Себестоимость в строительстве

------------------------------------------------------------------

    В материале будут использованы ссылки на следующие нормативные
акты: П(С)БУ 18 ( z0433-01 ) "Строительные  контракты",  П(С)БУ 16
( z0027-00 ) "Расходы",  П(С)БУ 3 ( z0397-99 ) "Отчет о финансовых
результатах",   "Правила   определения   стоимости   строительства
(ДБН Д.1.1-1-2000)",   утвержденные  приказом   Госстроя   Украины
от  27.08.2000 г. № 174 ( v0174241-00 )  (далее - Правила № 174) и
"Методические  рекомендации    по    формированию    себестоимости
строительно-монтажных  работ",  утвержденные  приказом    Госстроя
Украины от 07.05.2002  № 81 ( va081509-02 ) (далее - приказ № 81).
Напомним,   что   "Типовое  положение  по  планированию,  учету  и
калькулированию  себестоимости    строительно-монтажных    работ",
утвержденное постановлением КМУ от 09.02.96 г. № 186 ( 186-96-п ),
начиная с 16.05.2002 г.  не действует, а также совместным приказом
Госкомстата   и   Госстроя   Украины  от  21.06.2002  г.  №  237/5
( v0237202-02 )  утверждены  новые  формы   №  КБ-2в  "Акт  приема
выполненных  подрядных  работ" (далее  -  форма № КБ-2в) и  № КБ-3
"Справка о стоимости выполненных подрядных работ" (далее  -  форма
№ КБ-3), которые должны использоваться с 01.07.2002 г.

    Запутанная история

    По  старой  славянской  традиции  начнем  с  конца,  т.  е.  с
отражения результатов строительства в бухгалтерском учете. Правила
бухгалтерского   учета,   установленные  П(С)БУ  18  ( z0433-01 ),
предполагают,  что  результаты  строительства  подсчитываются  как
финансовые результаты по строительному контракту (см. рис.).

 |------------------|
 | Контрактная цена |
 |  строительства   |
 |        +         |      |---------------|
 |    Отклонения    |      |    Доход по   |
 |        +         |----->| строительному |
 |    Претензии     |      |   контракту   |
 |        +         |      |-------|-------|
 |  Поощрительные   |              |
 |     выплаты      |              |
 |------------------|             \\ /           |----------------------|
                           |---------------|    | Финансовый результат |
                           | Сопоставление |--->|   по строительному   |
                           |-------|-------|    |      контракту       |
 |------------------|              |            |----------------------|
 |     Расходы,     |              |
 | непосредственно  |             \\ /
 |   связанные с    |      |---------------|
 |   выполнением    |      |   Расходы по  |
 |  строительного   |----->| строительному |
 |    контракта     |      |   контракту   |
 |        +         |      |---------------|
 | Общепроизводст-  |
 | венные расходы   |
 |------------------|

