О проблемных вопросах взимания подоходного налога в Украине

------------------------------------------------------------------

    Внимание  налогоплательщиков  в  последнее  время  все    чаще
обращается  к  Декрету  КМУ   "О  подоходном  налоге  с   граждан"
( 13-92 ), принятому еще 26.12.1992 года.
    В отличие от других  столь  же  "старых"  законов,  в  которые
непрерывно  вносятся  изменения  и  дополнения,  в  Декрет  (а  он
имеет  силу  Закона  в  связи  с  предоставленными Верховной Радой
КМУ  полномочиями  Законом от 19.12.92 г.  № 2885-ХII ( 2885-12 ))
изменения вносились считанные разы.
    Эти изменения не касались некоторых пунктов и статей  Декрета,
имеющих  очень  важное  значение  для  граждан   -    плательщиков
подоходного  налога  и  позволяющих  не  переплачивать  налог   на
законном основании.
    Один  из  таких  моментов  связан  с  понятиями   "минимальная
заработная плата" и  "неналогооблагаемый  минимум".  К  сожалению,
смешение этих двух понятий приводит к путанице и  противоречиям  в
Декрете.
    "Благодарить" за это нужно разработчиков  Декрета,  вставивших
по тексту п. 1 и п. 2 ст. 6  после  слов  "минимальная  заработная
плата" в скобках слова "не  облагаемый  налогом  минимум".  Трудно
сказать, что имел в виду КМУ, вставляя слова в скобках.  Но  в  то
время проблемы не было, она возникла позднее.  В  момент  принятия
Декрета эти два понятия были равнозначны - по 4600 крб., а с  июня
1993 по декабрь 1997 г.  минимальная  зарплата  была  всегда  ниже
необлагаемого минимума.
    Впрочем, в последнее  время  стали  появляться  публикации,  в
которых  доказывается   тождественность    понятий    "минимальная
заработная плата" и "неналогооблагаемый минимум",  основываясь  на
том, что изначально в тексте Декрета (ст. 6) эти  два  понятия  не
разделены.  В этих статьях, хотя и на других основаниях, чем наши,
делается вывод, что подоходный налог должен  браться  не  с  сумм,
превышающих неналогооблагаемый  минимум,  а  с  сумм,  превышающих
минимальную заработную плату.
    В данной статье нами будет рассмотрен один аспект, до сих  пор
практически не освященный в прессе.  Речь идет о  ст.  7  Декрета,
точнее о размере налога,  взимаемого  по  месту  основной  работы.
Возьмем на себя смелость заявить, что с 1 октября 1994 года  и  до
настоящего времени подоходный налог  в  Украине  взимается  не  по
законной  шкале.  Для  обоснования  такого   заявления    придется
рассмотреть хронологию изменений Декрета "О  подоходном  налоге  с
граждан" ( 13-92 ).
    Пунктом 1 ст. 7  Декрета  была  установлена  шкала  исчисления
подоходного налога с граждан по месту основной работы (табл. 1).
    Сразу зафиксируем такой факт:  в  пункт 1 ст. 7  за  все  годы
действия Декрета изменения ни одним Законом не вносились!
    Отметим также, что в соответствии с Законом Украины "О системе
налогообложения"  ( 1251-12 )  (ст. 1)  изменение  ставок  налогов
может быть осуществлено только Законом о налогообложении.

                                                         Таблица 1

              Шкала подоходного налога по Декрету КМУ
             "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 )

|------------------------------------|---------------------------|
|     Розмiр мiсячного сукупного     | Ставки та розмiри податку |
|      оподатковуваного доходу       |                           |
|      (у мiнiмальних мiсячних       |                           |
|         заробiтних платах)         |                           |
|------------------------------------|---------------------------|
| До 1 мiнiмальної заробiтної плати  | Не оподатковується        |
| включно                            |                           |
|------------------------------------|---------------------------|
| Вiд 1 мiнiмальної заробiтної       | 10 процентiв суми, що     |
| плати + 1 крб. до 10 мiнiмальних   | перевищує 1 мiнiмальну    |
| заробiтних плат включно            | заробiтну плату           |
|------------------------------------|---------------------------|
| Вiд 10 мiнiмальних заробiтних      | Податок з 10 мiнiмальних  |
| плат + 1 крб. до 20 мiнiмальних    | заробiтних плат + 20      |
| заробiтних плат включно            | процентiв вiд суми, що    |
|                                    | перевищує 10 мiнiмальних  |
|                                    | заробiтних плат           |
|------------------------------------|---------------------------|
| Вiд 20 мiнiмальних заробiтних      | Податок з 20 мiнiмальних  |
| плат + 1 крб. до 30 мiнiмальних    | заробiтних плат + 35      |
| заробiтних плат включно            | процентiв вiд суми, що    |
|                                    | перевищує 20 мiнiмальних  |
|                                    | заробiтних плат           |
|------------------------------------|---------------------------|
| Понад 30 мiнiмальних заробiтних    | Податок з 30 мiнiмальних  |
| плат                               | заробiтних плат + 50      |
|                                    | процентiв вiд суми, що    |
|                                    | перевищує 30 мiнiмальних  |
|                                    | заробiтних плат           |
|------------------------------------|---------------------------|

