Б/у WWW
                Интернет-сайты в бухгалтерском учете

------------------------------------------------------------------

    Интернет  уверенно   входит   в  украинский   бизнес.   Освоив
электронную почту и вдоволь  набродившись  по  сети,  руководители
предприятий   ощутили   ни   с  чем  не   сравнимую   мощь   этого
коммуникационно-информационного ресурса.  Некоторые из них дозрели
до того, чтобы  самостоятельно  войти  во  всемирную  Web-систему.
Прямой путь туда - создание своего сайта. Заплатив соответствующим
специалистам и фирмам, предприятие получает желаемое: в  Интернете
появляется его собственная страничка.
    Перед главбухом предприятия встает вопрос:  как  классифициро-
вать в учете затраты на создание этого WWW?  Поскольку действующая 
система П(С)БУ на сей  счет  безмолвствует,  а Минфин радовать нас 
официальными разъяснениями не спешит, поищем ответы "на стороне".
    Весьма кстати  лондонский  Постоянный  комитет  по  толкованию
международных    стандартов   издал    интерпретацию   SIС-32  {1}
"Нематериальные активы - издержки на веб-сайт". А так как Закон "О
бухгалтерском учете и финансовой  отчетности в Украине" ( 996-14 )  
{2} привязал  национальные  стандарты  к международным, то и нашим
главбухам не грех прильнуть, так сказать, к истокам.
    Итак, что же разумного (доброго и вечного)  принесла  с  собой
тридцать вторая интерпретация МСБУ?
    Она указала, что прежде всего предприятие  должно  определить,
каким  образом  сайт  будет  генерировать  будущие   экономические
выгоды.   Иными    словами,    руководство    должно    определить
принципиальное назначение сайта.
    Если веб-страничка обслуживает (исключительно или  преимущест-
венно) продвижение  и  рекламу  продукции  и  услуг, то считается, 
что компания не может  продемонстрировать,  как  именно сайт будет 
генерировать доход.  Связано это, очевидно, с тем,  что  рекламные 
выгоды трудно соотносимы с доходами от продаж. Поэтому все затраты 
на  создание  рекламного  сайта  подлежат  списанию в расходы того  
периода,  когда  они  были  понесены. В  системе украинского Плана 
счетов это явно дебет 93-го счета.
    Если же сайт выполняет иные функции, то он может быть  признан
нематериальным активом.  Это, в частности,  касается  предприятий,
ведущих интернет-торговлю.  Для них веб-страничка является  своего
рода виртуальным магазином, где покупатели размещают заказы. Таким
образом, можно говорить о том, что подобные торговые  сайты  имеют
прямое отношение к генерации дохода.
    Признание  интернет-странички  нематериальным  активом   также
имеет свои особенности.
    В жизни WWW-страницы SIС-32 условно  выделяет  следующие  пять
этапов:
    1) стадия планирования;
    2) стадия разработки применения и инфраструктуры;
    3) стадия графического дизайна;
    4) стадия разработки содержания;
    5) операционная стадия.
    Первая  стадия   аналогична   этапу   исследования   {3}  (см.
определение в п. 4 П(С)БУ 8 ( z0750-99 ) в "Бухгалтере" № 1-2'2001
на с. 76), и поэтому все понесенные  расходы  должны  признаваться
расходами отчетного периода.
    Три следующие стадии в основном сопровождаются  капитализацией
затрат в составе стоимости НМА. Эти этапы аналогичны "разработкам"
в понимании П(С)БУ 8 ( z0750-99 ) (см. определение этого термина в
п. 4 Стандарта).  И здесь  для  учета  созданного  сайта  подойдет
сначала счет 154, а после ввода в эксплуатацию - счет 127.
    Правда, и на этих стадиях бывают такие расходы, которые  нужно
списывать  в  периоде  их   осуществления.  В   качестве   примера
интерпретация приводит вознаграждение за  профессиональные  услуги
цифровой фотографии на этапе разработки содержания сайта.  Если на
этих фотографиях изображена продукция предприятия,  то  считается,
что такие расходы понесены в рекламных целях.  Причем списывать их
нужно не в момент, когда фотографии размещены в Интернете, а сразу
в процессе предоставления фотоуслуг.
    На пятой стадии страница считается уже полностью созданной,  и
все расходы, понесенные в связи с ее поддержанием и эксплуатацией,
подлежат отнесению на расходы отчетного периода.  Это не  касается
тех затрат, которые привели к усовершенствованию  сайта  (повысили
его возможности и  сроки  использования),  увеличив  первоначально
ожидаемые  выгоды.  Такие  издержки  по   общему  правилу   должны
увеличить стоимость НМА.
    И последнее. По мнению авторов SIC-32, для веб-странички лучше
всего назначать короткий срок полезного использования.
    В общем, амортизируйте ее по-быстренькому,  раз  хорошие  люди
просят,- и все дела.



    {1} У нас такие документы  именуются  еще  и  "ПКТ",  то  есть
"постоянный комитет по толкованиям".
    {2} См. "Бухгалтер" № 1-2'2001, с. 34.
    {3} О соотношении  понятий  "исследования"  и  "разработки"  в
системе П(С)БУ-МСБУ - см. "Бухгалтер" № 21'2001, с. 39-41.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№ 21/02, стр. 28
[01.06.2002]
Иван Чалый
                                                                                                                                                                                                     
------------------------------------------------------------------