Фиксированный сельскохозяйственный налог: правовые основы,
                    расчет, оформление и учет

------------------------------------------------------------------

                        Не продумал поступок - будь нерешительным,
                                              продумал - действуй.

                                                       Л.Н.Толстой

    Экономические и юридические аспекты налога

    В настоящее время существует несколько альтернативных способов
налогообложения, среди которых и фиксированный  сельскохозяйствен-
ный налог (ФСН). В связи со структурными изменениями в экономике и
социальной жизни нашей страны  производители  сельскохозяйственной
продукции  утратили   конкурентоспособность  на  рынке  и  поэтому
нуждались в особом налогообложении.  В результате был принят Закон
Украины   "О   фиксированном   сельскохозяйственном   налоге"   от
17.12.1998  г.  № 320 ( 320-14 ) (далее - Закон  ФСН),  который  в
значительной мере уменьшил поступление налогов в бюджет, но сыграл
положительную роль в  становлении  аграрного сектора. Данный закон
носит   временный  характер:  он  действует  с  01.01.1999  и   по
01.01.2004 г.  Отмечу, что освещение вопроса уплаты фиксированного
сельхозналога не нашло достаточного освещения в  прессе.  Наверное
по  причине  того,  что  бухгалтера  в  городах  не  могут  иногда
разобраться со своим налогообложением, а  что  касается  села,  то
его, как  всегда, обошли достаточным вниманием.  Хотя сам по  себе
вопрос очень интересный и заслуживает внимания.
    Согласно ст. 1 Закона ФСН  фиксированный  сельскохозяйственный
налог - это налог, который не изменяется в  течение  определенного
Законом ФСН срока и удерживается с единицы земельной площади.
    На сегодня  плательщики  фиксированного  сельскохозяйственного
налога освобождены от уплаты таких обязательных платежей, как:
    - налога на прибыль предприятий;
    - платы (налога) за землю;
    - налога с владельцев транспортных средств и других самоходных
машин и механизмов;
    - коммунального налога;
    - сбора на  геологоразведочные  работы,  выполненные  за  счет
госбюджета;
    - сбора на обязательное социальное страхование;
    -  сбора   на    обязательное    государственное    пенсионное
страхование;
    - платы за приобретение  торгового  патента  на  осуществление
торговой деятельности;
    -  сбора  на  специальное  использование  природных   ресурсов
(соответственно пользованию водой для нужд сельского хозяйства).
   Другие налоги и сборы, которые определены  Законом  Украины  "О
системе налогообложения", уплачиваются на общих  основаниях,  и  к
ним относятся:
    - налог на добавленную стоимость;
    - акцизный сбор;
    - сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
    - рентные платежи;
    - сбор на загрязнение окружающей среды;
    - пошлина;
    - госпошлина;
    - местные налоги и сборы (кроме коммунального налога);
    - налог на дивиденды;
    - налог на репатриацию доходов;
    - подоходный налог;
    -  сбор  на  обязательное  социальное  страхование  на  случай
безработицы;
    - сбор на обязательное социальное страхование  от  несчастного
случая на производстве и т. п.
    К преимуществам данного фиксированного  налога  относится  тот
факт, что его  очень  легко  рассчитать  путем  умножения  площади
сельскохозяйственных земель на ставку ФСН, что в значительной мере
упрощает ведение налогового учета  на  предприятии.  Т.  е.  сумма
налога, подлежащая уплате в бюджет, не  зависит  от  экономических
показателей  сельхозпредприятия,  а  для  государства  это   имеет
существенное    значение,   поскольку   большинство   предприятий-
аграрников   убыточны.  К  тому  же   Закон  о  ФСН  предоставляет
налогоплательщикам  возможность   уплачивать   налог   не   только
средствами, а и в натуральной форме.
    Из этого можно сделать вывод, что данная форма налогообложения
выгодна рентабельным и прибыльным сельским хозяйствам, а  вот  для
убыточных она не подходит.

    Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога

    Ст. 2 Закона о ФСН четко дает определение плательщиков данного
налога. К ним относятся:
    - сельскохозяйственные  предприятия различных  организационно-
правовых форм, которые предусмотрены законами  Украины.  Для  того
чтобы определить принадлежность предприятия к сельскохозяйственно-
му, следует воспользоваться Государственным классификатором  видов
экономической   деятельности  ГК 009-96,   утвержденным   Приказом
Государственного  комитета   по  стандартизации,   методологии   и
сертификации 22.10.1996 г. № 441 ( v0441217-96 ), в соответствии с
которым сельскохозяйственным  предприятиям присвоены  коды  01.1 -
01.4.  Но    независимо    от    классификатора    признаны    как
сельскохозяйственные    товаропроизводители    рыбоводческие     и
рыболовные, включая рыболовецкие,  хозяйства,  которые  занимаются
рыборазведением, выращиванием товарной рыбы, выловом, переработкой
и сбытом собственной рыбопродукции согласно Распоряжению  Кабинета
Министров Украины от 10.05.1999 г. № 391-р ( 391-99-р );
    -  крестьянские  и  другие  хозяйства,   которые    занимаются
выращиванием, переработкой и сбытом сельскохозяйственной продукции
собственного производства;
    - предприятия,  в  которых  сумма,  полученная  от  реализации
сельскохозяйственной  продукции  собственного    производства    и
продуктов ее переработки за предыдущий отчетный налоговый  период,
превышает 50% общей суммы валового дохода предприятия;
    - владельцы земельных участков и землепользователи,  в  т.  ч.
арендаторы,  которые  производят  товарную    сельскохозяйственную
продукцию  (кроме  владельцев  и   землепользователей    земельных
участков, переданных для  ведения  личного  подсобного  хозяйства,
строительства и обслуживания  жилого  дома,  хозяйственных  зданий
(приусадебный  участок),  садоводства,  дачного  строительства,  а
также предоставленных для огородничества, сенокоса и выпаса скота.
    Кроме  того,  постановлением  Кабинета  Министров  Украины  от
23.04.1999 г. № 658 ( 658-99-п ) утверждено  Положение  о  порядке
взимания  и  учета  фиксированного   сельскохозяйственного  налога
(далее - Положение  №  658).   Согласно   п.  1  Положения  №  658
обязательным условием  для  плательщиков  этого  налога   является
наличие сельхозугодий  (пашни,  сенокосов, пастбищ  и  многолетних
насаждений).
    Следовательно,  плательщиком  ФСН  может   быть   только    то
предприятие, которое отвечает хотя бы  одному  из  вышеприведенных
критериев.