    В  условиях  бурной  инфляции  1992  -  1993  г.  естественным
было  регулярно  изменять  размер  минимальной  заработной  платы,
что   и   делалось  Кабинетом  Министров  Украины   (постановления
от  02.06.93  г.  №  392  ( 392-93-п ),   от  30.08.93  г.  №  671
( 671-93-п ),  от  02.12.93 г.  № 974 ( 974-93-п ))  по  поручению
Верховной  Рады  Украины  (постановления от 01.06.93 г. № 3243-ХII
( 3243-12 ), от 27.08.93 г. № 3415-ХII ( 3415-12 ), от 25.11.93 г.
№ 3653-ХII ( 3653-12 ).
    При этом  подоходный  налог  рассчитывался  в  соответствии  с
вышеприведенной шкалой, содержащейся в Декрете.  Так было  до  тех
пор, пока Президент не  издал  13.09.94  г.  Указ  "Об  увеличении
необлагаемого минимума и  ставках  прогрессивного  налогообложения
доходов граждан" ( 519/94 ), п. 2 которого с 01.10.94 г. вводились
новые ставки налогообложения доходов граждан (табл. 2).

                                                         Таблица 2

         Шкала подоходного налога согласно Указу Президента
                   от 13.09.94 г. № 519/94 ( 519/94 )

|------------------------------------|---------------------------|
|  Мiсячний сукупний оподатковуваний | Ставки та розмiри податку |
|     дохiд (у неоподатковуваних     |                           |
|            мiнiмумах)              |                           |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi одного н.м.     | Не оподатковується        |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi вiд 1 н.м. +    | 10 вiдсоткiв вiд суми     |
| 1 крб. до 5 н.м.                   | доходу, що перевищує      |
|                                    | розмiр одного н.м.        |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi вiд 5 н.м. +    | Податок з доходу в розмiрi|
| 1 крб. до 10 н.м.                  | 5 н.м. + 20 вiдсоткiв вiд |
|                                    | суми, що перевищує дохiд  |
|                                    | у розмiрi 5 н.м.          |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi вiд 10 н.м. +   | Податок з доходу в розмiрi|
| 1 крб. до 15 н.м.                  | 10 н.м. + 30 вiдсоткiв вiд|
|                                    | суми, що перевищує дохiд  |
|                                    | у розмiрi 10 н.м.         |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi вiд 15 н.м. +   | Податок з доходу в розмiрi|
| 1 крб. до 25 н.м.                  | 15 н.м. + 40 вiдсоткiв вiд|
|                                    | суми, що перевищує дохiд  |
|                                    | у розмiрi 15 н.м.         |
|------------------------------------|---------------------------|
| З доходу в розмiрi понад 25 н.м.   | Податок з доходу в розмiрi|
|                                    | 25 н.м. + 50 вiдсоткiв вiд|
|                                    | суми, що перевищує дохiд  |
|                                    | у розмiрi 25 н.м.         |
|------------------------------------|---------------------------|

    В дальнейшем шкала была изменена Указом Президента от 21.11.95
№ 1082/95 ( 1082/95 ),  которая действует  и  по  сегодняшний день
(см. табл. 3).

                                                         Таблица 3

        Шкала подоходного налога согласно Указу Президента
                 от 13.09.94 г. № 519/94 ( 519/94 ),
                (с изм., внесенными Указом Президента
                  от 21.11.95 г. № 1082 ( 1082/95 ))

|------------------------------|---------------------------------|
|      Месячный совокупный     |     Ставки и размеры налога     |
| налогооблагаемый доход, грн. |                                 |
|------------------------------|---------------------------------|
| До 17                        | Не облагается налогом           |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 17 до 85                  | 10% с дохода свыше 17 грн.      |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 85 до 170                 | 6,80 грн. + 15% с дохода        |
|                              | свыше 85 грн.                   |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 170 до 1020               | 19,55 грн. + 20% с дохода       |
|                              | свыше 170 грн.                  |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 1020 до 1700              | 189,55 грн. + 30% с дохода      |
|                              | свыше 1020 грн.                 |
|------------------------------|---------------------------------|
| Свыше 1700                   | 393,55 грн. + 40% с дохода      |
|                              | свыше 1700 грн.                 |
|------------------------------|---------------------------------|

