В редакцию  поступают  вопросы  с  просьбой  прокомментировать
    содержание Закона Украины "О закупке товаров, работ и услуг за
    государственные средства"  от  22.02.2000  г.  №  1490-III.  В
    частности,  читателей  интересует  вопрос,  при  какой   сумме
    соответствующих  закупок  необходимо    заключать    тендерные
    договоры?

    * * *

    Как   указано   в   преамбуле,   Закон   №  1490   ( 1490-14 )
устанавливает  общие    правовые    и    экономические    принципы
осуществления процедур закупок товаров,  работ  и  услуг  за  счет
государственных средств.  Целью  этого  Закона  является  создание
конкурентной  среды  в  сфере  закупок,  обеспечение  прозрачности
процедур  закупок  товаров,  работ  и  услуг  за   государственные
средства  и  достижение   оптимального    и    рационального    их
использования.
    Согласно  ст.  1  Закона  государственная  закупка    -    это
приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за  государственные
средства в  порядке,  установленном  данным  Законом.  Заказчиками
закупок могут выступать органы  государственной  власти  и  органы
местного самоуправления и подчиненные им учреждения и организации,
а также учреждения и  предприятия,  уполномоченные  соответственно
Кабинетом Министров Украины или органами  местного  самоуправления
осуществлять закупку товаров, работ  и  услуг  за  государственные
средства. Под государственными средствами для целей данного Закона
имеются в виду средства:
    - Государственного бюджета Украины;
    - бюджета Автономной Республики Крым;
    - местных бюджетов:
    - государственных целевых фондов;
    - Пенсионного фонда Украины;
    - государственных кредитных ресурсов.
    Поставщиками  (исполнителями)  заказов    являются    субъекты
хозяйствования  (резиденты   или    нерезиденты),    подтвердившие
намерение  принять  участие  в  процедуре  закупки   и    подавшие
тендерное предложение.
    Из этого  следует,  что  действие  Закона  № 1490  ( 1490-14 )
распространяется   и  на  сельсоветы,    как    органы    местного
самоуправления, и на проводимые ими закупки товаров (работ, услуг)
за счет средств местного бюджета.
    Из содержания этого  Закона  действительно  следует,  что  для
любой закупки товаров (работ, услуг) за счет госсредств необходимо
применять тендерные процедуры закупок, определенные ст. 13 данного
Закона, а именно:
    - открытые торги, являющиеся основной процедурой закупки;
    - торги с ограниченным участием;
    - двухступенчатые торги;
    - опрос ценовых предложений;
    - закупка у одного поставщика.
    Согласно  ст. 18  Закона  № 1490  ( 1490-14 )  при  проведении
открытых торгов тендерные предложения  имеют  право  предоставлять
все  заинтересованные  исполнители,  приглашенные  заказчиком.  Их
применение является наиболее желательным во всех  случаях  закупок
через наибольшую открытость этой процедуры.
    При  проведении  торгов  с  ограниченным  участием   тендерные
предложения имеют право предоставлять лишь те исполнители, которые
приглашены заказчиком принять участие в процедуре закупки.
    Процедуры торгов с ограниченным участием могут  применяться  в
случае, если:
    - товары,  работы  или    услуги,    имеющие    сложный    или
специализированный характер, могут  быть  предложены  ограниченным
количеством исполнителей;
    - закупка товаров, работ или услуг в связи  с  их  специальным
назначением составляет государственную тайну.
    Согласно    ст.  30   Закона   №  1490  ( 1490-14 )  процедура
двухступенчатых торгов применяется в таких случаях:
    - заказчик не  может  составить  конкретный  перечень  товаров
(работ) или определить  вид  услуг,  а  также  если  для  принятия
оптимального решения о закупке необходимо провести предварительные
переговоры с исполнителями;
    - все тендерные предложения, представленные  исполнителями  на
открытые  торги,  заказчик  отклонил    в    результате    сговора
исполнителей относительно цены соответствующего товара, работ  или
услуг,  а  также  когда  исполнители,   представившие    тендерные
предложения,  не  соответствовали  требованиям,    изложенным    в
тендерной документации;
    - для  новых  строительных  работ,   являющихся    повторением
подобных строительных  работ,  соответствующих  типовому  проекту,
относительно которого первичный договор  о  закупке  был  заключен
согласно положениям раздела III этого Закона;
    - предметом    закупки    является    осуществление    научных
исследований,  экспериментов  или    разработок,    предоставление
консультационных и других специальных услуг.
    Заказчик может осуществлять закупку путем применения процедуры
опроса ценовых предложений (котировок) для закупок уже готовых для
потребления товаров или услуг, которые не производятся  специально
или по отдельным спецификациям заказчика и для которых  существует
постоянно действующий рынок, и при условиях, что стоимость закупки
не  превышает  сумму,  эквивалентную  10 тыс. евро  (для  работ  -  
40 тыс. евро) {1}.
    При  применении  процедуры   запроса    ценовых    предложений
(котировок)  заказчик  подает    запрос    относительно    ценовых
предложений (котировок) не менее чем 3 исполнителям (ст. 32).
    Закупка у одного исполнителя - это процедура, согласно которой
заказчик  заключает  договор  о  закупке  с  исполнителем    после
проведения с ним переговоров.
    В соответствии со ст. 33 Закона  № 1490 ( 1490-14 )  процедура
закупки  у  одного  исполнителя   применяется   заказчиком   после
согласования  в  установленном  порядке  с  уполномоченным органом
в случае:
    - закупки произведений  искусства  или  закупки,  связанной  с
защитой авторских прав;
    - отсутствия конкуренции (по техническим причинам) на  товары,
работы или  услуги,  которые  могут  быть  поставлены  (выполнены)
только определенным исполнителем, и при этом нет альтернативы;
    - необходимости  в  осуществлении   дополнительных    поставок
первичным исполнителем, предназначенных для частичной  замены  или
расширения поставок, когда замена  исполнителя  может  привести  к
закупке оборудования или  услуг,  не  соответствующих  требованиям
взаимозамены с имеющимся оборудованием или услугами;
    - необходимости проведения дополнительных строительных  работ,
не  включенных  в  первоначальный  проект,  но  которые  в    силу
непредвиденных обстоятельств необходимы для выполнения проекта;
    - закупки   товаров,    работ    или    услуг,    составляющих
государственную тайну;
    - заключения договора о закупке с  победителем  архитектурного
конкурса;
    - закупок, осуществляемых по ценам, значительно ниже  рыночных
и действующих в течение очень короткого срока;
