАУ от 03.07.2000
г. № 355 ( z0451-00 )  {7}  действительно  говорит  об  исключении  
неприбыльной организации или учреждения из Реестра
    "в случае нарушения норм  Закона  Украины  "О  налогообложении
прибыли предприятий" или других законодательных актов".

    При этом,
    "если зарегистрированные неприбыльные учреждения и организации
будут исключены из Реестра неприбыльных организаций и  учреждений,
то денежные средства считаются доходом  и  облагаются  налогом  на
общих   основаниях.  Налогообложение   таких   организаций   будет
осуществляться  с  момента  исключения  из  Реестра   неприбыльных
учреждений и организаций".
    Это  цитата   из   Порядка  определения   структуры   признака
неприбыльных  учреждений  (организаций)  (п.  3).  О  подробностях
такого штрафного налогообложения - см. "Бухгалтер" №  16'2000,  с.
50. Помните, что исключение из Реестра производится только ГНАУ  -
по представлению областных и городских ГНА. Следовательно, процесс
это непростой и не каждый инспектор станет с ним связываться  {8}.
Но это уже  тема  другого  разговора.  Наша  же  задача  -  вообще
предостеречь вас от подобных опасностей,  а  также  очертить  круг
ситуаций,  на  которые  не   должны   распространяться   описанные
неприятности.
    И здесь, увы, нельзя не  упомянуть  фрагмент  консультации  из
"Вестника налоговой службы Украины" № 26/2001:
    "Поскольку   для   общественных   организаций   Законом   ["Об объединениях граждан" от  16.06.92  г.]  № 2460-XII  не  определен
размер расходов на содержание организаций, то размер  расходов  на
содержание общественной организации устанавливается в пределах  20
процентов сметы данной организации в  текущем  году,  то  есть  на
таком  же  уровне,  какой   предусмотрен   для   благотворительных
организаций (ст. 20 Закона Украины от 16.09.97 г. №  531/97-ВР  "О
благотворительности и благотворительных организациях")".
    С какой это стати неприбыльная организация, учрежденная  не  в
соответствии с Законом "О благотворительности и  благотворительных
организациях",  должна  руководствоваться   содержащимся   в   нем
ограничением - авторы консультации, подготовленной при  содействии
Т. Савченко, не сообщают. Мы же от себя заметим, что оснований для
таких самоограничений у общественных организаций нет.
    Соответственно, неприбыльные  организации  других  видов  тоже
должны ориентироваться лишь на те  ограничения,  которые  задаются
специальным   законодательством,  регулирующим   их   создание   и
функционирование.



    {1} См. № 3'2002, с. 30-31. Этот же выпуск,  кстати,  содержал
тематическую подборку  документов,  посвященных  "неприбыльщикам".
Обращаясь  к  ней,  помните,  что  некоторые  из  них  с   момента
публикации уже претерпели изменения (см., например, "Бухгалтер"  №
10-11'2002, с. 23, и № 7'2002, с. 8).
    {2} См. "Бухгалтер" № 3'2002, с. 5т.
    {3} Доходы за год плюс остаток средств на  его  начало  должны
равняться сумме расходов за тот же год плюс остаток на его конец.
    {4} Весьма похожее определение содержалось и  в  действовавшем
до того Порядке, утвержденном Постановлением КМУ от  09.01.2000 г.
№ 17.
    {5}  Пересмотр  сметы  возможен  и  в   другую  сторону  -   с
одновременным урезанием "содержательных" расходов.  Но сделано это
может быть лишь при участии уполномоченного на то органа.  Желание
же налогового инспектора самостоятельно перекроить смету до уровня
реальных доходов с целью уличить благотворительную  организацию  в
нарушении Закона, на наш взгляд, достаточных оснований  под  собой
не имеет.
    {6} Подробнее о деталях уплаты этого налога - см.  "Бухгалтер"
№ 3'2002, с. 30-31.
    {7} См. там же, с. 29т-30т.
    {8} См.  письмо  ГНАУ   от  25.10.2000  г.  №  14158/7/15-1217  
( v4158225-00 ) в "Бухгалтере" № 3'2002 на с. 40т.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 17/02, стр. 44
[01.05.2002]
Александр Ключник

------------------------------------------------------------------