    Ставки подоходного  налога  Указами  Президента  Украины  были
установлены  уже  не  в  минимальных  заработных  платах,   а    в
неналогооблагаемых минимумах.  В связи с тем, что длительное время
минимальная  заработная    плата    в    Украине    была    меньше
неналогооблагаемого минимума,  никто  и  не  обращал  внимание  на
такое  нарушение  Декрета  КМУ  "О подоходном  налоге  с  граждан"
( 13-92 )   и   Закона   Украины   "О   системе   налогообложения"
( 1251-12 ).  Но  с  1 января  1998 г.  и  до  настоящего  времени
применение  шкалы подоходного  налога согласно  Указу   Президента
приводит  к  значительной переплате налога по сравнению со шкалой,
содержащейся в Декрете КМУ (табл. 4).

                                                         Таблица 4

        Сравнительная таблица удержанного подоходного налога

|--------|---------------|--------------------------------------------------------------------|
|  Сумма | Согласно Указу|                       Согласно Декрету КМУ                         |
| дохода,|   Президента  |------------|------------|------------|--------------|--------------|
|   грн. | от 21.11.95 г.|с 01.01.98г.|с 01.07.98г.|с 01.01.99г.|с 01.07.2000г.|с 01.01.2002г.|
|        |   № 1082/95   |            |            |            |              |              |
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|      17|         0     |           0|           0|           0|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|      45|      2,80     |           0|           0|           0|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|      55|      3,80     |        1,00|           0|           0|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|      74|      5,70     |        2,90|        1,90|           0|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|      85|      6,80     |        4,00|        3,00|        1,10|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     118|     14,60     |        7,30|        6,30|        4,40|             0|             0|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     170|     19,55     |       12,50|       11,50|        9,60|          5,20|          3,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     300|     45,55     |       25,50|       24,50|       22,60|         18,20|         16,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     450|     75,55     |       40,50|       39,50|       37,50|         33,20|         31,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     550|     95,55     |       60,50|       49,50|       47,60|         43,20|         41,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|     740|    133,55     |       98,50|       87,50|       66,60|         62,20|         60,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|    1020|    189,55     |      172,50|      143,50|      122,60|         90,20|         88,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|    1180|    237,55     |      228,50|      187,50|      126,60|        106,20|        104,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|    1480|    327,55     |      353,00|      292,50|      214,60|        166,20|        142,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|    1700|    393,55     |      463,00|      377,00|      291,60|        210,20|        186,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|
|    2220|    601,55     |      723,00|      637,00|      473,60|        314,20|        290,00|
|--------|---------------|------------|------------|------------|--------------|--------------|

    Повод  для  размышлений  дает  сравнение  второй  и  последней
колонок данной таблицы.
    Для  удобства  расчета  подоходного  налога  с  01.07.2000  г.
согласно  Декрету  КМУ   приводим   таблицу  удержаний  в  гривнях
(табл. 5).
                                                         Таблица 5

          Шкала подоходного налога согласно Декрету КМУ
     "О подоходном налоге с граждан" ( 13-92 ) с 01.01.2002 г.

|------------------------------|---------------------------------|
| Размер месячного совокупного |     Ставки и размеры налога     |
|   налогооблагаемого дохода   |                                 |
|          (в грн.)            |                                 |
|------------------------------|---------------------------------|
| До 140                       | Не облагается налогом           |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 140 до 1400               | 10% суммы, превышающей          |
|                              | 140 грн. (max - 126,00 грн.)    |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 1400 до 2800              | 126,00 грн. + 20% суммы,        |
|                              | превышающей 1400 грн.           |
|                              | (max - 406,00 грн.)             |
|------------------------------|---------------------------------|
| От 2800 до 4200              | 406,00 грн. + 35% суммы,        |
|                              | превышающей 2800 грн.           |
|                              | (max - 896,00 грн.)             |
|------------------------------|---------------------------------|
| Свыше 4200                   | 896,90 грн. + 50% суммы,        |
|                              | превышающей 4200 грн.           |
|------------------------------|---------------------------------|

    Путем несложных подсчетов легко определить,  что  в  настоящее
время шкала подоходного налога, установленная  Указом  Президента,
выгодна  только  тем,  у  кого  месячный  налогооблагаемый   доход
превышает 9175,50 грн.  Действительно, согласно  Указу  Президента
подоходный налог рассчитывается по формуле:

    (S - 1700) х 0,4 + 393,55,

    а согласно Декрету КМУ - по формуле:

    (S - 4200) х 0,5 + 896,00,

    где S - сумма месячного совокупного налогооблагаемого дохода.