    Переход на фиксированный сельхозналог

    Все  субъекты  предпринимательской    деятельности,    которые
согласно ст.  2  Закона  о  ФСН  могут  перейти  на  фиксированный
сельхозналог,  могут  также  остаться  и  на    обычной    системе
налогообложения.  Закон о ФСН не устанавливает обязательность  или
добровольность перехода на фиксированный налог, а  поэтому  вопрос
перехода или неперехода является личным делом сельхозпредприятия.
    В случае когда же налогоплательщик принял решение о  переходе,
то следует знать информацию об общей сумме,  которая  получена  от
реализации  продукции  собственного  производства  за   предыдущий
учетный период.  Когда предприятие только  зарегистрировалось,  то
оно сразу может перейти на уплату фиксированного  сельхозналога  с
момента  регистрации  без  расчетов,  А  что  же   касается    уже
действующего предприятия, то для него учетным периодом согласно п.
11.1 ст. 11 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий"
от 22.05.1997  № 283/97-ВР ( 283/97-ВР ) (далее - Закон о прибыли)
является  период  с  1  января  по  31  декабря  того  же    года.
Следовательно, при переходе следует иметь данные о сумме налога на
прибыль за полный предыдущий год.
    В  соответствии  со  ст.  2  Закона  о  ФСН  для  того,  чтобы
сельхозпредприятие могло уплачивать  фиксированный  налог,  сумма,
полученная  им  от  реализации    сельхозпродукции    собственного
производства и продуктов ее  переработки  за  предыдущий  отчетный
(налоговый) год, должна превышать 50% общей суммы валового  дохода
предприятия.
    П. 1 Положения № 658 добавляет к этому требованию еще  одно  -
наличие сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосов,  пастбищ  и
многолетних насаждений).
    К тому же валовый доход для сельскохозяйственных предприятий -
это сумма выручки от реализации  продукции,  и  проводить  расчеты
требуется именно с нее.
    Также п. 2 Положения № 658 определяет состав  валового  дохода
от  реализации   сельскохозяйственной    продукции    собственного
производства:
    -  стоимость  реализованной   продукции    растениеводства   и
животноводства собственного производства;
    -  стоимость  реализованной  сельскохозяйственной   продукции,
произведенной   из   сельскохозяйственного   сырья    собственного
производства на собственных перерабатывающих предприятиях;
    -  стоимость  реализованной   продукции,   произведенной    из
собственного  сырья  на  давальческих  условиях,  независимо    от
территориального размещения перерабатывающего предприятия;
    - стоимость предоставленных услуг  (услуги  машино-тракторного
парка, строительных и ремонтных бригад, другие услуги),  связанных
с сельскохозяйственным производством.
    Ст.  1   Закона    Украины    "О    стимулировании    развития
сельскохозяйственного производства на период 2001 - 2004 годов" от
18.01.2001  г.  №  2238-III  ( 2238-14 )  гласит,  что   продукция
сельского  хозяйства -  это  продукция,  которая  производится   в
сельском хозяйстве и отвечает кодам 01.11  -  01.42  и  05.00.1  -
05.00.42 Государственного  классификатора  продукции  и  услуг  ГК
016-97.
    Продукцией,  произведенной   из    собственного    сырья    на
давальческих  условиях,  следует  считать    продукцию,    которая
изготовлена  из  сырья,  предоставленного  заказчиком - сельскохо-
зяйственным  предприятием   переработчику    и   принята последним
без получения права собственности на нее и без оплаты ее стоимости
для переработки.
    В случае  если  в  отчетном  году  валовый  доход  плательщика
фиксированного сельхозналога будет  составлять  менее  50%  общего
объема  реализации,  то  со  следующего  года  предприятие   будет
облагаться  налогом  на  общих  основаниях.  Вернуться  к   уплате
фиксированного налога можно будет только через год при  выполнении
всех необходимых требований.
    Следует подчеркнуть, что по-моему мнению, плательщики  единого
налога не могут перейти на  уплату  фиксированного  сельхозналога,
поскольку  в  Указе  Президента  Украины  "Об  упрощенной  системе
налогообложения,   учета    и    отчетности    субъектов    малого
предпринимательства" от 03.07.1998 г. № 727/98 ( 727/98 ) (далее -
Указ об  упрощенной  системе  налогообложения)  сказано  только  о
выручке от реализации и  доходе,  но  этот  доход  не  может  быть
валовым. Следовательно, плательщику единого налога сначала следует
стать плательщиком налога на прибыль, а потом переходить на уплату
фиксированного налога. Хотя в данном вопросе вполне возможна часто
существующая ситуация, когда узкая направленность законодательного
документа приводит  к  неоднозначному  толкованию  норм  "смежных"
законов. Поэтому ГНАУ должна все-таки воспользоваться своим правом
и предоставить налоговое разъяснение по этому вопросу.
    Еще  следует  добавить,  что  при  реорганизации   плательщика
фиксированного  сельхозналога  новообразованные  на  его    основе
предприятия  с  различными  организационно-правовыми  формами,  но
которые  занимаются  производством,  переработкой    или    сбытом
сельскохозяйственной    продукции,    автоматически     становятся
плательщиками фиксированного сельхозналога.
    Для того чтобы предприятие перешло  на  уплату  фиксированного
сельскохозяйственного налога, ему необходимо  подать  заявление  в
налоговый орган.  На практике могут требовать справку  об  объемах
реализации  продукции,  заверенную  руководителем  и   скрепленную
печатью, подписанный бизнес-план  и  выписку  из  Государственного
земельного  кадастра  о  денежной  оценке  земель,  хотя    подача
вышеуказанных документов не  предусмотрена  ни  одним  нормативным
документом,   а    значит    требования    налоговиков    являются
неправомерными.  В  соответствии  с  п.   10    Порядка    расчета
фиксированного сельскохозяйственного налога  и  заполнением  формы
расчета, утвержденного Приказом ГНА Украины от 27.04.1999 г. № 230
( z0289-99 ) (далее - Порядок №  230) после предоставления расчета
ГНИ выдает  справку,  которая   подтверждает   статус  плательщика
фиксированного сельскохозяйственного налога.

