Частный предприниматель предварительно рассчитался  за  услуги
    аренды с предприятием, предоставившим ему помещение, на сумму,
    которая превысила 3 тысячи гривен.  Будут ли применены в таком
    случае штрафные санкции за нарушение порядка наличных расчетов
    или к предприятию, или к частному предпринимателю?

    * * *

    "Положением о ведении кассовых операций в национальной  валюте
Украины",  утвержденным  постановлением  Правления   Национального
банка  в  Украине  от  19.02.2001 г.  № 72 ( z0237-01 ) (с  учетом  
изменений),  предусмотрено,  что  сумма наличного  расчета  одного  
предприятия    (предпринимателя)     с     другим     предприятием  
(предпринимателем)  через их кассы и через кассы учреждений банков  
не  должна  превышать 3 тыс. грн. в течение одного дня  по  одному  
или нескольким платежным документам.
    При этом платежи свыше установленной предельной  суммы  должны
проводиться  исключительно  в  безналичном  порядке.    Количество
предприятий (предпринимателей), с которыми проводятся  расчеты,  в
течение дня не ограничивается.
    Как определено  в  указанном  Положении,  наличные  расчеты  -
платежи наличными предприятий, предпринимателей и  физических  лиц
за  реализованную  продукцию    (товары,    выполненные    работы,
предоставленные услуги) и по операциям, которые непосредственно не
связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг) и  другого
имущества.
    Внереализационными  поступлениями  в    указанном    Положении
считаются: поступления от  операций,  которые  непосредственно  не
связаны с реализацией продукции (работ, услуг) и другого имущества
(включая  основные  фонды,  нематериальные    активы,    продукцию
вспомогательного  и  обслуживающего  производства),  в  том  числе
погашения  дебиторской  задолженности,  задолженности  по  займам,
бесплатно полученные средства,  возмещение  материальных  убытков,
взносы в  уставный  фонд,  платежи  за  предоставленное  в  лизинг
(аренду)  имущество,  роялти,  доход  (проценты)    от    владения
корпоративными  правами,  возврат  неиспользованных    подотчетов,
другие поступления.
    Одновременно  в  пункте  2.17  Положения  предусмотрены  общие
требования    относительно    того,    что    к       предприятиям
(предпринимателям)  применяются    штрафные    санкции    согласно
действующему законодательству Украины за:
    - превышение установленных лимитов кассы;
    - неоприходование (неполное оприходование) в кассах наличных;
    - превышение установленных сроков использования  выданных  под
отчет наличных,  а также за выдачу наличных средств под отчет  без
полной отчетности относительно ранее выданных средств;
    - расходование наличных из выручки на выплаты, которые связаны
с оплатой труда, при наличии налогового долга;
    - использование полученных в учреждении банка наличных средств
не по целевому назначению;
    - проведение наличных расчетов без предоставления  получателем
средств  платежного  документа,  который  подтверждал  бы   уплату
покупателем наличных средств.
    Поскольку указанный пункт обобщающий, то в нем выписаны  общие
требования  относительно  применения  финансовых    санкций,    но
применяться отдельные из них к отдельным  категориям  плательщиков
не могут.
    Дело в том, что самим Положением предусмотрено, что  в  случае
осуществления именно предприятиями  наличных  расчетов  с  другими
предприятиями (предпринимателями) свыше  установленной  предельной
суммы средства в размере превышения установленной  суммы  расчетно
прибавляются к фактическим остаткам наличных в кассе на конец  дня
плательщика одноразово  в  день  осуществления  этой  операции,  с
дальнейшим сравнением полученной расчетной  суммы  с  утвержденным
лимитом кассы.
    Что касается определения термина "лимит кассы", то в Положении
предоставлено определение: "лимит остатка наличных в кассе  (лимит
кассы)" - предельный размер наличных, который может  оставаться  в
кассе предприятия на конец рабочего дня,  который  устанавливается
учреждением банка.
    Учитывая изложенное,  поскольку  Положением  не  предусмотрено
установление  лимита  кассы  частным  предпринимателям,  то    при
установлении  нарушения  применения  норм  расчета  наличными,   к
частному предпринимателю не могут быть применены штрафные санкции,
предусмотренные Указом Президента Украины "О  применении  штрафных
санкций  за  нарушение норм  по  регулированию обращения наличных"  
от 12.06.95 г. № 436/95 ( 436/95 ) (с  учетом  изменений)  в  виде  
двукратного размера  сумм  выявленных  сверхлимитных  наличных  за 
каждый день.  
    В то же время статьей 56 Закона Украины  "О Национальном банке
Украины"  от  20.05.99  г.  № 679  ( 679-14 )  предусмотрено,  что 
Национальный банк  издает нормативно-правовые  акты  по  вопросам,  
отнесенным к его полномочиям,  которые являются  обязательными для    
органов  государственной власти и органов местного самоуправления,  
банков, предприятий, организаций  и  учреждений независимо от форм
собственности, а также для физических лиц.
    Поскольку в пункте 1.1 Положения  определено,  что  требования
этого  Положения  распространяются  на  юридических  лиц    (кроме
учреждений банков и предприятий почтовой связи) независимо  от  их
организационно-правовых форм и форм собственности, их обособленные
подразделения, представительства иностранных организаций и  фирмы,
которые осуществляют  предпринимательскую  деятельность  (далее  -
предприятия),  а  также  на  зарегистрированных  в   установленном
порядке    физических    лиц,    которые    являются    субъектами
предпринимательской деятельности без  создания  юридического  лица
(далее  -  предприниматели),  которые  осуществляют  операции    с
наличными в национальной  валюте,  и  являются  обязательными  для
выполнения ими, то при осуществлении наличных расчетов  и  частные
предприниматели  не  должны  нарушать   требования    относительно
осуществления наличных расчетов с другими предприятиями и частными
предпринимателями на сумму не более 3 тыс. грн.


------------------------------------------------------------------
"Бухгалтерия. Налоги. Бизнес" (044) 442-91-71
№39/02, стр. 40
[24.10.2002]
Александра Винцевич
Гл. гос. налоговый инспектор ГНИ в Деснянском р-не г. Киева
------------------------------------------------------------------