    Формирование финансового результата по строительному контракту

    Таким  образом,   отражение    финансового    результата    по
строительному  контракту    аналогично    отражению    финансового
результата  в  стр. 050/055  "Валовая  прибыль/убыток"  формы № 2.
Такой финансовый результат, по  сути,  является  суммой  покрытия,
которая  необходима  для  покрытия  непроизводственных   накладных
расходов (сч. 92, сч. 93, сч. 94) и образования прибыли.
    Таким  образом,   можно    констатировать,   что   П(С)БУ   18
( z0433-01 )  содержит  правила,   которые,   в   первую  очередь,
устанавливают   схему    формирования    финансового    результата
строительного  контракта.  Для  формирования   результатов    всей
деятельности    строительные    организации        (генподрядчики,
субподрядчики)    должны    руководствоваться     соответствующими
стандартами бухучета, в частности П(С)БУ 3 ( z0397-99 ).
    При ведении бухгалтерского учета строительства, в соответствии
с п. 4 раздела I приказа № 81 ( va081509-02 ),  в  качестве единиц
учета можно  избрать  отдельные  виды  строительно-монтажных работ
(согласно п.п. 3.1.3, 3.1.4 правил № 174 ( v0174241-00 )), объекты
строительства  (п. 2  П(С)БУ 18  ( z0433-01 ))   или  строительный
контракт, например, если объект строительства один.
    Кроме того,  П(С)БУ 18 ( z0433-01 ) является  тем  стандартом,
который вводит понятие  "себестоимость  работ   по   строительному
контракту", определяя  в  п. 12 состав такой себестоимости.  Чтобы
классифицировать эту себестоимость, необходимо обратиться к нормам
приказа   № 81  ( va081509-02 ),   которые   уже   согласованы   с
национальным  бухгалтерским  законодательством.  Можно   вспомнить
волнения бухгалтеров и  экономистов  строительных  организаций  по
поводу  отсутствия  специальных  правил   в    течение    периода,
предшествовавшего   появлению   П(С)БУ  18   ( z0433-01 ),    ведь
первоначальная  редакция  п. 3 П(С)БУ 16  ( z0027-00 )  вообще  не
предусматривала   применения    этого    стандарта    для    целей
строительства.  Затем, в середине 2000 года, новая редакция  п.  3
обещала строителям появление стандарта о долгосрочных  контрактах.
В итоге  появился  стандарт  о  строительных  контрактах,  который
позволяет говорить  о  том,  что с  момента  появления  П(С)БУ  16
( z0027-00 ) у строителей  уже  были  все  необходимые правила для
формирования себестоимости, а что требовалось, так это  объяснить,
как конкретные строительные расходы необходимо классифицировать  в
контексте П(С)БУ 16 ( z0027-00 ).  Эту  нишу  заполнил приказ № 81
( va081509-02 ). Получилось, что все вернулось на круги своя.

    Чем дальше, тем интереснее

    Почему необходимо расставить все точки  над  "i"?  Потому  что
есть  свидетельства  тому,  что  расходная  часть  (а  значит,   и
себестоимость)  в  некоторых  случаях  трактуется    неоднозначно.
Примером  тому  может  служить  письмо  Минфина  от  10.06.2002 г.
№ 086-1977 ( v1977201-02 ) (далее  -  письмо  № 086),  в котором к
расходам  подрядчика  отнесены расходы,  перечисленные в п. 12, 15
П(С)БУ 18  ( z0433-01 ).  Таким образом,  Минфин четко дал понять,
что расходы по строительному контракту и расходы подрядчика это не
одно и то же, и  получается,  что  "расходы  подрядчика"  -  более
широкое понятие.  Такой вывод следует  из  того,  что  расходы  по
строительному контракту конкретно определены  в  п.  12  (расходы,
непосредственно связанные с  выполнением  строительного  контракта
плюс общепроизводственные расходы) и в их состав не могут  входить
расходы,  перечисленные в п. 75: административные расходы, расходы
на сбыт, другие  операционные  расходы  и  расходы  на  содержание
(амортизация,  охрана  и  т.  п.)  незадействованных  строительных
машин, механизмов и других необоротных  активов,  не  используемых
при выполнении строительного контракта. Следовательно, специалисты
Минфина,  говоря  о  нормах   П(С)БУ  18  ( z0433-01 ),   считают,
что   расходами   подрядчика   являются    расходы    деятельности
строительной  организации,  которые согласно П(С)БУ 3 ( z0397-99 )
классифицируются  как  расходы операционной  деятельности (сч. 23,
91, 92, 93 и 94).  Для того чтобы иметь возможность судить, так ли
это  на  самом  деле  необходимо  привлечь  такое  понятие,    как
"себестоимость" - без нее не разобраться.

    Себестоимость - где она в строительстве?

