На  наше  предприятие  пришло  уведомление  ГНИ  о  проведении
    плановой  проверки  с  1  августа  2002  года.  Тем  не  менее
    инспекторы пришли на проверку лишь 5-го числа. Мы же 2 августа
    представили  уточненную  декларацию,  уплатили   доначисленную
    сумму налога  и  10%-ный  штраф.  Могут  ли  к  нам  применить
    штрафные санкции на основании п/п. 17.1.3 или 17.1.6 Закона "О порядке погашения..."?

    * * *

    Проблема эта -  действительно  животрепещущая:  ведь  на  кону
вопрос о доплате штрафа,  и немаленького.  Напомним,  что согласно
п.  17.2  Закона  "О порядке погашения..."  упомянутые  штрафные
санкции (до 25%, 50%)  не  применяются,  если  плательщик  налогов
до  начала  проверки  обнаруживает   факт   занижения   налогового
обязательства, уплачивает налог и 10%-ный штраф.
    Как видим, ключевым здесь является вопрос: что считать началом
проверки  -  дату,  указанную  в  уведомлении,  или   же    момент
фактического явления проверяющих пред ясны очи проверяемых?
    На первый взгляд,  ответ  прост  и  для  вас  неутешителен. Ни
в законодательных актах,  ни в Указе  Президента  от  23.07.98  г.
№  817/98  ( 817/98 )  "О  некоторых  мерах   по   дерегулированию
предпринимательской деятельности" (далее  -  Указ)  {1}  четко  не
определено,  какую дату считать началом проверки.  Поэтому решение
данного вопроса отдано на откуп ГНИ.
    В Указе лишь оговаривается, что дата  начала  проверки  должна
быть указана в уведомлении, которое направляется на предприятие за
10 дней до проведения плановой проверки.
    Эта норма находит развитие  во  внутреннем  документе  ГНАУ  -
Порядке    взаимодействия    между    подразделениями      органов
государственной  налоговой  службы   Украины    при    организации
документальных  проверок  юридических  лиц,  утвержденном приказом
от 04.06.2002 г. № 263 ( v0263225-02 ) {2}:

    "В уведомлении о проведении плановой  выездной  документальной
    проверки в обязательном  порядке  указываются:  основание  для
    проведения  проверки,  дата  ее  начала  и   продолжительность
    проведения (указывается  количество  дней,  запланированное  в
    соответствии с Национальным планом на текущий год).

    "..."

    В журнале [регистрации проверок] и удостоверении [на проверку]
    в обязательном порядке указываются "... "  дата  ее  начала  и
    продолжительность  проведения  (указывается  количество  дней,
    запланированное  в  соответствии  с  Национальным  планом   на
    текущий год)".

    Таким образом, если налоговики зададутся целью оштрафовать вас
по  полной  программе,  то  они  в  состоянии  предъявить  аж  три
документа,  подтверждающие  дату  начала  проверки:   уведомление,
удостоверение и журнал.  При условии, конечно, что в каждом из них
будет значиться
    "1 августа" (в чем мы не уверены, но об этом - ниже).  А  свое
опоздание они объяснят,  наверное,  тем,  что  первые  четыре  дня
проверяли предприятие не в полевых, а, так сказать, в лабораторных
условиях.
    Но поскольку такой ответ вам  нужен  как  собаке  пятая  нога,
поищем аргументы в вашу пользу. А они тоже имеются.
    Первый из них содержится в Указе:

    "Плановой    выездной    проверкой    считается       проверка
    финансово-хозяйственной        деятельности           субъекта
    предпринимательской  деятельности,  предусмотренная  в   плане
    работы контролирующего органа и проводимая по  местонахождению
    такого   субъекта    или    по    месторасположению    объекта
    собственности, в отношении которого проводится такая  плановая
    выездная проверка".

    Зацепка эта,  может,  и  буквоедскоя,  но  из  песни  слов  не
выкинешь: не может считаться плановой проверкой работа налоговиков
вне местонахождения проверяемого субъекта.  С этой точки зрения их
четырехдневное отсутствие можно назвать подготовкой к проверке, но
самой проверкой - нельзя.
    Такой подход  находит  поддержку  в  Порядке  ведения  журнала
регистрации        проверок,        утвержденном          приказом
Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г.  № 18 ( z0619-98 ) {3} и, 
между прочим,  зарегистрированном в Минюсте  (в отличие от Порядка 
ГНАУ):

    "7.  Представитель  контролирующего  органа   перед    началом
    проверки должен обязательно сделать запись в журнале, заполняя
    все предусмотренные графы, и поставить свою подпись".

