Сам себе адвокат

------------------------------------------------------------------

    Удерживать  или  не  удерживать подоходный налог с минимальной
зарплаты - 140 грн. (с 01.07.02г. - 165 грн.), как это установлено
п. 1  статьи  7  Декрета  КМУ  "О  подоходном  налоге  с  граждан"
( 13-92 )?
    Вопрос не простой и  давно  уже  перезрел.  С  одной  стороны,
получающих  нищенскую  зарплату   ниже   прожиточного  минимума  -
365 грн.  -  миллионы и,  казалось бы,  брать (драть) с них налог,
сверх установленного Законом (Декретом), грешно и аморально.
    Но, с другой стороны, за счет этих  сверхдекретных  поборов  с
десятков миллионов  нищих  в  бюджет  ежемесячно  поступают  сотни
миллионов гривен.  А с бюджета в первую  очередь,  сытно  кормятся
очень    богатые    и    власть    имущие.    Кроме    собственных
налогоплательщиков, их просто  больше  некому  кормить.  Загранице
надоело, а инопланетяне далеко.  Вот и получается, как  в  старину
говаривали запорожские  казаки:  "Кожен  воює  за  те,  чого  йому
бракує".  Нищие - за десятку к зарплате, а богатые  -  за  власть,
делающую их еще богаче.  Одним других  не  понять.  Одни,  как  за
соломинку,  цепляются  за  Конституцию ( 254к/96-ВР ) и Законы,  а
других вполне устраивает и основополагающий налоговый  принцип  из
"Инструкции" (басни) И. А. Крылова: "Ты  виноват  уж  в  том,  что
хочется мне кушать".
    Хватающимся  за  соломинку  могу  порекомендовать  в    помощь
отдельные нормы действующих законодательных актов Украины.
    Итак:

    1. Декрет  КМУ  "О  подоходном  налоге  с  граждан"  ( 13-92 )
принят 26.12.1992 г.  До настоящего времени  в  статью 7,  пункт 1
которого устанавливает ставки подоходного  налога для  граждан  по
основному месту работы (в зависимости  от  минимальной  зарплаты),
изменения   не    вносились.    Декрет    является    единственным
законодательным актом, имеющим по данному виду налога силу Закона.
Это  подтверждается  Законом  Украины  от  19.12.92  г.,   №  2885
( 2885-12 ), которым Верховная Рада Украины  временно делегировала
свои полномочия Кабмину принимать Декреты, имеющие силу законов.

    2. Основной Закон - Конституция Украины ( 254к/96-ВР ):

    Ст.  75:  "...единственным органом  законодательной  власти  в
Украине является парламент - ВР Украины";
    Ст.  92,  ч.  2.:     "Исключительно     Законами      Украины
устанавливается... система налогообложения, налоги и сборы...";
    Раздел XV "Переходные положения":
    -  п.  1  "Законы  и  другие  нормативные  акты,  принятые  до
вступления  в  силу  Конституции,   действуют    в    части,    не
противоречащей Конституции Украины";
    - п. 4 "Президент Украины в течение трех лет после  вступления
в силу Конституции (с 28.06.96 г.) имеет право издавать одобренные
Кабмином  и  подписанные  Премьер-министром  Украины   Указы    по
экономическим вопросам, не урегулированным законами...".
    Справочно! После 26.06.96 г.  Указы по подоходному  налогу  не
издавались. Указы от 13.09.94г. № 519 ( 519/94 ) и от 21.11.95 г.,
№ 1082 ( 1082/95 ), которыми вводились отличные  от  установленных
Декретом КМУ (Законом) ставки подоходного налога (от необлагаемого
минимума), в соответствии с вышеназванными  статьями  Конституции,
утратили силу с ее принятием, то есть 26.06.96 г. Вопрос налоговых
ставок урегулирован Декретом. Конституционный суд в определении от
21.03.02 г.  отказал  депутатам  ВР  в  открытии  конституционного
производства  по  делу  относительно  соответствия   вышеназванных
указов Конституции  (принятой  20.04.78  г.  и  не  действующей  с
28.06.96 г.).  При этом суд сослался на  неподведомственность  ему
поднятых депутатами  вопросов,  заявив  при  этом,  что  не  может
вмешиваться  в  деятельность  законодательного  органа.    Да    и
действующая Конституция не позволяет никому  устанавливать  ставки
налогов, кроме Верховной Рады, путем  принятия  налоговых  Законов
или внесения изменений в действующие.
    Ст. 8: "В Украине признается и действует принцип  верховенства
права.  Конституция  имеет  наивысшую  юридическую  силу.    Нормы
Конституции являются нормами прямого действия".
    Ст. 19: "Органы  государственной   власти  и  органы  местного
самоуправления обязаны действовать исключительно на  основании,  в
пределах полномочий и в порядке,  предусмотренном  Конституцией  и
Законами  Украины".
    Ст. 60:  "Никто  не  обязан    исполнять    явно    преступные
распоряжения или приказы. За издание и выполнение явно преступного
приказа или распоряжения наступает юридическая ответственность".
    Ст. 67: "Каждый обязан уплачивать налоги и сборы в  порядке  и
размерах, установленных Законом".
    Ст. 43: "Каждый имеет право на зарплату не ниже  установленной
Законом".
    Справочно! При установленной  с  01.07.02 минимальной зарплате
165 грн. после удержания  подоходного налога  (не  по  Декрету)  и
социальных сборов останется только 141,25 грн.  В первом полугодии
при законно  начисленных 140 грн.  к выдаче оставалось 122,50 грн.
А это уже  нарушение не только  Конституции ( 254к/96-ВР ),  но  и
КЗоТ ( 322-08 ) (ст. 95) и Закона "Об оплате труда"  ( 108/95-ВР )
(ст. 3).