    Как   это   ни   парадоксально,  но  в  тексте  правил   № 174
( v0174241-00 ) ни разу не употребляется  термин  "себестоимость",
а  все  вращается  вокруг  такого    термина,    как    "стоимость
строительства".  Так, может быть, "себестоимость" в  строительстве
не нужна? Оказывается нужна, да еще как! Хотя формы № КБ-2в,  КБ-3
упоминают  о  себестоимости  более  чем  скромно, но  вот  в  п. 2
П(С)БУ  18  ( z0433-01 )   четко  определено,   что   расходы   по
строительному контракту - это себестоимость работ по строительному
контракту.  Более конкретно  этот  вопрос определен в приказе № 81
( va081509-02 ), согласно п. 2  раздела I которого,  себестоимость
работ по строительству  -  это расходы  строительной  организации,
связанные с выполнением работ по строительству с использованием  в
процессе    строительного    производства    машин,    механизмов,
оборудования, материальных,  трудовых  и  других  производственных
ресурсов.  Под  работами    по    строительству    подразумеваются
общестроительные    (строительные),    специальные,     монтажные,
пусконаладочные и ремонтно-строительные работы.
    Вспомним,  что  п. 11  П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) прямо определяет
понятие "производственная себестоимость",  а  такое  понятие,  как
"полная  себестоимость"  (или   просто    "себестоимость")    дано
опосредованно, как  сумма  всех  расходов,  связанных  с  основной
деятельностью предприятия.  Можно говорить о том,  что  по  своему
составу себестоимость работ по строительному контракту это  то  же
самое, что и производственная себестоимость: сч. 23 + сч.  91.  По
аналогии с изложенным выше следует вывод о том,  что письмо  № 086
( v1977201-02 ) содержит точку  зрения  Минфина,  согласно которой
расходы    подрядчика     эквивалентны    полной    себестоимости:
производственная себестоимость + сч. 92 + сч. 93 + сч. 94 + др.
   Теперь  используем  такую  трактовку  расходов  подрядчика    в
отношении  механизма  контроля   валовой    задолженности    между
заказчиком и подрядчиком и  посмотрим,  что  из  этого  получится.
Согласно первому  абзацу  п. 19 П(С)БУ 18  ( z0433-01 ) превышение
суммы  расходов  подрядчика  и  признанной  прибыли  над    суммой
промежуточных счетов должно быть отражено в составе незавершенного
производства (как актив).  А могут ли  расходы  отчетного  периода
(административные  расходы,  расходы  на  сбыт,  прочие    расходы
операционной деятельности)  отражаться  в  составе  незавершенного
производства как актив?     Ответ  очевиден  -  согласно  правилам
бухучета расходы отчетного периода  (непроизводственные  накладные
расходы) не отражаются в составе  незавершейного  производства,  и
именно это подчеркнул п. 15 П(С)БУ 18 ( z0433-01 ), нормы которого
были повторены  в  п. 6  раздела V приказа  № 81  ( va081509-02 ).
Следовательно,  расходы  подрядчика  -  это  те  же  расходы    по
строительному контракту,  т.  е.  производственная  себестоимость.
Особенность таких расходов состоит в том, что термин  "расходы  по
