Как рассматривать вывеску предприятия, установленную на фасаде
    здания - как рекламу или же как информацию о предприятии?

    * * *

    Согласно ст. 1  Закона о рекламе ( 270/96-ВР ) реклама  -  это
специальная информация о лицах или продукции,  распространяемая  в
любой форме и любым способом в целях прямого  или  опосредованного
получения прибыли.  Реклама может быть коммерческой, социальной  и
политической.  Согласно  же  ст. 1  Закона Украины "Об информации"
от   02.10.92   г.   №  2657-ХII   ( 2657-12 )   под   информацией
подразумеваются задокументированные  или  публично  обнародованные
сведения о событиях и явлениях.
    Учитывая вышеуказанные определения следует сделать вывод,  что
вывеска о физическом или юридическом лице не является рекламой,  а
представляет собой информацию определенного вида.
    Часто вывески у входа местные  органы  власти  приравнивают  к
внешней  рекламе  и  пытаются  заставить    владельцев    получать
разрешения согласно Типовым правилам размещения  внешней  рекламы,
утвержденным Кабинетом Министров Украины от  23.09.98  г.  №  1511
( 1511-98-п ) (далее  -  Правила  № 1511).  Данное  требование  не
только не имеет  под  собой оснований,  но и явно  противозаконно,
поскольку противоречит п. 3 ст. 15 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ),
в  котором четко указывается, что  информация  (вывеска)  о  лице,
размещенная на фасаде, у входа (въезда), или  о  его  продукции  в
витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не  требует
получения разрешения местного органа власти {1}.
    Теперь, разумеется, никто не может заставить владельца вывески
уплачивать налог на рекламу или получать разрешение,  но  остается
еще вопрос о "языке вывески".
    По  мнению  автора,  вывеска  -  это  довольно   специфическая
информация,  которая  не  обязательна  для  чтения  и  не    имеет
официального  характера,  а  значит  -  не подпадает под  действие
ст. 35 Закона СССР  "О языках  в  Украинской ССР"  от  28.10.89 г.,
который, к тому же, никто не отменял.
    Кроме того, в ст. 33 вышеуказанного Закона  говорится  о  том,
что даже в официальных средствах массовой  информации  может  быть
использован не только украинский язык.  Язык же  негосударственных
структур даже не обсуждается. Сам владелец вывески заинтересован в
том, чтобы информация дошла до потенциального  потребителя,  а  на
каком языке - это уже его дело.
    К тому  же  ст. 10  Конституции  Украины ( 254к/96-ВР )  четко
гарантирует право на свободное развитие,  использование  и  защиту
русского и других языков, а поэтому ни в коем  случае  недопустима
дискриминация по языковому признаку.
    Из всего вышеизложенного следует, что представители  Киевского
горсовета не только не вправе требовать уплаты штрафа за нарушение
правил внешнего благоустройства г.  Киева, но  и  относительно  их
действий предприятие  может  подать  в  суд  жалобу  о  превышении
полномочий  и   противодействии    законной    предпринимательской
деятельности.

{1} Согласно п. 30 Правил № 1511 под вывеской  понимается  элемент
    оформления фасада, содержащий информацию о  зарегистрированном
    наименовании лица.  Зарегистрированным наименованием  является
    то наименование, под которым  предприятие  зарегистрировано  в
    органах  исполнительной  власти,  например    "Товариство    з
    обмеженою вiдповiдальнiстю "Унiверсал-Бiзнес".  Информация  на
    фасаде типа  "Издательство  "Универсал-Бизнес"  или  "Редакция
    "ГлавБух" не подпадает под определение вывески. (Ред.)

------------------------------------------------------------------
"ГлавБух"
№38/02, стр. 55
[23.09.2002]
Оксана Чубко
Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда"
------------------------------------------------------------------