    Из равенства результатов расчетов по данным  формулам  находим
граничную сумму заработной платы (S = 9175,50 грн.),  при  которой
подоходный  налог,  взимаемый  по  шкале  Указа   Президента,    и
подоходный налог, взимаемый по шкале Декрета КМУ, будут равны.
    Обращаем  внимание,  что  данная  граничная  заработная  плата
зависит  от  соотношения   между  неналогооблагаемым  минимумом  и
минимальной заработной платой.  Например, в первом полугодии  1998
года она составляла 1361 грн.,  во  втором  полугодии  1998  г.  -
1865,50 грн., в 1999 году - 3499,50 грн., во втором полугодии 2000
года, как сказано выше, - 7283,50 грн.
    Не думаем, что в  Украине  найдется  достаточно  много  людей,
получающих такую зарплату. Таким образом, шкала подоходного налога
установлена  Президентом  не  в  пользу  подавляющего  большинства
граждан. Достаточно лишь признания законности шкалы, установленной
Декретом,  чтобы  буквально  каждый  налогоплательщик  в   Украине
почувствовал облегчение налогового гнета.
    Было  бы  очень  хорошо,  если  бы  Верховная  Рада    Украины
подтвердила такую законность аналогично тому, как она  подтвердила
действенность   положений   Закона   "О  системе  налогообложения"
( 1251-12 ),  приняв Закон  "О порядке установления ставок налогов
и  сборов  (обязательных  платежей),  других  элементов  налоговых
баз, а также льгот по налогообложению"  от  14.10.98 г.  № 171-ХIV
( 171-14 ) и Постановление "О применении нормативно-правовых актов
по вопросам налогообложения  в  Украине" от 24.12.98 г.  № 363-ХIV
( 363-14 ),   которые   оказали   большую  помощь   в   борьбе  за
справедливые права налогоплательщиков.
    По всей видимости, у многих возникнет вопрос: как на  практике
возвратить излишне уплаченный подоходный налог?
    Сразу заметим, что попытки возврата переплаченного подоходного
налога из-за применения шкалы по Указу Президента  Украины  вместо
законной шкалы по Декрету КМУ окончились безуспешно.
    Вся сложность  проблемы  возврата  переплаченного  подоходного
налога заключается в том, что:
    во-первых, плательщиком подоходного налога является физическое
лицо, а его удержание и перечисление налога в бюджет возложены  на
предприятия;
    во-вторых,   ни  в  Декрете  ( 13-92 ),   ни  в  Инструкции  о
подоходном  налоге ( z0064-93 ) не предусмотрен  механизм возврата
переплаченного налога.
    В статье  20 Декрета  и  п. 20  Инструкции  указан  лишь  срок
перерасчета неправильно удержанного налога - не  более  чем  за  3
года до выявления факта неправильного налогообложения.
    Кто именно должен  возвратить  налог  -  налоговый  орган  или
предприятие, - данными нормами не установлено.  По нашему  мнению,
возврат налога может быть осуществлен  как  налоговым  органом  по
итогам года, так и самим предприятием.
    Однозначным будет,  по  всей  видимости,  одно:  необходимость
обращения работника в суд за защитой  своих  прав,  так  как  если
предприятие и пойдет на добровольный возврат  налога  работнику  с
последующим перекладыванием этой проблемы на свои плечи,  то  ГНИ,
без указания вышестоящих органов, - никогда.
    В случае,  если  предприятие  самостоятельно  возместит  налог
работнику и уменьшит на эту сумму очередные платежи по подоходному
налогу, следует ждать в недалеком  будущем  от  налоговых  органов
доначисления неуплаченных сумм и пени, что  вызовет  необходимость
обращения в хозяйственный суд с иском о признании недействительным
такого решения.
    Есть  еще  одна  достаточно  крупная  проблема,   с    которой
сталкиваются  предприятия  при  проверке    налоговыми    органами
правильности исчисления и своевременности  перечисления  в  бюджет
подоходного налога с граждан.  Речь идет, во-первых, об  удержании
подоходного  налога,  а,  во-вторых,  о    взимании    пени    при
несвоевременном перечислении в бюджет подоходного налога с доходов
граждан, предоставленных им в натуральной форме.
    При рассмотрении первого  вопроса  очень  важно:  является  ли
гражданин,  которому  предприятием  предоставляются   материальные