    Исчисление фиксированного сельскохозяйственного налога

    Согласно п. 4 и п. 5  Положения  №  658  сумма  фиксированного
сельскохозяйственного  налога  на   текущий    год    определяется
налогоплательщиком, исходя из площади сельскохозяйственных  угодий
и их денежной оценки, проведенной по состоянию на 1 июля 1995 года
в   соответствии    с    Методикой    денежной    оценки    земель
сельскохозяйственного    назначения    и    населенных    пунктов,
утвержденной  Постановлением  Кабинета  Министров    Украины    от
23.03.1995 г.  № 213 ( 213-95-п ) (далее  -  Методика  №  213),  и
ставки фиксированного сельскохозяйственного налога. Следовательно,
объектом  налогообложения  является  площадь  сельскохозяйственных
угодий.
    Предприятия определяют сумму фиксированного сельскохозяйствен-
ного налога на текущий год в порядке и  размерах,  предусмотренных
Законом   о  ФСН   и  подают   расчет  налога  на   всю    площадь
сельскохозяйственных  угодий  в  орган  государственной  налоговой
службы  по месту  своей  регистрации  до 1 февраля  текущего года.
Также предприятие подает расчет фиксированного  сельскохозяйствен-
ного  налога  отдельно  по  каждому  земельному  участку  в  орган
налоговой  службы по месту расположения такого земельного участка.
Если местоположение и место регистрации совпадают, то  в налоговый
орган предоставляется только один расчет.
    Ставка фиксированного сельскохозяйственного  налога  с  одного
гектара сельскохозяйственных угодий составляет:
    0,5% - для пашни, сенокосов и пастбищ;
    0,3% - для многолетних насаждений;
    0,3% - для пашни, сенокосов и пастбищ  в  горных  зонах  и  на
полесских территориях;
    0,1%  -  для  многолетних  насаждений  в  горных  зонах  и  на
полесских территориях.
    Отметим, что объектом налогообложения являются не все земли, а
только указанные выше  сенокосы,  пашни,  пастбища  и  многолетние
насаждения.
    В соответствии с  п.  9  Положения  №  658  к  расчету  налога
включаются также арендованные земли, которые плательщик арендует у
неплательщиков   фиксированного    сельскохозяйственного    налога
(граждане, другие предприятия, советы  местного  самоуправления  и
т. п.).  При этом  договоры  аренды  земли  должны  отвечать  всем
требованиям Закона Украины "Об аренде земли" от  06.10.1998  г.  №
161 ( 161-14 ), т. е.  они  должны  быть  нотариально  заверенными
и зарегистрированными  в  исполнительном комитете совета  народных
депутатов по месту расположения. К тому же налогоплательщик должен
уплачивать арендодателю плату за землю.
    Кроме этого,  Закон  о  ФСП  указывает  на  еще  одно  условие
начисление налога. В случае когда предприятие было создано до 1998
г. у плательщиков  начисленная  в 1997 г.  сумма  налогов и сборов
(от  которых   они   освобождаются   при   уплате   фиксированного
сельскохозяйственного налога) превышает сумму  такого  фиксирован-
ного налога более чем в три  раза,  то к  сумме  налога необходимо
применить следующие коэффициенты: превышение в три-четыре  раза  -
1,5; превышение более чем в четыре раза - 2. Если предприятие было
создано  в  1998  году  или позднее,  то  данные  коэффициенты  не
применяются.
    Цена  площади  земельного    участка    является    достаточно
стабильной, но и здесь возможны нюансы.  Ст. 23 Закона Украины  "О
плате за землю" в редакции  Закона  Украины  от  19.09.1996  г.  №
378/96-ВР ( 378/96-ВР ) (далее - Закон  № 378/96-ВР) говорит,  что
денежная  оценка земельного участка осуществляется Государственным
комитетом  Украины  по  земельным   ресурсам по  Методике  №  213.
Обеспечение  ежегодной   индексации  денежной  оценки   земель   и
доведение   ее  до  ведома   владельцев   земельных   участков   и
землепользователей  предусмотрены  постановлением  Верховной  Рады
Украины  "О  порядке  введения в силу Закона  Украины  "О плате за
землю"   от  19.09.1996  г.  № 379/96-ВР  ( 379/96-ВР ).  Денежная
оценка земельного  участка  ежегодно  по  состоянию  на  1  января
уточняется  на  коэффициент  индексации  порядок  ведения  которой
утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от  12.05.2000
г. № 783 ( 783-2000-п ). Следовательно, для плательщиков земельно-
го налога с установленной денежной оценкой  размер налога ежегодно
меняется в связи с индексацией денежной оценки. Но с фиксированным
сельскохозяйственным  налогом   ситуация   несколько   отличается,
потому что действие Закона о ФСП распространяется на  правоотноше-
ния, которые  возникли  с  01.01.1999  г.,  ставка  фиксированного
сельскохозяйственного налога с 1 га   сельскохозяйственных  угодий
устанавливается в процентах к их денежной оценке,  проведенной  по
состоянию на 1 июля 1995 г.  В соответствии  с  Положением  №  658
сумма  фиксированного сельхозналога на  текущий  год  определяется
налогоплательщиком, исходя из площади сельскохозяйственных  угодий
и их денежной оценки, проведенной по состоянию на 01.07.1995 г.  в
соответствии с Методикой № 213. Действие Закона  №  378/96-ВР  для
плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога  останов-
лено согласно п. 4 ст. 9 Закона о ФСП.  Следовательно,  на  размер
данного  налога  изменение  денежной  оценки  сельскохозяйственных
угодий не влияет.
    Порядок № 230 предусматривает расчет суммы налога за  отчетной
период и осуществляется по формуле:

            Грiл. х 0,5           Гсiн. х 0,5           Гсiн. х 0,5
    Прiл. х ----------- + Псiн. х ----------- + Ппас. х ----------- +
               100                   100                   100

              Гб/н. х 0,3
    + Пб/н. х -----------
                 100


    Плательщики, земельные  площади  которых  относятся  к  горным
зонам и полеским территориям, налог исчисляют по формуле:

            Грiл. х 0,3           Гсiн. х 0,3           Гсiн. х 0,3
    Прiл. х ----------- + Псiн. х ----------- + Ппас. х ----------- +
               100                   100                   100

              Гб/н. х 0,3
    + Пб/н. х -----------,
                 100

    где Прiл., Псiн.,  Ппас.,  Пб/н.  - площадь  пашни, сенокосов,
пастбищ, многолетних насаждений,  которые  принадлежат  налогопла-
тельщику, в т. ч. на условиях аренды;
    Грiл., Гсiн., Гпас., Гб/н. - денежная оценка  пашни, сенокосов,
пастбищ, многолетних насаждений,  рассчитанная  по  вышеупомянутой
методике.

    Уплата фиксированного сельскохозяйственного налога

    Общая сумма налога, указанного  в  расчете,  распределяется  в
установленных размерах между кварталами и уплачивается ежемесячно.
    Ст. 5 Закона о ФСП устанавливает  ежемесячную  уплату  налога,
которая проводится из расчета трети суммы налога, определенной  за
каждый квартал.  При этом раздел годовой суммы налога по кварталам
осуществляется в следующих размерах:
    I квартал - 10%;
    II квартал - 10%;
    III квартал - 50%;
    IV квартал - 30%.
    Плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога  имеют
право на  выбор  формы  его  уплаты:  в  денежной  форме  и/или  в
натуральной  форме  (поставки  сельскохозяйственной    продукции).
Количество сельскохозяйственной продукции, которое поставляется  в
счет  фиксированного  сельхозналога,  определяется    исходя    из
начисленной к уплате в отчетном налоговом году налога и договорной
цены на продукцию (но не ниже биржевой цены за  вычетом  расходов,
связанных с приемом продукции), которая поставляется в счет уплаты
налога, на дату проведения уплаты.
    Поставка  зерна   в    счет    фиксированного    сельхозналога
осуществляется предприятиями в определенные ими по согласованию  с
районной государственной администрацией сроки, но  не  позднее  15
октября - с продукции ранних зерновых культур, до 1  декабря  -  с
продукции поздних  зерновых  и  технических  культур,  а  поставка
продукции животноводства - ежемесячно, но  не  позднее  последнего
дня текущего месяца.  В соответствии с п. 5.1  Закона  Украины  "О
порядке  погашения  обязательств  плательщиков    налогов    перед
бюджетами  и  государственными  целевыми  фондами"  от  21.12.2000 
г. №  2181-III  ( 2181-14 )  (далее  -  Закон  №  2181)  налоговое
обязательство, самостоятельно  определенное  налогоплательщиком  в
налоговой  декларации,  считается  согласованным    с    дня    ее
предоставления.  А в соответствии  с  Законом  о  ФСН  плательщики
данного налога определяют сумму фиксированного  сельскохозяйствен-
ного  налога   на   текущий   год   и   подают   расчет  в   орган
государственной налоговой  службы до 1 февраля  текущего  года. Из
этого  следует,  что  налоговое  обязательство  по  фиксированному
сельскохозяйственному   налогу   считается   согласованным  с  дня
предоставления расчета фиксированного налога  в  налоговый  орган,
т. е. до 1 февраля.
    Базовым  налоговым  (отчетным)  периодом  для   фиксированного
сельскохозяйственного налога является месяц (ст. 5 Закона о ФСН) и
в соответствии с пп. 5.3.1 п. 5.3 ст. 5 и абз. "а"  пп.  4.1.4  п.
4.1 ст. 4 Закона № 2181 фиксированный  сельскохозяйственный  налог
должен уплачиваться ежемесячно в течение 30 календарных дней (20 +
+ 10), следующих за последним днем отчетного (налогового) периода.
    Согласно письмам ГНА Украины от  22.03.2001 г.  № 96/2/18-2010
( v2010225-01 )  и  от  17.05.2001  г.  № 19-1318  ( v19-1225-01 )  
отчетным периодом для плательщиков фиксированного  сельскохозяйст-
венного налога признан также месяц. К  тому же  и Разъяснение  ГНА  
Украины  от 17.05.2001 г.  № 19-1318  говорит,  что  данный  налог  
уплачивается ежемесячно.

