Как рассматривать вывеску предприятия, установленную на фасаде здания - как рекламу или же как информацию о предприятии? * * * Согласно ст. 1 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ) реклама - это специальная информация о лицах или продукции, распространяемая в любой форме и любым способом в целях прямого или опосредованного получения прибыли. Реклама может быть коммерческой, социальной и политической. Согласно же ст. 1 Закона Украины "Об информации" от 02.10.92 г. № 2657-ХII ( 2657-12 ) под информацией подразумеваются задокументированные или публично обнародованные сведения о событиях и явлениях. Учитывая вышеуказанные определения следует сделать вывод, что вывеска о физическом или юридическом лице не является рекламой, а представляет собой информацию определенного вида. Часто вывески у входа местные органы власти приравнивают к внешней рекламе и пытаются заставить владельцев получать разрешения согласно Типовым правилам размещения внешней рекламы, утвержденным Кабинетом Министров Украины от 23.09.98 г. № 1511 ( 1511-98-п ) (далее - Правила № 1511). Данное требование не только не имеет под собой оснований, но и явно противозаконно, поскольку противоречит п. 3 ст. 15 Закона о рекламе ( 270/96-ВР ), в котором четко указывается, что информация (вывеска) о лице, размещенная на фасаде, у входа (въезда), или о его продукции в витрине здания, в котором это лицо занимает помещение, не требует получения разрешения местного органа власти {1}. Теперь, разумеется, никто не может заставить владельца вывески уплачивать налог на рекламу или получать разрешение, но остается еще вопрос о "языке вывески". По мнению автора, вывеска - это довольно специфическая информация, которая не обязательна для чтения и не имеет официального характера, а значит - не подпадает под действие ст. 35 Закона СССР "О языках в Украинской ССР" от 28.10.89 г., который, к тому же, никто не отменял. Кроме того, в ст. 33 вышеуказанного Закона говорится о том, что даже в официальных средствах массовой информации может быть использован не только украинский язык. Язык же негосударственных структур даже не обсуждается. Сам владелец вывески заинтересован в том, чтобы информация дошла до потенциального потребителя, а на каком языке - это уже его дело. К тому же ст. 10 Конституции Украины ( 254к/96-ВР ) четко гарантирует право на свободное развитие, использование и защиту русского и других языков, а поэтому ни в коем случае недопустима дискриминация по языковому признаку. Из всего вышеизложенного следует, что представители Киевского горсовета не только не вправе требовать уплаты штрафа за нарушение правил внешнего благоустройства г. Киева, но и относительно их действий предприятие может подать в суд жалобу о превышении полномочий и противодействии законной предпринимательской деятельности. {1} Согласно п. 30 Правил № 1511 под вывеской понимается элемент оформления фасада, содержащий информацию о зарегистрированном наименовании лица. Зарегистрированным наименованием является то наименование, под которым предприятие зарегистрировано в органах исполнительной власти, например "Товариство з обмеженою вiдповiдальнiстю "Унiверсал-Бiзнес". Информация на фасаде типа "Издательство "Универсал-Бизнес" или "Редакция "ГлавБух" не подпадает под определение вывески. (Ред.) ------------------------------------------------------------------ "ГлавБух" №38/02, стр. 55 [23.09.2002] Оксана Чубко Директор Научно-учебного центра новейших технологий "Надежда" ------------------------------------------------------------------