блага, работником данного предприятия. В случае, если гражданин не
является  работником    предприятия,    подоходный    налог    при
предоставлении ему материальных благ, по нашему мнению,  можно  не
удерживать на основании следующих норм Декрета:
    1.  Согласно  ст.  11  раздела  III  Декрета   налогообложению
подлежат доходы граждан, получаемые ими... не  по  месту  основной
работы за выполнение  разовых  и  иных  работ,  осуществляемых  на
основании договоров подряда и иных договоров  гражданско-правового
характера.  Такая формулировка данной статьи позволяет  однозначно
облагать налогом вознаграждение за выполненные работы по договорам
подряда, поручения, комиссии, поставки, хранения, поскольку в этих
случаях очевидно выполнение работ гражданином.  В то же  время  по
договорам  купли-продажи,  мены,  дарения,  имущественного  найма,
займа,  безвозмездного  пользования  имуществом  нет    выполнения
каких-либо работ гражданином, поэтому удержание подоходного налога
в размере 20% у источника выплаты, по нашему мнению, неправомерно.
    2.  Согласно  ст. 12  Декрета  ( 13-92 ) исчисление  и  уплата
подоходного налога с доходов, указанных в ст. 11,  производятся  в
порядке, установленном ст. 10.  Однако ст. 10  Декрета  установлен
порядок удержания  и  перечисления  в  бюджет  налога  с  доходов,
выплачиваемых  только  в  денежной  форме.  Порядок  удержания   и
перечисления предприятием налога с доходов в натуральной форме  ни
данной,  ни  какой-либо  иной  статьей  Декрета  не  регулируется.
Следует также учесть, что ст. 10 запрещена уплата налога с доходов
граждан за счет средств предприятия.
    Таким образом,  при  выплате  дохода  в  натуральной  форме  с
гражданина,  не  являющегося  работником    предприятия,    можно,
руководствуясь  данными  аргументами,  не  удерживать   подоходный
налог.  Достаточно  лишь  направить  в  ГНИ  по  месту  жительства
гражданина справку по ф. 2. Гражданину, получившему  такой  доход,
необходимо  задекларировать  его  в  годовой  декларации   и    по
результатам  пересчета   подоходного  налога   налоговым   органом
(пп. "б" п. 1 ст. 14 Декрета)  доплатить  в  случае  необходимости
налог    в     установленные    сроки.    При    недекларировании,
несвоевременном декларировании или несвоевременной  уплате  налога
граждане несут ответственность в соответствии со ст. 21 Декрета.
    Если  же  гражданин  получает  материальные  блага  по   месту
основной работы, то в этом случае в соответствии со ст. 8  Декрета
подоходный налог взимается в составе совокупного налогооблагаемого
дохода, включающего и доходы в натуральной форме.
    Что касается взыскания пени за несвоевременную уплату  налога,
исчисленного с доходов граждан, полученных в натуральной форме, то
обычно  органы  налоговой  службы  в  актах  проверок  и  решениях
ссылаются на статьи 10 либо 12 Декрета,  в  зависимости  от  того,
является ли гражданин штатным работником проверяемого предприятия.
Статьей 12, в свою очередь, предусмотрено, что налог перечисляется
в бюджет в порядке,  установленном  ст. 10  Декрета.  Однако,  как
отмечено ранее, ст. 10, как и любой  другой  статьей  Декрета,  не
установлен порядок удержания  и  перечисления  налога  с  доходов,
выплачиваемых в натуральной форме.
    Но  если  нет  механизма,  нет  и  оснований  говорить  о  его
нарушении.  Следовательно, взыскание пени за несвоевременное  (?!)
перечисление  в  бюджет  подоходного  налога  с  доходов  граждан,
получаемых ими в натуральной форме, нельзя признать  обоснованным.
По нашему мнению, изложенной аргументацией можно пользоваться  при
оспаривании решений ГНИ по данному вопросу.
    Положительная судебная  практика  уже  имеется (дело № 1/1613,
решение от 29.07.99 г. по которому было принято арбитражным  судом
Запорожской области в пользу предприятия).


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№23/02, стр. 17
[21.06.2002]
Виктор Билюшов
ДП "Запорожаудит-информ", тел.: (0612) 125-155
------------------------------------------------------------------