    - закупки услуг относительно выполнения научных исследований и
разработок, медицинских и бытовых услуг;
    - возникновения крайней необходимости в осуществлении  закупки
в связи с особыми экономическими или социальными обстоятельствами,
которых заказчик не мог предусмотреть.
    Пунктом  1  Постановления   №  1469  ( 1469-2000-п )   функции
специально  уполномоченного  центрального  органа   исполнительной
власти  по  вопросам  координации  закупок товаров, работ и  услуг
за   государственные  средства,  предусмотренные   ст.  3   Закона
№ 1490 ( 1490-14 ), возложены  на  Министерство экономики.  В  его
обязанности  входит  также  издание  бюллетеня  "Вiсник  державних
закупiвель".
    Объявления  о  запланированных  закупках  или  о    проведении
процедуры предварительной  квалификации  публикуются  в  указанном
бюллетене.  Процедуры  закупок   не    могут    применяться    без
предварительной публикации о них объявления в бюллетене, кроме:
    - осуществления закупок в сумме,  не  превышающей 10 тыс. евро
(для работ - 40 тыс. евро);
    - применения заказчиком процедур закупок у одного  исполнителя
или торгов с ограниченным участием.
    Органом,  уполномоченным  на  закупки,  создается    тендерный
комитет.  Он может проводить  квалификацию  исполнителей,  которые
приглашаются к тендеру после ее прохождения. Кроме того, указанный
комитет определяет основные требования к предмету  закупки  (цену,
количество,  сроки  поставок  и  выполнения  и  пр.),    рассылает
тендерные предложения, определяет победителей тендера, заключает с
ними  соответствующие  договоры,  составляет  отчет  о  процедурах
закупок (хранится у заказчика 3 года).
    При этом рассматриваемым Законом не установлен нижний  предел,
исходя из которого необходимо осуществлять  закупки  по  указанным
процедурам.  Но,  как у нас заведено, понять суть того  или  иного
законодательного  акта  всегда  можно   исходя    из    содержания
подзаконного нормативного акта, изданного в его исполнение.
    Пунктом 2 Постановления № 1469 ( 1469-2000-п ) установлено что:
    - в случае закупки товаров, работ и услуг,  стоимость  которых
равна или превышает сумму, эквивалентную 5 тыс. евро (для работ  -
100 тыс. евро), заказчик  во  время  оплаты  по  договорам  на  их
закупку,  заключенным  с  поставщиками  (исполнителями),    должен
предъявлять  отчет  по  установленной    форме    о    результатах
осуществления процедуры закупки;
    - в случае применения процедур торгов с ограниченным участием,
двухступенчатых торгов, если ожидаемая стоимость закупки равна или
превышает сумму, эквивалентную 100 тыс. евро, и процедуры  закупки
у  одного  исполнителя  -  вместе  с   отчетом    о    результатах
осуществления процедуры закупки  предъявляет  письмо  согласования
отмеченных Министерством экономики процедур.
    Минэкономики,  в  свою очередь,  во исполнение  Закона  № 1490
( 1490-14 ) и  указанного  Постановления  Кабмина  издало  Порядок
№ 268 ( z0933-00 ). Им определен механизм согласования  применения
процедуры  торгов  с    ограниченным    участием    и    процедуры
двухступенчатых торгов при осуществлении закупки товаров, работ  и
услуг, ожидаемая стоимость  которых  равна  или  превышает  сумму,
эквивалентную  100  тыс.  евро,  и  процедуры  закупки  у   одного
исполнителя.  Вместе с  тем  согласно  п.  2  данного  Порядка  по
следующим видам товаров (работ, услуг) при  применении  отмеченных
процедур  закупок  в  указанных  объемах  согласование   считается
выданным "автоматически". Среди них:
    1.  Услуги  водо-,  тепло-  и  энергоснабжения,  водоотвода  и
обслуживания канализационных систем;
    2. Товары, работы  и  услуги,  необходимость  закупки  которых
связана с  ликвидацией  последствий  стихийных  бедствий  согласно
отдельным актам законодательства;
    3. Средний и текущий ремонт автомобильных дорог;
    4. Почтовые услуги;
    5. Услуги электросвязи (за исключением мобильной связи);
    6. Телекоммуникационные  услуги  по  ретрансляции  радио-    и
телесигналов;
    7. Услуги   по    перевозкам    средствами    железнодорожного
транспорта,  авиационного  транспорта  (при  условии,  что   такую
перевозку осуществляют на основании акта или поручения  Президента
Украины, Верховной Рады Украины, Кабинета Министров Украины);
    8. Закупка готовых или изготовление радио- и телепрограмм  или
закупка эфирного времени;
    9. Закупка услуг по перевозке  миротворческого  контингента  и
багажа в случае участия Украины в  миротворческих  операциях  ООН,
осуществляемая согласно отдельным законодательным актам;
    10. Работы/услуги,    выполняемые    или       предоставляемые
подчиненными  предприятиями,  учреждениями,   организациями    или
структурными подразделениями (юридическими  лицами)  распорядителя
государственных средств;
    11. Закупка жилья для пострадавших в результате  Чернобыльской
катастрофы, других определенных  законодательством  Украины  групп
населения;
    12. Услуги по подписке периодических изданий;
    13. Закупка  товаров,   работ    и    услуг,    связанных    с
функционированием  режимных  объектов,  относящихся   к    системе
обеспечения лиц, охраняемых государством;
    14. Аренда служебных помещений;
    15. Закупки по обеспечению пребывания  в  Украине  иностранных
делегаций, связанных с официальными визитами.
    Минэкономики   в   письме   от   11.06.2002  г.   №  19-36/991
( v_991569-02 )  по  рассматриваемому вопросу сообщает,  что  если
ожидаемая стоимость предмета закупки ниже 5 тыс. евро (для работ -
100  тыс.   евро),     распорядитель    государственных    средств
самостоятельно, исходя из конкретной ситуации, принимает решение о
применении  той    или    иной    процедуры    закупки    согласно
законодательству  (из  5  предложенных  в  ст.  13  Закона  № 1490
( 1490-14 )), действующему в сфере  государственных  закупок.  При
этом  согласовывать   в   Министерстве   экономики   (или   других
органах,  которым  приказами  Минэкономики от 17.10.2000 г.  № 224
( v0224557-00 )  {2}  и  от  07.12.2000 г. № 268  ( z0933-00 )
делегированы указанные функции)  применение  процедуры  закупки  у
одного исполнителя для  закупок,  стоимость  которых  ниже  суммы,
эквивалентной 5 тыс. евро (для работ - 100 тыс. евро), не нужно.
    Заказчик,  исходя  из   предмета    закупки,    самостоятельно
определяет, какую из процедур  целесообразно  применить  при  этой
закупке.  Однако  при  осуществлении    незначительных    закупок,
стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 10  тыс.  евро
(для работ  -  40 тыс. евро),  заказчику  целесообразно  применить
процедуру опроса ценовых котировок.
    Изложенное можно отразить в таблице следующим образом:

|----------------|-------------|-----------------------------------|
| Объемы закупок | Вид закупок |         Необходимые действия      |
|                |   (торгов)  |----------|----------|-------------|
|                |             |   Дача   | Наличие  |Представление|
|                |             |объявления| согласия |   отчета о  |
|                |             |          | уполно-  |   закупках  |
|                |             |          | моченного|             |
|                |             |          | органа   |             |
|----------------|-------------|----------|----------|-------------|
| - товаров до   | У одного    | Не обяза-| Не обяза-| До 5 тыс.   |
| 5 тыс. евро    | исполнителя | тельно   | тельно   | евро не     |
| (около 26 тыс. | или согласно|          | {3}      | обязательно |
| грн.);         | ст. 13      |          |          |             |
| - работ до     |             |          |          |             |
| 100 тыс. евро  |             |          |          |             |
| (около 520 тыс.|             |          |          |             |
| грн.)          |             |          |          |             |
|----------------|-------------|----------|----------|-------------|
| - товаров до   | Целесообраз-| Не обяза-| Обяза-   | Обязательно |
| 10 тыс. евро   | но применить| тельно   | тельно   |             |
| (около 52 тыс. | процедуру   |          | {3}      |             |
| грн.);         | опроса      |          |          |             |
| - работ до     | ценовых     |          |          |             |
| 40 тыс. евро   | котировок   |          |          |             |
| (около 208 тыс.|             |          |          |             |
| грн.)          |             |          |          |             |
|----------------|-------------|----------|----------|-------------|
| - товаров свыше| Согласно    | Обяза-   | Обяза-   | Обязательно |
| 10 тыс. евро   | ст. 13      | тельно   | тельно   |             |
| (около 52 тыс. |             |          |          |             |
| грн.);         |             |          |          |             |
| - работ свыше  |             |          |          |             |
| 100 тыс. евро  |             |          |          |             |
| (около 520 тыс.|             |          |          |             |
| грн.)          |             |          |          |             |
|----------------|-------------|----------|----------|-------------|

