Может ли  комитент-резидент  по  договору   комиссии   купить
иностранную  валюту  и  перечислить  ее комиссионеру-резиденту для
приобретения последним оборудования  у  нерезидента,  избежав  при
этом  штрафных  санкций  за  осуществление  расчетов в иностранной
валюте на территории Украины?

     Александр Негода прежде всего обращает внимание  на  то,  что
согласно пп.  "г: п. 4 ст. 5 Декрета Кабинета Министров Украины "О
системе валютного регулирования и валютного контроля"  (  15-93  )
(далее  -  Декрет)  использование иностранной валюты на территории
Украины как  средства  платежа  требует  получения  индивидуальной
лицензии   НБУ.   После   этого,   приведя   определение   термина
"использование   иностранной   валюты   как   средства   платежа",
содержащееся в  п.  1.3 Положения о валютном контроле ( z0209-00 )
(далее  -  Положение),   он   отмечает,   что   при   перечислении
комиссионеру валюты расчетов за товар как таковых между комитентом
и   комиссионером   не   происходит.   Право   собственности    на
приобретаемые   комиссионером  материальные  ценности  принадлежит
комитенту.  Таким  образом,  автор  делает  первоначальный  вывод:
"индивидуальная  лицензия  комитенту не нужна и штрафные санкции к
нему за осуществление  указанной  в  вопросе  операции  не  должны
применяться".

     Однако, с  другой  стороны,  учитывая   определение   термина
"валютные  операции",  а  также  требования  пп.  "а" п.  4 ст.  5
Декрета (  15-93  ),  автор  соглашается с тем,  что,  поскольку у
комитента,   осуществляющего   перечисление   иностранной   валюты
комиссионеру,  нет  обязательств  перед  нерезидентом  - продавцом
оборудования  (контракт  на  приобретение  такого  оборудования  с
нерезидентом заключает комиссионер-резидент и от своего имени), то
действия комитента-резидента нуждаются в предварительном получении
индивидуальной лицензии НБУ.

     В то  же  время  А.Негода  считает,  что платеж в иностранной
валюте,  осуществляемый комитентом комиссионеру  для  приобретения
импортного  оборудования,  нельзя  с  полной  уверенностью считать
"использованием иностранной валюты как средства платежа".  "Ведь в
п.  1.3  Положения ( z0209-00 ) ничего не сказано о переходе права
собственности  на  такую  иностранную  валюту.  В  данном   пункте
говорится о расчетах за приобретаемые товары (работы, услуги)".

     Далее, проанализировав нормы пп. 6.1.2 Инструкции об открытии
банками счетов в национальной и иностранной валюте ( v0520500-99 )
и  п.  2.3 Правил осуществления операций на межбанковском валютном
рынке Украины  (  z0819-98  ),  автор  рекомендует  комитенту  при
заключения договора комиссии на покупку импортного оборудования не
брать на себя обязательств по покупке и  перечислению  иностранной
валюты  комиссионеру.  "Если  же это уже произошло,  то в договоре
комиссии должно быть обязательно указано,  что именно на комитента
возлагаются  вышеназванные обязательства". При этом основной довод
А.Негоды для  защиты  от  возможных  штрафных  санкций  состоит  в
следующем:

     "Согласно Декрету ( 15-93 ) валютные операции - это операции,
связанные с переходом права собственности  на  валютные  ценности.
Именно отсутствие перехода права собственности на перечисленную от
комитента   комиссионеру   иностранную   валюту   (а   не    право
собственности   на   приобретаемые   товары)   является   основным
аргументом в пользу комитента.  Несмотря на отсутствие у комитента
обязательств по оплате перед нерезидентом, перечисление комитентом
иностранной валюты комиссионеру не является валютной операцией, то
есть  не  требует наличия у комитента индивидуальной лицензии НБУ,
необходимой для осуществления данного вида операций".

 "НПО Поверхность"
 www.mdoffice.com.ua