    Ответственность за неуплату фиксированного сельхозналога

    Контроль  за  своевременной   уплатой    налога   осуществляют
налоговые  органы.  В  случае  если  в   течение  отчетного   года
плательщик  фиксированного  сельскохозяйственного  налога   самос-
тоятельно выявит ошибки, которые содержатся в поданном им  годовом
расчете, такой плательщик в соответствии с п. 5.1 ст. 5  Закона  №
2181   подает   новый   расчет,   который   содержит  исправленные
показатели.  При  данных  обстоятельствах,  чтобы  избежать  более
значительных  штрафных санкций и админштрафов, необходимо уплатить
сумму недоимки и штраф в размере 10% суммы недоимки.
    За  нарушение  срока   предоставления   налоговой   отчетности
налогоплательщик уплачивает  штраф  в  размере  10  не  облагаемых
налогом минимумов доходов граждан, т. е. 170 грн. за каждое  такое
непредоставление или его задержку  в  соответствии  с  пп.  17.1.1
Закона  №  2181.  Когда  же  плательщик  нарушит   сроки    уплаты
согласованного налогового обязательства, то  он  будет  уплачивать
штраф в соответствии с  пп.  17.1.7  Закона  №  2181  в  следующих
размерах:
    - 10% от суммы согласованного обязательства при задержке до 30
дней;
    - 20% от суммы согласованного обязательства при задержке от 31
до 90 дней;
    - 50% от суммы согласованного обязательства при задержке более
90 дней.
    Начисление  пени  на  сумму  налогового  долга  начинается   в
соответствии с п. "а" пп. 16.1.2 п. 16.1 ст. 16 Закона  №  2181  с
первого  рабочего  дня,  который  следует  за    последним    днем
предельного срока уплаты согласованного налогового обязательства и
заканчивается в соответствии  с пп. 16.3.1  п. 16.3 ст. 16  Закона
№  2181   в   день   принятия    банком,    который    обслуживает
налогоплательщика, платежного поручения на уплату суммы налогового
долга.  В соответствии с пп. 16.4.1 п. 16.4 ст. 16 Закона  №  2181
пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных
санкций при их наличии) из расчета  120%  годовых  учетной  ставки
Национального  банка   Украины,  которая    действует    на   день
возникновения такого налогового долга или на день его погашения, в
зависимости от  того,  какая  из  величин  таких  ставок  является
большей, за каждый календарный день просрочки его уплаты.
    За  непредоставление  или    несвоевременное    предоставление
платежных  поручений  на  перечисление  надлежащего    к    уплате
фиксированного сельскохозяйственного налога руководители и  другие
должностные лица предприятия  несут  административную  ответствен-
ность в виде штрафа от 5 до 10 не  облагаемых  налогом   минимумов
доходов граждан, т. е. 85-170 грн.  За те же действия, совершенные
лицом, которое в течение  года  привлекалось  к  административному
взысканию за аналогичное поручение, штраф накладывается в  размере
от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, т. е.
170-255 грн.  Данная ответственность предусмотрена в ст. 11 Закона
Украины  "О  государственной   налоговой  службе  в  Украине"   от
04.12.1990 г. № 509-ХII ( 509-12 ).
    В  случае  когда   на  предприятии   наступили   форс-мажорные
обстоятельства (стихийное бедствие, пожар и т. п.), и в результате
урожай  полностью  или  частично  уничтожен,  то  Законом  о   ФСН
предусмотрена в данном случае  подача  представления  в  Верховную
Раду АР Крым,  областные,  Киевский  и  Севастопольский  городские
советы, которые на основании протокола заседания  межведомственных
и региональных комиссий по вопросам проведения санации предприятий
агропромышленного  комплекса  по   согласованию  с   Министерством
финансов  Украины  и  Министерством  аграрной  политики    Украины
принимают   решение   о    реструктуризации   (отсрочке)    уплаты
фиксированного сельскохозяйственного налога.
    К представлению должны быть приложены:
    -  акт   обследования   посевных   площадей,    подтверждающий
уничтожение  посевов  сельскохозяйственных  культур  на   площади,
которая превышает 20% сельскохозяйственных угодий;
    - акт, подтверждающий массовое  инфекционное  заболевание  или
потерю   животных,   превышающих   15%   общего    числа    стада,
принадлежащего плательщику. Данная норма относится к плательщикам,
выручка от реализации продукции животноводства которого составляет
не менее 50% общего валового дохода;
    - заключение  областной  комиссии   по   вопросам  техногенно-
экологической безопасности и чрезвычайных ситуации;
    -  справка  из  областного   центра    по    гидрометеорологии
Минэкоресурсов.
    Протоколы заседаний межведомственных и региональных комиссий с
перечнем плательщиков фиксированного сельскохозяйственного налога,
которые  имеют  право  на   реструктуризацию,    направляются    в
Министерство аграрной политики Украины, где они рассматриваются  и
согласовываются с Министерством финансов Украины.  Потом протоколы
передаются  органам  государственной  налоговой  службы  по  месту
регистрации плательщика для  предоставления  отсрочки  при  уплате
фиксированного сельхозналога.