    3. Закон  Украины  "О  социальных  стандартах  и    социальных
гарантиях" от 05.10.2000 г. № 2017-III ( 2017-14 ):

    - ст. 19: "Исключительно законами Украины определяются:
    "... -  не  облагаемый  налогом  минимум  доходов    граждан".
    Справочно!  Законами  Украины    необлагаемый    минимум    не
устанавливался.

    4. Закон Украины  "О  системе  налогообложения" от 25.06.91 г.
№ 1251-ХII ( 1251-12 ) с изменениями и дополнениями:

    Ст. 1: "Ставки, механизм взимания налогов и  сборов..,  льготы
по налогообложению не могут устанавливаться или изменяться другими
Законами Украины, кроме Законов о налогообложении";
    Ст. 7: "Ставки  налогов  и  сборов  устанавливаются  Верховной
Радой... в соответствии с Законами  Украины  о  налогообложении..,
изменения налоговых ставок не могут вводиться  Законом  Украины  о
госбюджете...".

    5. Закон "О  порядке  установления  ставок  налогов  и  сборов
(обязательных платежей)..." от 14.10.98 г. № 171 ( 171-14 ):

    Ст. 1: "Ставки общегосударственных налогов  и  сборов,  другие
элементы  налоговых  баз,  а  также  льготы  по    налогообложению
устанавливаются или изменяются исключительно Законами  Украины  по
налогообложению".

    6. Приказ председателя ГНАУ  Азарова Н. Я. от 28.04.2000 г. "О
внесении изменений в Инструкцию  "О подоходном налоге  с  граждан"
( z0064-93 ),  вопреки  установленному  Декретом (Законом) порядку
(хотя  и  изданной  по  применению  Декрета),  вместо  минимальной
зарплаты вводит привязку к необлагаемому минимуму, чем значительно
снижает доходы граждан  и  увеличивает  доходы  бюджета.  Решением
Шевченковского суда г.  Киева от 10.12.2001 г. этот приказ признан
недействительным,  (публикация  пресс-службы  ГНАУ  в    "Урядовом
курьере" № 5 за 10.01.2002 г.).  Согласно п. "i" ст. 4.4.2  Закона
№ 2181 ( 2181-14 )  от  21.12.2000 г.  признание  судом Инструкции
налогового   органа  недействительной  является   основанием   для
использования такого решения всеми налогоплательщиками  с  момента
его принятия.

    7. Уголовный Кодекс Украины ( 2341-14 ):

    Ст. 211  (до 01.09.01 г. - ст. 80 - 4):  "Издание  должностным
лицом нормативных  актов,  изменяющих  доходы  и  расходы  бюджета
вопреки установленному Законом  порядку,..  наказывается  лишением
свободы..."  (по особо крупным размерам,  или совершенным повторно
- от трех до десяти лет).