строительному контракту", в основном, применяется к  себестоимости
строительства в  целом,  тогда  как  термин  "расходы  подрядчика"
применяется, когда необходимо показать распределение  расходов  по
строительному контракту между отчетными периодами.  Таким образом,
расходы подрядчика - это распределенные между отчетными  периодами
расходы по строительному контракту.  Получается,  что  специалисты
Минфина ошиблись? Не будем торопиться с выводами и сделаем их чуть
позже. Входит ли вилка в розетку?
    Многим известна проблема,  когда  вилка  от  западной  бытовой
техники не подходит к нашим розеткам,  поэтому приходится покупать
переходник.   Может  быть,   такая  несовместимость  существует  и
между  П(С)БУ 18  ( z0433-01 ),  во  многом  повторяющим  МСБУ  11
"Строительные  контракты",  и  национальными  нормативно-правовыми
актами по строительству? На  практике  оказывается,  что  проблемы
несовместимости  не  существует,  так   как    в    "строительных"
нормативных актах  (например,  приказе № 81  ( va081509-02 ))  уже
учтены изменения, происшедшие в системе бухучета.  Главное  -  это
разобраться в том, где какие правила применять и как правильно это
делать.  Как уже было сказано, П(С)БУ 18 ( z0433-01 ) предназначен
для  того,  чтобы  установить  правила  определения    финансового
результата по строительному контракту с  учетом  того,  что  такой
контракт  является  долгосрочным,  следовательно,  требует  правил
обоснованного распределения финансовых результатов между отчетными
периодами, в течение которых  длится  строительство.  Нормы  этого
стандарта никоим образом не конфликтуют с  принципами  определения
стоимости строительства, проводимой  в  соответствии  с  Правилами
№  174  ( v0174241-00 ).    В   свою   очередь,  Правила,   №  174
( v0174241-00 ) никак  не  ограничивают применение норм  П(С)БУ 18
( z0433-01 ).
    Пришло время превратить слова в  цифры,  чтобы  показать,  как
сообща работают бухгалтерские и строительные нормы.
    Пример.  Предположим,  что   некоему    подрядчику    заказаны
строительные  работы,  как;  они определены в  п.п.  3.1.3  Правил
№ 174 ( v0174241-00 ).  Согласованная  с  генподрядчиком стоимость
таких  работ составила 129600 грн. (в т. ч.  НДС), срок проведения
работ один год,  и  для  налогового  учета  будет  избран  порядок
налогообложения,  как  по  долгосрочному   контракту.    Сторонами
контракта  (договора)  предусмотрена  следующая  форма   расчетов:
авансовый платеж в сумме 30% от стоимости контракта с  дальнейшими
расчетами, которые  производятся  на  основании  акта  выполненных
подрядных работ.  Плановая сумма (первоначальная оценка)  расходов
по  строительному  контракту  составила  100000  грн.   Проведение
строительных работ разбито на  четыре  этапа,  каждый  из  которых
совпадает по  длительности  с  отчетным  кварталом  (для  простоты
примера).  Экономические показатели проведения строительных  работ
(подобие календарного плана) распределились  по  этапам  следующим
образом (табл. 1):