    Бухгалтерский учет  при  начислении  и  уплате  фиксированного
    сельскохозяйственного налога

    Порядок   бухгалтерского    учета    начисления    и    уплаты
фиксированного сельскохозяйственного налога  зависит  от  того,  в
какой форме - денежной  или  натуральной  он  будет  уплачен.  При
денежной  форме  перечисления  отношения  возникают  только  между
плательщиком и  бюджетом,  а  при  натуральной  появляется  третий
субъект правоотношения - заготовительное предприятие.
    Для ведения бухгалтерского учета, в  первую  очередь,  следует
определиться с составом расходов на предприятии.
    В соответствии с  п.  11  П(С)БУ  16  "Расходы",  утвержденным
Приказом Министерства финансов Украины от 31.12.1999 г.  №  318  и
зарегистрированным  в   Министерстве  юстиции  Украины  19.01.2000 
г.  №  27/4248  ( z0027-00 )  (далее -  П(С)БУ  16)  себестоимость
реализованной продукции (работ, услуг) состоит из производственной
себестоимости продукции (работ, услуг),  которая  была реализована
в течение отчетного периода, нераспределенных общепроизводственных
расходов и сверхурочных производственных расходов.
    К тому же  конкретный  перечень  статей  устанавливает  именно
предприятие.  Кроме этого, п.  18  П(С)БУ  16  определено,  что  к
административным  расходам  относятся  налоги,   сборы  и   другие
предусмотренные  законодательством  обязательные  платежи   (кроме
налогов, сборов и  обязательных  платежей,  которые  включаются  в
производственную себестоимость продукции, работ, услуг).
    Из этого  следует,  что  право  принять  решение  о  включении
фиксированного  сельскохозяйственного   налога  в  состав   произ-
водственной себестоимости или отнести в административные   расходы
принадлежит только предприятию.  Но более логическим будет отнести
налог в административные  расходы.  Данный  вопрос  рассмотрим  на
примере  (таблица 1), в котором  использованы  следующие  счета  и
субсчета:
    311 "Текущие счета в национальной валюте";
    6418 "Расчеты по фиксированному сельскохозяйственному налогу";
    791 "Результат основной деятельности";
    92 "Административные расходы".

    Таблица 1. Начисление и уплата фиксированного сельхозналога  в
денежной форме

|---|-----------------------------|------------------|-----------|
| № |      Содержание операции    |Бухгалтерский учет|Сумма, грн.|
|п/п|                             |--------|---------|           |
|   |                             |  Дебет | Кредит  |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 1 |Начислен фиксированный       |   92   |  6418   |    1000   |
|   |сельскохозяйственный налог   |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 2 |Перечислена сумма фиксирован-|  6418  |   311   |    1000   |
|   |ного сельскохозяйственного   |        |         |           |
|   |налога в бюджет денежными    |        |         |           |
|   |средствами                   |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 3 |Списано на финансовые        |   791  |   92    |    1000   |
|   |результаты                   |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|

    Для того чтобы перечислить уплату фиксированного сельхозналога
в  бюджет  в  натуральной  форме,  предприятию  следует  заключить
договора   о    принятии    сельскохозяйственной    продукции    с
заготовительными  предприятиями,  в  которых  должны  определяться
объемы,  сроки  поставки  и  качество  продукции  и  условия    ее
заготовки.  При  этом  плательщики  фиксированного  налога,  когда
поставляют  продукцию  заготовительным  предприятиям,  делают    в
товарно-транспортной   накладной    запись:   "В    счет    уплаты
фиксированного   сельскохозяйственного налога".    Заготовительные
предприятия должны выписать приходную квитанцию,  указывая  вес  и
договорные цены на дату поступления продукции, но не ниже биржевых
цен (за вычетом расходов на прием продукции).
    Следует указать,  что  расходы  на  транспортировку  продукции
заготовительным предприятиям несут налогоплательщики, а расходы по
приему, хранению и  реализации  -  заготовительные  предприятия  с
последующим возмещением таких расходов за счет полученной  выручки
от реализации такой продукции.
    Тарифы согласовываются в соответствующих  районных  государст-
венных администрациях.
    Вся сельскохозяйственная продукция, которая поступила  в  счет
погашения фиксированного сельскохозяйственного налога, реализуется
по   ценам,    согласованным    с    районными    государственными
администрациями, не позднее окончания отчетного  налогового  года.
Покупатели    перечисляют    средства    на    специальный    счет
заготовительного предприятия, на котором аккумулируются  средства,
полученные  от  продажи  продукции,  которая  поступила  в    счет
погашения фиксированного налога.
    До  5  числа  каждого  месяца,   следующего    за    отчетным,
заготовительные   предприятия   и   предприятия    -   плательщики
фиксированного  сельскохозяйственного  налога   составляют    акты
приема-передачи продукции  в  счет  налога,  которые  утверждаются
органами государственной налоговой  службы  до  20  числа  месяца,
следующего за отчетным.
    Данный  вопрос  рассмотрим  на  примере    (таблица    2)    с
использованием следующих счетов и субсчетов:
    21 "Животные на выращивании и откорме";
    27 "Продукция сельскохозяйственного производства";
    377 "Расчеты с другими дебиторами";
    6414 "Расчеты по НДС";
    6418 "Расчеты по фиксированному сельскохозяйственному налогу";
    791 "Результат основной деятельности";
    901 "Себестоимость реализованной готовой продукции";
    92 "Административные расходы".