    И далее:

    "8.  Субъект  предпринимательской  деятельности  имеет   право
    проверить    наличие    соответствующих    полномочий    лица,
    осуществляющего проверку, до  начала  проверки,  в  том  числе
    позвонив в соответствующий контролирующий орган".

    Отсюда возможен вывод: начало проверки должно отсчитываться от
фактической (а не запланированной ГНИ) даты. Не может же налоговый
инспектор сделать запись в журнале, не присутствуя на  предприятии
самолично!  Точно  так  же  и  предприятие  не  может    проверить
полномочия налогового инспектора, покуда тот не явится.
    Не  будем  скрывать:  данное  умозаключение  нельзя    назвать
идеальным.  Процитированные пункты  можно  с  легкостью  выкрутить
шиворот-навыворот, а именно: ими  определяется  не  момент  начала
проверки, а обязанности проверяющих.  Поэтому-де появление  у  вас
инспектора только 5-го  числа  является  лишь  нарушением  порядка
проведения проверки, что, тем не менее, не отменяет  правомерность
самой проверки и полученных с ее помощью результатов, равно как  и
дату ее начала, назначенную ГНИ.
    Но в запасе у нас есть и более серьезный аргумент:  ГНАУ  сама
определила дату начала проверки в другом своем ДСПшном документе -
Порядке  оформления  и    реализации    документальных    проверок
относительно соблюдения налогового  и  валютного  законодательства
субъектами предпринимательской деятельности - юридическими лицами,
утвержденном приказом от 01.06.98 г.  № 266 ( v0266225-98 ) {4}. В 
нем говорится, что

    "датой  начала   проверки    является    дата    представлення
    руководителю  (другому    должностному    лицу    предприятия,
    исполняющему обязанности руководителя) удостоверения (приказа,
    распоряжения) на проведение документальной проверки".

    Как видно из сказанного  выше,  в  современном  правовом  поле
термин "начало проверки" может иметь два значения:  планируемое  и
фактическое.  Причем сама ГНАУ отдает приоритет именно последнему,
так сказать истинному, началу проверки.  {5} И подтверждением тому
служит не уведомление и  не  удостоверение  на  проверку  (которые
объективно могут быть выписаны более  ранней  датой),  а  графа  7
журнала регистрации проверок "Срок проведения проверки. Начало".
    Если же налоговики упорно  пишут в этой графе "1 августа",  то
они нарушают предписания своего босса.  В такой ситуации вам имеет
смысл в примечаниях к  журналу  регистрации  проверок  (графа  10)
запротоколировать  (собрав  побольше   свидетелей)    факт    явки
работников налоговой службы именно  5-го  числа  и  выразить  свое
несогласие с указанием в графе 7 журнала более ранней даты  начала
проверки.  Еще  лучше  -  заполучить   подпись    инспектора    на
какой-нибудь бумажке, удостоверяющей, что впервые  он  заявился  к
вам лишь 5 августа.  Вот только вряд ли  здравомыслящий  инспектор
станет разбрасываться автографами.
    Подводя итог нашему обзору,  выразим  надежду,  что  собранная
выше  сумма  аргументов  поможет  вам  отстоять  свою  правоту   в
налоговой инспекции (или в суде).  Впрочем, стопроцентной гарантии
в столь щекотливой  ситуации  вам,  конечно  же,  не  даст  никто.
Практика показывает, что судьи склонны  учитывать  при  разрешении
спора  не  только  предписания  нормативов,  но   и    соображения
справедливости. А уж налоговики не преминут им нашептать, что ваше
разбирательство с датами затеяно лишь с целью  объегорить  бюджет.
Ну а тем предприятиям, которым проверка еще предстоит,  посоветуем
не попадать в подобные переделки.  Коль  решили  самоуточняться  -
потрудитесь успеть в промежуток  между  получением  уведомления  и
запланированным началом проверки.

{1} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с.70т-71т.
{2} См. "Бухгалтер" № 23-24'2002, с. 15-16.
{3} См. "Бухгалтер" № 1-2'2002, с. 73т.
{4} Фрагмент  данного  Порядка  -  см. в "Бухгалтере" № 6'2000  на  
    с. 76-80.
{5} Ведь можно представить и такую фантастическую ситуацию,  когда
    по  неведомой  причине  налоговики  приходят  на  проверку  не  
    5 августа,  а через год.  Неужели даже в этом случае ГНИ будет
    утверждать, что проверка длилась год с небольшим?


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтер"
№37/02, стр. 44
[01.10.2002]
Дмитрий Михайленко
Заместитель главного редактора
------------------------------------------------------------------