    К изложенному следует добавить следующее. Процедуры закупок за
государственные средства, определенные Законом № 1490 ( 1490-14 ),
должны проводиться в пределах смет на содержание и  финансирование
соответствующих заказчиков или закупок.  Контроль  за  соблюдением
норм  данного  Закона  согласно  недавно  изданному  Приказу № 238
( z0672-02 )  {4}  возлагается  на  Минэкономики  как  на основной
уполномоченный  орган  по  этим  вопросам,  а  также  на    органы
контрольно-ревизионной  службы  при  проведении    ими    проверок
субъектов  хозяйствования.  Указанный  Приказ   содержит    полный
перечень вопросов  и  требований,  выдвигаемых  к  документальному
оформлению проведения тендеров заказчиками, подлежащих проверке.
    Следует отметить, что контроль может проводиться  относительно
заказчиков:
    - по поручению или решению Кабинета Министров Украины;
    - по отдельным обращениям правоохранительных органов и  других
органов, уполномоченных осуществлять контрольные функции;
    - на основании жалоб относительно нарушения процедур закупок.
    Минэкономики может подготовить обращение о включении  в  планы
проверок и ревизий, проводимых ГлавКРУ, относительно заказчиков:
    - у которых в предыдущем  полугодии  по  результатам  контроля
Министерством, правоохранительными органами или другими  органами,
уполномоченными  осуществлять  контрольные    функции,    выявлено
наибольшее количество нарушений при осуществлении закупок товаров,
работ и услуг за государственные средства;
    - которые по результатам предыдущего  полугодия  израсходовали
наибольшие объемы  государственных  средств  на  закупку  товаров,
работ и услуг;
    - относительно процедур закупок,  по  результатам  которых  за
предыдущее  полугодие  поступило  наибольшее   количество    жалоб
исполнителей.
    При этом следует указать, что результаты проведенных  проверок
органами Минэкономики  могут  служить  основанием  для  проведения
проверок органами КРУ, а результаты их  проверок,  соответственно,
могут передаваться правоохранительным органам для соответствующего
реагирования на правонарушения, подпадающие под их юрисдикцию.
    Например,  на  услуги  водо-,  тепло-    и    энергоснабжения,
водоотвода и обслуживания канализационных систем,  железнодорожных
перевозок,  почтовой  связи  практически  сложилась   естественная
монополия и выбирать особенно не  из  чего.  В  случае  проведения
закупок этих услуг можно  применять  процедуру  закупки  у  одного
исполнителя, которая  в  объемах  до  100  тыс.  евро  не  требует
дополнительного согласования.  Закупки до  5  тыс.  евро,  включая
приобретение канцелярских принадлежностей  и  хозинвентаря,  можно
проводить в обычном порядке (закупка  у  одного  исполнителя)  без
каких-либо  дополнительных  согласований  и  разрешений.  Но   все
закупки должны быть в пределах утвержденных смет.
    Отражение приобретения товаров (работ,  услуг)  с  применением
процедур  тендерных  закупок  в   бухучете    не    сопровождается
какими-либо дополнительными  проводками  и  отражается  в  обычном
порядке согласно требованиям Приказа № 61 ( z0497-00 ). Например:

|---|---------------------------|----------------------|---------|
| № |    Содержание операции    |  Бухгалтерский учет  |  Сумма, |
|п/п|                           |                      |   грн.  |
|   |                           |-----------|----------|         |
|   |                           |     Д-т   |    К-т   |         |
|---|---------------------------|-----------|----------|---------|
| 1 | Оплачено приобретение МБП |    361    |    311   |    1 200|
|---|---------------------------|-----------|----------|---------|
| 2 | Оприходованы МБП          |    221    |    361   |    1 000|
|   |                           |-----------|----------|---------|
|   |                           |    802    |    411   |    1 000|
|---|---------------------------|-----------|----------|---------|
| 3 | Отражается сумма НДС      |    802    |    361   |      200|
|---|---------------------------|-----------|----------|---------|

    Перечень  сокращенных    наименований    нормативных    актов,
    использованных в данной консультации:

1. Закон № 1490 - Закон Украины "О закупке товаров, работ и  услуг
   за государственные средства" от 22.02.2000 г. № 1490-III.
2. Постановление № 1469 - Постановление Кабинета Министров Украины
   "Об организационных мероприятиях  по  функционированию  системы
   государственных закупок" от 27.09.2000 г. № 1469 с  изменениями
   и дополнениями.
3. Порядок № 268 - Порядок согласования Министерством экономики  и
   по  вопросам  европейской   интеграции    Украины    применения
   заказчиками  процедуры  торгов  с  ограниченным   участием    и
   процедуры двухступенчатых торгов при закупке товаров,  работ  и
   услуг за государственные средства, ожидаемая стоимость  которых
   равна или превышает  сумму,  эквивалентную  100  тыс.  евро,  и
   применения процедуры закупки у одного исполнителя, утвержденный
   приказом Министерства экономики Украины от 07.12.2000 г. № 268.
4. Приказ № 238 - Порядок осуществления Министерством экономики  и
   по  вопросам  европейской  интеграции  Украины   контроля    за
   соблюдением  действующего    законодательства    Украины    при
   осуществлении закупок товаров, работ и услуг за государственные
   средства, утвержденный приказом  Министерства  экономики  и  по
   вопросам европейской интеграции Украины от 06.08.2002 г. № 238.
5. Приказ  №  61  -  Инструкция  о    корреспонденции    субсчетов
   бухгалтерского  учета  для  отражения  основных   хозяйственных
   операций   бюджетных    учреждений,    утвержденная    приказом
   Государственного казначейства Украины от 10.07.2000 г. № 61,  с
   изменениями и дополнениями.

{1} По официальному курсу НБУ на  01.08.2002  г.  100  евро  стоит
    521,3361 грн., соответственно для товаров - 52133,61 грн.; для
    работ - 208534,44 грн.
{2} Главные  управления   экономики    областных,    Киевской    и
    Севастопольской  городских    государственных    администраций
    относительно координации закупок товаров,  работ  и  услуг  за
    средства  местных  бюджетов    согласно    перечню    функций,
    утвержденному этим приказом.
{3} По товарам (работам, услугам) стоимостью  до  100,0 тыс.  евро
    согласно    перечню,   утвержденному   Порядком  №  268),   не
    обязательно.
{4} См. стр. 12.


------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№35/02, стр. 21
[31.08.2002]
Дмитрий Кучерак
Бухгалтер-консультант АФ "ГлавБух-Аудит"
------------------------------------------------------------------