    Таблица  2.  Начисление  и  уплата  фиксированного  сельскохо-
зяйственного налога в натуральной форме

|---|-----------------------------|------------------|-----------|
| № |      Содержание операции    |Бухгалтерский учет|Сумма, грн.|
|п/п|                             |--------|---------|           |
|   |                             |  Дебет | Кредит  |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 1 |Начислен фиксированный       |   92   |  6418   |   1000    |
|   |сельскохозяйственный налог   |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 2 |В счет уплаты фиксированного |   377  |   701   |   1200    |
|   |сельскохозяйственного налога |        |         |           |
|   |осуществлена поставка        |        |         |           |
|   |сельхозпродукции             |        |         |           |
|   |заготовительному предприятию |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 3 |Начислено налоговое          |   701  |  6414   |    200    |
|   |обязательство по НДС         |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 4 |Отражена себестоимость       |   901  |  21,27  |    900    |
|   |продукции, отгруженной в     |        |         |           |
|   |счет уплаты налога           |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 5 |Осуществлен зачет поставлен- |  6418  |   377   |   1000    |
|   |ной сельскохозяйственной     |        |         |           |
|   |продукции в счет уплаты      |        |         |           |
|   |фиксированного сельско-      |        |         |           |
|   |хозяйственного налога        |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 6 |Списан на финансовый         |   701  |   791   |    900    |
|   |результат доход от реализации|        |         |           |
|   |сельскохозяйственной         |        |         |           |
|   |продукции                    |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|
| 7 |Списана на финансовый        |   791  |   901   |    900    |
|   |результат себестоимость      |        |         |           |
|   |реализации сельскохозяйствен-|        |         |           |
|   |ной продукции                |        |         |           |
|---|-----------------------------|--------|---------|-----------|

    Возврат к общей системе налогообложения

    Законом о ФСН установлено, что если в отчетном периоде валовый
доход от операций  по  реализации  сельскохозяйственной  продукции
собственного производства и продуктов  ее  переработки  составляет
менее 50% общего  объема  реализации,  то  предприятие  уплачивает
налоги  в  последующем  отчетном  периоде  на  общих   основаниях.
Поэтому, я рекомендую плательщикам фиксированного налога постоянно
вести учет валового дохода.
    Перейти на обычную систему налогообложения  плательщик  сможет
только с нового  года,  хотя  в  Законе  о  прибыли  говорится  об
отчетном периоде как год, так и квартал, но само собой разумеется,
что расчеты должны проводиться по итогам за год.
    Для перехода  на  общую  систему  налогообложения  предприятие
должно обратиться в налоговый орган по месту регистрации.

    Вывод

    Эксперимент  с  фиксированным  сельскохозяйственным налогом на
территории Украины действует уже более трех лет  и  зарекомендовал
себя с  лучшей  стороны.  Данный  вид  налогообложения  имеет  ряд
преимуществ по сравнению с общей системой налогообложения,  о  чем
уже  говорилось   ранее.    Эти    преимущества    поняли    много
сельскохозяйственных предприятий и в  настоящее  время  пользуются
ими в полной мере, а те, которые не были с  ними  знакомы,  смогут
оценить их после ознакомления с данной статьей. И хотя Закон о ФСН
носит временный характер, его следует продолжить,  чтобы  и  далее
сельскохозяйственные предприятия, которые стремятся улучшить  свое
финансовое состояние и повысить благосостояние своих работников, а
если мыслить глобально -  то  и  нас  с  вами,  имели  возможность
работать без излишнего давления налогового пресса. На данное время
такой  альтернативный  вид  налогообложения,  как    фиксированный
сельскохозяйственный  налог,  выгоден  как  государству,  так    и
предприятиям аграрного сектора, поскольку государство каждый месяц
получает доход в виде фиксированной суммы налога, а у  предприятий
есть стимул для получения прибыли. Если данный вид налогообложения
будет продолжен, то у сельскохозяйственных предприятий появится не
только надежда, а и уверенность в прибыльности их дела.



------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№ 28/02, стр. 41
[19.07.2002]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------