                                                         Таблица 1

|---|-------------------------|--------------------------------------------|
| № | Наименование показателя | Бюджет проведения строительных работ (грн.)|
|п/п|                         |--------|--------|--------|--------|--------|
|   |                         | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап |  всего |
|---|-------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 1 | Доход подрядчика        |  16200 |  43200 |  27000 |  21600 | 108000 |
|   | (промежуточный счет)    |        |        |        |        |        |
|   | без НДС                 |        |        |        |        |        |
|---|-------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 2 | Непосредственные расходы|  15000 |  40000 |  25000 |  20000 | 100000 |
|---|-------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|
| 3 | Финансовый результат    |   1200 |   3200 |   2000 |   1600 |   8000 |
|   | строительных работ      |        |        |        |        |        |
|---|-------------------------|--------|--------|--------|--------|--------|

    Фактическое движение  выплат  и  поступлений  у  подрядчика  в
течение проведения строительных работ приведено  в  табл.  2.  Для
отражения расходов по строительному  контракту  будет  использован
субсчет 230 "Расходы  по  строительному  контракту",  который  уже
описан в некоторых источниках, что облегчит восприятие информации.
Еще  одно  упрощение  -  это  отсутствие  отдельных  записей    по
формированию   общепроизводственных  расходов  и  дальнейшему   их
распределению для того,  чтобы  не  отвлекать  внимание  на  более
важные моменты.  Будем считать, что сумма фактических расходов  за
этап - это сумма прямых  и  общепроизводственных  расходов.  Кроме
того, в качестве  промежуточных  счетов  будем  рассматривать  все
фактически полученные подрядчиком суммы, в том числе и авансы;  по
строительному контракту.