    8. Закон "О порядке погашения обязательств  налогоплательщиков
перед бюджетом и государственными целевыми фондами" от  21.12.2000
№ 2181 ( 2181-14 ).:

    Ст. 4.4.:  "В  случае,  если   норма    Закона    или    иного
нормативно-правового акта,  изданного  на  основании  Закона,  или
когда нормы разных законов или  разных  нормативно-правовых  актов
допускают  неоднозначное  (множественное)  трактование   прав    и
обязанностей налогоплательщиков  либо  контролирующих  органов,  в
результате чего есть возможность  принять  решение  в  пользу  как
налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение в  рамках
апелляционного    согласования    принимается      в        пользу
налогоплательщика".

    9. Закон   Украины   "О   внесении   изменений   в   Уголовный
Кодекс  Украины  и  Кодекс  об  административных  правонарушениях"
от 21.09.2000 г., № 1979 ( 1979-14 ).

    Ст. 175 УК:   Безосновательная  невыплата  заработной   платы,
стипендии,  пенсии  или  другой  установленной  законом    выплаты
гражданам  более  чем  за  один  месяц,   совершенная    умышленно
руководителем предприятия, учреждения или  организации  независимо
от формы собственности, -
    карается штрафом от  ста  до  трехсот  необлагаемых  минимумов
доходов граждан или лишением права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, или
исправительными работами на срок до двух лет, или лишением свободы
на срок до  двух  лет,  с  лишением  права  занимать  определенные
должности или заниматься определенной  деятельностью  на  срок  до
трех лет.
    Ст. 41 КоАП: "...нарушение сроков выплаты зарплаты, выплата ее
не в полном объеме... - штраф 15-50 необлагаемых минимумов...".
    Считаю, что перечень приведенных  норм  законодательных  актов
подтверждает  правомерность  пользования  действующей  ст. 7 п. 1.
Декрета   КМУ   "О  подоходном  налоге  с  граждан"  ( 13-92 )   и
свидетельствует  об  ответственности  должностных лиц, в том числе
и  предприятий,  игнорирующих  нормы Декрета и ущемляющих законные
права  работников,  удерживая  из  их  зарплаты не предусмотренные
законом налоги.

    Аналогичные выводы приводятся в публикациях:

    газета "Голос Украины", № 197 от 26.10.01 г., стр. 6 -  статья
народного депутата Украины А. Ржавского  "Налоговая  администрация
игнорирует Закон";
    газета "Бухгалтерия", № 39/2 от 27.09.01 г., стр. 16 -  статья
"Решение  суда   -   сенсация?  Нет,  закономерность",  в  которой
публикуется решение суда г. Киева;
    журнал  "Вестник  налоговой  службы",  № 17/98 г.,  стр. 44  -
статья    юридического    эксперта    С. Тенькова   "Коллизии    в
законодательстве: чем руководствоваться.";
    журнал "Вестник налоговой службы", № 16/2000 г., стр. 17
    - Декрет КМУ "О подоходном налоге с граждан" и стр. 29
    - Инструкция "О подоходном налоге с граждан",  в  которых  без
искажений напечатана ст. 7 п. 1  (с привязкой налога к минимальной
зарплате, а не к необлагаемому минимуму).
    Письма ГНАУ от 23.08.2000 № 4810/6/25-1316/864 ( v4810225-00 )
о приоритете законов над другими нормативными актами;  от 13.12.01
№ 9025/5/17-0516 ( va025225-01 )  -  о  том,  что  Декрет  КМУ  "О
подоходном  налоге  с  граждан"  ( 13-92 )  имеет  силу  Закона  и
может  быть  изменен  или  отменен  только  Законом;  от  21.11.01
№ 15766/7/17-0517 ( v5766225-01 ) -  о  том,  что ставки налогов и
сборов, а также льготы по налогообложению не могут устанавливаться
или  изменяться  иными  Законами  Украины,   кроме    Законов    о
налогообложении, а уплата подоходного налога регулируется Декретом
КМУ № 13-92 ( 13-92 ) "О подоходном налоге с граждан".
    Письмо Госкомпредпринимательства от 30.11.2001 г. № 1-221/7157
( v7157563-01 ) о необходимости руководствоваться Декретом КМУ,  а
не Указом.


------------------------------------------------------------------
"Ориентир"
№23/02, стр. 21
[21.06.2002]
Владимир Худик
АФ "НЭП" г. Мелитополь, тел.: (292) 6-92-25
------------------------------------------------------------------