                                                         Таблица 2

|---|--------------------------------|-------------------|-------|
| № |     Содержание хозяйственной   |  Корреспонденция  | Сумма |
|п/п|           операции             |       счетов      |  грн. |
|   |                                |---------|---------|       |
|   |                                |  дебет  |  кредит |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
|                               1 этап                           |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 1 | Получен аванс {1}              |   311   |   681   |  36000|
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 2 | Отражен промежуточный счет     |   238   |   238   |  30000|
|   | (п. 18 П(С)БУ 18)              |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 3 | Отражены фактические расходы   | 230, 91 | 13, 20, |  15000|
|   | по строительным работам        |         | 63, 64, |       |
|   |                                |         | 66, 65  |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 4 | Начислен доход (по акту) -     |    36   |   703   |  19440|
|   | отражены НО (по ВД)            |   703   |   641   |   3240|
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 5 | Списан доход 1-го этапа на     |   703   |   791   |  16200|
|   | финансовый результат           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 6 | Списана себестоимость          |   903   |   230   |  15000|
|   | строительных работ 1-го этапа  |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 7 | Себестоимость списана на       |   791   |   903   |  15000|
|   | финансовый результат           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 8 | Отражен зачет по 1-му этапу    |   681   |    36   |  19440|
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 9 | Отражена корректировка         |   239   |   238   |  16200|
|   | промежуточного счета           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
|                               2 этап                           |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 10| Отражены фактические расходы   | 230, 91 | 13, 20, |  40000|
|   | по строительным работам        |         | 63, 64, |       |
|   |                                |         | 66, 65  |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 11| Частично оплачено выполнение   |   311   |    36   |  24000|
|   | 2-го этапа работ               |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 12| Отражена корректировка         |   238   |   239   |  20000|
|   | промежуточного счета           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 13| Начислен доход (по акту)       |    36   |   703   |  51840|
|   | - отражены НО (по ВД)          |   703   |   641   |   8640|
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 14| Списан доход 2-го этапа на     |   703   |   791   |  43200|
|   | финансовый результат           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 15| Списана себестоимость          |   903   |   230   |  40000|
|   | строительных работ 2-го этапа  |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 16| Себестоимость списана на       |   791   |   903   |  40000|
|   | финансовый результат           |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 17| Отражен зачет по 2-му этапу    |   681   |    36   |  16560|
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|
| 18| Отражена валовая задолженность |   230   |    36   |   9400|
|   | заказчика                      |         |         |       |
|---|--------------------------------|---------|---------|-------|

    Показанные этапы  строительных  работ  можно  охарактеризовать
так: 1 этап - период, за который образуется валовая  задолженность
заказчику;  2  этап  -  период,  за  который  образуется   валовая
задолженность заказчика.  Остальные этапы работ не рассматривались
за ненадобностью.
    Определение степени завершенности работ (оценочный коэффициент
в налоговом учете), необходимой для признания (начисления) доходов
и расходов, строится по методу соотношения фактических расходов  к
сумме общих расходов  по  контракту  (100000  грн.).  Такой  метод
позволяет  параллельно  отражать  доходы  и    расходы    как    в
бухгалтерском  учете,  так  и  в  налоговом.  Расходы  1-го  этапа
показаны совпадающими  с  плановыми показателями (табл. 1),  т. е.
никаких  отклонений  нет.   Разница  между  промежуточным   счетом
(30000 грн.)  и  расходами  подрядчика  плюс прибыль (15000 грн. +
1200 грн.)  равна  13800 грн.  и  является  валовой задолженностью
заказчику.  Такая задолженность показана в  учете  как  кредитовое
сальдо субсчета 681 и является текущими обязательствами,  как  это
и  предписано  вторым  абзацем  п.  19  П(С)БУ  18 ( z0433-01 ). В
качестве промежуточного  счета  признается сумма аванса, т. е. уже
оплаченная стоимость работ.  Обратите внимание на запись 9,  форма
которой предусмотрена  п. 18  П(С)БУ  18  ( z0433-01 )  только  на
момент окончания строительного контракта.  Эта запись сделана  для
того,  чтобы  механизм  контроля  валовой   задолженности    между
сторонами работал правильно.  После этой записи итоги по  субсчету
239 "Промежуточные счета"  отражают  сумму  валовой  задолженности
заказчику.
    Расходы 2-го этапа также показаны  совпадающими  с  плановыми,
что влечет за собой признание соответствующего дохода и  налоговых
обязательств  по   НДС.    Промежуточный    счет    корректируется
(увеличивается) на  сумму  20000  грн.  в  результате  еще  одного
поступления в счет оплаты работ.  После такой  корректировки  итог
субсчета  239  равен  33800  грн.  По  2-му  этапу  разница  между
расходами  подрядчика  (40000  грн.)  плюс  прибыль   (3200  грн.)
и промежуточным счетом  образует  валовую  задолженность заказчика
9400  грн.  (43200 грн. - 33800 грн.).   Согласно  первому  абзацу
п. 19 П(С)БУ 18 ( z0433-01 )  такая  валовая  задолженность должна
отражаться в составе незавершенного производства  -  в табл. 2 это
показано записью 18. Обратите особое внимание  на  бессмысленность
такой  записи,  результатом  чего  является    "разбитая"    сумма
дебиторской  задолженности 11280  грн.  (9400  грн. + 1880  грн.),
часть которой списывается в незавершенное производство,  а  другая
(НДС - 1880 грн.) "зависает"  на  счете  36.  В  дальнейшем  будет
непонятно, что делать с суммой 9400 грн.: то  ли  сторнировать  ее
при учете результатов следующего этапа, то ли проводить в  составе
себестоимости. Во всяком случае мы рекомендуем вам такую запись не
делать, а отражать валовую задолженность заказчика как дебиторскую
задолженность.  Такой  способ  является  естественным,  удобным  и
позволяет избежать путаницы в  учете.  Этот  подход  соответствует
международному  (п.  42  МСБУ  11),  согласно  которому    валовая
задолженность заказчика  отражается  как  актив,  без  конкретного
указания, какой именно актив, а валовая задолженность заказчику  -
как обязательство, также без конкретного  указания,  какое  именно
обязательство.

    На десерт

    Вероятно, вы обратили внимание на то, что в  примере  показаны
только те расходы, которые отражаются по счетам  23  и  91,  и  не
показаны административные расходы, а без таких расходов  освещение
темы будет неполным.  Например, новая форма № КБ-2в отличается  от
старой  только  тем,  что  введена  стр.  VII    "Административные
расходы",  а  Правила  № 174 ( v0174241-00 ) предусматривают,  что
правильно рассчитанная стоимость  строительства  должна  содержать
накладные расходы (раздел 4), неотъемлемой частью которых являются
административно-хозяйственные  расходы.  Кроме    того,    прибыль
рассчитывается как процент к себестоимости (главы 1 - 12  сводного
сметного расчета, приложение А к Правилам  № 174 ( v0174241-00 )),
которая уже содержит  в  себе  административные  расходы,  имеющие
непосредственное  отношение  к  строительству.  Тогда  не   совсем
понятно,  почему так категоричен  п. 15 П(С)БУ 18  ( z0433-01 )  в
отношении административных расходов.
    Никакой  бы  путаницы  не  было,  если  бы  п. 15   П(С)БУ  18
( z0433-01 ) был  составлен  по  аналогии  со  своим   "близнецом"
п. 20  МСБУ 11  и  содержал  бы  норму о том,  что не включаются в
состав расходов по строительному контракту общие  административные
расходы, возмещение которых не определено в контракте  (договоре).
Ведь национальные строительные  нормы  и  правила,  как  уже  было
сказано, изначально предусматривают подобные расходы  в  стоимости
строительства и  называются они  накладными  расходами.  Накладные
расходы (п.п. 4.1.1  Правил  № 174 ( v0174241-00 ))  -  это  сумма
средств  для  возмещения  расходов  строительных    и    монтажных
организаций,  связанных  с   созданием    условий    строительного
производства,  его  организацией,  управлением  и   обслуживанием.
Нетрудно  заметить  сходство    этой    нормы    с    определением
общепроизводственных расходов, которое дано в  п.  1.4 раздела  II
приказа № 81 ( va081509-02 ), следовательно, можно говорить о том,
что административные расходы, имеющие отношение к контракту, можно
рассматривать  как  общепроизводственные  накладные  расходы.    В
подтверждение этому отмечаем сходство по  многим  пунктам  перечня
накладных  расходов  Правил  №  174  ( v0174241-00 )   и   перечня
общепроизводственных  расходов  из  приложения  1  к  приказу № 81
( va081509-02 ).  Ключевой  момент  в  отношении  таких   расходов
сформулирован в п. 7 раздела "Прочие общепроизводственные расходы"
- главное, чтобы такие расходы возмещались заказчиком.
    Более  того,   расходы,   перечисленные  в  форме    №  КБ-2в,
естественно,   входят    в    себестоимость    подрядных    работ,
следовательно, являются расходами подрядчика (в т. ч. и  указанные
в акте административные расходы).  Если  специалисты  Минфина  это
имели в виду, то вопрос снимается, но на будущее  хотелось  бы  им
пожелать давать более подробные и обоснованные разъяснения.
    Остается невыясненным вопрос о том, как  все-таки  отражать  в
себестоимости строительства указанные административные  расходы  с
учетом  того,  что  они  должны  быть  показаны  как  расходы   по
строительному контракту.  Хотелось бы обратить  ваше  внимание  на
вариант,  предложенный В. Н. Пархоменко в материале "Бухгалтерский
учет подрядной деятельности" ("Вестник налоговой службы  Украины",
2001,  № 29,  с. 38).   Этот  вариант  отражения  административных
расходов в себестоимости  строительства  является  дерзким  и,  на
первый взгляд, невероятным,  но  он  отражал  реалии  национальных
строительных стандартов: Дт 230 -  Кт  92.  Но  этот  вариант  был
предложен  еще  до  появления приказа № 81 ( va081509-02 ),  читая
последний  абзац   п. 1.6  которого,  можно  прочитать  следующее:
административные  расходы   не    включаются    в    себестоимость
строительно-монтажных работ... в стоимость строительного контракта
включаются только административные  расходы.  Как  говорится,  без
комментариев. В настоящее время такие расходы, с учетом сказанного
выше, можно списывать по дебету счета 91, а затем  распределять  в
соответствии  с  П(С)БУ 16 ( z0027-00 ) как  общепроизводственные:
Дт 230 - Кт 91 и т. д. Исключением будут административные расходы,
имеющие  отношение  к  строительной  организации  в  целом  и   не
возмещаемые заказчиком - эти расходы списываются в  общем  порядке
по дебету счета 92.
    В заключение хотелось бы обратить внимание на некоторые "узкие
места"  П(С)БУ 18  ( z0433-01 )  -  это  категоричность  п.  15  в
отношении административных  расходов  и  п.  19,  который    также
категоричен  в  определении  конкретного  актива   и    конкретных
обязательств (другие текущие)  для  валовой  задолженности  сторон
контракта.  Если бы эти нормы повторяли аналогичные из МСБУ 11, то
некоторые вопросы отпали бы сами собой, а их остается еще  немало.
Ответить  на  все  вопросы  сразу  невозможно,  тем   более    что
строительная тематика трудна, поэтому в своих публикациях  мы  еще
не раз к ней вернемся.

{1} Включение  расходов  и  доходов,   понесенных    (начисленных)
    исполнителем  долгосрочного  контракта  в  течение   отчетного
    периода, в  ВР  и  ВД  происходит  в  соответствии  с  нормами
    п.п.  7.10.7   ст.  7  Закона   "О   налогообложении   прибыли
    предприятий" от 22.05.97 г.  №  283/97-ВР.  Так  как  согласно
    п.п.  7.3.7  Закона  "О  налоге   на   добавленную  стоимость"
    от  03.04.97  г.  № 168/97-ВР   дата  возникновения  налоговых
    обязательств  по  долгосрочным  контрактам  привязана  к  дате
    увеличения ВД,  то  начисление таких обязательств по авансу не
    производится.


------------------------------------------------------------------
"Налоги и бухгалтерский учет"
№68/02, стр. 39
[25.08.2002]
А. Рындя
Экономист-аналитик Издательского дома "Фактор"
------------------------------------------------------------------